Оборот розничной торговли и перспективы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть основные понятия и термины планирования, сущность, цели и функции, производственные понятия по планированию оборота розничной торговли.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
исследование теоретических основ, раскрывающих понятие экономической характеристики оборота розничной торговли;
выявление показателей оборота розничной торговли, их характеристика и балансовая увязка;
оценка влияния основных тенденций развития оборота розничной торговли;
выявление тенденций планирования оборота розничной торговли по общему объему;
изучение эффективности планирования оборота розничной торговли в ассортименте.

Оглавление

Введение
1. Сущность и экономическое содержание оборота розничной торговли
2. Прогнозирование оборота розничной торговли по Сергиевскому райпотребсоюзу
2.1 Краткая характеристика экономики района и деятельности Сергиевского райпотребсоюза
2.2 Анализ тенденций развития оборота розничной торговли Сергиевского райпотребсоюза
2.3 Прогнозирование оборота розничной торговли по торговле Сергиевского райпотребсоюза
3. Основные направления повышения конкурентоспособности, увеличения оборота розничной торговли Сергиевского райпотребсоюза в условиях нестабильной экономики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оборот розничной торговли и перспективы ее развития.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

Управление Сергиевским потребительским обществом осуществляет общее собрание уполномоченных пайщиков и Совет.

Высшим органом управления потребительского общества является общее собрание, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. Оно собирается не реже одного раза в год.

Совет потребительского общества подотчётен общему собранию. Председатель Совета и его члены избираются общим собранием уполномоченных пайщиков сроком на 5 лет. Совет проводит свою работу согласно плану и собирается не реже 1 раза в месяц, а также осуществляет управление обществом в период между общими собраниями. Совет райпо строит свою работу согласно действующему закону “О потребительской кооперации” и наказов уполномоченных пайщиков.

На уровне Совета функционирует Ревизионная комиссия, которая также избирается и подотчётна общему собранию.

Исполнительным органом потребительского общества является Правление. В его ведении находятся все подразделения и предприятия райпо.

В состав Сергиевского райпо входят следующие подразделения: Райкоопзаготпром, который работает на хозрасчёте; Рынок; Объединение общественного питания и 4 торговых кооперативных предприятий. Схема управления Сергиевского райпо представлена на рис.1.

Основная цель потребкооперации района направлена на удовлетворение нужд и потребностей как сельского, так и городского населения в товарах первой необходимости при функционировании всех имеющихся отраслей.

Работа Сергиевского райпо осуществляется по четырем направлениям. Первоначальным направлением является торговля. В коммерческой деятельности потребкооперации есть свои особенности. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, ставка делается на товары первой необходимости и повседневного спроса: крупы, соль, сахар, макаронные изделия, спички и другие. Эти товары закреплены ассортиментным перечнем, который имеется в каждом магазине.


Рисунок 1. Схема управления Сергиевским райпо

Вторым после торговли приоритетным направлением в работе райпо остается общественное питание. Торговая сеть полностью обеспечивается за счет собственного производства: хлебобулочными, кондитерскими, макаронными изделиями, сельдью, колбасой.

Третьей и, наверное, основной отраслью в системе райпо является собственное производство продовольственных товаров. Производство всегда являлось самой высоко рентабельной отраслью потребкооперации. Все производство в основном сосредоточенно в Райкоопзаготпроме. Кроме производства Райкоопзаготпром занимается и заготовительной деятельностью (заготовкой вторичного сырья, крупного и мелкого кожсырья от населения, излишки сельхозпродукции).

На протяжении многих лет Сергиевское райпо по закупу товаров работает с разными производителями и крупными коммерческими фирмами. В 2009 году райпо заключило 63 договора на поставку товаров народного потребления и сырья для собственного производства. Самыми надежными являются Саратовская мебельная фабрика №2, ОАО “Свет", ОАО “Оргсинтез” г. Уфа по поставке лампочек, пластмассовой посуды, ОАО “Анвал” г. Набережные Челны (карнизы), г. Пенза (велосипеды и мотоколяски). В основном среди поставщиков - это производители непродовольственных промышленных товаров. Но есть и поставщики некоторых продовольственных товаров. Среди них ОАО “Сода" Башкирия, ОАО “Илецк - соль".

Рынок - является четвертым направлением в работе райпо, где основным видом деятельности является сдача торговых площадей в аренду частным предпринимателям. В связи с переходом на рыночные условия потребительская кооперация Сергиевского райпо значительно утратила свои позиции на рынке. Если на начальном этапе перестройки, в 1992 году, доля товарооборота райпо в общем обороте района занимала 68,9%, то в 2009 году этот показатель составил лишь 19%. Далеко ушло то время, когда потребкооперация была монополистом в своём районе по торговле. В настоящий момент потребкооперация имеет конкурентов в лице частных предпринимателей, коммерсантов, акционерных обществ (открытых и закрытых), товариществ (с ограниченной ответственностью и без ограничения) и других.

Работая с товарами культурно-бытового назначения, Сергиевское райпо выигрывает в конкурентной борьбе только за счёт перепродажной подготовки товаров, предоставлением срока гарантии и возможностью обмена товара, если он не прошёл гарантийный срок испытания (телевидеоаппаратура). Однако райпо не только не боится конкуренции, но и, не имея достаточных оборотных средств, всё же стремится не подражать им, а чётко выдерживать свою тактику при работе с покупателями, ориентируясь на продажу товаров только отечественного и собственного производства.

 

2.2 Анализ тенденций развития оборота розничной торговли Сергиевского райпотребсоюза

 

Каждое торговое предприятие рассчитывает систему показателей, характеризующих его деятельность. К ним относятся товарооборот, валовой доход, издержки обращения, прибыль и рентабельность, а также трудовые показатели.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчёт не зависимо от каналов реализации товаров. Товарооборот выступает необходимым и самым важным условием достижения целей торгового предприятия. Он является количественным показателем, характеризующий общий результат деятельности предприятия. Торговым предприятиям анализ товарооборота помогает определить насколько достигнуты объёмы товарооборота, и какие из составляющих товарооборота позволяют получить им необходимую величину прибыли. Одна из основных целей анализа заключается в выявлении неиспользованных резервов роста общего объёма розничного товарооборота.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек и образования прибыли. Валовой доход не является показателем эффективности работы предприятия. Однако это результативный показатель, характеризующий хозяйственную деятельность и отражающий долю торговли в общей сумме цен на товары. Цель экономического анализа валового дохода - это поиск резерва его роста и достижение оптимальной величины, а также оценка соотношения валового дохода с финансовыми показателями. От величины валового дохода зависит финансовая устойчивость торгового предприятия. Валовой доход на предприятии выступает как основной источник покрытия издержек обращения и получения прибыли.

Издержки обращения - это выраженные в денежной форме затраты в сфере обращения товаров, которые необходимы для осуществления предприятием своей деятельности и выполнения функций. Анализ издержек обращений направлен на выявление возможности повышения эффективности работы торгового предприятия за счёт более рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Для обеспечения бесперебойной торговли и наиболее полного удовлетворения покупательского спроса в торговле должны быть определенные товарные запасы. Размер их должен быть оптимален. Заниженные товарные запасы не смогут обеспечить полностью товарооборот, а завышенные ведут к замедлению товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость - это время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации. Одной из основных задач коммерческой деятельности торгового предприятия является ускорение товарооборачиваемости. Это приводит к росту товарооборота, сокращению товарных запасов, снижению расходов на продажу, а в следствии, к росту прибыли.

Прибыль является основной целью деятельности любого предприятия. Она выступает как результативный оценочный показатель, но напрямую эффективность работы предприятия не отражает. На предприятии проводится анализ факторов, влияющих на прибыль, который является экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торгового предприятия.

Рентабельность обобщает состояние доходов, оборачиваемость товаров, издержек обращения, использование собственного и заёмного капитала, основных средств и рабочей силы. Она является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, свидетельствующий о прибыльности хозяйственной деятельности и о возможности его дальнейшего функционирования. Показатель рентабельности в деятельности предприятия характеризует относительный размер прибыли.

Рассмотрим основные показатели деятельности Сергиевского райпо в сопоставимой оценке. Для этого фактические данные по Райпо переведем в сопоставимый вид с учётом следующих индексов цен: 2006 год = 1, 19; 2007 год = 1,11; 2008 год = 1,10. Составим таблицу (таб.1) на основе сопоставимых данных, в которой рассчитаем абсолютные отклонения показателей деятельности райпо и рассмотрим их в динамике.

 

Таблица 1. Отклонения и темпы роста экономических показателей деятельности Сергиевского Райпо в сопоставимых ценах

 

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

отклонение

темп роста,%

2007г от 2006г

2008г от 2007г

в 2007г

в 2008г

А

1

2

3

4

5

6

7

Товарооборот всего, тыс. руб. в т. ч.:

25 724,0

22 592,5

27 572,9

-3 131,5

+4 980,4

87,8

120,7

Торговля

21 716,1

18 525,7

21 620,4

-3 190,4

+3 094,7

85,3

116,7

Общепит

4 007,9

4 066,8

5 952,2

+58,9

+1 885,7

101,5

146,4

Валовой доход всего, тыс. руб. в т. ч.:

8 594,2

8 488,2

8 987,2

-106,0

+499,0

98,8

105,9

Торговля

5 041,2

4 932,7

5 083,6

-108,5

+150,9

97,8

103,1

Общепит

3 553,0

3 555,5

3 903,6

+2,5

+348,1

100,1

109,8

Уровень валового дохода,% в т. ч.:

33,41

37,57

32,60

+4,16

-4,97

112,5

86,8

Торговля

23,21

26,63

23,51

+3,42

-3,12

114,7

88,3

Общепит

88,65

87,43

65,58

-1,22

-21,85

98,6

75,0

Издержки обращения, тыс. руб. в т. ч.:

8 178,8

7 596,4

7 651,2

-582,4

+54,8

92,9

100,7

Торговля

5 236,1

5 136,4

4 814,5

-99,7

-321,9

98,1

93,7

Общепит

2 942,7

2 460,0

2 836,7

-482,7

+376,7

83,6

115,3

Уровень издержек обращения,% в т. ч.:

31,79

33,62

27,75

+1,83

-5,87

105,8

82,5

Торговля

24,11

27,73

22,27

+3,62

-5,46

115,0

80,3

Общепит

73,42

60,49

47,66

-12,93

-12,83

82,4

78,8

Товарные запасы, тыс. руб. в т. ч.:

2 498,8

2 699,6

2 254,5

+200,8

-445,1

108,0

83,5

Торговля

1 654,8

2 020,1

1 902,3

+365,3

-117,8

122,1

94,2

Общепит

844,0

679,5

352,2

-164,5

-327,3

80,5

51,8

Товарооборачиваемость, дни в т. ч.:

35

43

29

+8

-14

122,9

67,4

Торговля

27,4

39,2

31,7

-11,8

-7,5

143,1

80,9

Общепит

75,8

60,0

21,3

-15,8

-38,7

79,2

35,5

Финансовый результат, тыс. руб. в т. ч.:

-752,4

-254,6

-200,0

+497,8

+54,6

33,8

78,6

Торговля

-766,4

-399,1

-363,6

+367,3

+35,5

52,1

91,1

Общепит

+11,5

+144,5

+163,6

+133,0

+19,1

12,6 р

113,2

Рентабельность, тыс. руб. в т. ч.:

-2,92

-1,12

-0,73

+1,80

+0,39

41,6

33,3

Торговля

-3,53

-2,15

-1,68

+1,38

+0,47

60,9

78,1

Общепит

+0,29

+3,55

+2,75

+3,26

-0,8

12,2 р

77,5


 

Проанализируем данные таблицы 1. Несмотря на то, что Сергиевское райпо в сфере торговли и общественного питания закончило 2007 год со значительным снижением убытка по сравнению с 2006 годом на 497,8 тыс. руб., произошло уменьшение розничного товарооборота на 3 131,5 тыс. руб. в сопоставимых ценах. На снижение общего объёма товарооборота повлияло уменьшение его в сфере торговли на 3 190,4 тыс. руб., что составило 85,3% по сравнению с прошлым годом. В общественном питании идет другая тенденция. Товарооборот вырос на 1,5%, но это не оказало существенного влияния на общий объём товарооборота.

Снижение товарооборота сказывается отрицательно на сумме товарных запасов, а в конечном итоге на замедлении товарооборачиваемости. Сумма товарных запасов в 2007 году выросла на 8% и составила 2 699,6 тыс. руб., тогда как в 2006 году она была 2 498,8 тыс. руб. Товарооборачиваемость замедлилась на 8 дней и составила 122,9% или 43 дня по отношению к 2006 году. Причем такой результат сложился за счёт ускорения товарооборачиваемости в сфере общественного питания на 15,8 дня и замедления её в торговле на 11,8 дней.

В 2007 году наблюдается снижение суммы издержек обращения в целом по Сергиевскому райпо на 7,1%, в том числе в торговле на 99,7 тыс. руб., в общественном питании на 482,7 тыс. руб. Снижение суммы издержек обращения произошло за счет того, что были компенсированы транспортные расходы районной администрацией в сумме 362,3 тыс. руб. Помимо этого сократились отчисления в фонд развития и подготовки кадров на 62,0 тыс. руб., а также по статье прочие расходы. Но уровень издержек обращения продолжает расти, и в этом году он составил 105,8% к уровню прошлого года (отрицательное влияние). В то же время идёт уменьшение и суммы валового дохода на 106,0 тыс. руб. или на 1,2%. Но уровень валового дохода вырос в 2006 году на 12,5%. Такое соотношение: темп роста уровня валового дохода > темпа роста уровня издержек обращения, и объясняет резкое сокращение доли убытка райпо в 2007 году.

В 2008 году общий объём товарооборота составил 27 572,9 тыс. руб., обеспечен рост его к уровню 2007 года в сопоставимых ценах на 120,7% и даже к уровню 2007 года на 107,2%. Такой рост был достигнут за счёт увеличения объёма товарооборота в торговле на 16,7% по сравнению с прошлым годом, или в абсолютной сумме на 3 094,7 тыс. руб., в общественном питании - на 46,4% или на 1 885,7 тыс. руб.

Вместе с ростом товарооборота выросла и сумма валового дохода, она составила 105,9%, тогда как уровень валового дохода в целом по райпо не достиг уровня прошлого года, уменьшился на 13,2%, что составило 32,60% (уровень валового дохода в 2007 году 37,57%), А также и сумма издержек обращения увеличилась на 0,7%. Увеличение суммы издержек происходит за счет увеличения транспортных расходов, а также расходов на оплату труда работников, так как заработная плата в 2008 году выросла. Но в то же время происходит снижение расходов, в первую очередь, за счет того, что в 2008 году Сергиевское райпо переходит на упрощенную систему налогообложения, а вместе с этим сокращаются расходы по соответствующей статье издержек. Также в этом году райпо погасило кредит, взятый в начале прошлого года в банке “Сбербанк" в размере 500,0 тыс. руб. Хотя и произошло увеличение суммы издержек обращения, уровень издержек обращения снизился ещё более быстрыми темпами на 17,5% и составил 27,75%, тогда как уровень издержек обращения в 2007 году был 33,62%.

Информация о работе Оборот розничной торговли и перспективы ее развития