Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:47, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы маркетинговых исследований. 6
1.1 Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований. 6
1.2 Процедура маркетингового исследования. 10
1.3 Методы проведения маркетинговых исследований. Методы сбора первичных и вторичных маркетинговых данных. 14
2. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.1 Краткая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.2 Исследования потребительских предпочтений покупателей ЗАО «Челны-хлеб» 26
2.3 Основные направления совершенствования работы по формированию и регулированию потребительского спроса ЗАО «Челны-хлеб» 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46
По данным таблицы видно, что наибольший объем производства хлеба и хлебобулочных изделий был отмечен в 2005 г., он составил 16,8 млн. тн., а наименьший объем производства - в 2010 г. (8,8 млн. тн.). Это говорит о том, что предприятия хлебопекарной промышленности были вынуждены снизить объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий за счет падения производства зерна а, следовательно, уменьшить загрузку производственных мощностей. Таким образом, только в 2006 г. видна полярность объема производства и объема продажи хлеба и хлебобулочных изделий, то есть объемы производства равны объемам продажи (они составили 15,0 млн. тн.).
Для
наглядности определения
Рис. 6 Развитие товарного оборота хлебобулочных изделий в динамике по годам.
По графику видно, что такое несоответствие объема производства с объемом продаж хлебобулочных изделий напрямую связано с занижением статистических данных, зафиксированных в статистическом сборнике. Поскольку на рынке хлебобулочных изделий появляется большое количество частных пекарен, объемы производства которых в отдельных регионах России составляют до 30% всего объема производства хлебобулочных изделий. К сожалению, при сборе статистических данных и составлении ежегодных статистических сборников эти данные не учитываются.
Как
видно из данных таблицы 2, темпы
снижения объема производства хлеба
и хлебобулочных изделий
Имеющихся
производственных мощностей отрасли
достаточно для ежедневной выработки
500 грамм хлеба на каждого человека,
что существенно превышает
Таблица 5
Продукты питания
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные
продукты (хлеб и макаронные
изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
кг. | 133,7 | 103,7 | 84,0 |
По данным статистики, потребление хлеба в стране составляет 65 килограмм в год на человека, в то время, как по физиологическим нормам потребления, установленным Институтом питания Академии медицинских наук, должно быть 112,5 килограмм в год.
В настоящее время данная статистика стала особенно актуальной после того, как кризис вытеснил со столов многих россиян другие продукты, ставшие дорогими и недоступными. Пищевая ценность хлеба и булочных изделий обусловлена содержанием пищевых веществ, биологической ценностью, усвояемостью, а также органолептической и физиологической ценностью. Содержание в хлебе пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов и др.) зависит от вида, сорта муки и используемых добавок. Количество углеводов в наиболее распространенных сортах хлеба составляет 40,1 - 50,1% (80% приходится на крахмал), белка - 4,7 - 8,3%, жира - 0,6 - 1,3%, воды - 47,5%. При внесении в хлеб обогатителей (жира, сахара, молока и др.) содержание вышеуказанных веществ увеличивается в зависимости от вида добавки.
Для
наглядности рассмотрим структуру
товарооборота хлебобулочных
Рис. 7 Ассортиментная структура товарооборота хлебобулочных изделий
Из
структуры товарооборота
Для получения более достоверной информации необходимо провести анализ спроса и потребительских предпочтений с целью исследования состояния рынка хлебобулочных изделий г. Набережные Челны. Были проведены маркетинговые исследования по изучению потребительского спроса, использовалось существующее административное деление: на территории 5 районов города:
На территории города было опрошено 354 человека.
Проведенные мероприятия по изучению спроса преследовали следующие цели:
20,3% респондентов были моложе трудоспособного возраста, 13,6% респондентов старше трудоспособного возраста, а 66,1% опрошенных находились в трудоспособном возрасте. Поэтому для репрезентативности полученных данных, в частности численности выборки населения, воспользуемся формулой расчета численности выборки респондентов и проведения маркетинговых исследований потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий.
Формула расчета численности выборки:
где, n - численность выборки;
t - коэффициент доверия (норматив - 2);
- дисперсия изучаемого признака;
DN - предельная заданная ошибка выборки (норматив - 0,8);
N - генеральная совокупность (численность населения).
Для расчета возьмем численность всего населения г. Наб. Челны, итак, 614,7 тыс. человек - всего, а употребляющих хлеб и хлебобулочные изделия - примерно 590 тыс. человек; 3,2 - среднестатистическая численность семьи по России.
Произведем расчет:
= 590000 : 3,2 = 184375 (семей в г. Наб. Челны).
Численность выборки равна:
;
Численность выборки (n) составляет 319 человек. Таким образом, мы можем сделать вывод о репрезентативности полученных результатов, то есть, мнение респондентов является отражением мнения всего населения г. Набережные Челны.
В качестве метода исследования был выбран опрос. Опрос потребителей проводился на улицах города, а также в торговых залах магазинов, торгующих хлебобулочными изделиями (в этом случае потребители психологически наиболее подготовлены для ответов на поставленные вопросы).
В ходе исследования спроса покупателям было задано 12 вопросов. нкетное исследование позволило выявить следующую модель покупательского поведения. В среднем по городу 1 покупатель приобретает хлеб на 2,95 человек, при этом он осуществляет покупку 1,36 условной булки. По нашим расчетам, исходя из выявленной модели поведения, спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия составляет 863,6 тыс. условных булок в день. Причем, как свидетельствуют ответы руководителей хлеботоргующих предприятий города, этот спрос в целом удовлетворяется. Так, 75,7% руководителей считают, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворяется полностью, 4,3% руководителей отметили, что спрос удовлетворяется по отдельным ассортиментным позициям, и лишь в каждом пятом магазине указали на несоответствие предложения реальному спросу покупателей.
Анализ ответов потребителей позволил также выявить наличие сезонных колебаний в объеме спроса, предъявляемого населением на хлеб. На это указали 80% опрошенных респондентов.
Большее число опрошенных покупателей (45,8%) указали, что потребление хлеба и хлебопродуктов в их семьях за последние три года не изменилось. О снижении потребления хлеба за этот период заявили лишь 25,2% опрошенных покупателей, проживающих в г. Наб. Челны, что можно связать как с попытками оптимизировать потребление хлеба, так и с периодом его выпечки в домашних условиях.
Анализ ответов респондентов, приобретающих хлебобулочные изделия, позволил выявить следующую структуру их потребительских предпочтений (табл. 6).
Структура потребительских предпочтений населения г. Наб. Челны по хлебобулочным изделиям (кроме хлеба).
Вид хлебобулочных изделий | Доля потребителей, предпочитающих данный вид, % |
Батон (любой) | 46,0 |
Булочки, рожки и т.п. | 29,8 |
Печенье | 11,0 |
Пряники | 9,8 |
Кексы | 0,8 |
Сухари | 0,3 |
Баранки | 0,1 |
Пирожки | 2,2 |
Итого: | 100 |
Следует отметить, что структура потребительских предпочтений по хлебобулочным изделиям была выявлена по структуре фактических приобретений. Большинство потребителей (66,7%) предпочитают приобретать в магазинах хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. Однако 7% опрошенных не отдают предпочтение продукции какого-либо конкретного поставщика, и все же, 93,0% респондентов отметили, что обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. Лишь 6,8% респондентов отметили, что они выпекают хлеб в домашних условиях, причем подавляюще большинство из них делает это изредка. Подавляющее число потребителей (93,2%), по результатам опроса, не выпекало хлеб в домашних условиях.
В связи в этим, хотелось бы провести анализ факторов, влияющих на объем продажи хлебобулочных изделий. Проанализируем вначале ритмичность и равномерность развития объема продажи хлебобулочных изделий (табл. 7).
Таблица 7
Ритмичность и равномерность развития объема реализации хлебобулочных изделий ЗАО «Челны-хлеб» в действующих ценах по месяцам и кварталам в динамике (руб.)
Месяцы и кварталы | 2009 г. | 2010 г. | Темп роста в % | Отклонение | |||
сумма | уд. вес | сумма | уд. вес | сумма | уд. вес | ||
Январь
Февраль Март |
47595
48208 50946 |
32,4
32,9 34,7 |
40688
41784 42880 |
32,5
33,3 34,2 |
85,5
86,7 84,2 |
-6907
-6424 -8066 |
0,1
0,4 -0,5 |
1-й квартал | 146749 | 30,9 | 125352 | 24,1 | 85,4 | -21397 | -6,8 |
Апрель
Май Июнь |
41322
25906 26738 |
44,0
27,6 28,5 |
42981
33516 37446 |
37,7
29,4 32,9 |
104,0
129,4 140,0 |
1659
7610 10708 |
-6,3
1,8 4,4 |
2-й квартал | 93966 | 19,8 | 113943 | 21,9 | 121,3 | 19977 | 2,1 |
Итого 1 полугодие | 240715 | 50,7 | 239295 | 46,0 | 99,4 | -1420 | -4,7 |
Июль
Август Сентябрь |
23446
25705 54575 |
22,6
24,8 52,6 |
35524
39746 45135 |
29,5
33,0 37,5 |
151,5
154,6 82,7 |
12078
14041 -9440 |
6,9
8,2 -15,1 |
3-й квартал | 103726 | 21,9 | 120405 | 23,2 | 116,1 | 16679 | 1,3 |
Итого 9 месяцев | 344441 | 72,6 | 359700 | 69,2 | 104,4 | 15259 | -3,4 |
Октябрь
Ноябрь Декабрь |
39514
41201 49357 |
30,4
31,7 37,9 |
49998
50802 59400 |
31,2
31,7 37,1 |
126,5
123,3 120,3 |
10484
9601 10043 |
0,8
- -0,8 |
4-й квартал | 130072 | 27,4 | 160200 | 30,8 | 123,2 | 30128 | 3,4 |
Всего за год | 474513 | 100 | 519900 | 100 | 109,6 | 45387 | - |
Информация о работе Маркетинговые исследования потребительского рынка» (на примере ЗАО «Челны-хлеб»)