Основные направления снижения издержек предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – подробное рассмотрение этих факторов и их влияния на производственную, экономическую и социальную сферы жизни страны в целом. Основная задача – изучение последствий увеличения издержек и инфляции, а так же возможных способов действенного регулирования этих последствий.

Файлы: 1 файл

мэ1.doc

— 2.55 Мб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ
 

В настоящее время во всем мире идет интенсивное развитие и модернизация производства. Но улучшение или ухудшение качества выпускаемой продукции зависит от множества факторов.

В этой работе будут рассмотрены два основных фактора, на которые в первую очередь необходимо обратить внимание – это издержки производства и инфляция. Эти два показателя напрямую влияют на общий уровень цен. Издержки производства включаются в стоимость продукции при продаже, а инфляция в стране постоянно наращивает цены. В результате чего может падать уровень благосостояния населения, конкурентоспособность товаров по отношению к импортируемым, что приводит к падению значимости страны на международном рынке и в международных отношениях. 

Данная тема актуальна, так как издержки и инфляция существуют в экономике постоянно. Более того, они создают замкнутую цепочку: если растет инфляция, повышаются цены, работники требуют повышения заработной платы, плата повышается, возрастают издержки, так же с повышением уровня оплаты труда повышается и количество денег в экономике, что в свою очередь снова приведет к инфляции и так далее.

В первую очередь такая связь негативно влияет на жизнь части населения, имеющей фиксированные доходы, регулируемые лишь государством (например, пенсионеры). Обычно регулирование пенсий и пособий не увеличивается с той же скоростью, что и растет уровень цен, поэтому качество их жизни значительно снижается. Как следствие может падать и показатель населения.

Цель данной работы – подробное рассмотрение этих факторов и их влияния на производственную, экономическую и социальную сферы жизни страны в целом. Основная задача – изучение последствий увеличения издержек и инфляции, а так же  возможных способов действенного регулирования этих последствий.

1.        ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ИНФЛЯЦИЯ ИЗДЕРЖЕК

 

1.1    Понятие издержек.

 

Понятие издержек предприятия было трактовано ещё Карлом Марксом. Он рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и т. п. Первые издержки Маркс называл издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.[1]Современная трактовка по Большому Экономическому Словарю такова: «Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности».[2]

Каждое коммерческое предприятие прежде чем начать производство продукции, определяет цель своей деятельности, а именно: какую прибыль, какой доход оно сможет получить, учитывая при этом понесённые затраты, т.н. издержки предприятия.

На предприятии должен использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т.е. был бы самым эффективным. Поэтому необходимо использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.

В экономической науке теория издержек производства существует в двух вариантах: теории объективных и субъективных издержек.

Признание объективного характера издержек характерно для классической школы, где цены факторов производства выводились из так называемых естественных норм вознаграждения, а их уровни определялись отдельными теориями. Земельная рента определялась как дифференциальный излишек сверх предельных издержек возделывания земли, заработная плата - долгосрочными издержками средств существования рабочего, а прибыль представляла собой остаточную величину. В рамках классической школы не ставилось под сомнение реальность издержек производства. Но не случайно австрийскую Школу называют субъективно - психологической школой. Она объявила, что реальные издержки не более чем древнее заблуждение, а один из представителей австрийской школы - Ф.Визер (1851-1926) разработал субъективную теорию издержек. Исходными посылками данной теории являются два положения[3].

Первое положение гласит, что производительные блага представляют собой будущие, потенциальные блага, ценность их носит производный характер и зависит от ценности конечного продукта, приносящего непосредственное удовлетворение. Следовательно, не издержки производства придают ценность продуктам, а наоборот, издержки производства приобретают ценность от своих продуктов. Получалось, согласно взглядам представителей австрийской школы, что потребительские блага сами наделяют ценностью те производственные ресурсы или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка (потребительские товары) сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те самые первоочередные блага. В этой идее и заключается знаменитая «теория вменения» австрийской школы. Второе положение сводится к утверждению, что предложение представляет собой обратную сторону спроса – спроса тех, кто обладает товаром.

При достаточно низких ценах производители сами предъявят спрос на свою продукцию. В нашем примере с конным рынком, если рыночная цена будет ниже оценки полезности лошади конкретным продавцом, он уведет ее с рынка, так как полезность ее в своем хозяйстве оценивает выше. Отсюда следует, что предложение обусловлено не реальными издержками, а издержками отказа от других направлений использования, включая использование самим производителем. Другими словами издержки представляют собой ни что иное, как необходимую плату за отвлечение ресурсов от других вариантов использования; как цены, предлагаемые за услуги факторов, используемые для его производства другими конкурирующими производителями.

Можно считать Визера автором «концепции альтернативных затрат», которая представила как спрос, так и предложение зависящими от полезности, сведя все издержки к отказу от полезности. В данной теории издержки не более чем форма, в которой индивиду сообщается о «желанности» обладания вещью каким-либо другим человеком.

Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом.

Используя данное понятие, Визер сформулировал закон: предельная полезность предельного продукта обусловливает цену производительного блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (так называемый закон Визера). Довольно тяжеловесная конструкция, которая потребовала введение такого понятия как «предельная полезность предельного потребительского блага».

Для получения «хозяйственной пользы» требуется совместное действие нескольких материальных благ, при этом если не достает одного из них, цель не может быть достигнута в полной мере. Такие материальные блага Менгер назвал Комплиментарными (взаимно дополняющими друг друга). Совокупная ценность данной группы материальных благ определяется величиной предельной пользы, которую могут принести все эти материальные блага при совместном использовании. Если, например, три материальные блага: А, Б и С составляют комплиментарную группу, и если предельная польза, которые могут принести данные материальные блага при совместном использовании составляет 100 единиц, то и ценность всех трех материальных благ вместе тоже будет равна 100. Однако в реальной жизни обычна ситуация, когда отдельные члены комплиментарной группы сохраняют способность приносить известную пользу вне совместного использования.

Представители австрийской школы, в частности Бем-Баверк, считают, что данный излишек полезности должен приходится на долю самых труднозамещаемых благ. Бем-Баверк подтверждает правильность своей гипотезы ссылкой на то, что именно в практической жизни из общей суммы дохода вычитаются прежде всего издержки производства, которые представляют собой расходы на способные замещаться производственные блага (наемный труд, сырье, оборудование). Чистый же доход относят за счет не могущих замещаться членов комплиментарной группы (земля, фабрики, предпринимательские способности).

Это положение представляет собой своеобразное соединение концепции Ж.Б.Сэя о трех факторах производства с теорией предельной полезности[4].

 

 

1.2   Инфляция: понятие и типы

 

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы, что и вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Термин «инфляция» появился во второй половине XIX века. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны. Этим термином обозначалась денежная инфляция, но в дальнейшем под инфляцией стал пониматься любой рост цен, независимо от причин, по которым он возникал.

Инфляция – это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Типы инфляции:

Темп роста цен является первым из трех критериев при определении вида инфляции. Другой критерий – степень расхождения роста цен по различным группам (т. е. соотносительность роста цен по различным товарным группам). Третий критерий - ожидаемость и предсказуемость инфляции.

Виды инфляции с позиции темпа роста цен:

        ползучая – не более 10% в год;

        галопирующая – 40-60% в год;

        гиперинфляция – более 60% в год;

        стагфляция – гиперинфляция в сочетании с остановкой производства.

Все эти виды инфляции существуют только при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может не наблюдаться, а обесценение денег может выражаться в дефиците предложения.

 

 

По признаку ожидаемости выделяется:

        Ожидаемая инфляция, которую можно спрогнозировать на какой-либо период времени и зачастую являющуюся прямым результатам действий правительства,

        Неожидаемую инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. Однако в случае, когда внезапный скачек цен происходит в экономике не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый «эффект Пигу», резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен.

По степени сбалансированности роста цен выделяются два вида инфляции:

        сбалансированная инфляция;

        несбалансированная инфляция.

По масштабу охвата:

        локальная инфляция, имеющую место в отдельных странах;

        мировая, охватывающая группу стран или целые регионы.

По характеру протекания различают:

        открытую инфляцию, отличающуюся продолжительным ростом цен;

        подавленную, возникающую при твердых «замороженных» розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на «черном рынке».

Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не стесненному росту цен в результате падения покупательной способности денежной единицы.

Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, тем не менее она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Тем самым открытая инфляция сама выступает своего рода антиинфляционным средством.

Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она потому и называется «подавленной», что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме: в росте денежных цен. В такой ситуации инфляция принимает «подпольный» характер, внешне цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который не может быть компенсирован ростом производства. При подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами, тогда как другая, часть, не обеспеченная товаром, превращается в «лжеденьги». Покупатели стараются «поймать» дефицитный товар, превратив денежные знаки в подлинные деньги. Но именно дефицитность товара означает, что покупка становится случаем, удачей, лотереей. Возникают очереди, продавцы же начинают спекулировать дефицитным товаром. Появляется «черный рынок» – нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления.

 

 

1.3   Инфляция издержек: причины появления, последствия, антиинфляционная политика

 

Инфляция издержек – один из видов инфляции, проявляющийся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а также цены на выпускаемую продукцию.

Информация о работе Основные направления снижения издержек предприятия