Маркетинговые исследования потребительского рынка» (на примере ЗАО «Челны-хлеб»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы маркетинговых исследований. 6
1.1 Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований. 6
1.2 Процедура маркетингового исследования. 10
1.3 Методы проведения маркетинговых исследований. Методы сбора первичных и вторичных маркетинговых данных. 14
2. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.1 Краткая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.2 Исследования потребительских предпочтений покупателей ЗАО «Челны-хлеб» 26
2.3 Основные направления совершенствования работы по формированию и регулированию потребительского спроса ЗАО «Челны-хлеб» 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Файлы: 1 файл

Курсовая МИ.doc

— 657.00 Кб (Скачать)

       По  данным таблицы видно, что наибольший объем производства хлеба и хлебобулочных изделий был отмечен в 2005 г., он составил 16,8 млн. тн., а наименьший объем производства - в 2010 г. (8,8 млн. тн.). Это говорит о том, что предприятия хлебопекарной промышленности были вынуждены снизить объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий за счет падения производства зерна а, следовательно, уменьшить загрузку производственных мощностей. Таким образом, только в 2006 г. видна полярность объема производства и объема продажи хлеба и хлебобулочных изделий, то есть объемы производства равны объемам продажи (они составили 15,0 млн. тн.).

       Для наглядности определения равномерности  развития оборота объема производства и объема продажи хлеба и хлебобулочных  изделий составим график развития товарооборота  хлеба и хлебобулочных изделий  в динамике (рис. 6).

Рис. 6 Развитие товарного оборота хлебобулочных изделий в динамике по годам.

       По  графику видно, что такое несоответствие объема производства с объемом продаж хлебобулочных изделий напрямую связано с занижением статистических данных, зафиксированных в статистическом сборнике. Поскольку на рынке хлебобулочных изделий появляется большое количество частных пекарен, объемы производства которых в отдельных регионах России составляют до 30% всего объема производства хлебобулочных изделий. К сожалению, при сборе статистических данных и составлении ежегодных статистических сборников эти данные не учитываются.

       Как видно из данных таблицы 2, темпы  снижения объема производства хлеба  и хлебобулочных изделий составили 52,4%, что негативно повлияло как  на деятельность производственных, так и торговых предприятий.

       Имеющихся производственных мощностей отрасли  достаточно для ежедневной выработки 500 грамм хлеба на каждого человека, что существенно превышает суточную норму потребления, определенную Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"3 «Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в следующих составе и объемах (в натуральных показателях) (табл. 5): 
 
 
 
 

Таблица 5

Продукты  питания

Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное  население пенсионеры дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные

 изделия в  пересчете

 на муку, мука,  крупы,

 бобовые)

кг. 133,7      103,7     84,0

       По  данным статистики, потребление хлеба  в стране составляет 65 килограмм  в год на человека, в то время, как по физиологическим нормам потребления, установленным Институтом питания Академии медицинских наук, должно быть 112,5 килограмм в год.

       В настоящее время данная статистика стала особенно актуальной после  того, как кризис вытеснил со столов многих россиян другие продукты, ставшие дорогими и недоступными. Пищевая ценность хлеба и булочных изделий обусловлена содержанием пищевых веществ, биологической ценностью, усвояемостью, а также органолептической и физиологической ценностью.     Содержание в хлебе пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов и др.) зависит от вида, сорта муки и используемых добавок. Количество углеводов в наиболее распространенных сортах хлеба составляет 40,1 - 50,1% (80% приходится на крахмал), белка - 4,7 - 8,3%, жира - 0,6 - 1,3%, воды - 47,5%. При внесении в хлеб обогатителей (жира, сахара, молока и др.) содержание вышеуказанных веществ увеличивается в зависимости от вида добавки.

       Для наглядности рассмотрим структуру  товарооборота хлебобулочных изделий  за 2010 г. (рис. 7).

Рис. 7 Ассортиментная структура товарооборота хлебобулочных изделий

       Из  структуры товарооборота хлебобулочных  изделий мы видим, что преобладающее  число потребителей предпочитает хлеб, хлебобулочные изделия, пряники, печенье  и на последнем месте - сушки и  бублики из-за дороговизны данного товара, а  также большого ассортимента булочных и других изделий, которые пользуются у потребителей наибольшим спросом.

       Для получения более достоверной  информации необходимо провести анализ спроса и потребительских предпочтений с целью исследования состояния рынка хлебобулочных изделий г. Набережные Челны. Были проведены маркетинговые исследования по изучению потребительского спроса, использовалось существующее административное деление: на территории 5 районов города:

  • Центрального;
  • Ленинградского;
  • Московского;
  • Чулман;
  • Сидоровка.

       На  территории города было опрошено 354 человека.

       Проведенные мероприятия по изучению спроса преследовали следующие цели:

  • выявление объемов и структуры спроса на рынке хлебобулочных изделий на территории г. Набережные Челны, с учетом территорий, групп потребителей, товарных групп;
  • выявление сезонных колебаний спроса на хлебопродукты;
  • выявление основных тенденций в объеме и структуре спроса;
  • выявление потребительских предпочтений;
  • прогноз изменения объемов и структуры спроса.

       20,3% респондентов были моложе трудоспособного возраста, 13,6% респондентов старше трудоспособного возраста, а 66,1% опрошенных находились в трудоспособном возрасте. Поэтому для репрезентативности полученных данных, в частности численности выборки населения, воспользуемся формулой расчета численности выборки респондентов и проведения маркетинговых исследований потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий.

       Формула расчета численности выборки:

       

;

       где, n - численность выборки;

       t - коэффициент доверия (норматив - 2);

        - дисперсия изучаемого признака;

       DN - предельная заданная ошибка выборки (норматив - 0,8);

       N - генеральная совокупность (численность населения).

       Для расчета возьмем численность  всего населения г. Наб. Челны, итак, 614,7 тыс. человек - всего, а употребляющих хлеб и хлебобулочные изделия - примерно 590 тыс. человек; 3,2 - среднестатистическая численность семьи по России.

       Произведем  расчет:

        = 590000 : 3,2 = 184375 (семей в г. Наб. Челны).

       Численность выборки равна:

        ;

       Численность выборки (n) составляет 319 человек. Таким образом, мы можем сделать вывод о репрезентативности полученных результатов, то есть, мнение респондентов является отражением мнения всего населения г. Набережные Челны.

       В качестве метода исследования был выбран опрос. Опрос потребителей проводился на улицах города, а также в торговых залах магазинов, торгующих хлебобулочными изделиями (в этом случае потребители  психологически наиболее подготовлены для ответов на поставленные вопросы).

       В ходе исследования спроса покупателям было задано 12 вопросов. нкетное исследование позволило выявить следующую модель покупательского поведения. В среднем по городу 1 покупатель приобретает хлеб на 2,95 человек, при этом он осуществляет покупку 1,36 условной булки. По нашим расчетам, исходя из выявленной модели поведения, спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия составляет 863,6 тыс. условных булок в день. Причем, как свидетельствуют ответы руководителей хлеботоргующих предприятий города, этот спрос в целом удовлетворяется. Так, 75,7% руководителей считают, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворяется полностью, 4,3% руководителей отметили, что спрос удовлетворяется по отдельным ассортиментным позициям, и лишь в каждом пятом магазине указали на несоответствие предложения реальному спросу покупателей.

       Анализ  ответов потребителей позволил также  выявить наличие сезонных колебаний  в объеме спроса, предъявляемого населением на хлеб. На это указали 80% опрошенных респондентов.

       Большее число опрошенных покупателей (45,8%) указали, что потребление хлеба  и хлебопродуктов в их семьях за последние три года не изменилось. О снижении потребления хлеба  за этот период заявили лишь 25,2% опрошенных покупателей, проживающих в г. Наб. Челны, что можно связать как с попытками оптимизировать потребление хлеба, так и с периодом его выпечки в домашних условиях.

       Анализ  ответов респондентов, приобретающих  хлебобулочные изделия, позволил выявить  следующую структуру их потребительских предпочтений (табл. 6).

                                                                                                       Таблица 6

Структура потребительских предпочтений населения  г. Наб. Челны по хлебобулочным изделиям (кроме хлеба).

Вид хлебобулочных изделий Доля потребителей, предпочитающих данный вид, %
Батон (любой) 46,0
Булочки, рожки и т.п. 29,8
Печенье 11,0
Пряники 9,8
Кексы 0,8
Сухари 0,3
Баранки 0,1
Пирожки 2,2
Итого: 100

       Следует отметить, что структура потребительских предпочтений по хлебобулочным изделиям была выявлена по структуре фактических приобретений. Большинство потребителей (66,7%) предпочитают приобретать в магазинах хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. Однако 7% опрошенных не отдают предпочтение продукции какого-либо конкретного поставщика, и все же, 93,0% респондентов отметили, что обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. Лишь 6,8% респондентов отметили, что они выпекают хлеб в домашних условиях, причем подавляюще большинство из них делает это изредка. Подавляющее число потребителей (93,2%), по результатам опроса, не выпекало хлеб в домашних условиях.

       В связи в этим, хотелось бы провести анализ факторов, влияющих на объем  продажи хлебобулочных изделий. Проанализируем вначале ритмичность и равномерность развития объема продажи хлебобулочных изделий (табл. 7).

Таблица 7

Ритмичность и равномерность развития объема реализации хлебобулочных изделий  ЗАО «Челны-хлеб» в действующих ценах по месяцам и кварталам в динамике  (руб.)

Месяцы  и кварталы 2009 г. 2010 г. Темп  роста в % Отклонение
сумма уд. вес сумма уд. вес сумма уд. вес
Январь

Февраль

Март

47595

48208

50946

32,4

32,9

34,7

40688

41784

42880

32,5

33,3

34,2

85,5

86,7

84,2

-6907

-6424

-8066

0,1

0,4

-0,5

1-й квартал 146749 30,9 125352 24,1 85,4 -21397 -6,8
Апрель

Май

Июнь

41322

25906

26738

44,0

27,6

28,5

42981

33516

37446

37,7

29,4

32,9

104,0

129,4

140,0

1659

7610

10708

-6,3

1,8

4,4

2-й  квартал 93966 19,8 113943 21,9 121,3 19977 2,1
Итого 1  полугодие 240715 50,7 239295 46,0 99,4 -1420 -4,7
Июль

Август

Сентябрь

23446

25705

54575

22,6

24,8

52,6

35524

39746

45135

29,5

33,0

37,5

151,5

154,6

82,7

12078

14041

-9440

6,9

8,2

-15,1

3-й  квартал 103726 21,9 120405 23,2 116,1 16679 1,3
Итого 9 месяцев 344441 72,6 359700 69,2 104,4 15259 -3,4
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

39514

41201

49357

30,4

31,7

37,9

49998

50802

59400

31,2

31,7

37,1

126,5

123,3

120,3

10484

9601

10043

0,8

-

-0,8

4-й  квартал 130072 27,4 160200 30,8 123,2 30128 3,4
Всего за год 474513 100 519900 100 109,6 45387 -

Информация о работе Маркетинговые исследования потребительского рынка» (на примере ЗАО «Челны-хлеб»)