Развитие розничной торговли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.
Помимо удовлетворения потребностей человека, которое лежит в основе обмена, предпосылкой возникновения торговых отношений является объективная необходимость такого условия, как возможность получения производителем прибавочного продукта. Это предполагает способность отдельного производителя получать продуктов больше, чем он в состоянии потребить.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты развития розничной торговли 5
1.1 Роль и значение розничной торговли в рыночных условиях. Классификация предприятий розничной сети 5
1.2 Основные показатели, характеризующие розничные торговые сети и влияние факторов на них 14
2 Организационно-экономический анализ розничной торговли в РФ 18
2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям 18
2.2 Анализ влияния факторов на развитие отрасли 24
3 Пути повышения эффективности розничной торговля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая по ОКД.doc

— 433.00 Кб (Скачать)
align="justify">     Изучая  различные компоненты макроокружения, важно иметь ввиду, что все  они сильно влияют друг на друга. Изменения  в одной из компонент обязательно  приводят к изменению в других. Поэтому их изучение и анализ должны вестись системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельном компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения и на экономических показателях развития отрасли.

     Данные  факторы, подлежат изучению и анализу, но вместе с тем, необходимо отметить, что оказать какое-либо влияние на них торговля фактически не может, соответственно принимает их к сведению, подстраиваясь под существующие реалии.

     При анализе розничного товарооборота  исследуются закономерности его  развития на душу населения. Сравнивают фактический объем среднедушевой реализации с физиологическими нормами потребления по продовольственным товарам и рациональными нормами потребления по непродовольственным товарам, позволяющим оценить степень удовлетворения населения в конкретных материальных благах.7

     В частности к факторам, связанным  с численностью обслуживаемого населения  и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные  фонды и охват покупательных  фондов товарооборотом.

     Факторы, связанные с обеспечением товарными  ресурсами, влияют на объем розничного товарооборота через изменение  величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего  выбытия и запасов на конец  отчетного периода.

     К факторам, связанным с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность работников, организация и производительность их труда.

     Численность торговых работников во многом зависит  от количества торговых организаций. Численность  торговых работников, их качественный состав влияют на уровень обслуживания населения.

     К факторам, связанным с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь  одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая  стоимость основных фондов.

     Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.

     Такие экстенсивные факторы, как покупательные  фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций. 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Организационно-экономическая характеристика розничной торговли в России

     2.1 Анализ торговли РФ по основным показателям

       Для оценки экономической эффективности и уровня развития розничной торговли необходимо провести исследование розничного рынка и провести анализ основных экономических показателей.

Рисунок 1 – Оборот розничной торговли РФ  

Таблица 1 – Динамика оборота розничной торговли

    Показатели 2008 2009 Отклонение  от прошлого периода, тыс. руб. Темп роста, в % к прошлому периоду
    млн. руб. доля, % млн. руб. доля, %
    Оборот  розничной торговли на рынках 1 830 658,40 13,2 1 980 460,00 13,6 149 801,60 108,2
    Оборот  розничной торговли торгующими организациями 12 088 903,10 86,8 12 536 443,10 86,4 447 540,00 103,7
    Всего 13 919 561,50 100 14 516 903,10 100 597 341,60 104,3
 

     В 2009 году общий товарооборот розничной  торговли составил 14 516 901,1 млн. рублей, темп роста относительно 2008 года составил всего 4,3% (для сравнения, как видно из рисунка 1 среднее увеличение по прошлым годам 2004 – 2008 гг. составляло 25% ежегодно), такой низкий показатель динамики явился причиной экономического кризиса в стране. Розничная торговля, практически единственный сектор экономики, который практически  не улучшил показатели развития. В 2009 году произошло значительное падение доходов населения, увеличилось число безработных.

     Если  рассмотреть динамику развития по структуре мест сбыта товаров, то следует отметить что в период 2004 – 2007 - 2008 гг. динамика оборота сбыта товаров на рынках значительно падала, также значительно уменьшалась и доля розничного оборота сбыта на рынках в общей массе товарооборота. В 2009 году впервые за последние годы происходит  увеличение доли сбыта товаров на рынках, а также следует отметить вновь динамику роста. В 2009 году доля товарооборота от продажи товаров на рынках впервые за последние годы увеличилась на 0,4, розничный товарооборот по сравнению с 2008 годом увеличился на 8,2%. Это также явилось причиной снижения доходов населения и их покупательской способности. 
 

   Рисунок 2 – Число розничных рынков 2008 – 2009 гг.

        

     На  конец 2009 года на территории Российской Федерации функционировало 3573 розничных рынков. За прошедший год (по сравнению с данными на конец 2008г.) их число сократилось на 155 рынка (4%). В основном рынки были трансформированы  в торговые центры, супермаркеты и другие современные форматы торговли.

     За  прошедший год произошло сокращение числа рынков на всей территории Российской Федерации. Число рынков в субъектах Российской Федерации сокращалось в основном за счет закрытия (переоборудования) рынков универсального типа. За период с 1 декабря 2008 года по 1 декабря 2009 года их число сократилось на 127 объектов.

     Рисунок 3 – Распределение торговых мест на розничном рынке по хозяйствующим субъектам

     Распределение торговых мест на рынках между хозяйствующими субъектами остается постоянным. Наибольшая часть из них закреплена за индивидуальными предпринимателями. По  состоянию на 1 декабря 2009г. предприниматели арендовали 770,5 тыс. торговых мест, или 78,4% от их общего числа. Вместе с тем, как и год назад, почти 20% этих мест не использовалось.  

Рисунок 4 – Распределение розничных рынков по типам

     Структура розничной торговли по типам рынка  в 2009 году по сравнению с 2008 годов  в принципе остается неизменной. Основную значительную долю рынка 73,7 % занимают универсальные рынки, основную его массу в последнее время представляют крупные торговые сети продовольственными товарами. 

     Мы  полагаем, что снижение универсальных  рынков на 0,3 % связано с экономически нестабильной ситуацией в стране в 2009 году, увеличением долговой нагрузки, усложнением взаимоотношений с поставщиками у многих операторов рынка.

        В качестве положительной тенденции необходимо отметить постепенное увеличение числа сельскохозяйственных рынков: на 1 декабря 2008 года функционировало 178 рынков указанной специализации, а на 1 декабря 2009 года – 200 рынков. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков выросло за этот период с 7 до 13. Вместе с тем, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки составляют  только 6% от общего числа рынков (на 1 декабря 2008г. – 5%).

Рисунок 5 – Динамика оборота розничной  торговли продовольственными и непродовольственными товарами 

Таблица 2 – Товарная структура розничной торговли по РФ

    Товарная  структура оборота  розничной торговли по Российской Федерации

    (в фактически  действовавших ценах; в процентах  к итогу) 

      2006 2007 2008 2009
    Все товары, % 100 100 100 100
    Продовольственные товары 45,3 45,0 45,6 48,6
    Непродовольственные товары 54,7 55,0 54,4 51,4
 

     Анализируя  график на рисунке 5 и таблицу 3 можно сделать следующие выводы: в 2009 году в структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров (пищевые продукты, включая напитки, и табачные изделия) составил 48,6 %, непродовольственные товары – 51,4 % (в 2008 году – соответственно 45,6 % и 53,2 %). В 2009 году наблюдается существенные изменения в товарной структуре розничной торговли, доля продовольственных товаров возрастает на 3 % по сравнению с предшествующим годом (для сравнения в предыдущие года 2006-2008 гг. увеличение составляло в среднем на 0,3 - 0,6 % ежегодно), это обусловлено значительным ростом объемов продаж продуктов питания, в связи со снижением доходов населения в условиях экономической нестабильной ситуации снижением потребительского интереса к приобретению непродовольственных товаров, без которых человек может обходиться, без определенных же продуктов питания существование человека невозможно.

Таблица 3 – Число рынков и торговых мест в них по РФ

      2009г.
    на 
    1 января
    на 
    1 марта
    на 
    1 июня
    на 1 сентября на 
    1 декабря
    Динамика, %
    Число рынков, единиц 3682 3652 3624 3600 3573 97%
    В них  торговых мест, тысяч 1021,6 1012,2 1009,4 991,7 983,3 96,2

     Количество  торговых мест на рынках составило  на 1 декабря 2009г. 983,3 тысячи. Показатель динамики 96,2% показывает, что в течение года число торговых мест сократилось на 3,8 % . Изменения уровня использования торговых мест в течение года носили в основном сезонный характер. Распределение торговых мест на рынках между хозяйствующими субъектами остается постоянным. Наибольшая часть из них закреплена за индивидуальными предпринимателями.  
 

      2.1 Анализ влияния  факторов на развитие  отрасли 

      Таблица 4 – Динамика розничного товарооборота в 2008 – 2009 гг.

    Показатели 2007 2008 Отклонение  от прошлого года Темп роста  в %  к прошлому периоду
    Общий товарооборот, млн. руб. 10 868 976,40 13 919 561,50 3 050 585,10 128,1
    в т.ч.:        
    продовольственными  товарами 4 891 343,00 6 344 583,00 1 453 240,00 129,7
    непродовольственными  товарами 5 977 633,00 7 574 978,00 1 597 345,00 126,7
    Численность населения, млн. чел. 142,20 142,00 -0,20 99,9
    Товарооборот  на душу населения, руб. 76 480,00 98 055,00 21 575,00 128,2
    в т.ч.:        
    продовольственными  товарами 34 418,00 44 694,00 10 276,00 129,9
    непродовольственными  товарами 42 062,00 53 361,00 11 299,00 126,9
    Среднедушевые доходы населения, руб. 12 602,70 15 135,80 2 533,10 120,1

Информация о работе Развитие розничной торговли в России