Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:39, курсовая работа
Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.
Помимо удовлетворения потребностей человека, которое лежит в основе обмена, предпосылкой возникновения торговых отношений является объективная необходимость такого условия, как возможность получения производителем прибавочного продукта. Это предполагает способность отдельного производителя получать продуктов больше, чем он в состоянии потребить.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты развития розничной торговли 5
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. Классификация предприятий розничной сети 5
1.2 Основные показатели, характеризующие розничные торговые сети и влияние факторов на них 14
2 Организационно-экономический анализ розничной торговли в РФ 18
2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям 18
2.2 Анализ влияния факторов на развитие отрасли 24
3 Пути повышения эффективности розничной торговля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Данные факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние на них торговля фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.
При анализе розничного товарооборота исследуются закономерности его развития на душу населения. Сравнивают фактический объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления по продовольственным товарам и рациональными нормами потребления по непродовольственным товарам, позволяющим оценить степень удовлетворения населения в конкретных материальных благах.7
В частности к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.
Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчетного периода.
К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.
Численность торговых работников во многом зависит от количества торговых организаций. Численность торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения.
К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.
Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.
Такие
экстенсивные факторы, как покупательные
фонды населения, товарные ресурсы,
численность обслуживаемого населения,
не зависят от деятельности торговых
организаций и складываются под влиянием
развития экономики страны в целом. Интенсивные
факторы зависят в большой степени от
эффективности деятельности торговых
организаций.
2 Организационно-экономическая характеристика розничной торговли в России
2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям
Для оценки экономической эффективности и уровня развития розничной торговли необходимо провести исследование розничного рынка и провести анализ основных экономических показателей.
Рисунок 1 – Оборот
розничной торговли РФ
Таблица 1 – Динамика оборота розничной торговли
Показатели | 2008 | 2009 | Отклонение от прошлого периода, тыс. руб. | Темп роста, в % к прошлому периоду | ||
млн. руб. | доля, % | млн. руб. | доля, % | |||
Оборот розничной торговли на рынках | 1 830 658,40 | 13,2 | 1 980 460,00 | 13,6 | 149 801,60 | 108,2 |
Оборот розничной торговли торгующими организациями | 12 088 903,10 | 86,8 | 12 536 443,10 | 86,4 | 447 540,00 | 103,7 |
Всего | 13 919 561,50 | 100 | 14 516 903,10 | 100 | 597 341,60 | 104,3 |
В 2009 году общий товарооборот розничной торговли составил 14 516 901,1 млн. рублей, темп роста относительно 2008 года составил всего 4,3% (для сравнения, как видно из рисунка 1 среднее увеличение по прошлым годам 2004 – 2008 гг. составляло 25% ежегодно), такой низкий показатель динамики явился причиной экономического кризиса в стране. Розничная торговля, практически единственный сектор экономики, который практически не улучшил показатели развития. В 2009 году произошло значительное падение доходов населения, увеличилось число безработных.
Если
рассмотреть динамику развития по структуре
мест сбыта товаров, то следует отметить
что в период 2004 – 2007 - 2008 гг. динамика оборота
сбыта товаров на рынках значительно падала,
также значительно уменьшалась и доля
розничного оборота сбыта на рынках в
общей массе товарооборота. В 2009 году впервые
за последние годы происходит увеличение
доли сбыта товаров на рынках, а также
следует отметить вновь динамику роста.
В 2009 году доля товарооборота от продажи
товаров на рынках впервые за последние
годы увеличилась на 0,4, розничный товарооборот
по сравнению с 2008 годом увеличился на
8,2%. Это также явилось причиной снижения
доходов населения и их покупательской
способности.
Рисунок 2 – Число розничных рынков 2008 – 2009 гг.
На конец 2009 года на территории Российской Федерации функционировало 3573 розничных рынков. За прошедший год (по сравнению с данными на конец 2008г.) их число сократилось на 155 рынка (4%). В основном рынки были трансформированы в торговые центры, супермаркеты и другие современные форматы торговли.
За
прошедший год произошло
Рисунок 3 – Распределение торговых мест на розничном рынке по хозяйствующим субъектам
Распределение
торговых мест на рынках между хозяйствующими
субъектами остается постоянным. Наибольшая
часть из них закреплена за индивидуальными
предпринимателями. По состоянию на
1 декабря 2009г. предприниматели арендовали
770,5 тыс. торговых мест, или 78,4% от их общего
числа. Вместе с тем, как и год назад, почти
20% этих мест не использовалось.
Рисунок 4 – Распределение розничных рынков по типам
Структура розничной торговли по типам рынка в 2009 году по сравнению с 2008 годов в принципе остается неизменной. Основную значительную долю рынка 73,7 % занимают универсальные рынки, основную его массу в последнее время представляют крупные торговые сети продовольственными товарами.
Мы полагаем, что снижение универсальных рынков на 0,3 % связано с экономически нестабильной ситуацией в стране в 2009 году, увеличением долговой нагрузки, усложнением взаимоотношений с поставщиками у многих операторов рынка.
В качестве положительной тенденции необходимо отметить постепенное увеличение числа сельскохозяйственных рынков: на 1 декабря 2008 года функционировало 178 рынков указанной специализации, а на 1 декабря 2009 года – 200 рынков. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков выросло за этот период с 7 до 13. Вместе с тем, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки составляют только 6% от общего числа рынков (на 1 декабря 2008г. – 5%).
Рисунок
5 – Динамика оборота розничной
торговли продовольственными и непродовольственными
товарами
Таблица 2 – Товарная структура розничной торговли по РФ
|
Анализируя график на рисунке 5 и таблицу 3 можно сделать следующие выводы: в 2009 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров (пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия) составил 48,6 %, непродовольственные товары – 51,4 % (в 2008 году – соответственно 45,6 % и 53,2 %). В 2009 году наблюдается существенные изменения в товарной структуре розничной торговли, доля продовольственных товаров возрастает на 3 % по сравнению с предшествующим годом (для сравнения в предыдущие года 2006-2008 гг. увеличение составляло в среднем на 0,3 - 0,6 % ежегодно), это обусловлено значительным ростом объемов продаж продуктов питания, в связи со снижением доходов населения в условиях экономической нестабильной ситуации снижением потребительского интереса к приобретению непродовольственных товаров, без которых человек может обходиться, без определенных же продуктов питания существование человека невозможно.
Таблица 3 – Число рынков и торговых мест в них по РФ
|
Количество
торговых мест на рынках составило
на 1 декабря 2009г. 983,3 тысячи. Показатель
динамики 96,2% показывает, что в течение
года число торговых мест сократилось
на 3,8 % . Изменения уровня использования
торговых мест в течение года носили в
основном сезонный характер. Распределение
торговых мест на рынках между хозяйствующими
субъектами остается постоянным. Наибольшая
часть из них закреплена за индивидуальными
предпринимателями.
2.1
Анализ влияния
факторов на развитие
отрасли
Таблица 4 – Динамика розничного товарооборота в 2008 – 2009 гг.
Показатели | 2007 | 2008 | Отклонение от прошлого года | Темп роста в % к прошлому периоду |
Общий товарооборот, млн. руб. | 10 868 976,40 | 13 919 561,50 | 3 050 585,10 | 128,1 |
в т.ч.: | ||||
продовольственными товарами | 4 891 343,00 | 6 344 583,00 | 1 453 240,00 | 129,7 |
непродовольственными товарами | 5 977 633,00 | 7 574 978,00 | 1 597 345,00 | 126,7 |
Численность населения, млн. чел. | 142,20 | 142,00 | -0,20 | 99,9 |
Товарооборот на душу населения, руб. | 76 480,00 | 98 055,00 | 21 575,00 | 128,2 |
в т.ч.: | ||||
продовольственными товарами | 34 418,00 | 44 694,00 | 10 276,00 | 129,9 |
непродовольственными товарами | 42 062,00 | 53 361,00 | 11 299,00 | 126,9 |
Среднедушевые доходы населения, руб. | 12 602,70 | 15 135,80 | 2 533,10 | 120,1 |