Организация маркетингового исследования на СПК колхоз «Есененский» с. Кузьминское, Рыбновского района, Рязанской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг играет организационную роль в производственной сфере экономики. Разумеется, любая компания или предприятие, прежде всего, должны иметь возможность производить продукт. Но если они не организуют его маркетинг, то обречены на гибель, так как нет смысла производить продукт, который нельзя будет продать на рынке. При намерении выставить на рынок новый продукт производитель должен сделать исследование для определения рыночного спроса и цены, которая будет приемлема для различных объёмов производства.

Оглавление

Введение 3


Понятие и задачи маркетингового исследования
1.1 Маркетинг - его сущность, функции и принципы 6

1.2 Организационная система маркетингового исследования 10

1.3. Организационная структура маркетингового исследования 17


2.Характеристика предприятия СПК колхоз «Есенинский» .


2.1.Производственно – экономическая характеристика предприятия. 21


2.2.Миссии и цели предприятия. 26


2.3.Анализ внешней и внутренней среды. 28


3.Организация маркетингового исследования на предприятии. 31


Список использованной литературы. 39

Файлы: 1 файл

исследования.docx

— 133.03 Кб (Скачать)

     Информационно-аналитическое  подразделение маркетинга — группа специалистов в составе маркетинговой  службы, обладающие знаниями и опытом в сборе, обработке и анализе  маркетинговой информации на базе современной  компьютерной технологии.

     Однако  во многих случаях даже крупным предприятиям невыгодно самостоятельно проводить крупное исследование, требующее участия высококвалифицированных специалистов, специальной вычислительной техники (программ для ЭВМ), проведения масштабных опросов и т.п. Сложные маркетинговые исследования целесообразно проводить с помощью специализированных маркетинговых или консалтинговых фирм, работающих на коммерческой основе (иногда такие фирмы самостоятельно или по совместительству занимаются рекламной деятельностью). Кроме того, к проведению маркетинговых исследований можно привлекать научные учреждения, а также средние специальные и высшие учебные заведения. Маркетинговыми исследованиями также занимаются некоторые государственные и общественные организации. Кроме того, необходимую фирмам микро- и макро информацию о рынке маркетинговые службы могут приобретать у некоторых государственных органов (в частности у Госкомстата) и частных компаний.

     Преимущество  передачи функции маркетингового исследования специализированным фирмам заключаются в следующем:

во-первых, нет необходимости создавать достаточно многочисленный коллектив специалистов, владеющих приемами сбора информации, эконометрического и статистического анализа, обеспечивать их необходимым оборудованием, в

том числе  сложной компьютерной техникой, а  использовать их лишь по мере

необходимости;

во-вторых, специализированные фирмы имеют опыт исследовательской деятельности в конкретной области маркетинга, необходимые связи и т.п.;

в-третьих, многие такие фирмы располагают панелями для проведения специальных выборочных обследований, а также специалистами-интервьюерами, банками программ (моделей) и т.д.

     Маркетинговые исследования рода могут выполняться  как по заказу и по программе предприятия-заказчика  на коммерческих условиях, так и  самостоятельно маркетинговой фирмой по стандартной программе, рассчитанной на некоторые категории предприятий. Результаты таких исследований продаются  всем желающим. Иногда маркетинговая  фирма продает методологию исследования, алгоритмы и прикладные программы.

     Итоги исследования, его методология, рекомендации и т.п., продаваемые пользователям, представляют собой особый товар — интеллектуальный продукт, пользующийся определенным спросом. Сфера подобной деятельности представляет собой специализированный сегмент рынка информационного продукта.

     Успех маркетингового исследования в известной  мере зависит от организации маркетинговой  службы, по существу от человеческого  фактора. Квалификация работников, их опыт, знание ими рынка во многом предопределяют качество исследования. Но не в меньшей мере эти результаты зависят от оснащенности маркетинговой службы, от степе-

ни ее компьютеризации, наличия средств  связи и т.п. Наконец, на результаты и эффективность маркетингового исследования влияют отношения внутри группы: ее иерархия, коммуникативные  связи, взаимовыручка, поддержка и  сотрудничество (или их антиподы: подсиживание, интриги, доносительство и т.п.). Естественно, рабочая обстановка и производительность напрямую связаны с микроклиматом в коллективе. Важная роль в обеспечении результативности деятельности маркетинговой службы во многом предопределяется тем, кто ее возглавляет, ее менеджером и координатором. Возможны три варианта организации информационно-аналитической деятельности.

Первый вариант. Специализированной маркетинговой службы не существует.

Сбором  информации и ее оценкой занимаются все подразделения фирмы, к

сфере деятельности которых относится маркетинг.

Второй вариант. На фирме существует локализованная служба маркетинга,

организованная  по матричному или функциональному принципу. Каждое подразделение в рамках своей компетенции собирает и анализирует информацию, а выводы и рекомендации представляют руководителю / координатору.

Третий вариант. Большой объем исследовательской работы обусловил создание в рамках маркетинговой службы самостоятельное подразделение маркетинговых исследований, которое комплектуется специалистами, оснащается компьютерной и прочей оргтехникой и строится таким образом, чтобы обеспечить все этапы маркетингового исследования.

Сложная маркетинговая деятельность, широкий  диапазон функций, выполняемых службой маркетинга, многосторонние прямые и обратные связи и т.п. предъявляют серьезные требования к организации управленческого аппарата информационно – аналитических подразделений маркетинговой службы, т.е. требует создания определенных властно-иерархических структур, находящихся в отношениях соподчиненности и координации, разделения маркетинг - менеджмента и информационно-аналитических функций. В этом отношении деятельность маркетинговой службы базируется на принципах менеджмента.

     К ним относятся:

научность, т.е. соблюдение требований теории менеджмента;

мобильность, т.е. неотложное исполнение принятых решений, проведение исследований в строго установленные сроки;

гибкость, т.е. способность в случаях необходимости оперативно изменять сферу изучения, расставлять акценты на разных направлениях исследования в соответствии с изменением рыночной ситуации;

маневренность, т.е. умение адекватно реагировать на неопределенность внешней среды, адаптироваться к постоянной изменчивости условий, действию случайных факторов, находить слабые места конкурента, определять приоритеты исследования и т.д.;

настойчивость, т.е. неуклонное проведение в жизнь намеченных планов, получение необходимой информации во что бы то ни стало;

демократичность, т.е. сочетание дружеских, благосклонных отношений между начальниками и подчиненными информационно-аналитического подразделения службы маркетинга с жесткой требовательностью и контролем исполнительской дисциплины. К понятию демократичности можно отнести формирование системы материального и морального поощрения работников, воспитание у них чувство лояльности к «своему» предприятию, выработка у работников чувства ответственности и гордости за свое предприятие, обеспечение благоприятного делового климата. Нельзя жалеть инвестиций в «человеческий фактор».

     Коммерческий  успех, или, наоборот, провал фирмы на рынке в значительной мере зависит от эффективности маркетинговых исследований. В свою очередь, эффективность маркетингового исследования в большой мере обусловлена квалификацией и подготовленностью персонала. Принятие решений, последовательное и умелое претворение их в жизнь требует информационно-аналитического обеспечения. К специалистам, занимающимся информационно-аналитической деятельностью, предъявляются особо высокие требования. Они должны обладать высокой квалификацией и обязаны:

досконально знать теорию и практику маркетинга, все его приемы и формы

деятельности;

постоянно быть в курсе рыночной ситуации;

уметь собирать информацию и владеть приемами ее обработки;

работать на компьютере с прикладными пакетами программ;

знать статистику, эконометрику, основы социометрии и квалиметрии;

уметь делать и излагать выводы, полученные в результате анализа данных, и

составлять  обоснованные рекомендации;

отвечать за свои оценки и прогнозы. Результат маркетингового исследования, его продукт, как правило, предназначен для купли-продажи.    Это означает, что данный интеллектуальный продукт, представляющий собой исследовательский процесс, обладает всеми признаками товара. Он продается и покупается (как в целом, так и его отдельные элементы).   Следовательно, маркетинговое исследование является интеллектуальным товаром, которому присущи такие категории как спрос и предложение. Маркетинговое исследование, как и всякий товар, имеет свою цену. В последние годы спрос на этот интеллектуальный товар годы имеет тенденцию к постоянному росту. Маркетинговое исследование — интеллектуальный товар. Маркетинговые фирмы на коммерческой основе выполняют для своих клиентов широкий круг работ. Например, по заказу частной корпорации или государственного учреждения, иногда по собственной инициативе, маркетинговая фирма:

разрабатывает стратегию маркетинга;

осуществляет анализ деловой активности и позиционирование товаров;

оценивает и прогнозирует емкость рынка;

выполняет анализ рыночных сегментов и их привлекательности;

тестирует рынок и степень его новизны;

оценивает ситуацию на конкурентном рынке;

анализирует эффективность рекламы;

осуществляет контроллинг;

оказывает услуги по выбору целевого рынка и выполняет многие другие маркетинговые операции.

     В специализированных маркетинговых  компаниях выделяются три типа продажи результатов исследовательской деятельности:

фирмы, которые работают самостоятельно и независимо от пользователей их информационного продукта; они сами собирают сведения о рынках, потребителях, товарах, производственных и торговых предприятиях, после чего продают эту информацию любому клиенту по коммерческим расценкам;

фирмы, выполняющие конкретные исследования или разрабатывающие методологию исследования по заказу клиентов (клиент может участвовать в разработке собранных материалов; результаты исследования становятся собственностью клиента);

узкоспециализированные фирмы, которые выполняют определенную часть исследования, например, проводят единовременные опросы или осуществляют разовый пробный маркетинг по поручению клиентов.

     Таким образом, информационно-аналитическое  управление службы маркетинга предприятия вынуждено налаживать две системы коммуникативных связей: внутреннюю, с подразделениями собственной фирмы и внешнюю, с учреждениями и предприятиями, которые готовы на условиях, которые устраивают обе стороны, к обмену информацией

или продаже  информации. Эти связи можно классифицировать следующим образом:

    связь с собственным руководством (распоряжения, планы, отчеты, рекомендации и т.п.);

    связь с другими подразделениями фирмы (обмен информацией, координация действий, увязка разделов плана и т.п.);

    связи и отношения с производственными и торгово-сбытовыми подразделениями (предприятиями) собственной фирмы (участие в разработке и выведении товара на рынок, т.е. информационно-аналитическое обеспечение составления производственной и торгово-сбытовой программ, ценообразования, торгового процесса);

    связи и отношения с поставщиками, дистрибьюторами и клиентами (информационно-аналитическое обеспечение заключения сделок, действий по отгрузке, поставке и продаже товаров, рекламной деятельности, взаимный обмен информацией между производителями и торговыми посредниками и т.п.);

    покупка информации у Госкомстата, других организаций, а также заказная информация от маркетинговых и консалтинговых фирм. 

1.3. Организационная структура маркетингового исследования

Информация о работе Организация маркетингового исследования на СПК колхоз «Есененский» с. Кузьминское, Рыбновского района, Рязанской области