Маркетинговая деятельность на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной работы является оценка маркетинговой деятельности предприятия ООО «Смоленский молочный завод» и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели в курсовом проекте поставлены следующие задачи:
- рассмотрение основных теоретических аспектов касающихся маркетинговой деятельности;
- анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО «СМЗ»;
- анализ маркетинговой деятельности предприятия;
- проведение маркетинговых исследований для предприятия;
- выявить основные сильные и слабые стороны завода;

Файлы: 1 файл

курсовой проект.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

 

 

Для того чтобы определить является ли предприятие ООО «СМЗ» рентабельным рассмотрим таблицу 2.5.

 

 

                      Рентабельность деятельности предприятия

 

                                                                                                Табл.2.5

 

Показатели

               2010г.

 

       2011г.

 

2011г. в % к 2010г.

1. Рентабельность продаж, %

0,67

2,41

 

359,7

2. Общая рентабельность отчетного периода, %

0,82

0

1,71

 

209,7

5.Экономическая рентабельность, %

             12,7

1

28,6

 

225,2

5.Фондорентабельность, %

             200

2

554,5

 

277,3

6. Рентабельность основной  деятельности, %

             0,82

0

1,75

 

213,4

7. Рентабельность вложений капитала, %

              -0,37

 

-0,98

 

264,7


 

 

Из данной таблицы можно сделать вывод, что рентабельность продаж на предприятии в 2011 году выросла на 1,74% по сравнению с предыдущим годом и составила 2,41%. Общая же рентабельность в 2011 году составила 1,71%, что на 0,89% больше чем в 2010 году.

Экономическая рентабельность предприятия в 2011 году возросла по сравнению с предыдущим годом и составила 28,6%. Фондорентабельность предприятия в 2010 году была равна 200%, а в 2011 году она увеличилась на 354,5%. Такие высокие показатели обусловлены тем, что завод практически не имеет собственных основных средств. Все оборудование, здания и техника находятся в распоряжении предприятия на праве аренды у физических лиц.

Таким образом, существующую положительную динамику основных показателей деятельности предприятия омрачают показатели рентабельности. Они практически все ниже необходимого уровня. А так как при их расчете в основе лежат выручка и прибыль, то можно с уверенностью сказать, что их значения недостаточно велики, чтобы предприятие считалось прибыльным. Можно предположить, что виной этому является полное отсутствие на предприятии системы маркетинга как таковой. А ведь отлаженная работа маркетинговой службы – залог хорошей работы предприятия.

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ООО СМЗ

 

                3.1.  Маркетинговая среда и элементы маркетинговой деятельности, используемые на предприятии

 

Как уже было сказано выше на предприятии ООО «Смоленский молочный завод» отсутствует специальное подразделение занимающееся маркетингом как основной своей деятельностью. Некоторые из функций маркетинга осуществляются работниками из различных отделов, а возглавляет всю их работу заместитель генерального директора по коммерции. Однако в последнее время руководство предприятия все больше внимания уделяет этому вопросу и возможно в скором будущем в структуре предприятия появиться отдел маркетинга.

При управлении маркетингом на заводе выполняются лишь следующие функции:

-  анализ рынка на котором действует предприятие;

-  анализ деятельности основных конкурентов и поставщиков;

-  анализ рынка основных видов сырья и прогноз возможных тенденций;

-  определение сегментов рынка для основных групп продукции, их доли и позиций на каждом сегменте рынка;

-  разработка предложений по освоению новых рынков/сегментов рынка и предложений по диверсификации.

Это небольшой перечень функций отдела маркетинга лишь малая доля того, чем в реальности он должен заниматься. Из предложенного списка наиболее полно на предприятии ООО «СМЗ» (по мере необходимости) проводится анализ внешней среды, который включает в себя исследование макро - и непосредственного окружения.

Совершенно очевидно, что благополучие молокозавода зависит не только от деятельности самого предприятия и ее сотрудников, но и от противоборства комплексов маркетинга, применяемых различными фирмами, от тенденций и событий, происходящих в маркетинговой среде. Как уже отмечалось в теоретической части данной работы, маркетинговая среда представляет собой совокупность «не поддающихся контролю» сил, с учетом которых компания должна разрабатывать собственный комплекс маркетинга. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и неопределенность на деятельность компании, маркетинговая среда глубоко затрагивает деятельность предприятия. Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреда. Рассмотрим последовательно оба этих явления.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества и т. п.

Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества и т. п.

Анализ среды непосредственного окружения включает в себя:

-  анализ рынка, на котором действует предприятие;

-  анализ покупателей;

-  анализ конкурентов.

 

      

          3.2  Анализ рынка, на котором действует ООО «СМЗ»

 

 

Как уже отмечалось предприятие ООО «Смоленский молочный завод» на сегодняшний день выпускает девять видов продукции. Это такая продукция как: молоко фляжное 2,5%, молоко пакетное 2,5%, кефир пакетный 1%, сметана 15%, масло крестьянское 72%, творог обезжиренный, творог 5%, молоко сырое охлажденное, творог 9%. Всю эту продукцию ООО «СМЗ» реализует только в Смоленском районе.

В перспективе завод планирует выпускать следующую продукцию: молоко пакетное 3,2%, молоко топленое 2,5%, ряженка 2,5%, кефир 2,5%, сливки питьевые 15%. В результате этого предприятие сможет выйти на рынки Смоленской области и г. Москвы.

Рынок молочных продуктов можно разделить на следующие сегменты: молоко, кефир, сметана, сливки, кисломолочные продукты (ряженка, простокваша), йогурты, обогащенная биопродукция, творог, десерты, сливочное масло. Основной объем рынка молочной продукции в Смоленском районе составляют такие продукты, как питьевое молоко, кисломолочные продукты (кефир, ряженка), йогурт, сметана, сливочное масло. Их доля в общем объеме молочного рынка Смоленского района составляет более 60%.

В настоящее время на рынке молока сформировались четыре компании лидера – Wimm-Bill-Dann, Danone, Ehrmann, Campina.

В Смоленском районе их доля рынка также занимает высшие позиции.

В общем можно сказать, что перспективы развития молочного рынка сегодня достаточно предсказуемы. Прогнозируется расширение ассортимента продукции на региональном уровне. Пока на сегодняшний день большие перспективы у рынка йогуртов.

 

                         3.3  Анализ покупателей

 

 

По географическому положению большинство потребителей продукции находятся в Смоленском районе. Основными закупщиками молочной продукции завода являются магазины района, универсам «Центральный», ряд учреждений Смоленского района, а также центральный рынок города. Именно через них товар и доходит до конечных потребителей.

Если рассматривать покупателя по демографической характеристики, то основной группой потребителей продукции ООО «СМЗ» является представители разных возрастных групп вне зависимости от места проживания и уровня дохода, так как молоко является основным продуктом на столе россиян.

Достаточно много продукции покупают люди пенсионного возраста и взрослые для своих детей. Их доля составляет около 50%.

Большинство покупателей предпочитают покупать продукцию таких компаний как Wimm-Bill-Dann, Danone, так как эти производители более известны, у них большой выбор товара и множество продукта поддерживающего здоровье. В основном покупают такую продукцию трудоспособное население (рабочие и студенты). Люди пенсионного возраста склонны покупать продукцию предприятий Смоленской области, так как у них более низкие цены.

Основными факторами при покупке молока являются: цена продукта – 38%; вкусовые качества – 21%; известность марки – 29%; жирность – 8%; привычка покупать определенную марку – 4%.

В настоящее время покупатели становятся сторонниками здорового образа жизни и поэтому приобретают соответствующую продукцию.

В общем, если молочный завод решит произвести расширение ассортимента необходимо учесть, что дальнейшее развитие получают сегменты, обогащенные биопродукцией, продуктами для детей, увеличивается количество продукции различных вкусов, а также с разнообразными добавками.

 

               

                      3.4  Анализ конкурентов ООО «СМЗ»

 

 

Основными конкурентами ООО «Смоленский молочный завод» являются:

-  ОАО «Вяземский молочный комбинат»

-  ОАО «Дубравкамолпром»

-  ОАО «Ярцевский гормолзавод»

-  СПК «Новозыбковмолоко»

Но это лишь те предприятия, которые находятся в Смоленской области. Как уже отмечалось большую долю рынка молочной продукции в Смоленском районе и в области в целом занимают компании - Wimm-Bill-Dann, Danone, Ehrmann, Campina. В общем, доля, которую занимают конкуренты на рынке, составляет около 60%.

Сильными сторонами конкурентов являются: разнообразный ассортимент продукции; усовершенствованная технология производства; наличие оборудования производящего более качественную продукцию; большая известность; производство продукции поддерживающей здоровый образ жизни.

Что касается цен на продукцию, то на ООО «СМЗ» они ниже, чем у конкурентов. Это является сильной стороной завода. Срок доставки товара на молочном заводе гораздо меньше, чем у конкурентов, и поэтому у покупателей есть возможность покупать более свежую продукцию.

Управление качеством на предприятии ООО «СМЗ» занимается главный инженер, в его подчинение находится заведующий лабораторией. Именно в этой лаборатории производится проверка поставляемого на предприятие сырья, разрабатывается продукт, и она же следит за правильностью его производства.

Для постоянного получения молочного сырья у предприятия ООО «СМЗ» заключены договора с близкими по расположению сельскими хозяйствами. По этим договорам они гарантирую заводу поставку сырья вовремя и отличного качеству.

Что касается реализации продукции, то предприятие не имеет собственных сбытовых сетей и свой товар оно продают через посредников (магазины и рынки). Поставка товара производится на собственном транспорте.

Цены на всю продукцию складываются из расчета фактических затрат и прибыли. При установлении цен анализируются цены конкурентов на аналогичную продукцию.

Рекламная деятельность предприятия развита слабо. Завод только иногда рекламирует свою продукцию в местных газетах. Но в будущем предприятие планирует повысить расходы на рекламу, примерно на 35%. И уже реклама будет не только в газетах, но на радио, а также будет установлено несколько рекламных щитов.

Основные цели рекламной деятельности предприятия ООО «СМЗ»:

-  информирование о продукции предприятия, её свойствах, цене, месте приобретения;

-  увеличение объёма продаж продукции;

-  формирование образа ООО «Смоленский молочный завод»;

-  расширение рынка сбыта продукции;

-  создание долговременного положительного образа предприятия;

-  повышение осведомлённости населения о деятельности завода.

Однако руководство завода не уделяет должного внимания оценке конкурентоспособности своего предприятия. Для ликвидации данного пробела проведем анализ конкурентной позиции предприятия ООО «СМЗ» (таб. 3.1).

 

      Оценка конкурентоспособной позиции предприятия

 

Табл.3.1

 

Показатели конкурентоспособности

Вес

ООО «СМЗ»

ОАО «ВМК»

ОАО «Дубравкамолпром»

Финансовая устойчивость

0,2

   1 / 1*0,2

 5 / 1*0,2

3 / 3*0,2

Репутация

0,05

 3 / 3*0,05

7 / 7*0,05

2 2*0,05

Производственные возможности

0,08

 4 / 4*0,08

6 / 6*0,08

3 / 3*0,08

Качество и характеристики продукции

0,3

   3 / 3*0,3

 5 / 5*0,3

2 / 2*0,3

Маркетинг и реклама

0,08

  2 / 2*0,08

 4 / 4*0,8

1 / 1*0,08

Инновации

0,2

   2 /2*0,2

 4 / 2*0,2

1/ 1*0,2

Обслуживание потребителей

0,05

  3 / 3*0,05

  6/ 6*0,05

4 / 4*0,05

Технологический уровень

0,02

  3 / 3*0,02

 5 / 5*0,02

4 / 4*0,02

Относительное положение по издержкам

0,11

  4 / 4*0,11

 4 / 4*0,11

3/ 3*0,11

Итого бальная оценка

1

27

46

    23

Итого оценка

 

2,78

5,29

2,43

Информация о работе Маркетинговая деятельность на предприятии