Маркетинговые исследования потребительского рынка» (на примере ЗАО «Челны-хлеб»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы маркетинговых исследований. 6
1.1 Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований. 6
1.2 Процедура маркетингового исследования. 10
1.3 Методы проведения маркетинговых исследований. Методы сбора первичных и вторичных маркетинговых данных. 14
2. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.1 Краткая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.2 Исследования потребительских предпочтений покупателей ЗАО «Челны-хлеб» 26
2.3 Основные направления совершенствования работы по формированию и регулированию потребительского спроса ЗАО «Челны-хлеб» 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая МИ.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

       Из  показателей таблицы 6 видно, что  объем продажи хлебобулочных  изделий как в разрезе отдельных  месяцев, так и кварталов, имел тенденцию  как к снижению, так и к росту: полярность темпов снижения составила  в отдельные месяцы года от 82,7% (сентябрь) до 86,7% (февраль) и 85,4% (1-й кв.); полярность темпов роста составила в отдельные месяцы года от 104% (апрель) до 154,6% (август) и от 116,1% (3-й кв.) до 123,2% (4-й кв.) в разрезе кварталов года.

       Развитие  объема продажи хлебобулочных изделий  происходило неравномерно. Так, приведенные удельные веса в динамике свидетельствуют о том, что наименьшая загрузка продавцов и других торговых работников наблюдалась в каждом первом месяце, за исключением 2-го кв., а максимальная - в последнем месяце каждого кв., кроме 2-го кв.. Так, например, в 1-м кв. отчетного года из каждых 100 рублей оборота в январе было продано хлебобулочных изделий на 32 рубля 50 копеек, тогда же, как в марте - на 34 рубля 20 копеек, то есть почти в 1,1 раза больше, чем в январе (85,5%). Аналогичная тенденция прослеживается и в других месяцах, а также отдельных кварталах. Минимальный удельный вес продажи хлебобулочных изделий имел место во 2 кв. - 21,9%, максимальный - 30,8% - в 4 кв. отчетного года, а в прошлом году минимальный удельный вес продажи хлебобулочных изделий имел место во 2-м кв. - 19,8%, максимальный - 30,9% - в 1-м кв. Следовательно, в отчетном году наиболее напряженным был 4-й кв., а наименее напряженным - 2-й кв., тем не менее, в прошлом году наиболее напряженным был 1-й кв. кв., а наименее напряженным - 2-й кв.. Если за сравниваемый период возьмем 2-й кв., то объем продажи хлебобулочных изделий возрос: в первом кв. - на 2,2%, в 3-м кв. - на 1,3%, в 4-м кв. - на 8,9%.

       Для определения равномерности и  ритмичности развития объема реализации хлебобулочных изделий целесообразно составить график развития оборота в динамике (рис. 8).

Рис. 8 Развитие товарооборота хлебобулочных изделий в динамике поквартально

       Для определения равномерности и  ритмичности развития объема реализации хлебобулочных изделий целесообразно составить график развития оборота в динамике по месяцам (рис. 8).

Рис. 8 Развитие товарооборота хлебобулочных изделий  в динамике по месяцам 

       Для определения ритмичности развития объема продаж хлебобулочных изделий  составим таблицу, в которой сравним объемы реализации хлебобулочных изделий в динамике. Из таблицы 7 видно, прослеживается следующая тенденция: наибольший удельный вес приходится на вторник, среду и пятницу; так, во вторник он колебался в пределах от 2,9% до 3,3% в сумме от 1734 руб. до 1958 руб.; в среду колебания составили от 2,8% до 3,7% в сумме от 1676 руб. до 2192 руб., кроме последней недели месяца, где отмечен максимальный спрос на хлебобулочную продукцию (табл. 8).

Таблица 8

Ритмичность и равномерность объема реализации хлебобулочных изделий ЗАО «Челны-хлеб» в действующих ценах в динамике по неделям

Дни недели Числа месяца Декабрь 2009 Дни недели Числа месяца Декабрь 2010
сумма уд. вес сумма уд вес
1 2 3 4 5 6 7 8
Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

1

2

3

4

 5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1883

1536

1668

1227

809

1934

1958

1676

1944

2009

1174

730

999

1858

1930

1888

3,2

2,6

2,8

2,1

1,4

3,3

3,3

2,8

3,3

3,4

2,0

1,2

1,7

3,1

3,2

3,2

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

1935

1787

1400

1705

1743

2192

2106

2911

1397

794

2627

3345

3766

4034

2485

3,3

3,0

2,4

2,9

2,9

3,7

3,5

4,9

2,4

1,3

4,4

5,6

6,3

6,8

4,2

        Итого за год   59400 100

       Итак, максимальный удельный вес от 4,2% до 6,8% или от 2485 руб. до 4034 руб. пришелся на последнюю неделю месяца, то есть предпраздничные дни. В связи с этим наибольший объем продажи хлебобулочных изделий пришелся на две последние недели месяца, а именно с пятницы по пятницу, то есть с 17 по 31 декабря. Минимальный удельный вес отмечен нами в выходные дни (субботу и воскресенье), здесь тоже прослеживается тенденция к постоянству, объем продажи хлебобулочных изделий практически не меняется. Так, в субботу удельный вес составил от 2,0% до 3,0%, сумма изменилась от 1174 руб. до 1787 руб.; в воскресенье наблюдался наименьший спрос на хлебобулочные изделия, а следовательно, и наименьшая загрузка торговых работников в хлебном отделе. Исходя из этого, наиболее напряженной была последняя неделя месяца за счет того, что в начале и середине месяца покупатели приобретали другие, более важные по значимости продовольственные и непродовольственные товары, а уже перед праздником, прямо к столу покупали свежий хлеб и хлебобулочные изделия.

       Для определения равномерности и  ритмичности развития объема продаж хлебобулочных изделий составим график объема продаж в динамике (рис. 9).

       

Рис. 9 Развитие объема продаж в динамике по недялям

Примечание. I, II, III, IV - недели.

       Таким образом, практика показывает, что на формирование спроса, то есть объема продажи  товаров на рынке хлебобулочных  изделий оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды и, прежде всего, насыщения рынка соответствующей товарной массой; наличия инфляционных процессов; территориального размещения покупателей и поставщиков товаров; широты ассортимента и качества товаров; степени механизации торговых процессов.

       Потребительские предпочтения населения города Набережные Челны выглядят следующим образом:

       1. В среднем по городу среднестатистический  покупатель приобретает 1,75 сорта  хлеба и хлебобулочных изделий  из имеющихся в наличие 9 сортов. В целом, потребительские предпочтения по количеству сортов формируются под влиянием проводимой магазинами ассортиментной политики.

       2. Наибольшей популярностью у потребителей  пользуется хлеб белых (52,6%) и  ржаных (43,4%) сортов. Структура потребительских  предпочтений по хлебу определяется комплексом причин субъективно-психологического характера при минимальном воздействии ценовых факторов.

       3. Было выявлено, что 2% опрошенных  покупателей не приобретают кроме  хлеба никаких хлебобулочных  изделий. Среди приобретающей  части населения города наибольшей популярностью пользуются батоны различных видов (46,0%), булочки и рожки (29,8%), печенье (11,0%), пряники (9,8%), пирожки (2,2%).

       4. Потребительские предпочтения по  поставщикам характеризуются значительной  степенью консерватизма.

2.3 Основные направления совершенствования работы по формированию и регулированию потребительского спроса ЗАО «Челны-хлеб»

       Система формирования ассортимента ЗАО «Челны-хлеб» должна включать следующие основные моменты:

       1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

       2. Критическая оценка реализуемых  предприятием товаров в том  же ассортименте, с позиций покупателя.

       3. Решение вопросов: какие товары следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать товары за счет других направлений реализации товаров предприятием, выходящих за рамки его сложившегося профиля.

       4. Рассмотрение предложений о реализации  новых товаров, усовершенствование  существующих, а также о новых  способах и областях применения  товаров.

       5. Разработка спецификаций новых  или улучшенных товаров в соответствие  с требованиями покупателей.

       6. Изучение возможностей реализации  новых или усовершенствованных  товаров, включая вопросы цен,  себестоимости и рентабельности.

       7. Разработка специальных рекомендаций  для торговых подразделений предприятия  относительно качества, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствие с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.

       Исходя  из этого, составим прогноз ассортиментной структуры товарооборота хлебобулочных изделий ЗАО «Челны-хлеб» на планируемый 2011 год (табл. 9).

Таблица 9

Прогноз ассортиментной структуры товарооборота  хлебобулочных изделий ЗАО «Челны-хлеб» на 2011 год Сумма -  руб. Уровень - в % к обороту

Наименование  товаров Структура товарооборота в % Отклонение

(+, -)

Темп  роста, %%
2010 г. 2011 г.
сумма уд. вес сумма уд. вес сумма уд. вес
1. Хлеб 144012 27,7 148332 28 4320 0,3 103
2. Хлебобулочные  изделия 209000 40,2 213650 40,3 4650 0,1 102,2
3. Сушки  бублики 21316 4,1 21316 4,0 - -0,1 100
4. Пряники  в заводской упаковке 56149 10,8 57000 10,7 851 -0,1 101,5
5. Печенье  в заводской упаковке 63428 12,2 64000 12,1 572 -0,1 100,9
6. Пряники,  печенье 25995 5,0 2600 4,9 5 -0,1 100
Итого: 519900 100 530298 100 10398 - 102

Информация о работе Маркетинговые исследования потребительского рынка» (на примере ЗАО «Челны-хлеб»)