Развитие розничной торговли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.
Помимо удовлетворения потребностей человека, которое лежит в основе обмена, предпосылкой возникновения торговых отношений является объективная необходимость такого условия, как возможность получения производителем прибавочного продукта. Это предполагает способность отдельного производителя получать продуктов больше, чем он в состоянии потребить.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты развития розничной торговли 5
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. Классификация предприятий розничной сети 5
1.2 Основные показатели, характеризующие розничные торговые сети и влияние факторов на них 14
2 Организационно-экономический анализ розничной торговли в РФ 18
2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям 18
2.2 Анализ влияния факторов на развитие отрасли 24
3 Пути повышения эффективности розничной торговля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая по ОКД.doc

— 433.00 Кб (Скачать)
 

      Проведя анализ (таблица 4) динамики общего товарооборота и изменения в его товарной структуре под влиянием таких факторов как численности и средний уровня доходов населения можно сделать следующие выводы: общий товарооборот в 2009 году вырос на 28,1 % по сравнению с 2008 г., причем по товарной структуре прирост продаж продуктов питания составил 29,7 %, а непродовольственных товаров 26,7 %  соответственно и возрос товарооборота на душу населения почти аналогично по структуре. Причем следует отметить, что общая численность населения в 2009 году осталась практически неизменной (снижение на 0,1 %), но значительно возросли среднедушевые доходы населения на 20 %. Можно сделать вывод, что население в 2009 году стало тратить больше денежных средств на приобретение товаров, возрастает качество жизни, население с увеличением доходов приобретает более дорогие продукты питания, больше тратит деньги на непродовольственные товары. В последнее время по мнению экспертов, население РФ стало больше тратить денег на приобретение бытовой и электронной техники, что свидетельствует об улучшении уровня жизни населения страны.  

    Рисунок 8 – Оборот розничной торговли на душу населения в федеральных округах РФ  
     

Таблица 5 – Структура оборота розничной торговли на душу населения по регионам РФ

    Субъекты  РФ Товарооборот  на душу населения, в руб. Доля, в % Численность населения, млн. чел Доля, в %
    Всего оборот розничной торговли: 521019 100 142,3 100
    Уральский ФО 92259 17,7 12,2 8,6
    Южный ФО 58431 11,2 22,8 16,0
    Сибирский ФО 65187 12,5 19,6 13,8
    Северо-западный ФО 75304 14,4 13,5 9,5
    Приволжский ФО 64319 12,3 30,2 21,2
    Дальневосточный ФО 64940 12,5 6,5 4,6
    Центральный ФО 100579 19,3 37,5 26,3
 

     На  долю розничных продаж влияет численность  населения и его покупательная  способность. Из представленной  на рисунке 2 и расчетов в таблице 2 структуры  розничного оборота, а также численность  населения по федеральным округам явно выделяются три лидирующие региона: Центральный, Уральский и Северо-западный ФО. Центральном ФО является крупнейшим рынком розничной торговли – это объясняется тем, что он имеет наименьшую территорию при большом количестве населения, высокой покупальной способностью проживающего в нем населения.  На втором месте Уральский ФО он имеет превышающий средний показатель уровня розничного товарооборота на душу населения по стране, это также обусловлено высоким показателем покупательской способности населения данного региона. По данным  РMR на Урале самые высокий среди всех регионов России показатель средней заработной платы.

Рисунок 6 – Динамика продажи отдельных  продуктов питания. 

     В 2009 году на фоне снижение доходов населения, роста цен на протяжении всего года наблюдается снижения покупательского спроса, вследствие чего происходит переориентация населения с магазинов на рынки. Несмотря на то, что в целом за январь-ноябрь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года произошло снижение объема продажи, его темпы на розничных рынках значительно ниже темпов снижения оборота розничной торговли в целом (на 1,8% и 5,7%). Доля рынков в обороте розничной торговли составила в январе-ноябре 2009 года 13,7% против 13,2% в январе-ноябре 2008 года.

     На  розничных рынках население покупало в 2009 году более 10% продовольственных  товаров, по непродовольственным товарам  они формировали около 17% общего объема продажи указанных товаров. По –прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом и птицей, плодоовощной продукцией,  одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями, коврами и ковровыми изделиями. Вместе с тем, удельный вес рынков в общем объеме продажи аудио- и видеоаппаратуры, бытовых электротоваров не превышал 4%.

Рисунок 7 – Динамика цен на розничных рынках по товарной структуре 

     В 2009г. прирост цен на товары, реализуемые  на розничных рынках, составил 9,5% (в организациях всех форм торговли – 7,9%).

     Увеличение  потребительских цен на товары было отмечено на рынках всех субъектов Российской Федерации. На розничных рынках цены на наблюдаемые продовольственные товары за год выросли на 6,5%, в организациях всех форм торговли – на 6,1%.

      Динамика  цен на продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках, в основном повторяет тенденцию изменения потребительских цен на аналогичные продукты питания, реализуемые в организациях всех форм торговли.

     В прошедшем году на рынках, так же как и в организациях всех форм торговли, более всего подорожал  сахар-песок – на 44,6% (на 42,7%).    Отмечался заметный прирост цен на отдельные виды плодоовощной продукции: на апельсины – 15,2% (в организациях всех форм торговли – 12,7%), капусту белокочанную свежую – 15,0% (7,7%), сухофрукты – 12,5% (12,7%).

     Среди других наблюдаемых продуктов питания, реализуемых на рынках, заметно увеличились цены на масло сливочное – на 12,8% (в организациях всех форм торговли – на 7,9%), конфеты мягкие, глазированные шоколадом – на 11,9% (на 12,4%), рыбу замороженную неразделанную – на 11,2 % (на 10,3%), колбасу вареную высшего сорта – на 9,3% (на 8,1%), сосиски, сардельки – на 9,0% (на 8,2%), сельдь соленую – на 7,4% (на 7,9%).

     Вместе  с тем, как на рынках, так и в организациях всех форм торговли, по итогам года отмечалось снижение цен на масло подсолнечное на 18,3% (на 19,8%), яйца куриные – на 12,3% (на 14,5%), а также на отдельные виды плодоовощной продукции: картофель, огурцы свежие, морковь, яблоки – на 3,3-8,6% (на 4,8-20,5%).

      На  рынках прирост цен на непродовольственные товары за год составил 12,9%  (в организациях всех форм торговли – 9,7%).

В наибольшей степени в прошедшем году увеличились  цены на отдельные виды бельевого и верхнего трикотажа, чулочно-носочных изделий, верхней одежды и обуви – на 13,5–17,2%.

     В 2009г. уровень цен на значительную часть продуктов питания, предлагаемых на рынках, был несколько ниже уровня средних цен на одноименные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли. По более низким ценам на рынках продавались масло сливочное, творог жирный, сельдь соленая, колбаса вареная высшего сорта, сухофрукты, яблоки. В то же время цены на рыбу замороженную неразделанную, картофель, капусту белокочанную свежую, морковь были несколько выше, чем в организациях всех форм торговли.

      На  наблюдаемые виды непродовольственных  товаров уровень цен на рынках по-прежнему оставался ниже, чем на аналогичные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли. 
 

3. Пути повышения эффективности розничной торговли. 

     Мы  считаем, что развитие розничной  торговой сети должно идти по следующим  основным направлениям:

  1. Рост количества розничных торговых предприятий будет идти как за счет нового строительства, реконструкции и комплексной рационализации действующих магазинов, так и на основе прогрессивной технологии.
  2. В розничной торговле наблюдаются процессы создания внутри межотраслевых объединений и открытие фирменных торговых предприятий товаропроизводящих отраслей. Например, развивается сеть фирменных магазинов, которые реализуют товары предприятий легкой и текстильной промышленности и входят в состав их акционерных обществ. Необходимо, чтобы повсеместно проходил процесс универсализации торговых предприятий, а так же росло число смешанных магазинов.
  3. Торговые предприятия, как это следует из экономической теории и практики, главной целью своей деятельности обоснованно считают получение прибыли.
  4. Для достижения главной цели и всех других, торговые предприятия должны ориентироваться на спрос покупателей, более полное удовлетворение их нужд и тем самым способствовать обеспечению благополучия людей и общественному прогрессу.

     Опыт  зарубежных стран свидетельствует о быстром развитии крупных торговых корпораций, которые составляют фундамент экономического могущества и конкурентоспособности страны, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

     Такие корпорации, по нашему мнению, окажут положительное воздействие на восстановление позиций отечественных товаропроизводителей. Торговую корпорацию можно создать по реализации, например, продукций легкой промышленности, которая совместно с акционерным обществом могла бы принять участие в размещении заказов на производство одежды и обуви на свободных мощностях, закупку на выгодных условиях сырья и материалов. Возможно, при этом предусмотреть осуществление целевых программ отечественной промышленности и торговли по таким направлениям, как "Одежда и обувь для детей", "Одежда и обувь для старшего поколения" и др. С учетом анализа мировой торговой практики интеграционные процессы в торговле будут связаны с образованием таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур и добровольные оптово-розничные цепи.

     Мы  считаем, что цепные торговые организации  могут стать для розничного звена  наиболее характерной структурой. Сущность такого объединения состоит в  том, что крупное торговое предприятие  создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми и средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право на реализацию определенных товаров на конкретном товарном рынке под торговой маркой головного предприятия (система франчайзинга).

       В целях сохранения своих позиций  на рынке, оптовые структуры  также будут стремиться к интеграции  с розничными структурами на  долговременной основе, создавая  оптово-розничные цепи. Оставаясь  самостоятельными юридическими  лицами, они будут осуществлять общую коммерческую стратегию, разрабатывать общую сбытовую политику, по единым принципам формировать торговый ассортимент и согласовывать решение других задач.

     В условиях становления рыночной экономики, обострения конкуренции наметились новые подходы к развитию розничных предприятий. Соответствующие концепции строятся с учетом идеи формирования ассортимента и обслуживания населения. Обычно концепция развития розничной торговли включает следующие разделы: ассортиментные перечни товаров; схему размещения оборудования и товаров; указания по организации расчетных узлов; определение зон самообслуживания и продажи некоторых товаров через прилавок; перечень дополнительных услуг: порядок формирования цен; предоставление скидок на отдельные товары и др. 8

       Так же все предприятия должны  руководствоваться общепринятыми  в рыночной экономике принципами  функционирования с ориентацией  на поддержку отечественных товаропроизводителей (формирование заказов, присвоение  товарам, отвечающим определенным  требованиям, известной торговой марки, знака качества, применения гибкой системы скидок цен и др.)

       В услугах оптовых баз особенно  нуждаются мелкие и средние  торговые предприятия. Для них  невозможно организовать транзитные  поставки товаров.

       Только базы могут предложить им широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление.

       На Западе существуют многопрофильные  торговые компании – это фирмы,  которые владеют не менее 10 однотипными магазинами, и находятся  под общим управлением. Руководство торговыми компаниями осуществляют контрактные оптово-розничные объединения. Такие организации есть во всех развитых капиталистических странах. Во главе стоит оптовая, иногда розничная фирма, которая закупает товары у промышленных предприятий по льготной цене, членам объединения оказывает различного рода услуги в виде кредита, оформления и оснащенности оборудованием. 9

     Таким образом, развитие разнообразных видов  и типов предприятий и разработка новых методов розничной торговли является одним из важных направлений розничной торговли.

Информация о работе Развитие розничной торговли в России