Организация исследования конкурентов и позиционирования товаров ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — на основе анализа теоретических положений и результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты исследования конкурентов и позиционирования товара;
— осуществить анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции на примере ОАО «Барановичский КЖБК»;
— предложить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРА 6
1.1 Теоретические аспекты исследования конкурентов 6
1.2 Позиционирование товаров на рынке 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский КЖБК» 15
2.2 Анализ основных конкурентов и позиции ОАО «Барановичский КЖБК» на рынке строительных материалов 21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 984.50 Кб (Скачать)

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

В 2012 г. сборный железобетон отгружался потребителям в Российскую Федерацию, Латвию и Литву. Наиболее востребованной продукцией, реализуемой на экспорт, были: плиты дорожные ПДН, плиты аэродромные ПАГ-14 и ПАГ-18; стойки опор ЛЭП СВ 95-20, СВ 110-35. В связи с падением цен на внешних рынках на плиты пустотного настила и сваи, усиление ценовой конкуренции, сохранение больших транспортных расходов ограничили экспортные возможности. Несмотря на это, ОАО «Барановичский КЖБК» предпринимает меры по дополнительному развитию экспорта в регионы Российской Федерации.

Сравнительный анализ цен (без учета НДС) на продукцию ОАО «Барановичский КЖБК» и основных конкурентов по состоянию на 01.01.2013 г. представлен в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 — Сравнительный анализ цен (без учета НДС), р.

Наименование

ОАО «ЖБК»

ОАО «ЖБИК»

ОАО «Минск-железо-бетон»

ОАО «Пинский КСИ»

ПРУП «Новопо-лоцк-железо-бетон»

ОАО «Завод ЖБИ»

ОАО «Рогачев-железо-бетон»

ПТМ90.15

1110810

       

1076240

 

ПТМ90.12

832420

   

845635

 

809970

 

ПТМ72.15

674970

 

697955

679940

 

672920

719338

ПТМ72.12

531110

524410

 

499500

514275

518760

 

ПТМ63.15

470750

443550

518924

477665

490960

511700

 

ПТМ63.12

364320

343920

404312

404645

410171

395120

484951

ПТМ48.15

365150

338050

376743

452532

369876

413490

 

ПТМ48.12

352400

262130

299349

322255

282115

343890

 

ЗПГ12-2

1479130

       

1475700

 

1ПГ6-3

451220

   

556220

     

2ПГ12-2

1894480

       

1865520

 

3ПГ6-3

580690

       

606240

 

СП60.30-4

275950

254180

220701

 

295999

281330

244025

СП120.30-8

731010

537750

515011

 

659331

727140

 

ПРС56.15-11

650800

 

790287

       

ПРГ60.2,5-4

599680

   

516525

711930

 

554866

ПАГ-14

966140

913320

     

886870

848222

ПАГ-18

1333530

       

1276480

 

ПДН

842600

829380

     

827780

776296

СВ95-20

201760

     

188391

182360

 

СВ110-35

315390

       

275290

 

ОГ-28

1074060

   

899370

     

Примечание — Источник: собственная разработка.

 

            Основными потребителями ОАО «Барановичский КЖБК» являются: строительные организации (тресты) и фирмы; промышленные предприятия; индивидуальные предприниматели; физические лица. Среди строительных организаций (трестов) можно выделить: ОАО «Стройтрест № 25», г. Барановичи; ОАО «Стройтрест № 8», г. Брест; ОАО «Стройтрест № 3 Ордена Октябрьской революции», г. Солигорск; РУП «Трест № 26 Железобетонмонтаж», г. Минск; ОАО «Стройтрест № 12», г. Могилев; ОАО «Стройтрест № 9», г. Витебск; ОАО «Гроднопромстрой»; ОАО «Гомельпромстрой» и другие. Среди строительных фирм: СООО «Тамбаз», ОО «Табак-Инвест», ИП «Алвора-бел», ЗАО «Алвора» и другие. Все эти организации являются крупнейшими покупателями.

Чтобы выигрывать в конкурентной борьбе на рынке, предприятию необходимо улучшать качественные характеристики продукции, т.к. при удержании цен на продукцию на уровне цен конкурентов, более высокое качества создает серьезное преимущество, позволяет привлечь большее количество потребителей.

Важное значение в конкурентной борьбе имеет имидж предприятия, т.е. социально-психологические характеристики, которые формируют благоприятное отношение покупателей к предприятию.

Основными конкурентами ОАО «Барановичский КЖБК» являются аналогичные заводы железобетонных изделий: Завод сборного железобетона № 1 (г. Минск); ОАО «Гомельжелезобетон» (г. Гомель); ОАО «Завод ЖБИ» (г. Барановичи); ОАО «Комбинат ЖБИК» (г. Орша); ОАО «Минскжелезобетон» (г. Минск). Сравнительный анализ цен по состоянию на 01.01.2013 г. приведен ниже (таблица 2.6). Цены на продукцию ОАО «Барановичский КЖБК» находятся на среднем уровне. Очевидно, что конкуренция среди производителей сборного железобетона высокая, поэтому предприятию нужно принимать активные меры по удержанию существующих заказчиков и привлечению новых. Такими мерами являются: гарантия высокого качества продукции, соблюдение сроков поставки, создание удобства в приобретении продукции для покупателей в различных сегментах рынка.

Обобщив и подытожив материалы второй главы, следует отметить.

1. Объектом исследования было выбрано Открытое акционерное общество «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» (ОАО «Барановичский КЖБК»).

2. Стратегической целью маркетинговой деятельности комбината является наступательный охват и закрепление на рынках Республики Беларусь, Российской Федерации, в странах Прибалтики в качестве крупнейшего производителя сборного железобетона с учетом потребностей потребителей. Реализация продукции ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь осуществляется по прямым договорам непосредственно потребителю, оптовым покупателям и через собственный магазин. Результаты анализа рынка показывают, что в 2013 г., в связи с увеличением объемов жилищного строительства, спрос на плиты пустотного настила в Республике Беларусь сохранится. Перспективным географическим сегментом рынка плит дорожных и аэродромных покрытий является Северо-Западный округ Российской Федерации.

3. Основными потребителями ОАО «Барановичский КЖБК» являются: строительные организации (тресты) и фирмы; промышленные предприятия; индивидуальные предприниматели; физические лица. Основными конкурентами ОАО «Барановичский КЖБК» являются аналогичные заводы железобетонных изделий: Завод сборного железобетона № 1 (г. Минск); ОАО «Гомельжелезобетон» (г. Гомель); ОАО «Завод ЖБИ» (г. Барановичи); ОАО «Комбинат ЖБИК» (г. Орша); ОАО «Минскжелезобетон» (г. Минск).

4. Цены на продукцию ОАО «Барановичский КЖБК» находятся на среднем уровне. Очевидно, что конкуренция среди производителей сборного железобетона высокая, поэтому предприятию нужно принимать активные меры по удержанию существующих заказчиков и привлечению новых. Такими мерами являются: гарантия высокого качества продукции, соблюдение сроков поставки, создание удобства в приобретении продукции для покупателей в различных сегментах рынка.

  1.  
    Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке

 

 

Важнейшим аспектом повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» должно стать повышение качества выпускаемой продукции.

Сертификация системы менеджмента качества (далее — СМК) ОАО «Барановичский КЖБК» соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Действующая на ОАО «Барановичский КЖБК» СМК обеспечивает постоянное улучшение управления всеми видами деятельности предприятия, соответственно повышается качество продукции и удовлетворенность потребителей.

Совершенствование процессов и процедур СМК при производстве осуществляется в соответствии с программой «Качество» на 2013 г., разработанной специалистами группы анализа и управления качеством (ГА и УК) и утвержденной руководителем предприятия 22.12.2012 г.

Программа «Качество» является неотъемлемой частью планирования СМК на ОАО «Барановичский КЖБК» и направлена на реализацию Политики ОАО «Барановичский КЖБК» в области качества и на выполнение мероприятий, включенных в отраслевую программу «Качество».

Затраты на выполнение мероприятий программы «Качество» за 2012 г. по предприятию составили 100,5 млн. р.

На основании Политики предприятия в области качества разработаны цели предприятия в области качества и закреплены лица, ответственные за их достижение.

Планируемые затраты на качество на 2013 г. 85000,0 тыс. р.

В целях повышения материальной заинтересованности рабочих в повышении своего профессионального уровня и выпуска продукции высокого качества в 2012 году 104 рабочих работали на самоконтроле, за что им производилась доплата в размере 15 % тарифной ставки.

Рабочим, соблюдающим технологическую дисциплину, не имеющим брака и возвратов продукции на доработку, выполняющим личные производственные планы устанавливалась надбавка за профессиональное мастерство в соответствии с «Положением о надбавках за профессиональное мастерство рабочим». Всего в 2012 г. было выплачено 34971 тыс. р. по виду оплат за профмастерство.

С целью более полной увязки заработной платы с качеством изготовления продукции в «Положении о премировании за конечные результаты труда» были проведены изменения:

— за сдачу продукции с первого предъявления начисляется премия 10 % от сдельной зарплаты;

— за отсутствие случаев возврата некачественной продукции со смежных подразделений, с последующих операций — 25 %;

— за отсутствие нарушений технологической дисциплины –10 %.

При выявлении брака на предшествующих операциях рабочему производится депремирование в размере 15 %.

Всего в системе оплаты труда около 40 % заработной платы основных производственных рабочих связано с качеством выполняемых работ.

Отметим, что в условиях рыночной экономики экономики стимулирование предприятия осуществляется путем роста объема продаж и прибыли фирмы, выпускающей высококачественную и конкурентоспособную продукцию. Кроме того, повышается престиж предприятия, который нужно постоянно поддерживать продуманной стратегией и менеджментом качества. На данном предприятии, которое по численности работников можно отнести к средним, где однозначно можно оценить вклад каждого подразделения в успех (или убыточность) ОАО «Барановичский КЖБК», стимулирование имеет непосредственный характер, через планирование и учет фактических доходов каждого структурного подразделения.

С целью повышения качества выпускаемой продукции и совершенствования структуры управления завода предлагается создать самостоятельное структурное подразделение «Бюро входного контроля деталей» с основными функциями контроля качества деталей и узлов, поставляемых в сборочное производство смежными подразделениями.

Выявим резервы роста объема производства за счет сокращения и устранения производственного брака по товару «Плиты ПРС 26-56».

В 2012 году на предприятии потери от брака по товару «Плиты ПРС 26-56» составили 15,684 млн. р. при себестоимости валовой (товарной) продукции по товару «Плиты ПРС 26-56» 257,630 млн. р. В 2013 году планируется сократить потери от брака по товару «Плиты ПРС 26-56» до 10,123 млн. р. при увеличении себестоимости валовой продукции по товару «Плиты ПРС 26-56» до 324,250 млн. р. Объем валовой продукции по товару «Плиты ПРС 26-56» в 2012 году составлял 298,810 млн. р., план по товару «Плиты ПРС 26-56» на 2013 год — 376,210 млн. р.

Определим относительный размер брака:

в 2012 году: Об = (15,684 / 257,630) · 100 = 2,4 %;

В 2013 году: Об = (10,123/ 324,250) · 100 = 3,12 %;

Можно отметить, что в плане предусмотрено незначительное увеличение размера брака и потерь от брака по товару «Плиты ПРС 26-56» — 0,72 %. Это обстоятельство связано с увеличением объема выпускаемой продукции.

Определим объем продукции по товару «Плиты ПРС 26-56», недополученной из-за брака по фактическому его проценту:

в 2012 году: ∆g =257,630 · 2,4 /100 = 6,183 млн. р.;

в 2013 году: ∆g = 376,210 · 3,1/100=11,662 млн. р.

Таким образом, несмотря на абсолютное и относительное увеличение потерь от брака по товару «Плиты ПРС 26-56» в 2013 году потери объема производства по причине брака возрастут. Объясняется это недостаточными темпами сокращения потерь от брака в условиях, когда вес каждого процента увеличился: в 2012 году 1 % брака по товару «Плиты ПРС 26-56» был равнозначен потере продукции на 25,7 млн. р. (257,608 /100), а в 2013 году— на 37,6 млн. р. (376,210 / 100).

Чтобы уменьшить потери по товару «Плиты ПРС 26-56» по причине производственного брака, необходимо существенно сократить процент брака, хотя бы в 2 раза (с 3 до 1,5 %). Это позволило бы увеличить выпуск продукции на тех же производственных площадях и с помощью того же оборудования на 16,2 млн. р.

Основным направлением работы в 2013 г. будет дальнейшее наращивание объемов производства сборного железобетона путем решения следующих задач:

— модернизация технологического пролета для увеличения выпуска экспорт ориентированной продукции;

— увеличение количества технологической оснастки для изготовления стоек железобетонных опор высоковольтных линий электропередач, плит дорожных и аэродромных покрытий;

— мобилизация коллектива на максимальное использование имеющихся ресурсов (технологического оборудования, металлоформ, пропарочных камер, производственного персонала).

Общий объем выпуска сборного железобетона на будущий год установлен в размере 185 тыс. м3, что составит 110 % к уровню текущего года. Комбинат намерен и в дальнейшем проводить политику позиционирования предприятия с исчерпывающей номенклатурой изделий. Вследствие нарастания объемов выпуска продукции предлагаем провести модернизацию технологического пролета с целью увеличения объемов выпуска экспорт ориентированной продукции путем осуществления следующих мероприятий:

1. Первое предложение предполагает модернизацию технологического пролета.

Производство продукции организовано в двух формовочных пролетах, размерами в плане 18×144 метра.

Выпускаемая продукция — плиты перекрытий многопустотные предварительно-напряженные агрегатно-поточного способа производства.

Серия рабочих чертежей Б1.041.1-3.08.

Типоразмер плит: длина от 2380 мм до 6360 мм, ширина 1490 мм, толщина 220 мм.

Плиты производят под расчетные нагрузки 4,5; 6; 8; 10; 12,5кПа.

Производство плит организовано на двух формовочных постах в силовых металлоформах. Армирование — отдельные преднапрягаемые арматурные стержни класса S800. Способ напряжения арматурных стержней электротермический. Плиты имеют монтажные петли. Плиты изготавливают из тяжелого бетона класса по прочности на сжатие от С16/20 до С25/30.

Информация о работе Организация исследования конкурентов и позиционирования товаров ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь