Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 23:09, курсовая работа
Цель исследования — на основе анализа теоретических положений и результатов производственно-коммерческой деятельности предприятия, выработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты исследования конкурентов и позиционирования товара;
— осуществить анализ конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции на примере ОАО «Барановичский КЖБК»;
— предложить пути повышения конкурентоспособности ОАО «Барановичский КЖБК» на строительном рынке Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРА 6
1.1 Теоретические аспекты исследования конкурентов 6
1.2 Позиционирование товаров на рынке 11
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Барановичский КЖБК» 15
2.2 Анализ основных конкурентов и позиции ОАО «Барановичский КЖБК» на рынке строительных материалов 21
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «БАРАНОВИЧСКИЙ КЖБК» НА СТРОИТЕЛЬНОМ РЫНКЕ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Окончание таблицы 2.1.
Показатель |
Доля в итоговой величине по годам, % |
Отклонение доли в итоговой величине по годам, % | ||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2012 г. к 2010 г. | |
1 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Прибыль от реализации |
96,00 |
94,59 |
95,03 |
-1,41 |
0,44 |
-0,97 |
Прибыль от операционной деятельности |
2,79 |
4,20 |
3,99 |
1,41 |
-0,21 |
1,2 |
Прибыль от внереализационной деятельности |
1,21 |
1,21 |
0,98 |
0,0 |
-0,23 |
-0,23 |
Итого: |
100 |
100 |
100 |
— |
— |
— |
Примечание:
1. Источник : данные приложений Е, Ж и И.
2. Источник : собственная разработка.
На основании таблицы 2.1 можно установить, что на ОАО «Барановичский КЖБК» наиболее значительный удельный вес в структуре прибыли приходится на прибыль от реализации (в 2010 г. — 96,00 %, в 2011 г. — 94,59 %, в 2012 г. — 95,03 %).
Следует отметить, что за 2010-2012 гг. на ОАО «Барановичский КЖБК» наблюдается рост размеров прибыли (в 2010 г. — 5331 млн. р., в 2011 г. — 7340 млн. р., в 2012 г. — 9943 млн. р.). Незначительное изменение структуры прибыли на ОАО «Барановичский КЖБК» за 2010-2012 гг. свидетельствует о стабильности источников доходов ОАО «Барановичский КЖБК».
Динамика показателей рентабельности ОАО «Барановичский КЖБК» отражена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Динамика формирования рентабельности на ОАО «Барановичский КЖБК» за 2010-2012 гг.
Показатель |
Значения по годам, % |
Отклонения по годам, % | ||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2012 г. к 2010 г. | |
Рентабельность продаж |
17,27 |
17,55 |
18,43 |
0,28 |
0,88 |
1,16 |
Рентабельность продукции |
21,16 |
21,68 |
22,99 |
0,52 |
1,31 |
1,83 |
Рентабельность основного капитала |
39,48 |
48,31 |
63,66 |
8,83 |
15,35 |
24,18 |
Рентабельность оборотного капитала |
47,34 |
61,11 |
78,92 |
13,77 |
17,81 |
31,58 |
Рентабельность совокупного капитала |
21,53 |
26,98 |
35,24 |
5,45 |
8,26 |
13,71 |
Примечание:
1. Источник : данные приложений Е, Ж и И.
2. Источник : собственная разработка.
На основании таблицы 2.2 можно установить следующее:
— на ОАО «Барановичский КЖБК» растет рентабельность продаж, совокупное изменение показателя составило 1,16 %;
— на ОАО «Барановичский КЖБК» растет рентабельность продукции, совокупное изменение показателя составило 1,83 %;
— на ОАО «Барановичский КЖБК» растет рентабельность основного капитала, совокупное изменение показателя составило 24,18 %;
— на ОАО «Барановичский КЖБК» растет рентабельность оборотного капитала, совокупное изменение показателя составило 31,58 %;
— на ОАО «Барановичский КЖБК» растет рентабельность оборотного капитала, совокупное изменение показателя составило 13,71 %.
В советское время в Беларуси, как и в остальных странах СНГ и Восточной Европы, была мощно развита база крупнопанельного домостроения. Например, в 1991 году крупнопанельные дома превышали 55 % в общем объеме построенного жилья. После развала Советского Союза в республике произошел резкий спад объемов жилищного строительства — до 1,5-1,8 млн. м2 в 1994-1995 годах. В последующие годы стали доминировать представления о необходимости переориентации строительного комплекса на каркасные системы жилых домов и жилые дома из штучных материалов (кирпич, газосиликат). Из-за низких потребительских качеств, устаревших серий, крупнопанельное домостроение не полностью отвечает современным градостроительным и социальным требованиям, что отрицательно сказывается на его конкурентоспособности на рынке жилья.
Сложившийся в последние годы рынок жилья в Беларуси свидетельствует о присутствии на нем различных конструктивно-технологических систем жилых зданий. Это позволяет наиболее правильно и эффективно использовать имеющуюся в республике производственную базу, обеспечить потребности в жилье различных социальных групп населения.
Типологическая структура жилых зданий Республики Беларусь по применяемости стеновых материалов представлена ниже (рисунок 2.1 и рисунок 2.2). К 2013 г. мощности предприятий строительной отрасли по причине не востребованности в предыдущие годы, недостатка средств на ремонт и замену технологического оборудования сократились более чем на 1074 тыс. м2, или на 56 %, некоторые заводы были закрыты. На сегодняшний день фактическая их мощность составляет около 1500 тыс. м2 в год.
Крупнопанельное жилье остается наиболее дешевым, а разрабатываемые в настоящее время модернизированные серии домов КПД по комфортности приближаются к каркасным и кирпичным.
Рисунок 2.1 — Типологическая структура жилых зданий Республики Беларусь по применяемости стеновых материалов (в % введенных м2).
Примечание — источник : собственная разработка.
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |||||
годы |
Рисунок 2.2 — Производство сборных железобетонных конструкций, тыс. м3
Примечание — источник : собственная разработка.
Прогнозные показатели потребности республиканского рынка в железобетонных изделиях, включая изделия индивидуального домостроения, по информации Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь выглядят следующим образом:
2013 г. 4,3 м3;
2014 г. 5,9 м3;
2015 г. 6,1 м3;
2016 г. 6,3 м3;
2017 г. 6,7 м3.
В настоящее время продукция заводов сборного железобетона не отвечает современным требованиям по следующим причинам:
— большая масса конструкций;
— нерациональные технологии и высокая энергоемкость производства сборного железобетона из-за электротермического способа предварительного напряжения арматуры;
— нерациональная структура применения железобетона; отставание в химизации бетона;
— выпуск и применение высокопрочных бетонов;
— низкое качество поверхностей изделий.
Высокие темпы строительства требуют от предприятий строительной отрасли дальнейшего увеличения объемов выпускаемой продукции. Однако наряду с существующей потребностью в строительных материалах имеет место проблема износа основных средств. На сегодняшний день в отрасли промышленности строительных материалов степень износа основных промышленно-производственных средств составляет порядка 65 %.
Основными проблема отрасли являются:
1. Низкая емкость внутреннего рынка — одна из наиболее актуальных проблем, сдерживающая темпы развития отрасли, поскольку большинство предприятий, ориентированных на этот сегмент рынка, вынуждены либо искать другую группу потребителей, либо налаживать сбыт своей продукции за рубеж.
2. Избыток производственных мощностей приводит к превышению предложения продукции над низким платежеспособным спросом. Производство продукции в малых объемах влечет увеличение ее себестоимости на единицу товарной продукции. Выходом из данной ситуации может стать ликвидация излишних производственных мощностей либо использование их в кооперации с другими субъектами предпринимательской деятельности.
3. Сертификация продукции. Сертификаты соответствия выпускаемой продукции различным стандартам являются пропуском на внешний рынок. Предприятия, экспортирующие свою продукцию, сталкиваются с серьезными финансовыми затратами на прохождение данной процедуры. Кроме того, в ряде случаев белорусские технические стандарты, унаследованные от СССР, не соответствуют западным. Переход на другие стандарты также влечет за собой дополнительные затраты.
4. Высокая степень конкуренции. Большинству крупных предприятий отрасли все сложнее конкурировать на внутреннем рынке с мелкими частными предприятиями, которые выпускают продукцию с гораздо меньшей себестоимостью. Поэтому крупным предприятиям, как правило, приходится либо выпускать более наукоемкую продукцию, либо искать рынки сбыта своей продукции за рубежом.
ОАО «Барановичский КЖБК» — одно из крупнейших предприятий строительного комплекса Республики Беларусь.
На рынке Республики Беларусь следует отметить следующие товарные группы продукции предприятия:
1. Основная группа — товары, приносящие основную прибыль — плиты пустотного настила, сваи, колонны зданий и сооружений, ригели, стойки опор линий электропередач (далее — ЛЭП), плиты дорожных и аэродромных покрытий.
2. Поддерживающая группа — товары, стабилизирующие доходы от реализации — плиты покрытия, плиты сантехнические, диафрагмы жесткости, ленточные фундаменты.
3. Тактическая группа — товары, призванные стимулировать продажу основных товарных групп — товарный бетон и раствор, кольца, крышки, днища смотровых колодцев, арматурные изделия и прочие единичные изделия.
В 2010-2012 гг. на ОАО «Барановичский КЖБК» наблюдалось ежегодное увеличение объемов производства сборного железобетона. Динамика производства продукции ОАО «Барановичский КЖБК» по группам представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 — Динамика производства продукции
Продукция |
Ед. изм. |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | ||
1. Сборный железобетон |
м3 |
141 036 |
152 202 |
168 668 |
2. ФБС (фундаментные блоки строительные) |
м3 |
1 288 |
500 |
596 |
3. Бетон товарный |
м3 |
9 592 |
14 800 |
12 680 |
4. Раствор товарный |
м3 |
888 |
1 050 |
771 |
5. Арматура товарная |
тонны |
18 |
10 |
16 |
Примечание — Источник: собственная разработка.
Основные рынки сбыта и их доля в объеме отгруженной продукции ОАО «Барановичский КЖБК» охарактеризованы в таблице 2.4.
Таблица 2.4 — Основные рынки сбыта и их доля в объеме отгруженной продукции, %
Наименование региона |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Брестская область |
36 |
39 |
41 |
Минская область |
21 |
20 |
21 |
Гродненская область |
11 |
6 |
7 |
Гомельская область |
15 |
8 |
4 |
Витебская область |
1 |
3 |
3 |
Могилевская область |
2 |
5 |
3 |
Ближнее зарубежье |
14 |
19 |
21 |
Примечание — Источник: собственная разработка.
Все вышеуказанные рынки являются традиционными. Улучшение качества продукции, освоение выпуска новых видов продукции, быстрые сроки изготовления и применение гибких ценовых стратегий позволит ОАО «Барановичский КЖБК» также закрепиться на экспортных рынках сбыта и значительно расширить их.
SWOT-анализ функционирования ОАО «Барановичский КЖБК» представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Большой опыт существования на рынке, наработанный имидж успешного лидера |
Недостаточная информированность о покупателях в РФ и Прибалтике |
Широкий ассортимент продукции |
Высокая себестоимость продукции |
Наличие современного оборудования по приготовлению бетонной смеси |
Значительная часть изношенного в большой степени основного оборудования |
Стабильные и длительные связи с потребителями основных изделий и поставщиками материалов |
Слабая дифференциация продукции по ценам, скидкам, качеству |
Контроль значительной части рынков сбыта основных видов продукции |
Не всегда соблюдаются нормы по времени погрузки изделий на автотранспорт |
Монополизм в производстве отдельных видов конструкций |
С перегрузкой мощностей отдельных пролетов невозможно выполнить заказ в нужные для покупателя сроки (заказы на элементы каркаса) |
Хорошее развитие комплекса маркетинговых коммуникаций |
|
Наличие железнодорожных подъездных путей | |
Высокая квалификация сотрудников предприятия | |
Возможность изготавливать оснастку для нетиповых конструкций, организовывать технологическую перестройку производственных линий и оперативно и качественно выполнять заказы | |
Возможности |
Угрозы |
Расширение производства и увеличение разнообразия ассортимента продукции |
Конкуренция со стороны аналогичных предприятий, предлагающих более дешевые изделия и лучшего качества, освоение новых для них видов продукции |
Техническое перевооружение и производство новых видов продукции |
Низкая платежеспособность заказчиков |
Поиск новых заказчиков на региональных и зарубежных рынках |
При планировании объемов выпуска необходимость ориентироваться на заданный темп роста |
Производство сопутствующих товаров и услуг |
Высокая стоимость автомобильных и железнодорожных перевозок конструкций |