Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:40, реферат
Тема моей работы является актуальной на сегодняшний день, так как торговля - одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, она подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.
Оптовая торговля в России. Перспективы развития.
Тема моей работы является актуальной на сегодняшний день, так как торговля - одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, она подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-
В частности, я бы хотела подробнее остановиться на таком виде торговых отношений, как оптовая торговля. Необходимо выяснить и понять, что же такое оптовая торговля, выявить её основные виды и функции, а также рассмотреть задачи государственной политики, связанные с данным видом торговых отношений.
Что же мы знаем об этом виде торговых отношений?
Важным и неотъемлемым звеном, обеспечивающим необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, отводится оптовой торговле.
В энциклопедическом словаре экономики и права предлагается следующее определение такого явления, как оптовая торговля.
Оптовая торговля – это торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Она осуществляется, как правило, через сеть оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (дилеров), по оптовым ценам, предусматривающим дилерские скидки и меньшие цены, чем розничные.
Следующим вопросом, на который необходимо ответить, при рассмотрении данной темы, является вопрос: какие виды и типы оптовой торговли существуют?
В рыночных условиях существенно расширились права оптовых предприятий. Сейчас они могут самостоятельно определять свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.
По моему мнению, оптовая торговля должна быть достаточно гибкой, чтобы быть способной оптимально реагировать на любые изменения в экономике.
Это может быть достигнуто благодаря последовательному развитию типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.
В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, на основании которых выделяют оптовые предприятия общенационального и регионального уровней.
Оптовые предприятия общенационального уровня должны гарантировать ее стойкость и стратегическую стабильность. Важнейшая их задача – создание необходимой структуры каналов товарооборота, которые предназначены для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также иностранных производителей и поставщиков товаров. К таким предприятиям относят государственные концерны и открытые акционерные общества со значительной долей участия государства в их уставных капиталах.
Оптовые предприятия регионального типа закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и оптовых предприятий общенационального уровня, доставляют их оптовым покупателям в зоне своей деятельности. Главная задача их функционирования – обеспечить товарами региональные товарные рынки. Преимущественно это хозяйственные и акционерные общества.
Что же касается функций оптовой торговли, то выделяют следующие функции относительно поставщиков товаров:
1) концентрация коммерческой деятельности;
2) поддержка перехода прав собственности на товар;
3) инвестиционное обеспечение товарооборота;
4) минимизация коммерческого риска;
5) маркетинговое обслуживание.
Относительно оптовых покупателей (розничных предприятий, предпринимателей и др.) выделяют такие функции:
1) оценка потребностей и спроса;
2) преобразование производственного ассортимента в торговый;
3) накопление и хранение товарных запасов;
4) доставка товаров;
5) кредитование розничных предприятий;
6) информационное и консалтинговое обслуживание.
Усовершенствование оптовой торговли предоставит возможность не только создать условия для углубления реформ в торговле, но и обеспечит стратегическую стабильность потребительского рынка в целом.
Какие же задачи стоят перед государством в области развития оптовой торговли?
Как неотъемлемое звено единой системы товарооборота оптовая торговля нуждается в совершенствовании. Именно поэтому одной из важнейших долгосрочных задач государственной политики в сфере оптовой торговли является ее структурная перестройка, которая предусматривает распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально ориентированы на малое предпринимательство.
Исходя из статистических данных, за последнее десятилетие состоялось резкое сокращение объемов оптовых операций. Существенно снизилась роль оптовых предприятий в снабжении розничных предприятий товарами. В связи с этим другой важной задачей государственной политики развития оптовой торговли является прекращение спада и стабилизация объемов оптовых операций.
Третьей задачей государственной политики в сфере оптовой торговли является развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке оптовой торговой деятельности, а также стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения товаров отечественных производителей.
Кратко рассмотрев, что же такое оптовая торговля и способы её усовершенствования, я считаю необходимым рассмотреть состояние оптовой торговли в России на сегодняшний день.
Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая её развитость в регионах. Региональные рынки развиты пока довольно слабо (по сравнению с Москвой) и на них значительно большую долю занимают прямые связи продавцов с производителями продукции. Это приводит и к менее широкому ассортименту продукции в магазинах, и к перекосу в структуре издержек предприятий розницы на связи с производителями, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшения качества обслуживания в магазинах и т.д.
Развитие оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.
Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транспортные издержки.
Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.
Исходя из вышесказанного, можно выделить основные проблемы в развитии оптовой торговли в России и предложить способы их устранения.
Система оптовой торговли решила важнейший для нашего общества вопрос - занятость и трудоустройство населения, оказавшегося в связи с поступательным ходом экономических реформ в большинстве своем без работы и средств к существованию.
Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.
Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Это, прежде всего льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов рыночной инфраструктуры и целевые капиталовложения в развитие материально-технической базы торговли.
Кроме того, даже при довольно высоких тенденциях развития, основной проблемой сектора оптовой торговли в России остается его «столичная прописка» при более скромном развитии в регионах по сравнению с Москвой.
Информация о работе Оптовая торговля в России. Перспективы развития