Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Цель работы - проанализировать динамику численности человеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РБ и в мировом хозяйстве, а также пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамики численности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в Беларуси и в мире для урегулирования социально – экономических проблем, обусловленных этой динамикой численности человеческих ресурсов.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы демографии и миграции на рынке труда……………6
1.1 Миграция на рынке труда…………………………………………………….6
1.2 Демография на рынке труда………………………………………………….9
2 Оценка миграционных и демографических тенденций. Зарубежный опыт...12
3 Особенности демографии и миграции на рынке труда в РБ………………..21
Заключение………………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………………30
Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. человек находились за пределами тех стран, гражданами которых они являются. В последние годы в мире переезжают из страны в страну порядка 20 млн. человек в год. Общее количество иностранных рабочих в США составляет около 7 млн., в Западной Европе — 6,5 млн.. Латинской Америке — 4 млн., странах Ближнего Востока и Северной Африки — 3 млн. человек. На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции занятых в строительстве и в автомобилестроении — иммигранты, в Бельгии половина всех горняков — иммигранты, в Швейцарии 40% строительных рабочих — иммигранты.[1, с. 322]
Международная миграция рабочей силы – это процесс, присущий рыночной экономике. Он подобен движению капитала в ходе развития внешних экономических связей и международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с законами рынка «ищут» наиболее выгодное перемещение, дающее максимальную эффективность. Но, сопоставляя человеческие ресурсы с другими видами ресурсов на международных рынках, важно учитывать их особенности. Они отражают специфику товара рабочей силы, который является не только объектом, но и субъектом международной экономики. Кроме того, процессы международной миграции оказывают многоплановое социальное, демографическое и социально – психологическое влияние как на страны – доноры – источники миграционных потоков, так и на принимающие страны.
По мере роста интернационализации экономики значение международной миграции возрастает. Основной поток международной миграции в последние десятилетия установился в США. Уже 1970 г.г. число легальных иммигрантов составляло 4,5 млн. человек, 20 % от прироста населения, а в 1990 г.г. – 6 млн. легальных иммигрантов и 2 млн. нелегальных, что составило 39 % от прироста населения.[9, с. 67]
Еще один центр притяжения мигрантов – Западная Европа. Среднегодовой поток иммигрантов здесь составляет – 600 тыс. человек, а с учетом членов семей – 1,3 млн. человек. Лидерство по масштабам миграции принадлежит – Германии, Франции, Британии. Региональным центром притяжения миграции также является Австралия, а в последнее время и Россия.
Для различных принимающих стран существуют различные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они совпадают. Это обусловлено с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, историческими, политическими, этническими, географическими связями между принимающей страной и страной – донором. В связи с этим наблюдается сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, в 1960 – х. годах основными источниками мигрантов для США были Канада и Западная Европа, откуда прибыло 79 % мигрантов. В 1970-90-х годах доминировали Латинская Америка и Азия.[6, с. 54]
На сегодняшний день основными источниками миграционных потоков для Западной Европы служат страны Африки и Зарубежной Азии, не отстает и Восточная Европа. Китай вообще в последнее время является универсальной страной – донором. Китайцев можно встретить как в Европе, США, так и в России.
Последствия международной миграции для принимающих стран многообразны. Хорошо известен пример положительного влияния процесса «утечки мозгов» для экономики США. В частности, на рынке труда США в 1980 –х. годах 40 % докторов наук в области техники, прикладной математики, связанной с компьютерным программным обеспечением, были иммигрантами из разных стран, 25 % преподаватели технических дисциплин в вузах также были иммигрантами. В середине 1990 – х. годов в США проживало более млн. иммигрантов. Они зарабатывали 240 млрд. долл., платили налоги в размере 90 млрд. долл., тогда как ежегодно тратили на социальное вспомоществование иммигрантов 5 млрд. долл. Очевидна положительная роль иммигрантов в экономике страны даже в оценке доходов и расходов бюджета. Неизмеримо выше тот вклад, который вносят высококвалифицированные специалисты – иммигранты в развитие американской науки, техники, медицины.[5, с. 100]
Последствия миграции
для стран – доноров следующие.
Огромная проблема, как для стран – доноров, так и для принимающих стран – нелегальная иммиграция. Нигде не зарегистрированные рабочие используются в качестве дешевой рабочей силы. Они не платят налоги, увозят огромные деньги из страны, государство тратит большие средства на борьбу с нелегальными иммигрантами – на поиск, арест, депортацию. Такие мигранты никак не защищены – не имеют определенного правового статуса, социальной и медицинской защиты.
Процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.[10, с. 72]
Комиссия ООН по народонаселению
располагает соответствующим
Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).[7, с. 40]
Южно-Африканский рынок рабочей силы сложился вокруг самой богатой страны Африканского континента - ЮАР. Первые иммигранты в эту страну приехали из Европы в начале XIX века. Теперь около двух третей черных рабочих составляют мигранты по краткосрочным контрактам. В условиях реформированной ЮАР профессиональный отбор является решающим при рассмотрении соответствующих заявок от иностранцев, желающих работать в этой стране.
Для ЮАР характерен высокий
процент нелегальных
Миграция рабочей силы в страны Латинской Америки имеет большое прошлое. Начиная со второй половины XIX века этот континент уже становится одним из мировых центров притяжения иммигрантов, при этом поощрялась главным образом миграция из стран Европы. Эта тенденция сохранялась до 60-х годов XX века. Только за 1946-1960 гг. в Латинскую Америку переселилось 2 млн. европейцев. С 60-х годов межконтинентальная миграция все больше начинает замещаться внутриконтинентальной. Население мигрирует в основном в бассейн реки Амазонки. Это касается стран, расположенных в Андах: Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии. Внутриконтинентальная миграция рабочей силы в Латинской Америке приобрела стойкий характер. Это объясняется нехваткой земли у большинства крестьян и неполной их занятостью, а также высокими темпами прироста населения, который в 4 раза выше, чем в индустриально развитых странах.[2, с. 50]
Миграции трудовых ресурсов способствуют и современные технологии производства, основанные на принципах международного разделения труда. Это, прежде всего, связано с деятельностью транснациональных компаний, организующих производство в системе мирового хозяйства. Процесс такой миграции четко просматривается на примере преуспевающей в Азии тайваньской "Эйсер", седьмой по величине компании в мире по производству персональных компьютеров. Из-за нехватки рабочей силы она вынуждена ввозить филиппинских рабочих для сборки компьютеров на ее тайваньских фирмах и рабочих из Индонезии для работы на ее фабрике в Малайзии. Внутрирегиональную миграцию рабочей силы в Азии интенсифицируют и строительные фирмы, создавшие огромную армию строителей-мигрантов. Только Таиланд экспортировал 400 тыс. рабочих для строительных работ в других странах Азии. 20 тыс. рабочих из различных стран континента строят мост в Гонконге. Таким образом, современные технологии производства в системе международного разделения труда формируют миграцию рабочей силы не только межрегиональную, но и внутрирегиональную.[8, с. 88]
Миграция рабочей силы распространилась не только на большие страны, но и на малые. Это можно проследить на примере Греции, в которой 300--350 тыс. работают без разрешения властей. Большинство "нелегалов" на греческом рынке труда - жители Албании, Польши, Филиппин и понтийские греки из бывшего СССР. Они не претендуют на хорошо оплачиваемые рабочие места на заводах, фабриках, учреждениях. Наличие большого числа нелегальных рабочих оборачивается потерей для греческой казны 100 млрд. драхм в год в виде неоплаченных налогов. Около 200 тыс. иностранных граждан проживает нелегально и в Беларуси.[9, 37]
Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально (или оставшиеся в стране нелегально после истечения официального срока), представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.
В условиях интернационализации мирохозяйственных связей существенное развитие получают совершенно новые формы миграции кадров высокой квалификации, такие, например, как миграция руководителей ТНК на срок, как правило, от 1 до 3 лет, которая удовлетворяет потребности в специфических профессиях и уровне квалификации менеджеров, периодически возникающих на национальных сегментах МРТ развитых стран. В рамках внутренних корпоративных перемещений, например, в США в течение года прибывает около 200 тыс. работников, а если учитывать членов их семей – около 600 тыс. В 1994 – 1998 годах произошел 8 – 9-кратный рост высококвалифицированных специалистов в ТНК. Вы можете рассмотреть это на представленной ниже таблице.
Страна - реципиент |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Франция |
.. |
0,8 |
0,8 |
1,0 |
1,1 |
Голландия |
.. |
.. |
1,6 |
2,3 |
2,7 |
Япония |
.. |
3,1 |
2,8 |
3,4 |
3,5 |
Канада |
.. |
.. |
.. |
2,1 |
2,8 |
США |
98,2 |
112,1 |
140,5 |
.. |
203,3 |
Великобритания |
.. |
14,0 |
13,0 |
18,0 |
22,0 |
Из данной таблицы видно,
что существует положительный тренд
притока
Другой формой глобальной интеллектуальной миграции стал приток молодёжи на учёбу в вузы. Иностранные студенты являются существенным источником дохода сектора образования. В 1998 году в странах ОСЭР училось 13 млн. иностранцев, 55% из них составляли выходцы из малоразвитых стран. Наибольшее количество студентов в страны ОСЭР прибыло из Малайзии (в Австралию, Великобританию и Японию), Марокко (Францию и Испанию), Китая (США, Канаду и Японию), Ирана (в Германию, Данию и Австрию), Алжира (во Францию), Индии (в США).
Основными странами студенческой эмиграции были США, которые приняли 32% от их общего потока, Англия приняла 16%, Германия – 13%, Франция – 11%, Австралия – 8%, Япония – 4%. Во многих странах иностранные студенты стали большой численной группой, превышающей 5% от их общего количества в таких странах, как Дания, Франция, Германия, Ирландия, и даже 10% в Австралии, Австрии, Люксембурге, Швейцарии, Англии.[9, с. 91]
В соответствии с целями и задачами социально-экономического развития большинство стран строго регламентировали свою внешнюю миграционную политику, которая представляет собой систему специальных мер, законодательных актов и международных соглашений по регулированию миграционных потоков, ограничению притока или оттока беженцев, нелегальных мигрантов и стимулированию притока экономически эффективного человеческого капитала, в первую очередь научных кадров и высококвалифицированных специалистов. Однако цели иммиграционной политики по поводу интеллектуальной миграции в странах-реципиентах и странах-донорах разные.
Целями иммиграционной политики по поводу интеллектуальной миграции страны-реципиенты являются обеспечение защиты национальной экономики от притока нежелательных по квалификационной структуре мигрантов и рациональное использование желательных мигрантов в экономических и политических интересах страны-импортёра. Обычно к таким людям относятся специалисты для новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры и т.д.), представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и т.д.), специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, спортсмены, учёные). [5, с. 81]