Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 23:09, курсовая работа
Цель исследования — на основе анализа теоретических положений и результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты исследования конкурентов и позиционирования товара;
— осуществить анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции на примере ОАО «Барановичский КЖБК»;
— предложить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРА 6
1.1 Теоретические аспекты исследования конкурентов 6
1.2 Позиционирование товаров на рынке 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский КЖБК» 15
2.2 Анализ основных конкурентов и позиции ОАО «Барановичский КЖБК» на рынке строительных материалов 21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Оценивая позиции на рынке различных продуктов, потребители делают это с точки зрения своей пользы, выгоды. Поэтому любая организация должна выискивать резервы предоставления дополнительных пользы и благ своим потребителям, касается ли это более высокого уровня качества товаров и услуг или предоставления их по более низким ценам. Анализ потенциальных источников предоставления большей ценности потребителям может осуществляться с помощью так называемой ценностной (ударение на первый слог) цепи (рисунок В.1 Приложения В).
Организации (звенья цепи), направленные на создание ценности для потребителя. В классической модели организации эти виды деятельности включают разработки, производство, маркетинг, сбыт и поддержку своих продуктов. Эти виды деятельности группируются в пять основных видов деятельности (входная логистика — обеспечение производственных операций всем необходимым; производственные операции — выпуск готовых продуктов; выходная логистика — обращение с готовыми продуктами; маркетинг, включая сбыт; и услуги) и четыре поддерживающих вида деятельности (инфраструктура организации — обеспечение эффективного управления; финансы; планирование — управление людскими ресурсами; технологические разработки; закупки; предполагающие приобретение всего необходимого для ведения основной деятельности). Поддерживающие виды деятельности касаются ведения всех основных видов деятельности. В более детальной модели организации каждая из девяти видов ее деятельности в свою очередь может быть конкретизирована, например, маркетинг — по его отдельным функциям: проведение маркетинговых исследований, продвижение продукта, маркетинговая разработка нового продукта и т.д. [9, с. 221]
Ценностная цепь включает в свой состав все виды деятельности Задача организации заключается в проверке издержек и выходных параметров каждого из девяти видов деятельности и поиске путей их совершенствования. Путем сравнения этих данных с данными конкурентов выявляются пути завоевания конкурентных преимуществ.
При определении позиции продукта на рынке часто используют метод построения карты позиционирования в виде двухмерной матрицы, в которой представлены продукты конкурирующих фирм.
На рисунке В.2 Приложения В представлена карта позиционирования гипотетических конкурирующих продуктов на определенном целевом рынке по двум параметрам: «цена» (горизонтальная ось) и «качество» (вертикальная ось) [1, с. 203].
В кружках, радиусы которых пропорциональны объему реализации, буквы означают названия конкурирующих продуктов. Знак вопроса характеризует возможный выбор позиции на рынке для новой фирмы-конкурента, исходя из анализа позиции на соответствующем рынке продуктов других фирм. Данный выбор обосновывается стремлением занять такое место на целевом рынке, где меньше накал конкурентной борьбы (в данном примере — продукт относительно высокого качества, реализуемый по средней цене).
Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе, исходя из результатов позиционирования своих продуктов организация выделяет характеристики продукта и маркетинговой деятельности, которые могут в выгодную сторону отличать ее продукты от продуктов конкурентов, то есть проводит дифференциацию своих продуктов. Причем для разных продуктов могут выбираться разные направления дифференциации. Выделяют продуктовую дифференциацию, сервисную дифференциацию, дифференциацию персонала и дифференциацию имиджа [9, с. 222].
Продуктовая дифференциация — предложение продуктов с характеристиками и/или дизайном лучшими, чем у конкурентов. Для стандартизованных продуктов практически невозможно проводить продуктовую дифференциацию. Для сильно дифференцированных продуктов следование данной рыночной политике является обычным явлением.
Сервисная дифференциация заключается в предложении услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование), сопутствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги конкурентов.
Дифференциация персонала — наем и тренировка персонала, который осуществляет свои функции более эффективно, чем персонал конкурентов. Хорошо обученный персонал должен удовлетворять следующим требованиям: компетентность, дружелюбие, надежность, ответственность, коммуникабельность, вызывать доверие.
Дифференциация имиджа заключается в создании имиджа, образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/или их продуктов [9, с. 223].
В зависимости от особенностей конкретных продуктов и возможностей организации она может реализовывать одновременно от одного до нескольких направлений дифференциации. Результаты позиционирования продуктов или отдельных видов бизнеса могут показать, что организация в своей рыночной деятельности имеет проблемы. В этой связи говорят о стратегиях репозиционирования (повторного позиционирования). К числу «материальных» стратегий репозиционирования относится выпуск продукта новой марки и/или изменение существующей марки (цена, качество и т.д.). Кроме того, выделяют психологические стратегии репозиционирования. В их число входят: изменение мнения потребителей о марке, изменение мнения потребителей о марках конкурентов, изменение рейтинга отдельных атрибутов, введение новых или ликвидация ранее существовавших атрибутов, нахождение новых рыночных сегментов.
Завершая выполнения первой главы, следует отметить.
Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе, а также определить конкурентные позиции фирмы и ее продуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Исследования для выделенной группы приоритетных конкурентов рекомендуется проводить в следующих направлениях: исследование конкурентоспособности продуктов; исследование конкурентоспособности маркетинговой деятельности; изучение конкурентоспособности фирмы в целом.
Позиция продукта — это мнение определенной группы потребителей, целевых рыночных сегментов, относительно важнейших характеристик продукта. Позиционирование продукта заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей позиции на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества.
Производственное республиканское унитарное предприятие «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» (ПРУП «Барановичский КЖБК») создано в соответствии с приказом № 59 Министерства строительства БССР от 10.02.1965. Форма собственности — республиканская. Предприятие находится в ведении Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
На основании приказа Брестского областного территориального фонда государственного имущества от 17.11.2009 № 811 создано Открытое акционерное общество «Барановичский комбинат железобетонных конструкций» (ОАО «Барановичский КЖБК») путем преобразования ПРУП «Барановичский КЖБК» в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества.
Брестским областным исполнительным комитетом 15.12.2009 зарегистрировано ОАО «Барановичский КЖБК» (регистрационный номер 200166740).
Местонахождение предприятия: Республика Беларусь, 225320, город Барановичи, ул. Кирова, д. 77.
На сегодняшний день, в соответствии с Уставом (приведен в Приложении Г), комбинат осуществляет следующие основные виды хозяйственной деятельности:
— производство и реализация по договорным ценам сборных железобетонных конструкций, бетонных изделий, товарного бетона и раствора, сварных металлоконструкций, стеновых материалов, оборудования и механизмов, узлов и запчастей;
— выполнение строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ по договорам и для внутренних целей, проектно-сметные и конструкторские работы по заказам и для целей строительства;
— производство и реализация товаров народного потребления, оказание услуг населению, осуществление перевозочных и грузовых работ как собственным, так и привлеченным транспортом, осуществление коммерческой работы и торговли через фирменный магазин, ведение подсобного хозяйства;
— осуществление внешнеэкономической деятельности в порядке, предусмотренном законодательством.
ОАО «Барановичский КЖБК» является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать.
На предприятии в настоящее время осуществляют деятельность следующие цеха и подразделения: формовочный цех для формовки сборных железобетонных конструкций; арматурный цех для выполнения арматурных работ; бетоносмесительный цех; транспортный цех со складом для хранения готовой продукции; участок по распиловке леса; опытно-механический цех; строительная группа для капитального ремонта и обновления основных фондов комбината; служба главного энергетика; служба главного механика; столовая.
Форма собственности: частная с долей государства.
Размер уставного фонда на 01.01.2013 г. — 15935,977 млн. р.
Учредители организации: Брестский областной территориальный фонд государственного имущества.
Миссия ОАО «Барановичский КЖБК» звучит следщующим образом: «Мы создает фундамент для строительства Вашего успеха».
Основными стратегическими целями ОАО «Барановичский КЖБК» являются: удовлетворение потребностей заказчиков, обеспечение стабильной и эффективной работы предприятия, удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива.
Главная стратегическая цель предприятия заключается в создании прибыльного производства, соответствующего мировому уровню развития техники и технологий.
Организационная структура ОАО «Барановичский КЖБК» представлена в Приложении Д.
Органами ОАО «Барановичский КЖБК» являются органы управления ОАО «Барановичский КЖБК» и его контрольный орган.
Органами управления ОАО «Барановичский КЖБК» являются: общее собрание акционеров; наблюдательный совет; исполнительный орган (директор). Контрольным органом ОАО «Барановичский КЖБК» является ревизионная комиссия. Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО «Барановичский КЖБК». Общее руководство деятельностью ОАО «Барановичский КЖБК» в период между общими собраниями акционеров осуществляет наблюдательный совет. Исполнительный орган подотчетен общему собранию акционеров и наблюдательному совету и организует выполнение решений этих органов.
Данные бухгалтерской отчетности ОАО «Барановичский КЖБК» представлены в следующих приложениях:
— за 2010 г. — Приложение Е;
— за 2011 г. — Приложение Ж;
— за 2012 г. — Приложение И.
Данные о производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Барановичский КЖБК» представлены в таблице К.1 Приложения К.
На основании данных таблицы К.1 можно установить следующее:
1. на ОАО «Барановичский КЖБК» наблюдается систематическое перевыполнение плановых показателей по всем параметрам;
2. объем произведенной продукции демонстрирует тенденции к росту, его темп роста составил за 2011-2012 гг. — 128,96 %, за 2010-2011 гг. — 137,03 %;
3. растет такой важный показатель как выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) в действующих ценах, величина которой составила в 2010 г. — 29639 млн. р., в 2011 г. — 39561 млн. р., в 2012 г. — 51269 млн. р.;
4. в отношении себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг ОАО «Барановичский КЖБК» наблюдается рост величины; при этом темп роста составил за 2011-2012 гг. — 128,30 %, за 2010-2011 гг. — 132,43 %;
5. растет на ОАО «Барановичский КЖБК» прибыль от реализации продукции, работ, услуг, величина которой составила в 2010 г. — 5118 млн. р., в 2011 г. —6943 млн. р., в 2012 г. —9449 млн. р.; при этом рентабельность продаж составила в 2010 г. — 17,27 %, в 2011 г. — 17,55 %, в 2012 г. — 18,43 %;
6. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов объем произведенной продукции демонстрирует тенденции к росту, ее темп роста составил за 2011-2012 гг. — 128,90 %, за 2010-2011 гг. — 206,71 %;
7. прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов демонстрирует тенденции к росту, ее темп роста составил за 2011-2012 гг. — 108,99 %, за 2010-2011 гг. — 139,06 %;
8. общая прибыль на ОАО «Барановичский КЖБК» растет, темп роста составил за 2011-2012 гг. — 135,46 %, за 2010-2011 гг. — 137,69 %;
9. фондоотдача на ОАО «Барановичский КЖБК» сокращается, темп роста составил за 2011-2012 гг. — 96,83 %, за 2010-2011 гг. — 123,60 %;
10. важным фактором является производительность труда, которая на ОАО «Барановичский КЖБК» демонстрирует тенденции к сокращению, темп роста составил за 2011-2012 гг. — 93,84 %, за 2010-2011 гг. — 126,49 %.
Динамику формирования прибыли на ОАО «Барановичский КЖБК» за 2010-2012 гг. отражает таблица 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика формирования прибыли на ОАО «Барановичский КЖБК» за 2010-2012 гг.
Показатель |
Значения по годам, млн. р. |
Отклонения по годам, млн. р. |
Темп роста, % | ||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2012 г. к 2010 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2012 г. к 2010 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Прибыль от реализации |
5118 |
6943 |
9449 |
1825 |
2506 |
4331 |
135,66 |
136,09 |
184,62 |
Прибыль от операционной деятельности |
149 |
308 |
397 |
159 |
89 |
248 |
206,71 |
128,90 |
266,44 |
Прибыль от внереализационной деятельности |
64 |
89 |
97 |
25 |
8 |
33 |
139,06 |
108,99 |
151,56 |
Итого: |
5331 |
7340 |
9943 |
2009 |
2603 |
4612 |
137,69 |
135,46 |
186,51 |