Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие в процессе своей деятельности является открытой системой: оно тесно взаимодействует с окружающей его средой. Искать причины успехов и неудач фирмы только в ее внутренней организации было бы неправильно. Поскольку окружающая среда, являясь поставщиком ресурсов и потребителем готовой продукции, очень сильно влияет на деятельность фирмы. На первый план выходит анализ среды – маркетинг, и управление на основе этого анализа — маркетинговое управление.

Оглавление

Введение
1. Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления
1.1 Понятие маркетинговой среды организации как совокупности внутренней и внешней среды и необходимость ее анализа
1.2 SWOT-анализ как инструмент комплексного исследования внешней и внутренней среды
1.3 Методика SWOT-анализа
1.3.1 Методика анализа макросреды (STEP-анализ)
1.3.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)
1.3.3 Анализ внутренней среды
1.3.4 Методика SWOT-анализа
2. SWOT-АНАЛИЗ компании «Реальный мир»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Анализ макросреды
2.2 Анализ микросреды
2.3 Анализ внутренней среды организации
2.4 SWOT-анализ организации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач ИСУ (препод и кафедра).doc

— 356.50 Кб (Скачать)

На этом же шаге собственником, собранием акционеров или советом директоров утверждается стратегия, а также порядок ее изменения (периодические коррекции через определенный срок) и публикации (основных положений или фрагментов («стратегических легенд»)).

Резюме: SWOT-анализ позволяет произвести комплексное тестирование маркетинговой среды для осуществления выбранной стратегии, согласно целям собственника, бюджету и наличию материальных и человеческих ресурсов. Также он определяет границы ее применимости, а также условия перехода на другие стратегии.

Существуют некоторые модификации этой методики:

                  Для оценки важности и силы влияния факторов на предприятие используются количественные методики SWOT-анализа: 1). балльного SWOT-анализа с использованием четырехпольной матрицы (оценивается балльная возможность связи факторов по группам стратегических действий, с анализом их негативного (от -3) до позитивного (+3) воздействия); 2). балльного SWOT-анализа с использованием табличной формы (ранжирование каждого фактора среды количественно (например от 1 до 10, разбитых по оценкам — низким, средним и высоким). Затем предлагаются варианты улучшения каждого фактора, не удовлетворяющего видению цели.

                  Отдельно разбираются матрицы возможностей (отражающие вероятность использования возможности и ее влияние) и матрицы угроз (отражающие вероятность реализации угрозы и ее возможное последствие) для определения их (возможностей и угроз) важности и необходимости изучения.


2. SWOT-АНАЛИЗ компании «Реальный мир»

 

2.1 Краткая характеристика организации

 

Туристская фирма «Ркальный мир» предоставляет услуги по проведению и продумыванию программ отдыха и досуга на территории Урала. В компетенцию компании также входит организация туристических поездок, обеспечение и проведение в всевозможных деловых мероприятий (конференций, семинаров, переговоров), «командообразующих» программ («team building», «insentive tourism»).

«Реальный мир» открыл в 2007 году Александр Федотов.

Финансирование компании осуществляется за счет ее прибыли.

Стратегическое управление осуществляется учредителями, один из которых является директором и осуществляет оперативное управление.

Список услуг, предоставляемые фирмой:

— Пейнтбол;

— Веревочные курсы;

— Командообразование;

— Сюжетно-ролевые игры;

— организация копоративов;

— Полеты на воздушном шаре;

— Прокат квадроциклов;

— Индивидуальные туры и т.д.

У организации сложился стабильный круг постоянных клиентов, устойчивые связи с поставщиками.


2.2 Анализ макросреды

 

Анализ макросреды проводится посредством применения STEP-анализа, позволяющего выявить и оценить влияние на организацию социальных, технологических, экономических и политических факторов (таблица 8).

 

Таблица 8 STEP-анализ салона красоты «Шёлк»

Фактор среды

Важность для отрасли

Влияние на организацию

Направление влияния

Степень фактора

1

2

3

4

5

Социальные факторы

Благоприятная динамика соотношения классов и социальных групп в обществе

2

2

1

4

Изменение образа жизни в направлении западных традиций

2

2

1

4

Повышение уровня образования

2

1

1

2

Повышение уровня культурного развития и его динамики

1

1

0

1

Укрепление традиций и культурных ценностей

1

0

0

0

Взаимоотношения внутри общества (индивид—индивид, индивид—общество)

1

0

0

0

Принятие—неприятие частного предпринимательства

1

0

-1

0

Улучшение отношений компания — общественные организации

1

0

0

0

Улучшение отношения к иностранным инвестициям

1

0

0

0

Повышение уровня миграции населения

1

0

0

0

Усиление профсоюзной активности и влияния профсоюзов на формирование общественного мнения

2

1

-1

-2

Технологические факторы

Положительные тенденции развития новых подходов к производству услуг

1

1

1

1

Благоприятные тенденции развития новых процессов и оборудования, технологий

1

1

1

1

Появление технологических прорывов

1

0

0

0

Повышение удельного веса наукоемких технологий в производстве

1

0

0

0

Повышение требований к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции

1

0

0

0

Государственные приоритеты развития науки и техники

1

0

0

0

Повышение мирового уровня исследований и разработок в отрасли

1

0

0

0

Сокращение жизненного цикла технологий

2

2

-1

-4

Ужесточение требований к квалификации кадров

2

2

-1

-4

Экономические факторы

Увеличение размеров и темпов изменения сегментов рынка в соответствии с интересами компании

3

3

1

9

Повышение уровня экономического развития

3

2

1

6

Повышение качества экономического законодательства

3

2

1

6

Укрепление курса национальной валюты

2

2

1

4

Повышение уровня и динамики реальных и номинальных доходов населения

2

2

1

4

Повышение уровня потребления и сбережения доходов населения

2

2

2

4

Увеличение размеров и темпов изменения размеров рынка

3

1

1

3

Улучшение общей конъюнктура национального рынка

2

1

1

2

Увеличение уровня дефицита государственного бюджета

1

1

1

1

Повышение уровня инфляции, безработицы, ставок налогов

1

1

1

1

Повышение правительственной поддержки отрасли

1

0

0

0

Улучшение состояния фондового рынка

1

0

0

0

Активизация инвестиционных процессов

1

0

0

0

Повышение уровня централизованного регулирования цен

1

0

0

0

Повышение уровня ставки рефинансирования ЦБ РФ

1

0

0

0

Повышение уровня и динамики инвестиций в экономику

1

0

0

0

Повышение ставки банковского процента

3

1

-1

-3

Повышение ставок импортных пошлин

2

2

-1

-4

Повышение уровня развития конкурентных отношений

3

2

-1

-6

Увеличение цен на энергоносители

2

3

-1

-6

1

2

3

4

5

Повышения уровня налоговой нагрузки

3

3

-1

-9

Повышение стоимости земли

3

3

-1

-9

Политические факторы

Улучшение отношения государства к собственности

2

1

1

2

Повышение политической стабильности в государстве

2

1

1

2

Совершенствование законов и нормативно-правовых актов

2

1

1

2

Повышение эффективности правовой системы

2

1

1

2

Улучшение характера отношений государства к отрасли

1

0

0

0

Проведение политики государства в подготовке кадров для отрасли

1

0

0

0

Усиление практической реализации законодательства

2

1

0

0

Усиление лоббистских усилий различных групп, объединений, отраслевых ассоциаций и союзов

1

0

0

0

Ужесточение таможенной политики государства

2

1

-1

-2

Повышение степени неукоснительности действий всех правовых норм

2

1

-1

-2

Ужесточение законодательных ограничений отдельных видов деятельности

2

1

-1

-2

Повышение уровня регулирования и контроля со стороны государства

2

2

-1

-4


Итак, на основе анализа были выявлены основные факторы макросреды организации (таблица 9).

 

Таблица 9 Основные факторы макросреды для компании «Реальный мир»

Факторы внешней среды

Позитивное влияние

Степень важности

Негативное влияние

Степень важности

Социальные факторы

Благоприятная динамика соотношения классов и социальных групп в обществе

4

Усиление профсоюзной активности и влияния профсоюзов на формирование общественного мнения

-2

Изменение образа жизни в направлении западных традиций

4

Повышение уровня образования

2

Технологические факторы

Положительные тенденции развития новых подходов к производству услуг

1

Сокращение жизненного цикла технологий

-4

Благоприятные тенденции развития новых процессов и оборудования, технологий

1

Ужесточение требований к квалификации кадров

-4

Экономические факторы

Увеличение размеров и темпов изменения сегментов рынка в соответствии с интересами компании

9

Увеличение цен на энергоносители

-6

Повышение уровня экономического развития

6

Повышения уровня налоговой нагрузки

-9

Повышение качества экономического законодательства

6

Повышение стоимости земли

-9

Политические факторы

Улучшение отношения государства к собственности

2

Повышение степени неукоснительности действий всех правовых норм

-2

Совершенствование законов и нормативно-правовых актов

2

Ужесточение законодательных ограничений отдельных видов деятельности

-2

Повышение эффективности правовой системы

2

Повышение уровня регулирования и контроля со стороны государства

-4


 

2.2 Анализ микросреды

 

Анализ микросреды проводится посредством применения методики «Пять сил Портера».

Модель конкурентных сил Портера подразумевает анализ рыночных сил, которые могут влиять как позитивно, так и негативно на предприятие. Анализ ведется по 5 факторам (таблица 10).

 

Таблица 10 Анализ факторов макросреды для компании «Доктор Борменталь» (филиал г. Королев)

Фактор

Количественная оценка

Критерий оценивания

Потенциальные новички

0

— давления не ощущается, вполне возможно собственное давление (барьер входа на рынок достаточно высок, особенно в условиях ограниченности кредитовани, высокой стоимости недвижимости и нестабильной экономической ситуации);

Поставщики

1

— давление ощущается, вполне возможно собственное давление (налажены устойчивые взаимоотношения с некоторыми поставщиками);

Товары-заменители

1

— минимальное и нерегулярное давление (возможен переход части клиентов в более низкий ценовой сегмент);

Покупатели

2

— давление есть, следует отслеживать его динамику (потребители очень требовательны как к качеству услуги, так и ко всему процессу ее оказания);

Конкуренты

3

— рынок пресыщен. Давление конкурентов отражается на деятельности фирмы

Сумма баллов

7

Выводы:

— нужны спецпрограммы развития бизнеса;

— постоянный мониторинг потребностей потребителей и анализ действий конкурентов;

— маркетинговые программы, переход к программам лояльности потребителей;

— использование технических и дизайнерских инноваций;

— выявление ключевых факторов успеха;

— отслеживание появления новых конкурентов.


 

2.3 Анализ внутренней среды организации

 

Анализ внутренней среды организации включен в методику SWOT-анализа и будет проиллюстрирован в п. 2.4.

 

2.4 SWOT-анализ организации

 

SWOT-анализ компании «Реальный мир» проводится относительно цели расширения бизнеса. В результате анализа внешней и внутренней среды были выявлены и проанализированы наиболее важные факторы, влияющие на развитие организации. Проведем их попарный анализ (таблица 11).

Таблица 11 SWOT-анализа компании «Реальный мир»

 

Возможности

1. Изменение образа жизни и потребностей в услугах компании, повышение их популярности;

2. Совершенствование правовой среды в коммерческой сфере.

Угрозы

1. Возможное сокращение спроса в связи с экономическим кризисом.

2. Повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

Сильные стороны

1. Устойчивое финансовое состояние;

2. Квалифицированные кадры;

3. Современное оборудование.

Агрессивная стратегия

 

«Сила» для реализации «возможностей»

Консервативная стратегия

 

«Сила» для устранения «угроз»

Слабые стороны

1. Малый размер фирмы.

2. Узкоспециализированная отрасль;

Конкурентная стратегия

 

Минимизация «слабостей» за счет выявления «возможностей»

Парадоксальная стратегия

 

Минимизация «слабостей» и предотвращение «угроз», если это возможно

Информация о работе Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления