Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:38, дипломная работа
После перехода России к рыночной экономике сельское хозяйство страны пришло в упадок. Большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось не в состоянии приспособится к выживанию в сложившихся жёстких экономических условиях.
Целью данного дипломного проекта является разработка более совершенной и приспособленной к рыночным условиям хозяйствования системы управления АОЗТ «Московское» за счёт внедрения службы маркетинга. Даётся анализ сегодняшнего экономического положения хозяйства и перспективы его дальнейшего развития.
Директор АО назначается на общем собрании акционеров сроком на пять лет. По предоставлению директора АОЗТ собрание утверждает состав Правления Общества, состоящего из руководителей основных подразделений. Правление является исполнительным органом. Директор председательствует на заседаниях Правления. В период между собраниями акционеров Правление руководит всей деятельностью общества в пределах компетенции, определённой Уставом предприятия. Заседание Правления проводится по мере необходимости. Директор вправе без доверенности осуществлять все действия от имени Общества. Другие члены Правления действуют в пределах компетенции, определённых штатным расписанием или поручением директора. Директор организует ведение протоколов заседаний Правления.
Совет Директоров имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности Общества и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции собрания акционеров. Совет Директоров не имеет права делегировать свои полномочия другим лицам или органам, если иное прямо не установлено законодательными актами РФ и Уставом. Совет Директоров имеет следующие полномочия и обязан принимать соответствующие им решения:
В хозяйстве, как уже говорилось, получил развитие отраслевой принцип организации производства и управления, при котором одинаковые по специализации внутрихозяйственные подразделения, выполняющие работы по производству одного продукта или части его, независимо от территориального расположения, объединяются в одном вторичном внутрихозяйственном подразделении - цехе. Соответственно структура управления называется цеховой или отраслевой.
Цеховая структура управления обладает рядом преимуществ:
Во-первых, она позволяет значительно
упростить организационно-
Во-вторых, есть возможность поставить оплату труда руководителей отраслей в зависимость от результатов их производственной деятельности.
В-третьих, упрощается процесс внутрихозяйственного планирования, учета, улучшается контроль за ходом производства.
Организационная структура хозяйства представлена на схеме №1
Условные обозначения:
функциональные связи
линейные связи
Схема №1: Организационная структура управления АОЗТ «Московское».
Директор АОЗТ является председателем
совета директоров, а начальник планово-
Недостатком существующей структуры является невысокая координационная деятельность цехов, горизонтальные связи ослаблены. Существует возможность дублирования функций управления и затруднено осуществление контроля сверху донизу.
Проведём оценку экономической эффективности аппарата управления.
Для экономической оценки структуры управления АОЗТ «Московское» воспользуемся следующими данными:
Таблица 11
Данные для
расчёта экономической
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2001 г. в % к 1999 г. |
Площадь с.-х. угодий, га |
2089 |
2046 |
2025 |
——— |
Общая численность работников, чел. |
206 |
205 |
208 |
106 |
Количество работников управления, чел. |
30 |
30 |
28 |
90,3 |
Фонд заработной платы, всего, тыс. руб. в т ч аппарата управления |
1153,7 203 |
1211,7 263,5 |
1511 294 |
130,1 144,8 |
Произведено валовой продукции, тыс. руб. (сопоставимые цены 1994 года) |
1185,7 |
1056 |
1025 |
86,4 |
Реализация продукции, тыс. руб. |
3157,6 |
4174 |
7837 |
188,9 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
4682,8 |
4998 |
6868 |
119,2 |
Прибыль, убыток, тыс. руб. |
-1525,2 |
-823,9 |
969 |
—— |
Затраты на управление, тыс. руб. |
463 |
486,5 |
551,3 |
119,1 |
Всего отработано человекодней |
55000 |
56000 |
55000 |
100 |
в т. ч. работающими в производстве |
45870 |
46776 |
45345 |
98,9 |
Работниками аппарата управления |
9130 |
9224 |
9655 |
105,8 |
Для оценки экономической эффективности аппарата управления оценивают три группы показателей: общие результативные показатели, экономичность аппарата управления, производительность труда аппарата управления. Составим таблицу для оценки экономической эффективности аппарата управления:
Таблица 12
Экономическая эффективность аппарата управления.
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2001 год в % к1999 г. |
1. Общие результативные показатели | ||||
Выход валовой продукции, тыс. руб. на 100 га с/х угодий на 1 работника управления |
57,9 43,1 |
51,6 39,5 |
50,6 37,7 |
87,4 87,5 |
Прибыль, убыток, тыс. руб. на 100 га с/х угодий на 1 работника управления |
-73,0 -50,8 |
-40,3 -27,5 |
47,9 34,6 |
--- --- |
2. Экономичность аппарата управления | ||||
Удельный вес з п работников управ- ления в общем фонде з п, % |
17,6 |
21,7 |
19,5 |
110,8 |
Удельный вес затрат труда и средств на управление в себестоимости про- дукции, % |
9,9 |
9,7 |
8,0 |
80,8 |
3. Производительность труда аппарата управления | ||||
Произведено валовой продукции на 1 чел/день, отработанный Управленцами, руб. 1 рубль затрат в управлении, руб. |
129,8 2,6 |
114,5 2,2 |
106,2 1,9 |
81,8 73,1 |
Приходится работников на 1 работника управления, чел. |
6,9 |
6,8 |
7,4 |
107,2 |
За последние три года значительно сократился выход валовой продукции на 100 га сельскохозяйственных угодий (на 12,6%) и на одного работника аппарата управления (на 12,5%). В то же время сократился и убыток, а 2001 год стал прибыльным, что говорит о повышении эффективности управления в хозяйстве.
Показатели экономичности аппарата управления оставляют желать лучшего. Так, удельный вес заработной платы работников управления в общем фонде заработной платы составляет в среднем за три года 19,6%, т. е. примерно одну пятую часть, и наблюдается тенденция роста, хотя численность работников аппарата управления сократилась и хозяйство остаётся убыточным. Очевидно, что такое увеличение совершенно нецелесообразно.
Удельный вес затрат труда и средств на управление в себестоимости продукции в течение трёх последних лет снижается, и в 2001 году достиг 8% (почти на 2% меньше, чем в 1999 году).
Производительность труда
Анализ, проведённый в этой главе
показал, что хозяйству необходимо
изыскание путей повышения
Пути и меры совершенствования структуры управления рассмотрим в следующей главе.
3.Проектная часть
3.1 Совершенствование структуры управления.
Совершенствование системы управления производством предусматривает разработку и осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих: рациональные формы разделения и кооперации труда; механизацию и автоматизацию труда работников управления: совершенствование системы информации и делопроизводства; улучшение рабочих мест и условий труда; совершенствование методов управления; подготовку и повышение квалификации кадров.
Совершенствование отраслевой структуры управления следует вести по таким направлениям: установление рациональных размеров цехов, использование программно-целевого управления, создание единых общехозяйственных служб по обслуживанию основного производства, образование кооперативов и арендных коллективов, вступление в научно-производственные и производственные системы.
Для того, чтобы выжить в современных экономических условиях необходимо точно знать какая продукция необходима населению, в каких количествах и по какой цене люди готовы приобретать нашу продукцию. Чтобы знать ответы на эти вопросы я предлагаю ввести в структуру управления хозяйством службу маркетинга и должность заместителя директора по маркетингу, вместо заместителя директора по производству. Я считаю, что для выживания хозяйства в современных экономических условиях работа в области маркетинга просто необходима. Проведение маркетинговых исследований в области рынков сбыта продукции позволит хозяйству более точно определять свою политику организации и развития производства и более быстро и в нужном направлении реагировать на изменения конъюнктуры рынка.
Под системой маркетинговых исследований
агропромышленного рынка
Маркетинговые исследования в АОЗТ «Московское» должны проводиться маркетинговой службой по следующим направлениям: