Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 23:09, курсовая работа
Цель исследования — на основе анализа теоретических положений и результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты исследования конкурентов и позиционирования товара;
— осуществить анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции на примере ОАО «Барановичский КЖБК»;
— предложить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРА 6
1.1 Теоретические аспекты исследования конкурентов 6
1.2 Позиционирование товаров на рынке 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский КЖБК» 15
2.2 Анализ основных конкурентов и позиции ОАО «Барановичский КЖБК» на рынке строительных материалов 21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследования конкурентов и позиционирования товара 6
1.1 Теоретические аспекты исследования конкурентов 6
1.2 Позиционирование товаров на рынке 11
ГЛАВА 2 Анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции на примере ОАО «Барановичский КЖБК» 15
2.1 Организационно-
2.2 Анализ основных конкурентов и позиции ОАО «Барановичский КЖБК» на рынке строительных материалов 21
ГЛАВА 3 Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено такой важной и актуальной теме как «Исследование конкурентов и позиционирование товаров на рынке».
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition). Конкурентная борьба — это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция — это соперничество между людьми, фирмами и территориями и организациями, заинтересованными в достижении одной и той же цели. И это самый дешевый и эффективный метод экономического контроля, он стоит обществу минимальных затрат. Такой контроль является своеобразной силой, которая толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, на увеличение объема сбыта, на борьбу за заказы и потребителя, на улучшение качества.
Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или предлагают существенные выгоды, которые оправдывают более высокие цены. Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Первый шаг в этом направлении — анализ конкурентов. Следующий шаг — разработка конкретных конкурентных стратегий, которые позволяют компании занять прочные позиции в борьбе с конкурентами и дают наиболее сильное из всех возможных преимущество перед ними.
В современном мире, а в частности в нашей стране тема конкуренции и конкурентных стратегий очень актуальна, так как в Республике Беларусь лишь начинают развиваться «здоровые» конкурентные отношения, и, следовательно, чтобы выйти на рынок и выжить на нем, фирме или предприятию необходимо разрабатывать стратегические планы и применять конкурентные стратегии.
Компании могут достигать конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Обобщив и подытожив вышесказанное можно утверждать, что выбранная тема исследования «Исследование конкурентов и позиционирование товаров на рынке» обладает высоким уровнем актуальности и практической значимости.
Объект исследования — маркетинговая деятельность ОАО «Барановичский КЖБК».
Предмет исследования — организация исследования конкурентов и позиционирования товаров ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Цель исследования — на основе анализа теоретических положений и результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты исследования конкурентов и позиционирования товара;
— осуществить анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции на примере ОАО «Барановичский КЖБК»;
— предложить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Основой для выполнения исследования стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература.
В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие.
Структурно изложение материала исследования представлено в виде оглавления, введения, основной части в виде трех глав, заключения и списка использованных источников. Исследование сопровождается приложениями.
Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Выбор последних определяется результатами исследований следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли [10, с. 300].
Зачастую вопросы определения позиции в конкурентной борьбе рассматриваются только с точки зрения решения второго круга проблем.
Хотя, безусловно, прежде всего, требуется определиться вообще с перспективами данного бизнеса, т.е. рассмотреть первый круг проблем.
На рисунке А.1 Приложения А изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно: появление новых конкурентов; угроза замены данного продукта новыми продуктами; сила позиции поставщиков; сила позиции покупателей; конкуренция среди производителей в самой отрасли [9, с. 211].
Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов [10, с. 303].
Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так, в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.
Другая концепция выделения приоритетных конкурентов основана на разделении выпускаемых продуктов на продукты данной группы и на продукты-заменители. Далее для уточнения списка приоритетных конкурентов могут проводиться специальные маркетинговые исследования.
Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов рекомендуется проводить в следующих направлениях: исследование конкурентоспособности продуктов; исследование конкурентоспособности (сравнительной эффективности) маркетинговой деятельности; изучение конкурентоспособности фирмы в целом.
Очевидно, что эти три направления не являются изолированными. Каждое последующее направление в качестве составной части включает предыдущее исследование. Так, изучение конкурентоспособности продукта является составной частью исследования конкурентоспособности маркетинговой деятельности, а последнее входит составной частью в изучение конкурентоспособности фирмы в целом [9, с. 212].
При изучении конкурентоспособности продуктов необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие «атрибут» включает не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристики способа применения продукта и его пользователей. Для составления полного списка атрибутов, что является достаточно сложной задачей, может использоваться решетка Келли. [10, с. 305].
В ряде случаев выбор существенных атрибутов осуществляется на основе факторного анализа. Для этого респонденты ранжируют товары исследуемых марок по каждому атрибуту, используя, скажем, шкалу Лайкерта. Затем рассчитывается корреляция между атрибутами, и с помощью факторного анализа на основе выявленных корреляционных зависимостей производится группировка атрибутов. Следующей задачей после исключения излишних атрибутов является выявление из их числа наиболее значимых, определяющих в глазах потребителей конкурентную позицию товаров исследуемой группы и их выбор при покупке. Эти вопросы были рассмотрены в разделе об измерениях. Далее с помощью выбранных атрибутов выявляются позиции товаров различных конкурентов (включая товары компании, проводящей исследование). Определяется имидж различных конкурентов, сложившийся у потребителей. Важным является определение, какие конкуренты воспринимаются потребителями подобным или различным образом. Такое исследование называется многомерным шкалированием. Оно может осуществляться как с помощью, так и без помощи атрибутных данных.
В первом случае используются многокритериальные оценки, а также семантическая дифференциация. Вследствие недостатков вышерассмотренных подходов часто используется многомерное шкалирование, не требующее четкого выявления атрибутов, а определяющее сходство и различие исследуемых товаров по ним в целом [9, с. 212].
Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией: Каковы основные цели конкурента? Каковы текущие стратегии достижения этих целей? Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии? Каковы их вероятные будущие стратегии?
Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов. По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая. С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения [9, с. 214]:
— имидж фирмы;
— концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;
— качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов);
— уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов;
— суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;
— мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);
— мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и особенностей выпуска);
— финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны;
— рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок;
— частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;
— предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей [9, с. 214];
— эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;
— уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);
— уровень рекламной деятельности;
— уровень послепродажного обслуживания;
— политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п. [8, с. 105].
Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунок Б.1 Приложения Б). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (очень часто в виде балльных оценок). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
Остро стоит проблема сбора информации о конкурентах. Эта проблема для разных отраслей и видов деятельности решается с разной степенью сложности. Источниками информации о фирмах-конкурентах могут быть также специализированные выставки. Здесь, однако, следует иметь в виду, что некоторые фирмы демонстрируют на выставках еще не освоенную продукцию. В то же время бывают случаи, когда из опасения утечки информации фирмы показывают на выставках устаревшие изделия, предпочитая показывать новейшую продукцию только своим клиентам непосредственно на предприятиях [20, с. 419].
Позиция продукта — это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта [9, с. 219]. Позиционирование продукта заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества. Позиции описываются переменными, которые являются важными для потребителей и которые ими выбираются. Цена может являться ключевой переменной для покупки бакалейных товаров, при оценке уровня услуг при выборе банка, качества и надежности при покупке компьютера и т.п.
Проводятся глубокие маркетинговые исследования, направленные на понимание того, как потребители воспринимают продукт, какие маркетинговые переменные, по их мнению, наиболее важны. По результатам таких исследований строятся карты восприятия, на которых изображаются исследуемые продукты с помощью наиболее важных показателей (атрибутов).