Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Цель работы - проанализировать динамику численности человеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РБ и в мировом хозяйстве, а также пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамики численности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в Беларуси и в мире для урегулирования социально – экономических проблем, обусловленных этой динамикой численности человеческих ресурсов.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы демографии и миграции на рынке труда……………6
1.1 Миграция на рынке труда…………………………………………………….6
1.2 Демография на рынке труда………………………………………………….9
2 Оценка миграционных и демографических тенденций. Зарубежный опыт...12
3 Особенности демографии и миграции на рынке труда в РБ………………..21
Заключение………………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра: Менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Менеджмент
на тему: Развитие маркетинга на предприятиях АПК.
Студентка
ФМ, 3-й курс, ДКА-2
Руководитель
Реферат
Курсовая работа: 33 с., 3 табл., 18 источник, 3 прил.
Объект исследования – рынок труда.
Предмет исследования – демографические и миграционные тенденции на рынке труда.
Цель работы - проанализировать динамику численности человеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РБ и в мировом хозяйстве, а также пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамики численности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в Беларуси и в мире для урегулирования социально – экономических проблем, обусловленных этой динамикой численности человеческих ресурсов.
Ключевые слова: демография, миграция, рынок труда, естественный прирост, эмиграция, иммиграция, рождаемость, смертность, воспроизводство, демографическая политика, миграционная политика.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические основы
демографии и миграции на
1.1 Миграция на рынке труда…………………………………………………….6
1.2 Демография на рынке труда………………………………………………….9
2 Оценка миграционных и демографических тенденций. Зарубежный опыт...12
3 Особенности демографии и миграции на рынке труда в РБ………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………30
Приложение А………………………………………………
Приложение Б………………………………………………
Приложение В………………………………………………
Введение
Население – главный ресурс мирового сообщества, так как является его основой. Вот почему численность человеческих ресурсов – важный и, скорее всего, первый фактор развития всего человечества и каждой страны по отдельности.
Численность обладает явной способностью изменяться. Она может увеличиваться или уменьшаться, в то же время она может быть достаточной, недостаточной или превышать определенный лимит. Вышеуказанное свойство численности обычно называют динамикой численности. Эта динамика численности присуща и человеческим ресурсам.
Учитывая то, что население является главным производителем и потребителем материальных и нематериальных благ, тем более важно учитывать численность человеческих ресурсов, наблюдать за ее динамикой. Что благополучно осуществляется в мире – проводятся различного рода переписи населения и их анализ, которые выявляют те самые показатели достаточности, недостаточности или переизбытка, увеличения или уменьшения человеческих ресурсов для страны, региона или мира.
Почему так важны эти показатели? С одной стороны, они показывают территории с явным переизбытком человеческих ресурсов, а это чревато многими последствиями, особенно негативными, главные из них социально – экономические проблемы для страны и региона, всего мира, в частности – проблема продовольствия и сырья, голод, болезни, нищета, недостаток рабочих мест, низкий уровень доходов, низкий уровень жизни.
С другой стороны, эти показатели выявляют нехватку человеческих ресурсов, а это тоже чревато большими проблемами, такими как, недостаток рабочей силы, большая демографическая нагрузка, недостаточное финансирование бюджета, который поддерживает всю структуру государства (армия, власть, здравоохранение, социальная защита, общественный порядок и пр.).
Две вышеперечисленные ситуации – это два основных направления динамики численности человеческих ресурсов, которые наблюдаются сейчас в мире. Второе направление характерно для Белоруссии в данный момент. Понятно, что такие сложные проблемы, связанные с динамикой численности человеческих ресурсов в мировом хозяйстве и в РБ в частности необходимо решать, что и делается на основе изучения этой динамики.
В данной курсовой работе я попыталась проанализировать динамику численности человеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РБ и в мировом хозяйстве, а также пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамики численности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в Беларуси и в мире для урегулирования социально – экономических проблем, обусловленных этой динамикой численности человеческих ресурсов.
Актуальность данной проблемы в глобальном масштабе и в рамках РБ в частности заключается в усилении потоков миграции и непропорциональностью уровня населения в богатых и бедных странах, а также в низкой рождаемости в развитых регионах планеты. В условиях глобализации национальные государства столкнулись с невозможностью контроля границ от миграционных потоков из развивающихся стран. Другим аспектом данной проблемы является нехватка рабочих рук и нежелания населения развитых стран работать на низкооплачиваемых работах.
1 Теоретические основы демографии и миграции на рынке труда
1.1 Миграция на рынке труда
Прежде чем анализировать проблему, введём некоторые понятия. Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одного государства в другое сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Утечка мозгов – международная миграция высококвалифицированных кадров. Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за её пределы. Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за её пределов. [1, с. 322]
Миграция населения является естественным и закономерным процессом, позволяющим сбалансировать экономическую, социальную, политическую и духовную сферы мирового общества. Средства массовой информации, интернет позволяют получить информацию о социальных гарантиях в развитых странах, установить контакты, подыскать работу, а развитость транспортных систем способствует быстрому и относительно недорогому перемещению людей из одной страны в другую. По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн. человек, то есть почти 3% населения планеты проживают в странах, не являющихся их родиной.
Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран. В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан.
В то же время миграционные процессы, международная миграция населения – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств всё более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.
Проблемы миграции, урегулирования процессов миграции всегда были наиболее актуальными для государств – участников Содружества Независимых Государств. Общая история, сложившаяся за многие десятилетия, культурные связи народов, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для активного перемещения людей. [2, с. 10]
Планом основных мероприятий
по реализации Концепции дальнейшего
развития Содружества Независимых
Государств предусмотрено
Можно выделить три подхода к включению в миграцию различных видов территориального движения населения. Во-первых, под миграцией понимается всё многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят переезды из одних населённых пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учёбу за пределы населённых мест, поездки в командировки и т.д. Во-вторых, в миграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населёнными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и сферой труда или учёбы. В-третьих, к миграции относится такой процесс пространственного движения населения, который, в конечном счете, ведёт к его территориальному перераспределению. [3, с. 21]
Население, которое участвует в миграции преследует совершенно различные цели. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных остальная часть населения. Маятниковые миграции представляют собой ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы, расположенных в разных населённых пунктах. Маятниковые мигранты увеличивают количественно и изменяют качественно трудовые ресурсы поселений. Сезонные миграции – это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. При безвозвратной миграции население перемещается из одних населённых пунктов в другие и перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства. [3, с. 23]
В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что рабочая сила сама является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к уменьшению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. [1, с. 324]
Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платёжном балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране меньше года. Если человек пребывает в стране больше года, то в целях статистического учёта он переклассифицируется в резиденты. В статистике платёжного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трём статьям:
Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определённых стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран и одного географического региона.
В Рабочем плане Исполнительного комитета СНГ по выполнению Комплексного плана первоочередных мер, направленных на практическую реализацию принципов, заложенных в Декларации о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, определены новые направлении и ориентиры в сфере миграции, мероприятия по закреплению сложившихся форм сотрудничества. Так, в соответствии с Рабочим планом продолжено взаимодействие и обмен опытом между компетентными органами государств – участников СНГ, осуществляющими противодействие незаконной миграции, в выявлении и пресечении деятельности организаторов и лиц, содействующих незаконной миграции. В этих целях Советом руководителей миграционных органов стран Содружества заключены протоколы о координации взаимодействия в области миграционной политики с Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ. [2, с. 15]