Маркетинговые исследования фитнес-услуг в г.Сургуте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - провести маркетинговое исследование привлекательности рынка фитнес-услуг и разработать бизнес-план фитнес-клуба.
Объект исследования в работе - фитнес-клуб, который предполагается открыть в г. Сургуте.
Предмет исследования - маркетинговое исследование привлекательности рынка фитнес-услуг и разработка бизнес-план фитнес-клуба.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФИТНЕС-УСЛУГ...................................................
1.1.Анализ состояния рынка, прогнозы...............................................................
1.2.Тенденции и перспективы развития фитнес индустрии в России
2.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИТНЕС-УСЛУГ В Г.СУРГУТЕ
2.1.Объем и сегменты рынка
2.2.Характеристика конкуренции в г.Сургуте
2.3.Анализ потребителей рынка фитнес услуг
3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА БИЗНЕС-ПЛАНА ФИТНЕС-КЛУБА
3.1.Маркетинговый план
3.2.Производственный план
3.3.Финансовый план и риски проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ 1.
ПРИЛОЖЕНИЯ 2.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 1,023.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3

1. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФИТНЕС-УСЛУГ...................................................

1.1.Анализ состояния рынка, прогнозы...............................................................

1.2.Тенденции и перспективы развития фитнес индустрии в России

 

2.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИТНЕС-УСЛУГ В Г.СУРГУТЕ

2.1.Объем и сегменты рынка

2.2.Характеристика конкуренции в г.Сургуте

2.3.Анализ потребителей рынка фитнес услуг

 

3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА БИЗНЕС-ПЛАНА ФИТНЕС-КЛУБА

3.1.Маркетинговый план

3.2.Производственный план

3.3.Финансовый план и риски проекта

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ 1.

ПРИЛОЖЕНИЯ 2.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Красота и здоровье - вечные ценности, пожалуй, наиболее фундаментальные для человечества. Культ совершенного тела временами входит в моду, иногда теряет популярность, но никогда не исчезает из массового сознания. В современном западном обществе здоровье и красота считаются непременными атрибутами успешного, состоявшегося человека.

Культ совершенного тела стоит на трех китах, имя которым: "Спорт", "Здоровье" и "Красота". Эти отнюдь не мифические киты, в свою очередь, располагаются на спине черепахи, именуемой "Здоровый образ жизни". Обеспечить его - задача каждого человека, и государство обычно принимает в этом активное участие. С расширением сферы услуг в экономике развитых обществ занятия спортом, косметические и, в особенности, медицинские процедуры и лечение становятся объектом делового интереса. Появление платежеспособного потребителя в данной области явилось мощным стимулом к развитию целой индустрии спорта и красоты.

В крупных городах рынок фитнес-услуг развивается семимильными шагами, и это вселяет надежду, что здоровье нации будет находиться на должном уровне.

Маркетинговые исследования - широкий комплекс разнообразных исследований, необходимых для выработки оптимальных стратегий и проведения эффективной оперативной маркетинговой деятельности.

В прошлом веке маркетинговые исследования как таковые не были нужны, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XX веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. Необходимость в проведении маркетинговых исследований очевидна.

Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Исследование рынка предполагает выяснение его состояния, тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.

Фитнес - это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Фитнес - ответ человека на убыстряющийся темп жизни. Желание быть в форме - естественное желание, тем более актуальное сейчас, когда болезни и дурные привычки стали настоящей роскошью. Зарубежные СМИ не устают подчеркивать, что зажиточные люди в России помешались на здоровом образе жизни. Что только не предпринимает российская элита, чтобы чувствовать себя хорошо и выглядеть презентабельно. Вслед за ней тянется и средний класс. Тренажеры, солярии, бассейны, пищевые добавки, спортивная одежда и аксессуары - все это фитнес-индустрия, оборот которой достигает сотен миллиардов долларов по всему миру.

Цель дипломной работы - провести маркетинговое исследование привлекательности рынка фитнес-услуг и разработать  бизнес-план фитнес-клуба.

Объект исследования в работе - фитнес-клуб, который предполагается открыть в г. Сургуте.

Предмет исследования - маркетинговое исследование привлекательности рынка фитнес-услуг и разработка бизнес-план фитнес-клуба.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- развернуто охарактеризовать российский рынок фитнес-услуг;

- провести маркетинговые исследования фитнес-индустрии г.Сургута;

- разработать бизнес- план по созданию фитнес-клуба.

Для написания работы использовались монографии российских и зарубежных авторов, учебные пособия, статьи из периодических изданий, интернет-рессурсы.

 

 

1. РОССИЙСКИЙ РЫНОК ФИТНЕС-УСЛУГ

 

1.1.Анализ состояния рынка, прогнозы

 

В России фитнес появился около 15 лет назад, явившись одним из атрибутов западной жизни, которые проникли в страну в начале 90-х годов. За полтора десятка лет по всей России открылось множество фитнес-клубов. В наше время посещение спортивных центров стало уже признаком хорошего тона.
Фитнес-индустрия имеет хорошую перспективу роста в России, что связано с ростом доходов населения, внимания к культуре здоровья и здоровому образу жизни, а также с ростом конкурентности отечественной экономики.
По данным компании «Экспресс-Обзор», в 2010 году в России функционировало 1625 фитнес-клубов, по сравнению с 2009 годом их число увеличилось на 125 шт. Более половины клубов расположено в регионах, при этом в Москве их количество в 2.8 раза выше, чем в Санкт-Петербурге.
По оценкам Magram Market Research, в 2011 году в стране будет 2.5 тысячи фитнес-клубов.
Объем рынка фитнес-услуг в России в 2010 году вырос на 28.6% (usd) (данные компании «Экспресс-Обзор»). Согласно выводам аналитиков, российский рынок сохранит высокий темп роста еще как минимум 5-8 лет, поскольку в большинстве городов даже в 2011 году рынок по количеству клубов будет ненасыщен. До 2012 года прирост объема рынка не опустится ниже планки в 20%.

Основная часть оборота фитнес -индустрии в России сосредоточена на территории двух столиц: 53% -Москва, 17%-Санкт-Петербург,30%- регионы от объема российского рынка в 2010 году.

Преобладающими в России являются отдельные, не объединенные в какие-либо сети, клубы. В ближайшее время эксперты ожидают поглощения одних участников рынка другими, слияния клубов в крупные сети, развития франчайзинга.

 

 

 

Рис.1.Структура объема рынка фитнес -услуг по России

 

 

Российский рынок фитнес-услуг является довольно молодым, поэтому степень его насыщенности очень низка по сравнению с другими странами. Даже в крупнейшем сегменте, Москве, на который в стоимостном выражении приходится более половины российского рынка, насыщенность по количеству клубов на душу населения не превышает 55%.
Основный потенциал развития отрасли, по прогнозу «Экспресс-Обзор», приходится на бизнес, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте (в регионах, помимо него, на сегмент «эконом плюс»). Это связано с развитием рынка «сверху вниз», т.е. с появлением сначала клубов высокого ценового сегмента, а в дальнейшем – развитием более низких ценовых сегментов. По прогнозу «Экспресс-Обзор», уже по итогам 2011 г. рынок вернулся  к докризисным показателям.

Фитнесом в России регулярно занимаются менее 1% населения, в крупных европейских странах степень проникновения фитнес-услуг значительно выше, например, в Германии – 8.5%, в Голландии - 15.5%.
Лидером по степени проникновения фитнес-услуг является Москва, которая, по оценке аналитиков, сохранит лидерство до 20112 года. Второе место из рассмотренных компанией «Экспресс-Обзор» 9 городов занимает Красноярск. К 2012 году на втором месте по степени проникновения фитнес-услуг будет Ростов-на-Дону.

Показатель увеличения количества фитнес-клубов в процентном отношении к уровню 2010 года также самый большой в Ростове-на-Дону (31.3%). Это подтверждает мнение экспертов, что на данном этапе развития российского рынка уровень спроса, в первую очередь, зависит от уровня предложения.

Поскольку российский рынок фитнес-услуг находится на начальном этапе развития, отсутствует должный уровень конкуренции среди фитнес-клубов (главным образом в регионах), что приводит к возможности игроков держать высокую ценовую планку на услуги.

Малое количество подходящих помещений и высокий темп роста арендных ставок на коммерческую недвижимость приводят к тому, что предложение не успевает за ростом спроса. В свою очередь, растет срок окупаемости вложений, следовательно, снижается уровень инвестиционной привлекательности.

В России не существует четкой классификации фитнес-клубов, но в соответствии с различными критериями можно выделить определенные категории (в соответствии с данными RBC).

Классификация без учета так называемых "качалок" и "дворцов спорта", которые предоставляют посетителям услуги различных спортивных секций.
По количеству оказываемых услуг:

-наличие бассейна;

-наличие тренажерного зала с силовыми тренажерами;

-наличие залов для занятий боксом, восточными единоборствами;

-наличие зала с кардио тренажерами;

-наличие залов для проведения групповых программ;

-наличие детской комнаты и специализированных занятий для детей;

-наличие сауны, бани, хамама;

-наличие салона красоты, SPA-центра;

-наличие фитнес-бара.

По целевой аудитории:

-клубы для требовательных клиентов, обладающих большими финансовыми возможностями; клубы, ориентированные на богемную или модную публику;

-клубы, ориентированные на средний класс (клубы, предлагающие весь спектр стандартных услуг, часто с наличием бассейна, по нечрезмерной цене;

-бюджетные клубы для людей непритязательных, либо ограниченных в средствах;

-клубы для студентов и домохозяек (шаговой доступности);

-клубы “только для женщин”.

На стоимость клуба в основном влияет его "элитность", а не размер. Так, многие клубы-гиганты действуют отнюдь не в сегменте премиум-класса, а скорее в бизнес или даже среднем классе (“RBC”)

По стоимости (по данным RBC):

-премиум-класс – от 80 тыс. руб./год и выше;

-бизнес-класс – от 50 до 75 тыс. руб./год;

-средний класс – от 30 до 50 тыс. руб./год;

-демократичный сегмент - от 30 тыс. руб./год.

 

Рис.2. Рейтинг фитнес-клубов по  стоимости

 

По размеру:

-малые - площадью до 2000 кв.м.;

-средние - от 2000 до 5000 кв.м.;

-крупные - от 5000 до 7000 кв.м.;

-гиганты - свыше 7000 кв.м.

По системе оплаты и вариантам членства:

-клубная карта на длительное членство в клубе (полгода, год);

-дневная клубная карта (на будние дни);

-клубная карта выходного дня;

-семейные клубные карты;

-абонемент на месяц или квартал;

-оплата за каждое посещение.

Сейчас почти все фитнес-центры предлагают корпоративные программы. Зачастую корпоративные члены клуба получают следующие преимущества:

-за компанией закрепляется личный фитнес менеджер, который курирует спортивные достижения сотрудников и решает организационные вопросы выездных мероприятий;

-каждой компании предоставляется возможность приобрести корпоративное членство, в некоторых случаях и дополнительные услуги (например, аренду многофункциональных игровых залов, бассейна);

-возможность полной или частичной оплаты карты;

-индивидуальные программы для каждого сотрудника;

-часы работы клуба соответствуют требованиям современных занятых людей. В зависимости от количества сотрудников рассчитывается скидка для всей группы. Часто цена корпоративного членства составляет менее 50% от индивидуального.

 

 

 

 

1.2.Тенденции и перспективы развития фитнес индустрии в России

 

Не смотря на то, что отечественный рынок фитнес услуг  начал свое становление лет 15-17 назад, он по-прежнему очень перспективен. Интересен он как для людей деловых, ищущих новые подходы в бизнесе, так и для молодежи, у которой большой популярностью пользуются специальности фитнес инструктора и фитнес директора. Все это обусловлено дальнейшими перспективами развития рынка фитнес услуг в России. Об этом свидетельствует быстрый рост спортивно- оздоровительных услуг. Несмотря на отмечаемый рост, фитнесом занимается в нашей стране еще очень малое количество людей. Если сравнивать цифры занимающихся в России и США,  то мы значительно уступаем в процентном соотношении не только лидерам - американцам, но и менее продвинутым в этом вопросе европейцам. Именно эти факторы наглядно доказывают то, что резервы у Российского фитнес рынка очень велики.

Стоит, конечно, отметить, что Российский рынок фитнес услуг весьма разнообразен как в сегментарном аспекте, так и региональном. В столице и крупных городах достаточное количество клубов премиум сегмента и если еще два три года назад аналитики резюмировали то, что в этом сегменте стало тесновато, в настоящий момент этот сегмент фитнес рынка Москвы, Санкт- Петербурга и ряда других крупных городов, уже значительно перегрет. Безусловно, большее количество хорошо оснащенных фитнес клубов, это положительный фактор, как для спортсменов, так и для фитнес компаний, так как по средствам открытия новых клубов значительно расширяется пропаганда здорового образа жизни, что существенно повышает число потенциальных клиентов. Однако цена клубной карты в данном сегменте колеблется от 1500 до 4000 долларов за год, что является достаточно обременительной суммой для среднего класса и открывает новое перспективное развитие фитнес индустрии с средним ценовым уровнем от 1000 до 1500 долларов за год. Именно этот сегмент рынка стал наиболее перспективным два три года назад. С периода 2005 по 2008 год появилось очень большое количество клубов проецируемых как клубы среднего класса, так как большое количество игроков прислушались к мнению аналитиков, которые однозначно утверждали, что именно этот сегмент наиболее перспективен и стали активно вкладывать  средства. Безусловно, это увеличило процент людей посещающих фитнес клубы. И причина не в просчетах аналитиков. Этот сегмент действительно имел и имеет огромные перспективы, а в том, что цена в 1000 -1500 долларов часто  не приемлема для среднего класса. Разумеется, за последние годы вырос годовой доход среднего класса и больше людей стали иметь возможность посещать фитнес клубы по указанным ценам, но все, количество граждан получающих от 12-18 тысяч рублей в нашей стране очень велико, а вот в то что они готовы выложить за клубную карту от 15-до 30 % своего годового дохода вызывает сильное сомнение. Поэтому  средняя ниша по-прежнему остается крайне перспективной потому как является достаточно свободной. Ибо считать клуб уровня среднего класса возможно лишь при диапазоне цен от 400 до 600 долларов в год. Именно примерно таковой является цена клубной карты  фитнес клуба средней ценовой категории в США.

Информация о работе Маркетинговые исследования фитнес-услуг в г.Сургуте