Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:39, курсовая работа
Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.
Помимо удовлетворения потребностей человека, которое лежит в основе обмена, предпосылкой возникновения торговых отношений является объективная необходимость такого условия, как возможность получения производителем прибавочного продукта. Это предполагает способность отдельного производителя получать продуктов больше, чем он в состоянии потребить.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты развития розничной торговли 5
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. Классификация предприятий розничной сети 5
1.2 Основные показатели, характеризующие розничные торговые сети и влияние факторов на них 14
2 Организационно-экономический анализ розничной торговли в РФ 18
2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям 18
2.2 Анализ влияния факторов на развитие отрасли 24
3 Пути повышения эффективности розничной торговля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
- масштабу территории, где осуществляется торговля.
Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам:
стационарности
и товарно-ассортиментному
По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:
Анализ особенностей каждого вида розничной торговли показал, что современные тенденции развития розничной торговли должны опираться прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продаж. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия – уменьшение розничного товарооборота. Хотелось бы отметить, что системная организация объектов рыночной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи.
Развитие внемагазинных форм продажи товаров, с одной стороны, обуславливается эволюцией самой торговой практики, а с другой - все более масштабным проникновением в быт рядового потребителя разнообразных средств технического прогресса. В связи с этим можно сказать, что внемагазинные формы продажи всегда нацелены на определенные сегменты товарного рынка, с их помощью решается определенный круг проблем.
Для того, чтобы активно конкурировать с внемагазинной продажей, по нашему мнению, общими принципами работы розничной торговой сети должны стать:
Инфраструктура розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания. 4
Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
Все это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.
В
этой среде независимым розничным
торговым предприятием является предприятие,
не входящее ни в какие объединения.
Магазин, принадлежащий
Разнообразие
розничных торговых предприятий
с позиции их ориентации на конкретную
зону торгового обслуживания должно
предусматривать выделение в
любой системе торгового
Мы
считаем, что магазины местного значения
должны располагаться в пределах
пешеходной доступности и торговать
универсальным ассортиментом
Типовой
состав магазинов общесистемного значения
более разнообразен, поэтому в
их числе должны быть специализированные
и универсальные магазины, магазины
с комбинированным
Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры, по нашему мнению, необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.
Развитие
электронной техники и средств
телекоммуникационной связи создает
возможность для расширения таких
форм торговли, при которых потребитель
знакомится с ассортиментом, выбирает
товары и делает соответствующие заказы
с помощью информационно-
В настоящее время в мировой практике сложились две модели развития электронной коммерции: электронная торговая компания с потребителями – физическими лицами и электронная торговля между бизнес - партнерами.
Разнообразие видов предприятий розничной торговли предполагает использование магазинных и внемагазинных видов торгового обслуживания: посылочной торговли, торговли по каталогам, заказов по телефону, продажи на дому, внемагазинной торговли с использованием электронных технических средств, торговли на рынках и других форм торгового обслуживания населения.
Многообразие типов розничных торговых предприятий обусловлено масштабами деятельности, размерами торговой площади, товарной специализацией, методами обслуживания населения, обслуживаемым сегментом рынка товаров народного потребления (этот сегмент во многом определяется значительной дифференциацией доходов населения). Последний фактор стал учитываться при типизации торговых предприятий недавно. В настоящее время идет процесс становления и развития торговых предприятий, специально ориентированных на категории покупателей, дифференцированных по размерам доходов.
«Новая тенденция российского ритейла 5 – освоение торговыми сетями новых форматов. Дискаунтеры строят гипермаркеты, супермаркеты открывают “магазины у дома”. Что это: выход российской торговли на новые уровни развития, вынужденный ход или же случайная гримаса российской розницы? Как бы мы ни оценивали мультиформатность, положительно или отрицательно, ее развития не остановить. Другое дело, так ли мультиформатность связана с качественным ростом российской розницы, с необходимостью выстраивать форматы более организованно, дифференцировать бизнес по категориям и сегментам рынка, или же все намного прозаичнее, и вызвана она желанием крупных игроков использовать все имеющиеся торговые площади?» 6
Дискаунтеры – в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и достаточно низкие цены, благодаря чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала.
Супермаркеты – магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего.
Гипермаркеты – с гиперпредложением товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.
“Магазины
у дома” – небольшие магазины,
предназначены для обеспечения
текущих потребностей живущих рядом
с ними покупателей. В идеале предполагается,
что в такой универсам можно попасть, выйдя
из квартиры в тапочках за булкой и пакетом
молока.
1.2 Основные показатели, характеризующие розничные торговые сети и влияние факторов на них.
Экономическое развитие розничной торговли характеризуется следующими показателями:
Экономическая эффективность розничной торговли характеризуется показателями, оценивающими уровень хозяйствования, т.е. соотношение экономических результатов функционирования отрасли и используемых ресурсов.
Экономическая характеристика розничной торговли в целом как подсистемы представляется (в различных разрезах структуры розничного рынка) такими показателями как:
Розничный товарооборот – один из важнейших показателей социально-экономического развития страны, характеризующий заключительный этап движения товаров в сферу потребления.
Товарооборот характеризуется емкостью и конъектурой рынка. Емкость рынка представляет собой общий платежеспособный спрос и рассчитывается путем сложения покупательных фондов населения, закупов товаров населения, организаций и предприятий, приезжих.
Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем обмена на денежные доходы населения.
Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров народного потребления населению и другим потребителям в денежном исчислении. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и служит его качественной характеристикой.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
На развитие розничной торговли оказывают влияние ряд факторов.
Анализ
внешней экономической и
Основными факторами экономического характера, оказывающими высокую степень влияния на развитие розничной торговли являются: численность и уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера - отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.