Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:38, дипломная работа
После перехода России к рыночной экономике сельское хозяйство страны пришло в упадок. Большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось не в состоянии приспособится к выживанию в сложившихся жёстких экономических условиях.
Целью данного дипломного проекта является разработка более совершенной и приспособленной к рыночным условиям хозяйствования системы управления АОЗТ «Московское» за счёт внедрения службы маркетинга. Даётся анализ сегодняшнего экономического положения хозяйства и перспективы его дальнейшего развития.
Проведение системы
В состав службы маркетинга я предлагаю включить экономиста и юриста. Помимо маркетинговых исследований рынков сбыта продукции и анализа существующей ситуации и перспектив (чем будет заниматься экономист), необходимо грамотное, с юридической точки зрения, составление договоров, заключение контрактов и других документов, составление которых требует юридической грамотности. Ведь от того, как составлен контракт, может зависеть конечный результат сделки. Во главе службы маркетинга необходимо поставить специалиста в ранге заместителя директора по маркетингу, который обязан хорошо владеть экономическими, финансовыми, плановыми, технико-производственными, исследовательскими и сбытовыми вопросами, он должен заниматься обще координационной деятельностью и нести ответственность за перспективное планирование развития производства.
Ещё одно усовершенствование, которое я хочу предложить - это использование в процессе управления информационных технологий (ИТ). С помощью ИТ можно получить любую накопленную информацию для оперативного решения поставленных задач. В условиях развития хозяйственной самостоятельности предприятий, существующих многообразных организационно-экономических форм и прямых связей с партнёрами и банками создание современной информационной структуры просто необходимо.
Внедрение ИТ, обеспечивающих преобразование информации в формы, доступные и удобные для немедленного использования потребителем, способствует ликвидации промежуточных звеньев внутри предприятия и между субъектами цепочки продукт-рынок, что увеличивает степень оперативности в принятии управленческих решений ИТ обеспечивают сбор, обработку, хранение, поиск и передачу информации через персональный компьютер (ПК) с соответствующим программным обеспечением, включающим базы данных, базы знании, интеллектуальные системы, системы поддержки решении, экспертные системы. ПК пользователей предприятия, банка и иных структур могут объединяться в локальные информационные системы, которые, в свою очередь, соединяются с глобальными информационными системами города, региона, страны, мира и становятся доступными для потребителя. Главный эффект от использования ИТ - скорость получения любой информации в любое время для принятия необходимого хозяйственного решения, обеспечивающего финансовую стабильность, прибыльность операций и платёжеспособность.
Практика свидетельствует, что применение ИТ оказывает существенное положительное влияние на финансовое состояние всех субъектов хозяйствования, так как позволяет использовать их данные в конъюнктурных исследованиях для определения цен и ценовой стратегии. Использование ИТ приводит к ликвидации промежуточных звеньев.
Для того, чтобы служба маркетинга успешно функционировала нужно обеспечить всех её работников необходимой информацией.
Информация - это новые сведения,
понятые и оцененные как
Одним из условий успешного
Диспетчерская служба освобождает руководителей и специалистов от непроизводительной траты времени на решение многих оперативных вопросов, разъезды по объектам производства для сбора сведении, даёт возможность сосредоточить внимание на разработке и осуществлении мероприятий по совершенствованию организации и технологии производства, дисциплинирует работников аппарата управления, повышает культуру их труда. Как показывают исследования, у руководителей и главных специалистов сокращается удельный вес затрат времени в структуре рабочего дня на выполнение работ по оперативному управлению на 20-35%.
Для организации диспетчерской службы необходимо определить объекты диспетчеризации, проанализировать работу имеющихся средств связи, выделить помещение для диспетчерского пункта, составить техническое задание на проектировку и согласовать его с органами министерства связи и другими организациями. В качестве объектов диспетчеризации обычно определяют следующие; все структурные подразделения и службы управления, ремонтные мастерские, нефтебазы, пункты реализации продукции, складское хозяйство, мобильные агрегаты (автозаправщики, автомашины техобслуживания, комбайны, а так же транспорт руководителя хозяйства и главных специалистов). Определяются необходимые средства связи - АТС, радиосвязь, громкоговорящая связь и др.
В Положение о диспетчерской службе необходимо включить следующие разделы:
В хозяйстве всю работу на диспетчерском
пункте будет выполнять один человек,
а в напряжённые периоды ему
должны помогать специалисты хозяйства.
Функции диспетчеров-
Структура диспетчерской связи представлена на схеме №2
Условные обозначения:
телефонная связь
громкоговорящая связь
радиосвязь
Схема № 2: Схема диспетчерской связи.
Эффективность внедрения диспетчерской службы можно в определённой мере охарактеризовать суммой экономии зарплаты, полученной за счёт высвобождения работников аппарата управления, экономии на транспортных средствах в связи с сокращением переездов руководителей и специалистов как внутри хозяйства, так и за его пределами.
Однако большая экономия достигается
непосредственно в
Одним из важнейших недостатков существующей в АОЗТ «Московское» системы управления я считаю функционирование планово-экономической службы хозяйства. Несколько лет назад бухгалтерию и экономическую службу объединили в одну - планово-экономическую. Должности экономиста в хозяйстве не стало, а должность работников планово-экономической службы называется бухгалтер-экономист. В этой службе работают 8 человек во главе с начальником планово-экономической службы, выполняющим еще обязанности главного бухгалтера и заместителя директора по производству. За каждым бухгалтером-экономистом закреплён определённый участок производства, по которому он ведёт учёт. В результате работники этого отдела оказываются загруженными работой с текущими документами и очень мало уделяется времени таким важнейшим функциям как организация производства и планирование. Так, например, последняя технологическая карта была составлена в 1992 году. Задерживается составление квартальных и годовых отчётов. Я думаю, что необходимо разделить планово-экономическую службу на бухгалтерию и экономическую службу. Это позволит больше внимания уделять планированию и анализу.
Таким образом, мы наметили основные направления совершенствования существующей организационной структуры управления.
3.2 Проект структуры управления.
Проект новой организационной структуры управления будем строить опираясь на существующую структуру, так как коренное изменение приведёт к большим материальным затратам и должно быть связано с изменением структуры и направления производственной деятельности хозяйства.
Предлагаемые мною изменения касаются, главным образом, специализированных служб хозяйства и должности заместителя директора по производству.
Проект организационной структуры управления представлен на схеме №3
Условные обозначения:
Функциональные связи
линейные связи
Схема №3: Проект организационной структуры управления АОЗТ «Московское».
Управление предприятием должно быть
возложено на тех людей, которые
реализуют произведённую
По-моему, предлагаемая структура управления более приспособлена для функционирования предприятия в современных экономических условиях, чем существующая на сегодняшний день.
Заместитель директора по маркетингу должен заниматься обще координационной деятельностью, разрабатывать перспективные планы развития хозяйства, решать сложные и глобальные, в рамках хозяйства, вопросы. Он является связующим звеном между коллективом хозяйства и высшим руководством. В его прямом подчинении находятся все главные специалисты специализированных служб. На должность заместителя директора по маркетингу должен быть назначен человек, имеющий высокую квалификацию, он должен быть профессионалом своего дела и обладать всеми необходимыми деловыми качествами настоящего управленца.
Служба маркетинга несёт ответственность за обеспечение руководства и исполнителей необходимой информацией, координацию планов деятельности и обеспечение ресурсами разрабатывающих, производящих и сбытовых подразделений, своевременность корректировки планов производства и сбыта, замены устаревшей продукции новой с заданными техническими и экономическими параметрами, достижение установленных показателей прибыли, обучение сотрудников приёмам рыночной деятельности. То есть, служба маркетинга должна определять направление деятельности остальных специализированных служб и производственных участков. Очень важной сферой деятельности маркетинговой службы является юридическое обеспечение деятельности хозяйства. Исследование рынка и разработка, на основе результатов исследования, конкретных рекомендаций по направлению развития дальнейшей деятельности хозяйства плюс юридически грамотное оформление договоров и другой важной документации - это большой шаг к финансовому успеху и стабильному положению хозяйства.
Диспетчерская служба позволит руководителям хозяйства и специалистам работать более скоординировано и производительно, меньше рабочего времени тратить на не производительные действия и производственные совещания, оперативно получать необходимую информацию.
Теперь необходимо пронесли экономическую опенку предлагаемой структуры управления.
3.3 Оценка экономичности предлагаемой структуры управления.
Специалистами подсчитано, что мероприятия по рационализации структуры управления позволяют повысить экономическую эффективность производства в среднем на 3-6%, но многое зависит от самих мероприятий и положения хозяйства. Исходя из этого, проведём оценку экономичности предлагаемой структуры.
Для оценки экономичности предлагаемой структуры управления воспользуемся следующими данными:
Таблица 13
Данные для
расчёта экономической
Показатели |
Фактически за 1999-2001гг. в среднем |
Перспектива. 2003год |
Отклонение +,- |
Площадь с/х угодий, га |
2053 |
2053 |
0 |
Общая численность работников, |
чел. 1 206 |
210 |
4 |
Количество работников управления, чел. |
29 |
30 |
1 |
Фонд заработной платы, всего, тыс. руб. в т ч аппарата управления |
1292 253,5 |
1400 260 |
107,9 6,5 |
Произведено валовой продукции, тыс. руб. (сопоставимые цены 1994 года) |
1089 |
1554,3 |
65,3 |
Реализация продукции, тыс. руб. |
5056,2 |
5360,6 |
304,4 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
5516,3 |
5185,3 |
-331 |
Прибыль, убыток, тыс. руб. |
-460,1 |
175,3 |
635,4 |
Затраты на управление, тыс. руб. |
500,3 |
540 |
39,7 |
в т. ч. 3/п аппарата управления |
402,7 |
425 |
22,3 |
Канцелярские расходы |
77,5 |
77 |
-0,5 |
Связь и почтовые расходы |
6 |
6 |
0 |
диспетчерская служба |
----- |
25 |
25 |
Прочие расходы на управление |
14,1 |
7 |
-7,1 |
Всего отработано человекодней |
55333,3 |
56000 |
666,7 |
в т. ч. работающими в производстве |
45997 |
46776 |
779 |
Работниками аппарата управления |
9336,3 |
9224 |
-112,3 |