Развитие розничной торговли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.
Помимо удовлетворения потребностей человека, которое лежит в основе обмена, предпосылкой возникновения торговых отношений является объективная необходимость такого условия, как возможность получения производителем прибавочного продукта. Это предполагает способность отдельного производителя получать продуктов больше, чем он в состоянии потребить.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты развития розничной торговли 5
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. Классификация предприятий розничной сети 5
1.2 Основные показатели, характеризующие розничные торговые сети и влияние факторов на них 14
2 Организационно-экономический анализ розничной торговли в РФ 18
2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям 18
2.2 Анализ влияния факторов на развитие отрасли 24
3 Пути повышения эффективности розничной торговля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая по ОКД.doc

— 433.00 Кб (Скачать)

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                        3

                     1 Теоретические аспекты развития розничной торговли                               5

                    1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. Классификация предприятий розничной сети                                           5

      1.2 Основные показатели, характеризующие розничные торговые сети и влияние факторов на них                                                                              14

               2 Организационно-экономический анализ розничной торговли в РФ       18

               2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям                                     18

               2.2 Анализ влияния факторов на развитие отрасли                                      24

               3 Пути повышения эффективности розничной торговля                             30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                              33

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                              35 
 
 

 

      Введение

          В процессе развития российской экономики особую значимость имеет такая важная форма реализации  товаров как, розничная торговля.

     Розничная торговля – торговля товарами народного  потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. Большинство теоретиков утверждают, что торговля – это форма товарного обмена. В розничной торговле происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя, выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.

     Предприятие розничной торговли предназначено  для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия  являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

     Цель  коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение  прибыли.

     Помимо  удовлетворения потребностей человека, которое лежит в основе обмена, предпосылкой возникновения торговых отношений является объективная необходимость такого условия, как возможность получения производителем прибавочного продукта. Это предполагает способность отдельного производителя получать продуктов больше, чем он в состоянии потребить.

     Торговля  влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.

     Торговля  является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана  с денежным обращением страны, поскольку  преобладающая часть наличных денег  находится у населения.

     Целью курсовой работы является изучить экономическую характеристику розничной торговли. В соответствии с поставленной целью решался комплекс задач:

  • изучение основных аспектов функционирования розничных рынков, принципы классифицирования розничных торговых сетей и изучение основных экономических показателей характеризующих розничную сеть;
  • проанализировать собранные данные по основным экономическим показателям розничной торговли;
  • предложить мероприятия по улучшению эффективности функционирования и развитию розничных торговых сетей.

     При написании работы были использованы следующие материалы:

  • статистические данные;
  • отраслевые журналы;
  • научная литература;
  • методическая литература.

     Структура курсовой работы состоит из введения, основной части представленной в 3-х главах, заключения, списка использованной литературы.

 

      1 Теоретические аспекты развития розничной торговли

    1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях.  Классификация предприятий розничной торговли.

 

       В настоящее время особое место  в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля. Розничная торговля – это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего   использования,   не   связанного   с  предпринимательской деятельностью.1 Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Благосостояние населения и регионов оценивается, в первую очередь, по уровню торгового обслуживания.

       Розничная торговля является конечным звеном, замыкающим цепь движения товара от изготовителей к потребителю.2 В розничной торговой сети материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку покупатели приобретают нужные им товары в обмен на свои денежные доходы. Итак, когда товар превращается в деньги, создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Отсюда следует, что розничную торговлю следует рассматривать в процессе кругооборота всего общественного продукта, где стадии производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны между собой.

     Будучи  формой товарного обмена, торговля 1) связана с каждой фазой общественного  воспроизводства: с одной стороны, каждая фаза влияет на развитие торговли, а с другой – торговля способствует развитию всех фаз, процессу воспроизводства в целом; 2) осуществляет смену форм собственности, в результате чего возмещаются общественно необходимые затраты совокупного труда и образуется прибавочный продукт. 3

     Таким образом, экономическое значение розничной  торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

       Социальное значение розничной торговой сети заключается в удовлетворении материальных, социальных и бытовых потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Можно сказать, что социальный аспект розничной торговли находит свое проявление в величине свободного времени трудящихся. Таким образом, сокращение затрат времени на приобретение товаров и приготовление пищи создает необходимые условия для развития рыночной экономики, технического процесса, повышение производительности труда и эффективности общественного производства.

     Наличие среди предприятий розничной  торговли разных типов магазинов, по-нашему мнению, является одним из важных показателей  состояния розничной торговли в рыночных условиях. Их роль трудно переоценить, эти магазины располагают наибольшим ассортиментом в торговле, предлагают ряд других услуг покупателям.

     Розничная торговля, предлагающая потребителям товары и услуги, предназначенные  для личного пользования - последнее звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей.

     Торговля, будучи особым видом товарно-денежного  обмена, обслуживая все экономические  связи рыночного хозяйства, кругооборот  экономических ресурсов и денег, становится таким посредником

     Производство à Оптовик à Розничная торговля à Потребитель 

     Продукт проходит четыре этапа по мере продвижения от производителя до потребителя. Каждый этап характеризуется своим содержанием, особенностями функции и методов их достижения:

  1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг. Средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, предприятия предоставляют своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте.
  2. Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговым предприятиям товары большими партиями в соответствующей упаковке и таре. А розничные торговые предприятия, в свою очередь предлагают товары в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.
  3. Хранение запасов. Поддерживая определенный объем запасов, розничные торговые предприятия создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются.
  4. Обеспечение сервиса. Розничные торговые предприятия предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров, демонстрируют имеющиеся у них товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать в деле еще до того, как они совершают покупку.

     Все эти действия составляют от 20 до 50% стоимости продаваемых в розницу товаров. По нашему мнению столь высокий показатель еще раз подчеркивает необходимость эффективной розничной торговли, важности ее роли в современном обществе.

     Следует обратить особое внимание на то, что основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой она существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, а так же противостоять конкурентам. Мы считаем все это возможно только в том случае, если предприятие розничной торговли постоянно отслеживает возникновение новых потребностей потребителей, появление новых конкурентов и новых технологий.

     Розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

     Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.

     Чтобы выяснить основные формы розничной торговли, необходимо рассмотреть критерии, по которым обычно классифицируют предприятия розничной торговли. В качестве таких критериев используют структуру собственности, структуру стратегии организации торговли, уровень предлагаемых услуг и не магазинные формы торговли.

     Торговля  является совокупностью подсистем, классифицированных по:

     - материально-вещественному признаку  реализуемых товаров;

     - формам собственности, на базе  которых осуществляется торговля;

     - организационно-правовым формам  субъектов торговли;

 

 

     - внутриотраслевому разделению труда;

     - межотраслевому разделению труда

Информация о работе Развитие розничной торговли в России