Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:47, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления.
После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений.
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы маркетинговых исследований. 6
1.1 Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований. 6
1.2 Процедура маркетингового исследования. 10
1.3 Методы проведения маркетинговых исследований. Методы сбора первичных и вторичных маркетинговых данных. 14
2. Маркетинговые исследования потребительских предпочтений ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.1 Краткая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Челны-хлеб» 21
2.2 Исследования потребительских предпочтений покупателей ЗАО «Челны-хлеб» 26
2.3 Основные направления совершенствования работы по формированию и регулированию потребительского спроса ЗАО «Челны-хлеб» 41
Заключение 44
Список использованной литературы 46
По данным таблицы видно, что наибольший объем производства хлеба и хлебобулочных изделий был отмечен в 2005 г., он составил 16,8 млн. тн., а наименьший объем производства - в 2010 г. (8,8 млн. тн.). Это говорит о том, что предприятия хлебопекарной промышленности были вынуждены снизить объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий за счет падения производства зерна а, следовательно, уменьшить загрузку производственных мощностей. Таким образом, только в 2006 г. видна полярность объема производства и объема продажи хлеба и хлебобулочных изделий, то есть объемы производства равны объемам продажи (они составили 15,0 млн. тн.).
Для
наглядности определения
Рис. 6 Развитие товарного оборота хлебобулочных изделий в динамике по годам.
По графику видно, что такое несоответствие объема производства с объемом продаж хлебобулочных изделий напрямую связано с занижением статистических данных, зафиксированных в статистическом сборнике. Поскольку на рынке хлебобулочных изделий появляется большое количество частных пекарен, объемы производства которых в отдельных регионах России составляют до 30% всего объема производства хлебобулочных изделий. К сожалению, при сборе статистических данных и составлении ежегодных статистических сборников эти данные не учитываются.
Как
видно из данных таблицы 2, темпы
снижения объема производства хлеба
и хлебобулочных изделий
Имеющихся
производственных мощностей отрасли
достаточно для ежедневной выработки
500 грамм хлеба на каждого человека,
что существенно превышает
Таблица 5
Продукты питания
| Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
| трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
| Хлебные
продукты (хлеб и макаронные
изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
кг. | 133,7 | 103,7 | 84,0 |
По данным статистики, потребление хлеба в стране составляет 65 килограмм в год на человека, в то время, как по физиологическим нормам потребления, установленным Институтом питания Академии медицинских наук, должно быть 112,5 килограмм в год.
В настоящее время данная статистика стала особенно актуальной после того, как кризис вытеснил со столов многих россиян другие продукты, ставшие дорогими и недоступными. Пищевая ценность хлеба и булочных изделий обусловлена содержанием пищевых веществ, биологической ценностью, усвояемостью, а также органолептической и физиологической ценностью. Содержание в хлебе пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, витаминов и др.) зависит от вида, сорта муки и используемых добавок. Количество углеводов в наиболее распространенных сортах хлеба составляет 40,1 - 50,1% (80% приходится на крахмал), белка - 4,7 - 8,3%, жира - 0,6 - 1,3%, воды - 47,5%. При внесении в хлеб обогатителей (жира, сахара, молока и др.) содержание вышеуказанных веществ увеличивается в зависимости от вида добавки.
Для
наглядности рассмотрим структуру
товарооборота хлебобулочных
Рис. 7 Ассортиментная структура товарооборота хлебобулочных изделий
Из
структуры товарооборота
Для получения более достоверной информации необходимо провести анализ спроса и потребительских предпочтений с целью исследования состояния рынка хлебобулочных изделий г. Набережные Челны. Были проведены маркетинговые исследования по изучению потребительского спроса, использовалось существующее административное деление: на территории 5 районов города:
На территории города было опрошено 354 человека.
Проведенные мероприятия по изучению спроса преследовали следующие цели:
20,3% респондентов были моложе трудоспособного возраста, 13,6% респондентов старше трудоспособного возраста, а 66,1% опрошенных находились в трудоспособном возрасте. Поэтому для репрезентативности полученных данных, в частности численности выборки населения, воспользуемся формулой расчета численности выборки респондентов и проведения маркетинговых исследований потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий.
Формула расчета численности выборки:
где, n - численность выборки;
t - коэффициент доверия (норматив - 2);
- дисперсия изучаемого признака;
DN - предельная заданная ошибка выборки (норматив - 0,8);
N - генеральная совокупность (численность населения).
Для расчета возьмем численность всего населения г. Наб. Челны, итак, 614,7 тыс. человек - всего, а употребляющих хлеб и хлебобулочные изделия - примерно 590 тыс. человек; 3,2 - среднестатистическая численность семьи по России.
Произведем расчет:
= 590000 : 3,2 = 184375 (семей в г. Наб. Челны).
Численность выборки равна:
;
Численность выборки (n) составляет 319 человек. Таким образом, мы можем сделать вывод о репрезентативности полученных результатов, то есть, мнение респондентов является отражением мнения всего населения г. Набережные Челны.
В качестве метода исследования был выбран опрос. Опрос потребителей проводился на улицах города, а также в торговых залах магазинов, торгующих хлебобулочными изделиями (в этом случае потребители психологически наиболее подготовлены для ответов на поставленные вопросы).
В ходе исследования спроса покупателям было задано 12 вопросов. нкетное исследование позволило выявить следующую модель покупательского поведения. В среднем по городу 1 покупатель приобретает хлеб на 2,95 человек, при этом он осуществляет покупку 1,36 условной булки. По нашим расчетам, исходя из выявленной модели поведения, спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия составляет 863,6 тыс. условных булок в день. Причем, как свидетельствуют ответы руководителей хлеботоргующих предприятий города, этот спрос в целом удовлетворяется. Так, 75,7% руководителей считают, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия удовлетворяется полностью, 4,3% руководителей отметили, что спрос удовлетворяется по отдельным ассортиментным позициям, и лишь в каждом пятом магазине указали на несоответствие предложения реальному спросу покупателей.
Анализ ответов потребителей позволил также выявить наличие сезонных колебаний в объеме спроса, предъявляемого населением на хлеб. На это указали 80% опрошенных респондентов.
Большее число опрошенных покупателей (45,8%) указали, что потребление хлеба и хлебопродуктов в их семьях за последние три года не изменилось. О снижении потребления хлеба за этот период заявили лишь 25,2% опрошенных покупателей, проживающих в г. Наб. Челны, что можно связать как с попытками оптимизировать потребление хлеба, так и с периодом его выпечки в домашних условиях.
Анализ ответов респондентов, приобретающих хлебобулочные изделия, позволил выявить следующую структуру их потребительских предпочтений (табл. 6).
Структура потребительских предпочтений населения г. Наб. Челны по хлебобулочным изделиям (кроме хлеба).
| Вид хлебобулочных изделий | Доля потребителей, предпочитающих данный вид, % |
| Батон (любой) | 46,0 |
| Булочки, рожки и т.п. | 29,8 |
| Печенье | 11,0 |
| Пряники | 9,8 |
| Кексы | 0,8 |
| Сухари | 0,3 |
| Баранки | 0,1 |
| Пирожки | 2,2 |
| Итого: | 100 |
Следует отметить, что структура потребительских предпочтений по хлебобулочным изделиям была выявлена по структуре фактических приобретений. Большинство потребителей (66,7%) предпочитают приобретать в магазинах хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. Однако 7% опрошенных не отдают предпочтение продукции какого-либо конкретного поставщика, и все же, 93,0% респондентов отметили, что обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. Лишь 6,8% респондентов отметили, что они выпекают хлеб в домашних условиях, причем подавляюще большинство из них делает это изредка. Подавляющее число потребителей (93,2%), по результатам опроса, не выпекало хлеб в домашних условиях.
В связи в этим, хотелось бы провести анализ факторов, влияющих на объем продажи хлебобулочных изделий. Проанализируем вначале ритмичность и равномерность развития объема продажи хлебобулочных изделий (табл. 7).
Таблица 7
Ритмичность и равномерность развития объема реализации хлебобулочных изделий ЗАО «Челны-хлеб» в действующих ценах по месяцам и кварталам в динамике (руб.)
| Месяцы и кварталы | 2009 г. | 2010 г. | Темп роста в % | Отклонение | |||
| сумма | уд. вес | сумма | уд. вес | сумма | уд. вес | ||
| Январь
Февраль Март |
47595
48208 50946 |
32,4
32,9 34,7 |
40688
41784 42880 |
32,5
33,3 34,2 |
85,5
86,7 84,2 |
-6907
-6424 -8066 |
0,1
0,4 -0,5 |
| 1-й квартал | 146749 | 30,9 | 125352 | 24,1 | 85,4 | -21397 | -6,8 |
| Апрель
Май Июнь |
41322
25906 26738 |
44,0
27,6 28,5 |
42981
33516 37446 |
37,7
29,4 32,9 |
104,0
129,4 140,0 |
1659
7610 10708 |
-6,3
1,8 4,4 |
| 2-й квартал | 93966 | 19,8 | 113943 | 21,9 | 121,3 | 19977 | 2,1 |
| Итого 1 полугодие | 240715 | 50,7 | 239295 | 46,0 | 99,4 | -1420 | -4,7 |
| Июль
Август Сентябрь |
23446
25705 54575 |
22,6
24,8 52,6 |
35524
39746 45135 |
29,5
33,0 37,5 |
151,5
154,6 82,7 |
12078
14041 -9440 |
6,9
8,2 -15,1 |
| 3-й квартал | 103726 | 21,9 | 120405 | 23,2 | 116,1 | 16679 | 1,3 |
| Итого 9 месяцев | 344441 | 72,6 | 359700 | 69,2 | 104,4 | 15259 | -3,4 |
| Октябрь
Ноябрь Декабрь |
39514
41201 49357 |
30,4
31,7 37,9 |
49998
50802 59400 |
31,2
31,7 37,1 |
126,5
123,3 120,3 |
10484
9601 10043 |
0,8
- -0,8 |
| 4-й квартал | 130072 | 27,4 | 160200 | 30,8 | 123,2 | 30128 | 3,4 |
| Всего за год | 474513 | 100 | 519900 | 100 | 109,6 | 45387 | - |
Информация о работе Маркетинговые исследования потребительского рынка» (на примере ЗАО «Челны-хлеб»)