Маркетинговые исследования фитнес-услуг в г.Сургуте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - провести маркетинговое исследование привлекательности рынка фитнес-услуг и разработать бизнес-план фитнес-клуба.
Объект исследования в работе - фитнес-клуб, который предполагается открыть в г. Сургуте.
Предмет исследования - маркетинговое исследование привлекательности рынка фитнес-услуг и разработка бизнес-план фитнес-клуба.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФИТНЕС-УСЛУГ...................................................
1.1.Анализ состояния рынка, прогнозы...............................................................
1.2.Тенденции и перспективы развития фитнес индустрии в России
2.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИТНЕС-УСЛУГ В Г.СУРГУТЕ
2.1.Объем и сегменты рынка
2.2.Характеристика конкуренции в г.Сургуте
2.3.Анализ потребителей рынка фитнес услуг
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА БИЗНЕС-ПЛАНА ФИТНЕС-КЛУБА
3.1.Маркетинговый план
3.2.Производственный план
3.3.Финансовый план и риски проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1.
ПРИЛОЖЕНИЯ 2.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать)

Не вызывает сомнения, что подобные клубы, несмотря на все сложности и долгую окупаемость, будут открываться и именно они будут являться клубами среднего сегмента. Те же клубы, что в настоящее время проецируют себя как клубы рассчитанные на людей со средним уровнем дохода, не являются таковыми, а находятся между зон освоенных премиум сегментом и пока пустующим средне - ценовым.

Почему же так получается, что столь перспективная ниша по-прежнему не занята?  Для ответа на этот вопрос стоит оглянуться назад и проанализировать весь процесс становления фитнес индустрии в России. Разумеется, все началось  с небольших клубов, существующих в совершенно не приспособленных для этого условиях, часто работающих лишь в одном фитнес направлении. Но это время быстро прошло, и на свет явились крупные фитнес центры премиум класса, которые стали достаточно динамично развиваться. То есть Российский рынок фитнес услуг стал развиваться именно с сегмента премиум класса.

К примеру, в США рынок развитие индустрии фитнеса начался с клубов среднего класса. Исходя из этого, наш подход к развитию фитнес индустрии был изначально отличен от американского, потому заполнение средне ценового сегмента происходит во вторую очередь,  что само по себе неприятно, но к тому же оно,  осложнено рядом трудностей, с которыми сталкиваются компании, желающие работать в этом направлении.
Говоря о тенденциях развития рынка фитнеса, непременно стоит коснуться такого явления как, небольшие фитнес клубы рассчитаны на небольшие микрорайоны или, если хотите, кварталы.

Несмотря на то, что большинство аналитиков прогнозируют, что в будущем развитие фитнеса будет полностью зависеть от крупных игроков, подобное явление, как малые фитнес клубы, существуют, и это явление требует своей оценки. Мы помним, что становления рынка фитнес услуг начиналось именно с небольших залов, часто с одним тренером, работающим в одном направлении. Именно эти люди и составляют костяк этого сегмента фитнес индустрии.  Только они из новичков, за эти годы, превратились в настоящих профессионалов высочайшего класса, имеющих огромный опыт, освоивших по несколько фитнес специальностей в совершенстве. Эти люди, сделавшие себе самостоятельно имя, часто не желают идти работать в большие фитнес клубы, которые не могут предложить им аналогичный доход с тем, который они имеют, работая на себя. А также они не будут получать столь высокого морального удовлетворения от своей работы в связи с тем что, работая в большом клубе, они уже не будут играть первую скрипку в оркестре. Несомненным плюсом таких клубов является их близость, либо от места работы, либо от места жительства клиентов, так как они рассчитаны на жителей того или иного микрорайона или даже квартала и не претендуют на большее. Такой клуб может располагаться в любом удаленном от центра районе или пригороде, где цена на аренду значительно ниже. Эти клубы часто находятся в небольших помещениях не очень приспособленных для занятий фитнесом изначально, но вследствие усилий прилагаемых хозяевами, а это часто сами инструктора, достаточно комфортабельны и удобны, хотя конечно не имеют и близко того оборудования, что есть в залах премиум класса. Но это  компенсируется высоким профессионализмом инструктора и крайне бережным отношением к клиенту, ведь работающий в зале специалист, чаще всего и является хозяином фитнес зала. Другим несомненным плюсом небольших фитнес клубов является их относительная дешевизна, а следовательно доступность. Эти клубы могут позволить себе работать там, где арендная плата значительно ниже, чего не могут позволить себе фитнес клубы премиум класса. Так же на цене отражается минимальная потребность таких клубов в найме на работу большего числа инструкторов, они чаще обходятся двумя специалистами один из которых, и является хозяином.

Разумеется, можно говорить о том, что это явление будет постепенно уходить в прошлое, так как ряды специалистов нашедших себя в данном сегменте более не пополняются. Думается, что это ошибочно, коль скоро есть спрос, значит, будет предложение, следовательно, найдутся инвесторы желающие построить работу именно в этом сегменте российского рынка спортивно-оздоровительных услуг.

Так что можно говорить с уверенностью о третьем сегменте, существование которого очень сложно отрицать, как и инвестиционную привлекательность для определенных инвесторов. Подобные клубы особо распространены в провинции. Вообще стоит сказать, что рынок в Москве и в целом по России имеет ряд отличительных особенностей, не смотря на то, что есть и много общего. Отличием,  является то, что провинция отстает лет на пять в развитии фитнес индустрии, и разуметься никакой речи об открытии клубов со средне ценовой политикой практически не ведется. Надо так же заметить, что провинция провинции рознь в более крупных городах в настоящее время появляются  клубы премиум класса, в более маленьких городах цивилизованного фитнеса практически нет.  В таких городах особо будут популярны небольшие фитнес клубы, о которых  говорилось выше.
В остальном же, фитнес рынок Москвы и России схож, те же проблемы и те же перспективы. Дороговизна арендных помещений в Москве и относительная дешевизна их в регионах не как не может быть отнесена в различия, так как в регионах доходы часто значительно меньше, чем у жителей столиц, да и просто меньше богатых людей. 

Можно с уверенностью говорить о том, что бремя арендной платы одинаково давит как на столичные, так и провинциальные клубы. Клубам очень тяжело конкурировать с магазинами и другими коммерческими структурами. К сожалению, социальную значимость объекта никто в нашей стране не учитывает. Но ведь подобный опыт есть в развитых странах, когда, грубо говоря, первый этаж сдается под торговые площади по одной цене, второй - под офисы компаний по другой цене, а третий - под детскую школу хореографии или тот, же фитнес клуб по третьей цене. Мало кто отдаст площади под фитнес клуб по более низкой цене, отказавшись от дополнительной прибыли, хотя наличие хорошего фитнес клуба существенно повысит себестоимость других площадей, которыми владеют арендодатели.

Любой фитнес клуб вкладывает деньги в рекламу, без этого просто невозможно его становление и полноценное существование. Клубы вынуждены платить большие деньги за наружную рекламу, что сказывается,  в конечном счете, на стоимости клубной карты. Необходимы существенные снижения цен за подобную рекламу для клубов, ведь помимо себя они рекламируют и здоровый образ жизни, а это, в конечном счете, экономически выгодно для всех, в том числе и для государства, обеспокоенного здоровьем нации.

Безусловно, одной из важнейших тенденций развития фитнес индустрии на ближайшие годы, будет дальнейшее увеличение оборотных средств в данной сфере. Инвесторы будут искать грамотных профессионалов способных организовать работу современного фитнес клуба, крупные операторы будут активно проникать в регионы, где так же им понадобятся профессионалы и те и другие будут готовы предложить специалистам хорошие финансовые средства за сотрудничество. Это все происходит и сейчас, но совершено в неудовлетворительных объемах. Со стороны государства будут предлагаться инвестиционные проекты сроком на 10 и больше лет. Доступ к длинным деньгам станет катализатором в развитии фитнес индустрии.

В ближайшее время фитнес перестанет быть роскошью, а станет доступен всем слоям населения. Бум фитнес-индустрии наблюдается во всем мире. Фитнес считают одним из самых выгодных бизнесов: вложения окупаются за 1-2 года. Фитнес-индустрия по темпам развития занимает второе место в мире (после высоких технологий). Ее мировой оборот достигает сотен миллиардов долларов. Тренажеры, солярии, бассейны, пищевые добавки, спортивная одежда и аксессуары - все это фитнес-индустрия. Фитнес-бизнес зародился в 1970-х гг. в США, когда страну потрясла волна смертей, вызванных сердечно-сосудистыми заболеваниями и врачи предложили формулу "движение - это жизнь". Россия по объёму предложения фитнес-услуг пока существенно уступает США и Европе, но темпы роста отечественного рынка стремительны - 30% - 40% в год, и потенциал его велик.

Сейчас в отрасли уже можно выделить два сегмента: демократичный (представлен CityFitness, "Физкульт") и премиальный (World Class, Orange Fitness, Dr. Loder). Рентабельность фитнес-клубов в премиум-сегменте выше, чем в демократичном. Поэтому основной доход фитнес-центры получали с клиентов, имеющих доход выше среднего. Однако такой расклад сохранится недолго. В недалеком будущем ниша клубов, рассчитанных на аудиторию, ограниченную довольно высоким уровнем дохода, будет близка к насыщению. Крупные игроки начали осваивать более массовый демократичный сегмент, где главный принцип - ниже рентабельность, больше выручка, а ставка делается на групповые программы, а не на индивидуальный тренинг, что является непременным условием для элитных клубов. При этом они декларируют сохранение профессионализма и качества предоставляемого сервиса, а также высокого уровня самого дорогостоящего элемента залов - тренажеров. Это органично вписывается в общую логику развития потребительских рынков. Амбиции крупных российских фитнес-сетей не ограничиваются территорией России, есть проекты и в СНГ (World Class) и даже действующие клубы на западе (Планета Фитнес).

"Планета фитнес" попыталась создать универсальную сеть, представленную клубами различного уровня и обращенную к клиентам разного достатка и интересов. Это позволило ей ненамного обогнать основного конкурента - сеть World Class, четко позиционирующую себя как премиальную, но при этом создавшую отдельный демократический сегмент клубов под маркой "ФизКульт".

Сознавая высокий потенциал российского рынка, инвестиционные компании начали проявлять интерес к фитнесу, а крупные фитнес-сети стали не только привлекать инвесторов, но и скупать мелких конкурентов, а также развивать франшизу.  Российские фитнес-клубы по затратам обходятся дороже, чем западные, для создания фитнес-центра европейского уровня требуется до $10 млн., а иногда и больше. Для одиночек продажа бизнеса - зачастую единственная возможность продолжить развитие: открытие новых клубов слишком дорого и большинству из них не под силу. Собственные фитнес-проекты начинают развивать даже строительные и девелоперские компании (примеры - "Крост" и МИАН). Практически во всех элитных жилищных комплексах запланирован спортивный объект. Создавая собственный клуб, компания обеспечивает себе дополнительную прибыль. Однако для девелоперов это непрофильный бизнес, и существует опция передачи его в управление профессиональным игрокам фитнес-индустрии. Российский рынок привлекателен и для ведущих мировых фитнес-сетей, которые сейчас в России представлены довольно слабо.

Крупнейшими мировыми сетями фитнес-услуг в средней ценовой категории являются американская  Hours Fitness и английская Fitness First с их доступом к дешевым финансовым ресурсам и многолетним опытом. Но пока никто из них планов в России не озвучивал, и до серьезной их экспансии у отечественных игроков есть шанс укрепить свои позиции.

Если посмотреть на развитие фитнес-индустрии в мире, то очевидно, что будущее не за отдельно взятыми клубами, а за крупными сетевыми игроками. Российская фитнес-индустрия развивается во многом аналогично английскому рынку, который тоже начинался с верхнего сегмента, с очень дорогих клубных карт (в отличие от американского, выросшего из обычных "качалок").

На британский рынок капитал пришел примерно после 15-18 лет развития рынка. На этом основании эксперты делают вывод, что через 3-5 лет большие деньги придут и в российский фитнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИТНЕС-УСЛУГ В Г.СУРГУТЕ

 

2.1.Объем и сегменты рынка

 

Фитнес в Сургуте развивается семимильными шагами, уже практически в каждом районе есть клуб, где можно заняться спортом или расслабиться после напряженного трудового дня. Занятия не только помогают справиться со стрессом и забыть о проблемах. Но, несмотря на растущую конкуренцию, на сургутском рынке фитнеса нет достаточного количества предложений, отвечающих запросам потребителей среднего класса. И сейчас можно с уверенностью заявить, что занятия спортом в фитнес-центрах и фитнес-клубах Сургута доступны не всем, цена абонемента в месяц составляет от 2т.руб. до 6.тр. и если семья из 4 человек решит заняться фитнесом, это составит 10т.р. от семейного бюджета.

Рынок фитнес-услуг города еще далек от насыщения. Спрос удовлетворен всего на 60–70%. Отсутствие жесткой конкуренции позволяет местным операторам формировать цены без оглядки на стоимость услуг клубов-соперников. Но острый дефицит квалифицированных тренеров сдерживает развитие рынка.

На территории города работает примерно 13 фитнес-центров (в это число также входят тренажерные залы, бассейны, танцевальные студии и школы восточных практик), Axle-Drive, фит­нес-клуб-Ком­со­моль­ский про­спект, 13, Fitness Life, фит­нес-клуб- Энер­ге­ти­ков, 47,  Lady`S, фит­нес-клуб- Ма­я­ков­ско­го, 45б,   PRo дви­же­ние, фит­нес-клуб- 30 лет По­бе­ды, 19, Power Plate, фит­нес-сту­дия пер­со­наль­но­го тре­нин­га- Ле­ни­на про­спект, 26, Step be step, фит­нес-клуб- Быст­рин­ская, 22,  Strong, фит­нес-клуб- 30 лет По­бе­ды, 66, Аэли­та, фит­нес-клуб- Неф­те­юганск, Стро­и­те­лей, 8/2,  Им­пульс, фит­нес-клуб- Ком­со­моль­ский про­спект, 13, Ло­тос, фит­нес-клуб-  Че­хо­ва, 5/1, Ло­тос, фит­нес-клуб- 30 лет По­бе­ды, 54/1, Пять звезд, фит­нес-центр- Ми­ра про­спект, 33/2.

 

На Сургутском рынке фитнес-услуг уже сформировалась группа лидеров, состоящая, из семи-восьми игроков, на долю которых приходится около 30% совокупного оборота местной фитнес-индустрии. К их числу относятся: Axle-Drive, Fitness Life, Lady`S, ,   PRo дви­же­ние, , Strong, Аэли­та, Им­пульс, Ло­тос, Пять звезд.

В группу лидеров входят крупные центры (площадь – от 1 тыс. кв. м), способные оказывать клиенту максимально широкий спектр услуг. Большинство из них относятся к классу premium (цена годовой клубной карты – от 50 тыс. руб.) или работают в среднем ценовом сегменте (клубная карта – около 30 тыс. руб.).

Остальные 70% рынка – это более мелкие клубы, также принадлежащие средней ценовой категории (годовая клубная карта – от 16 до 30 тыс. руб.), и заведения экономкласса (менее 16 тыс. руб.). Несмотря на рост числа крупных игроков, дефицита клиентов такие спортклубы не испытывают: по-прежнему велика численность людей, которые не могут позволить себе годовую карту за 30 тыс. руб., предпочитая скромные и относительно дешевые залы.

Рентабельность маленьких клубов падает: появилась альтернатива тренажерным залам, которые работают с посетителями, имеющими невысокий уровень дохода, – развиваются боулинг, пейнтбол, другие виды активного и недорогого отдыха. Они забирают клиентов у таких клубов. Спрос, смещается в сторону среднего и высокого ценовых сегментов. Около 60% потребителей предпоччитают заниматься в больших фитнес-клубах, оснащенных качественным оборудованием и предоставляющих разнообразные услуги. Самый динамично развивающийся сегмент – клубы класса premium».

 

 

Информация о работе Маркетинговые исследования фитнес-услуг в г.Сургуте