Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие в процессе своей деятельности является открытой системой: оно тесно взаимодействует с окружающей его средой. Искать причины успехов и неудач фирмы только в ее внутренней организации было бы неправильно. Поскольку окружающая среда, являясь поставщиком ресурсов и потребителем готовой продукции, очень сильно влияет на деятельность фирмы. На первый план выходит анализ среды – маркетинг, и управление на основе этого анализа — маркетинговое управление.

Оглавление

Введение
1. Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления
1.1 Понятие маркетинговой среды организации как совокупности внутренней и внешней среды и необходимость ее анализа
1.2 SWOT-анализ как инструмент комплексного исследования внешней и внутренней среды
1.3 Методика SWOT-анализа
1.3.1 Методика анализа макросреды (STEP-анализ)
1.3.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)
1.3.3 Анализ внутренней среды
1.3.4 Методика SWOT-анализа
2. SWOT-АНАЛИЗ компании «Реальный мир»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ макросреды
2.2 Анализ микросреды
2.3 Анализ внутренней среды организации
2.4 SWOT-анализ организации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач ИСУ (препод и кафедра).doc

— 356.50 Кб (Скачать)

 

Для результативного изучения этих компонент макроокружения на фирме создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система проводит сбор и анализ материалов, специальные наблюдения и исследования. Собранные данные подвергаются анализу для выявления тенденций их изменения и влияния на фирму.

Часто для анализа макросреды применяется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ маркетинговой макросреды, основывающийся на изучении социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economical) и политических (Political) факторов. В зависимости от приоритетности учета тех или иных групп факторов различают варианты этой методики:

                  STEP-анализ: приоритетными считаются социальные и технологические факторы. Применима для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой.

                  PEST-анализ: приоритетны экономические и политические факторы. Применима для стран со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды.

Существует две методики STEP-анализа: с использованием четырехпольной матрицы и табличного формата. Вторая более удобна ввиду возможности количественной оценки факторов и их числового ранжирования.

Рассмотрим пошаговую методику STEP-анализа с использованием табличного формата [11].

1-й этап: определение объекта анализа: предприятие в целом, отдельные подразделения или бизнес-единицы.

2-й и 3-й шаги: отбор экспертов, которые будут проводить анализ и выбор формата занесения результатов и итоговой формы анализа.

4-й шаг: заполнение формата STEP-анализа (таблица 2). Существует 2 формата таблица STEP-анализа.

Вариант 1.

Колонка 1: записываются по группам значимые факторы макросреды и важные события, которые могут повлиять на фирму.

Затем каждому фактору экспертным путем присваивается количественная оценка: колонка 2 — важность для отрасли (от 1 до 3); колонка 3 — важной для организации (от 0 до 3) и колонка 4 — направление влияния (+1 при положительном влиянии, -1 — при отрицательном). Итоговая оценка влияния фактора рассчитывается путем умножения значений колонок 2—4.

 

Таблица 2Табличная форма для проведения STEP-анализа

Вариант формата таблицы 1

Фактор среды

Важность для отрасли

Влияние на организацию

Направление влияния

Степень фактора

1

2

3

4

5

1. Социальные факторы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Технологические факторы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономические факторы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Политические факторы

1

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Вариант формата таблицы 2

Группы факторов

Описание событий/ факторов

Опасность/ возможность

Оценка вероятности события или появления фактора

Оценка важности фактора или события

Общее влияние на компанию

1

2

3

4

5

6

Социальные

1

2

3…

 

 

 

 

Технологические

1

2

3…

 

 

 

 

Экономические

1

2

3…

 

 

 

 

Политические

1

2

3…

 

 

 

 


 

Вариант 2.

Колонка 1: выбирается группа, к которой относится фактор;

Колонка 2: записываются значимые факторы макросреды и важные события, которые могут повлиять на фирму;

Колонка 3: анализируется влияние каждого фактора; выявляется, создает ли он опасность или возможность для предприятия. Если фактор может создавать и возможность и опасность одновременно, то рассматриваются оба варианта. В колонке проставляется либо «+» (возможность), либо «-» (опасность);

Колонка 4: оценивается каждый фактор или событие с точки зрения вероятности его проявления или наступления (либо количественна шкала: от 0 до 100 %; либо качественная: низкая — средняя — высокая);

Колонка 5: оценивается важность факторов по мере ее возрастания — по шкале от 1 до 10;

Колонка 6: рассчитывается влияние каждого фактора как полная вероятность события (перемножаются колонки 4 и 5), взятая со знаком из колонки 3;

5-й шаг: подготавливаются единые формы оценок влияния факторов макросреды, составленные каждым экспертом; на этой основе сотрудниками предприятия разрабатывается программа действий по каждой группе факторов и отдельным событиям;

6-й шаг: использование результатов анализа в процессе стратегического и тактического планирования;

7-й шаг: проведение оценки запланированных действий по окончании планового периода; выявление эффективности применения этих действий.

Резюме: STEP-анализ позволяет выявить тенденции развития факторов макросреды и определить уровень возможных изменений, а также динамику их влияния на предприятие. В итоге получается модель реакции конкретного предприятия на совокупность факторов макросреды, что, в конечном счете, позволяет повысить качество принятия управленческих решений предприятия.

 

1.3.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)

Микросреда (рыночная среда) — это область прямого влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия. Основными элементами микросреды являются [10]:

                  потребители — это отдельные лица, домохозяйства, корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары или услуги предприятия-производителя для удовлетворения своих потребностей;

                  поставщики — источник всех видов ресурсов, необходимых для осуществления бизнеса;

                  конкуренты — как прямые и косвенные, так и существующие и потенциальные;

                  посредники — это компании, с которыми предприятие непосредственно сталкивается в процессе продвижения товаров и услуг потребителям;

                  контактные аудитории — это любые группы, которые проявляют или могут проявлять интерес к предприятию, а также оказывать влияние на способность предприятия достигать цели.

Анализ этих рыночных сил, которые могут влиять как позитивно, так и негативно на предприятие, можно проводить с помощь методики «Пять сил Портера». Она было предложена профессором Майклом Портером около 40 лет назад и рассматривает воздействие по пяти силам среды:

                  существующие конкуренты;

                  клиенты, покупатели;

                  поставщики;

                  новые конкуренты и рыночные новички;

                  товары-заменители или товары-субституты.

Графически эту модель можно изобразить так (рисунок 2):

 

Рис. 2. Модель «Пять сил Портера»


                  Затем оценивается возможная сила влияния для каждой группы факторов в бальной системе от 0 до 6 согласно следующей таблице (таблица 3):

Таблица 3 Критерии бальной оценки внешних сил

Количество баллов

Критерий оценки

0

баллов

— давления не ощущается, вполне возможно собственное давление;

1

балл

— минимальное и нерегулярное давление, не представляющее никакой опасности;

2

балла

— давление есть, можно отслеживать его динамику, серьезных угроз нет;

3

балла

— нормальная конкурентная среда, отслеживать ситуацию нужно регулярно;

4

балла

— активные и агрессивные конкуренты, быстрее анализируемого предприятия, демпингуют, отбивают клиентов и пытаются диктовать условия;

5

баллов

— очень сильное конкурентное давление, происходит быстрая потеря позиций;

6

баллов

— полное влияние конкурентов, невозможно сделать какие-либо действия, ожидания бесперспективны;


 

Следующим этапом происходит определение суммарного влияния сил внешней среды и прогнозирование возможных действий (таблица 4):

 

Таблица 4 Оценка давления «Пять сил Портера и рекомендуемые действия»

Согласованная сила давления в баллах

Рекомендуемые действия

0-1

— надо «давить» дальше;

2-3

— ничего не делать, проводить мониторинг ситуации;

4-5

— нужны спецпрограммы с назначением ответственных и соответствующими бюджетами;

6

— уже поздно, надо уходить из бизнеса: отдаваться или продаваться.

Информация о работе Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления