Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 23:09, курсовая работа
Цель исследования — на основе анализа теоретических положений и результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты исследования конкурентов и позиционирования товара;
— осуществить анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции на примере ОАО «Барановичский КЖБК»;
— предложить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРА 6
1.1 Теоретические аспекты исследования конкурентов 6
1.2 Позиционирование товаров на рынке 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский КЖБК» 15
2.2 Анализ основных конкурентов и позиции ОАО «Барановичский КЖБК» на рынке строительных материалов 21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Согласно п. 6.2.2.1 Строительных норм Республики Беларусь «Бетонные и железобетонные конструкции» (СНБ 5.03.01-02) в качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных конструкций можно применять стержневую арматуру классов S540, S800 и S1200, проволочную и канатную арматуру класса S1400. По способу производства арматура может быть горячекатаной (в том числе упрочненной вытяжкой), термомеханически упрочненной, холоднодеформированной.
Суть модернизации состоит в замене арматуры S800 на S1200 и увеличении шага арматурной сетки, что позволит сократить расход сырья и материалов на 12 %.
Определим коэффициент экономии материальных затрат:
( |
3.1 |
) | ||
где |
— коэффициент экономии материальных затрат; | |||
-процент экономии сырья и экономия увеличение количества выпускаемой продукции, %; |
Кмз = (100+12)/100 = 1,12.
Потребность в сырье и материалах составит:
( |
3.2 |
) | ||
где |
— потребность (среднегодовая) в сырье и материалах по новому плану, р.; | |||
— потребность (среднегодовая) в сырье и материалах по базовому плану, р.; | ||||
Зсыр план = 5975/1,12 = 5335 млн. р.
2. Суть второго предложения состоит в том, чтобы снизить запасы готовой продукции по уровню прошлого года в 2 раза. Предположение основывается на аналитическом отчете маркетингового отдела ОАО «Барановичский КЖБК» по реальной потребности в наличии запасов готовой продукции для обеспечения бесперебойного выполнения заключенных ОАО «Барановичский КЖБК» договоров поставок.
Для расчета запасов продукции по предлагаемому плану используем следующую формулу:
( |
3.3 |
) | ||
где |
— затраты (среднегодовые) на запасы готовой продукции и товары для реализации по новому плану, р.; | |||
— затраты (среднегодовые) на
запасы готовой продукции и
товары для реализации по | ||||
— коэффициент снижения
затрат готовой продукции и
товары для реализации по |
Зпр. план = 2223/2 = 1112 млн. р.
Общие запасы и затраты тогда составят:
( |
3.4 |
) | ||
где |
— общие запасы и затраты по новому плану, р. |
Примечание: Отметим, что при построении выше приведенной формулы (3.4) не были учтены следующие категории: животные на выращивании и откорме; выполненные этапы по незавершенным работам; прочие запасы и затраты. Причиной послужило то, что на ОАО «Барановичский КЖБК» в рассматриваемый период по данным категориям были нулевые позиции.
ОМОА план = 5335+41+3+1112+185+73 = 6749 млн. р.
Выручка по новому плану равна:
( |
3.5 |
) | ||
где |
— выручка по новому плану, р.; | |||
— выручка по базовому плану, р. |
Впр план = 84291*1,12 = 94406 млн. р.
Определим себестоимость по новому плану:
( |
3.6 |
) | ||
где |
— себестоимость реализованной продукции по новому плану, р.; | |||
— себестоимость реализованной продукции по базовому плану, р.; | ||||
— общие запасы и затраты по базовому плану, р. |
РПсб план = 51770-(8498-6749) = 50021 млн. р.
Определим прибыль от реализации продукции по новому плану:
( |
3.7 |
) | ||
где |
— прибыль от реализации продукции по новому плану, р.; | |||
— прибыль от реализации продукции по базовому плану, р. |
Пплан = 2126+(51770-50021) = 3875 млн. р.
Для расчета отклонений используется следующая формула:
( |
3.8 |
) | ||
где |
— величина отклонения; | |||
— значение в сравниваемом периоде; | ||||
— значение в периоде,
служащим базовым для |
ΔП = 3875-2126 = 1749 млн. р.
ΔРПсб = 50021-51770 = -1749 млн. р.
Для расчета относительных отклонений используется следующая формула:
( |
3.9 |
) | ||
где |
— величина относительного отклонения, %; | |||
— значение по новому плану; | ||||
— значение по базовому плану. |
%П = 3875/2126*100 = 182,28 %
%РПсб = 50021/51770*100 = 96,62 %
Поскольку выручка от реализации продукции при базовом и новом плане остается неизменной, то отклонения по показателям выручки не рассчитываются и равны нулю.
В заключение третьей главы следует отметить.
Предложено активизировать резервы повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке. Предлагаемые мероприятия (модернизацию технологического пролета и снижение запасов готовой продукции) позволяют существенно улучшить экономические показатели ОАО «Барановичский КЖБК». За счет внедрения предложенных мероприятий будут получена дополнительная прибыль в размере 1749 млн. р., что на 182,28 % больше исходного варианта. Также предложено сократить процент брака, хотя бы в 2 раза (с 3 до 1,5 %). Это позволило бы увеличить выпуск продукции на тех же производственных площадях и с помощью того же оборудования на 16,2 млн. р.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.
Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе, а также определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
Существует пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли: появление новых конкурентов; угроза замены данного продукта новыми продуктами; сила позиции поставщиков; сила позиции покупателей; конкуренция среди производителей в самой отрасли.
Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов рекомендуется проводить в следующих направлениях: исследование конкурентоспособности продуктов; исследование конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности; изучение конкурентоспособности фирмы в целом.
Позиция продукта — это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта. Позиционирование продукта заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества. Позиции описываются переменными, которые являются важными для потребителей и которые ими выбираются.
Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе, исходя из результатов позиционирования своих продуктов организация выбирает направления дифференциации. Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала и дифференциацию имиджа. Стратегиях репозиционирования (повторного позиционирования) позволяют фирме исправить неверные параметры позиционирования и учесть динамику рыночной конъюнктуры.
Объектом исследования было выбрано Открытое акционерное общество «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» (ОАО «Барановичский КЖБК»). Стратегической целью маркетинговой деятельности комбината является наступательный охват и закрепление на рынках Республики Беларусь, Российской Федерации, в странах Прибалтики в качестве крупнейшего производителя сборного железобетона с учетом потребностей потребителей. Реализация продукции ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь осуществляется по прямым договорам непосредственно потребителю, оптовым покупателям и через собственный магазин. Результаты анализа рынка показывают, что в 2013 г., в связи с увеличением объемов жилищного строительства, спрос на плиты пустотного настила в Республике Беларусь сохранится. Перспективным географическим сегментом рынка плит дорожных и аэродромных покрытий является Северо-Западный округ Российской Федерации.
Основными
потребителями ОАО «Барановичский КЖБК»
являются: строительные организации (тресты)
и фирмы; промышленные предприятия; индивидуальные
предприниматели; физические лица. Основными
конкурентами ОАО «Барановичский КЖБК»
являются аналогичные заводы железобетонных
изделий: Завод сборного железобетона
№ 1 (г. Минск); ОАО «Гомельжелезобетон» (г.
Цены на продукцию ОАО «Барановичский КЖБК» находятся на среднем уровне. Очевидно, что конкуренция среди производителей сборного железобетона высокая, поэтому предприятию нужно принимать активные меры по удержанию существующих заказчиков и привлечению новых. Такими мерами являются: гарантия высокого качества продукции, соблюдение сроков поставки, создание удобства в приобретении продукции для покупателей в различных сегментах рынка.
Предложено активизировать резервы повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке. Предлагаемые мероприятия (модернизацию технологического пролета и снижение запасов готовой продукции) позволяют существенно улучшить экономические показатели ОАО «Барановичский КЖБК». За счет внедрения предложенных мероприятий будут получена дополнительная прибыль в размере 1749 млн. р., что на 182,28 % больше исходного варианта. Также предложено сократить процент брака, хотя бы в 2 раза (с 3 до 1,5 %). Это позволило бы увеличить выпуск продукции на тех же производственных площадях и с помощью того же оборудования на 16,2 млн. р.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулич, И. Л. Международный маркетинг : учеб. пособие / И. Л. Акулич. — Минск : Высшая школа, 2006. — 544 с. |
||
2. Акулич, И. Л. Маркетинг : учеб. пособие / И. Л. Акулич. — Минск : Интерпрессервис, 2003. — 397 с. |
||
3. Ассель, Г. Маркетинг : принципы и стратегия / Г. Ассель; пер. С. Г. Логодич. — М. : Бизнес, 2009. — 312 с. |
||
4. Волкова, М. Г. Маркетинговы |
||
5. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 1 окт. 2013 г. — Минск : Амалфея, 2013. — 319 с. |
||
6. Дурович, А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности : учебник / А. П. Дурович. — Минск : Финансы, учет, аудит, 2005. — 392 с. |
||
7. Дэниелс, Д. Д. Международный бизнес : внешняя среда и деловые операции / Д. Д. Дэниелс; пер. С. Г. Юрчик. — 6-е изд. – М. : Дело, 1998. — 456 с. |
||
8. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке : учеб. пособие / А. В. Зырянов [и др.]; под общ. науч. ред. проф. А. В. Зырянова. — Екатеринбург : Новая книга, 2005. — 617 с. |
||
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер; пер. С. Ю. Галошина. — 3-е изд. –– М. : Юнити, 2006. — 817 с. |
||
10. Маркетинговые исследования : теория, методология и практика / Е. П. Голубков [и др.]; под ред. Е. П. Голубкова. — 3-е изд. — М. : Финпресс, 2007. — 416 с. |
||
11. Миронова, Н. И. Основные формулы экономики, статистики и логистики: справочник / Н. И. Миронова. — 3-е изд. — М. : Юнити, 2012 г. — 418 с. |
||
12. Наумов, В. Н. Маркетинг сбыта : учеб. пособие / В. Н. Наумов. — СПб. : Изд. СПбГУЭФ, 2009. — 783 с. |
||
13. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции : Закон Республики Беларусь, 10 янв. 1992 г., № 2034-XІІ : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. |
||
14. Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187 : постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 31 окт. 2011 г., № 111 : в ред. постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 10.07.2009 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. |
||
15. Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь : постановление Министерства финансов Респ. Беларусь, 14 февр. 2008 г., № 19 : в ред. постановления Министерства финансов Респ. Беларусь от 06.05.2013 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2013. |
||
16. Политика экономического успеха: учебник / П. В. Савченко [и др.]; под ред. П. В. Савченко. — М. : Юрист, 2010. — 456 с. |
||
17. Сафронов, Н. А. Экономика предприятия : учебник / Н. А. Сафонов, Е. В. Арсенова; Я. Д. Балыков; под общ. ред. Н. А. Сафонова. — М. : Финансы и статистика, 2011. — 581 с. |
||
18. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент : учебник / Р. А. Фатхутдинов. — М. : Знание, 2000. — 318 с. |
||
19. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность : экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. — М. : ИНФРА-М, 2000. — 312 с. |
||
20. Юргель, С. М. Сбытовая политика фирмы : практ. пособие / С. М. Юргель. — М. : ВНИИЭС, 2009. — 817 с. |