Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Цель работы - проанализировать динамику численности человеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РБ и в мировом хозяйстве, а также пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамики численности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в Беларуси и в мире для урегулирования социально – экономических проблем, обусловленных этой динамикой численности человеческих ресурсов.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы демографии и миграции на рынке труда……………6
1.1 Миграция на рынке труда…………………………………………………….6
1.2 Демография на рынке труда………………………………………………….9
2 Оценка миграционных и демографических тенденций. Зарубежный опыт...12
3 Особенности демографии и миграции на рынке труда в РБ………………..21
Заключение………………………………………………………………………..28
Список использованных источников……………………………………………30
Из вышеперечисленной информации можно сделать следующие вывод. Главная проблема, существующая в мире и связанная с динамикой численности человеческих ресурсов, заключается в неравномерности этой динамики – в одних странах ощущается явный переизбыток человеческих ресурсов из – за высокого естественного прироста, в других – недостаток человеческих ресурсов из – за низкого естественного прироста. К первому виду стран относятся в основном развивающиеся страны, где очень высокая рождаемость, но небольшая продолжительность жизни. Это объясняется низким качеством жизни населения данных стран: низкие показатели темпов экономического развития, ВНП на душу населения, высокий уровень безработицы, низкая вероятность трудоустройства, мизерная величина прожиточного минимума, огромная доля семей, находящихся ниже уровня прожиточного минимума, низкая обеспеченность жильем.
Численность человеческих ресурсов
увеличивается или уменьшается
не только за счет естественного движения
населения, но также распространено
увеличение или уменьшение численности
населения благодаря
Главное свойство миграции то, что она увеличивает не только просто численность населения в определенных странах, но и увеличивает численность трудовых ресурсов. Безусловно, бывают разные виды миграций, но миграция рабочей силы на сегодняшний день - основная.
Миграция неординарное явление. У нее есть положительные и отрицательные стороны, которые влияют на общественные, экономические, политические, культурные аспекты в стране.
К положительным сторонам миграции можно отнести увеличение численности человеческих ресурсов государства, трудоспособного населения, налоговых и вообще бюджетных поступлений, если страна малонаселенна.
К отрицательным сторонам миграции можно отнести безработицу, правовую незащищенность, нелегальную иммиграцию, межнациональные розни и расовую нетерпимость, поэтому любая миграция требует тщательного регулирования.
3 Особенности демографии и миграции на рынке труда в РБ
Становление рынка труда республики происходит в условиях резко обострившейся демографической ситуации. Демографические потери негативно отражаются на состоянии рынка труда. Рост смертности, особенно людей в трудоспособном возрасте, резко ухудшил возрастную структуру рабочей силы, повлиял на её количество и качество, а снижение рождаемости усугубит это положение в перспективе. Серьёзное влияние на рынок труда оказывает миграция, особенно такие её новые проявления, как трудовая, нелегальная, вынужденная, а также реэмиграция из государств бывшего Союза, беженцы.
Абсолютно и относительно возросла смертность, как у мужчин, так и у женщин от несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий.
Большие демографические потери по причине несчастных случаев обусловлены тем, что гибнут люди в относительно молодых трудоспособных возрастах 30 – 45 лет. Эти потери могли быть значительно меньшими, поскольку с ними легче бороться, чем с естественными причинами. Обратимся к 1980-м годам. Там в период антиалкогольной кампании смертность от несчастных случаев была значительно меньшей (в 1980г. Погибло около 214 мужчин, а в 1985 г. – 201), но это длилось недолго. Известно, что объём государственной продажи алкогольных напитков был перекрыт их подпольным производством, причём низкого качества, что затем ещё более пагубно отразилось на уровне смертности населения.[11]
Между динамикой ожидаемой продолжительностью жизни и изменениями смертности от несчастных случаев существует тесная связь. Это объясняется тем, что воздействовать на них легче, чем на естественные причины. Например, уменьшение уровня потребления алкоголя, как отмечалось, может резко снизить смертность населения. Одним из условий подобного воздействия может быть пропаганда здорового образа жизни. В последнее время средства массовой информации явно повысили уровень антиалкогольной и антитабачной пропаганды.
Чернобыльская катастрофа оказала воздействие на все сферы общественной жизни. К сожалению, с течением времени актуальность проблем, порожденных катастрофой, не снизилась, а многие их них, наоборот, существенно обострились. В полной мере это относится и к демографической ситуации.
Как известно, наиболее сильно пострадала Гомельская область, на загрязнённой территории которой проживает 1258,3 тыс. человек по данным 1996-ого, что составляет 77% от общей численности жителей зоны и 79% - от общей численности населения в Гомельской области. Особенность динамики численности населения этой области состоит в том, что в зоне с периодическим радиационным контролем число жителей почти не изменилось. Это обусловлено, во-первых, незначительным оттоком граждан с этих территорий; во-вторых, замещением их из других зон; в-третьих, компенсацией сокращения численности сельских жителей ростом численности горожан.[12, с. 86]
Анализ возрастной структуры населения показал, что в республике происходит постоянное снижение доли лиц старше трудоспособного возраста. Следствием наблюдаемых тенденций является процесс старения населения. Причём по областям существенных различий в возрастной структуре практически нет. По былым расчётам, доля лиц моложе трудоспособного возраста составляет 22 – 24%, трудоспособных 54 – 55%, пенсионеров – 20 – 22%. Гораздо худшая ситуация отмечается в сельской местности, где практически каждый третий – пенсионер.
Александр Лукашенко не раз
говорил о своем желании
За 10 лет, прошедших между двумя переписями
населения — 1999 и 2009 годов, численность
населения Беларуси уменьшилась на 541
тысячу (5,4%) и на 14 октября 2009 года составляла
9,504 млн. человек. Средняя плотность —
46 человек на 1 кв. км. Для сравнения: в Украине
— 76 человек на 1 кв. км, в Литве — 52, в Латвии
— 36, в Польше — 122.[13]
С одной стороны, можно согласиться с президентом, что для той территории, которую сегодня занимает Беларусь, количество населения небольшое. С другой, стоит отметить, что стремление к количественному увеличению далеко не всегда дает эффект в плане качественных показателей.
Например, Япония — одна из самых развитых стран в мире. Там на 1 кв. км в среднем проживает около 336 чел. Обратный пример — Нигерия, которую, несмотря на ее статус одной из самых густонаселенных стран, в разы по уровню развития обгоняют менее населенные государства.
"Важно не
количество людей, а
За январь-апрель 2010 года в Беларуси родилось
34 769 детей (на 812 меньше по сравнению с
январем-апрелем 2009 года), умерло 46 392 человека
(на 785 меньше). Естественная убыль составила
11 623 человека.
В 2009 году показатель ожидаемой продолжительности
жизни в Беларуси в сравнении с 2008 годом
не изменился и составлял 70,5 года: у мужчин
— 64,7 года, у женщин — 76,5 года. Проблемой
нашей страны является значительная разница
в продолжительности жизни мужчин и женщин,
составившая в 2008 году почти 12 лет (мужчины
— 64,7, женщины — 76,5), в то время как, по
оценке ПРООН, естественной разницей принято
считать пять лет.[13]
Стабильность, благосостояние
и устойчивость любого государства
определяются не только политическим
равновесием, позитивной социально-экономической
ситуацией, развитием современных технологий,
но и динамикой демографических процессов.
Если баланс рождений и смертей держится
в плюсовой зоне, то будущее этой страны
гораздо более оптимистично. Ведь самый
главный ресурс - это человеческий потенциал.
Именно поэтому демография - вопрос национальной
безопасности. В 2002 году в нашей стране
был принят закон о демографической безопасности
(в то время он не имел аналогов в СНГ).
Беларусь стала пионером на постсоветском
пространстве в разработке Национальной
программы демографической безопасности
на 2007-2010 годы. В этом документе сведены
воедино социальные, образовательные,
медицинские, информационные и другие
аспекты решения вопросов стабилизации
демографической ситуации в республике.
О том, как идет реализация программы,
какие вопросы решены и какие проблемы
по-прежнему не теряют актуальности, рассказала
заместитель начальника главного управления
политики занятости и народонаселения
Министерства труда и социальной защиты
Вера Лабкович.
Она отметила, что в нынешнем году завершается
реализация Национальной программы демографической
безопасности Республики Беларусь на
2007-2010 годы. И уже можно говорить о положительных
тенденциях в развитии демографических
процессов. Наиважнейшие из них, как известно,
- рост рождаемости и сокращение темпов
депопуляция. Наблюдается тенденция к
росту ожидаемой продолжительности жизни
населения. Обеспечивается положительное
сальдо внешней миграции. Вместе с тем
в 2009 году убыль населения составила 13
тыс. человек. Можно сказать, что с карты
Беларуси бесследно исчез небольшой районный
городок или несколько деревень. Факт
печальный, но это наименьшая убыль за
последние 15 лет! В былые годы человеческие
потери были гораздо ощутимее.
Наиболее точно сложившийся в стране уровень рождаемости характеризует такой показатель, как суммарный коэффициент рождаемости (число детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода 15-49 лет). В 2009 году он достиг 1,442, что соответствует предусмотренному программой показателю (1,4-1,5). Вместе с тем, это обеспечивает воспроизводство населения только на 65,5%.[14]
Отрадно, что положительные
тенденции демонстрирует и
Для стабилизации демографической ситуации в стране наряду с повышением рождаемости необходимо обеспечить снижение смертности и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Комплекс мероприятий, направленных на решение этих задач, реализуется в рамках подпрограмм "Формирование здорового образа жизни и создание благоприятной среды обитания" и "Укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни". Одной из приоритетных задач является снижение заболеваемости и смертности от социально значимых болезней (болезней системы кровообращения, новообразований, инфекционных болезней и т.д.).
Приходится с сожалением констатировать, что более половины всех случаев смерти в республике происходят от болезней системы кровообращения (в 2009 году по этой причине умерли 73 тыс. человек). Второе место среди причин смерти занимают новообразования, сокращающие среднюю продолжительность жизни более чем на два года.
Смертность мужчин в самом активном возрасте приводит к крайне негативным последствиям: сокращается трудовой потенциал, нарастают диспропорции в брачной структуре населения. В рамках подпрограммы "Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни" осуществлен комплекс медико-организационных, технологических и инновационных мероприятий, направленных на снижение смертности населения республики по основным классам болезней. Диспансерными осмотрами в целом по республике охвачены 97,2% взрослого населения, в том числе трудоспособного - 97,8%. Продолжены мероприятия по оказанию медицинской помощи больным алкоголизмом, наркоманией и психическим больным. Организована работа мультидисциплинарных бригад. Работают кабинеты анонимного консультирования несовершеннолетних. При Республиканском научно-практическом центре психического здоровья создана лаборатория мониторинга для изучения распространения потребления алкогольных напитков, пьянства, алкоголизма и наркомании среди населения и определения наносимого ими ущерба.[15]
С целью улучшения качества жизни пожилых людей проводятся комплексные медицинские осмотры инвалидов и участников Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий на территории других государств, членов семей погибших при исполнении воинских обязанностей в годы ВОВ или в государствах, где велись боевые действия. В 2009 году обеспечен 100-процентный охват медицинскими осмотрами инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Активные миграционные процессы происходят во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. Это связано с наличием родственных связей между гражданами разных государств, развитием международного рынка труда, различным экономическим положением стран, другими социальными и политическими причинами. Кроме данных факторов на территории Республики Беларусь миграционные процессы обусловлены произошедшими в последние десятилетия политическими и социально-экономическими изменениями, связанными, в первую очередь, с распадом СССР и получением Беларусью статуса независимого государства.
Географическое положение страны в центре Европы, стабильная политическая и экономическая ситуация в Республике Беларусь привлекает мигрантов, в особенности из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии. С целью защиты национальной безопасности, а также упорядочения миграционных потоков в республике разработано и действует миграционное законодательство. Вместе с тем имеется необходимость в разработке дополнительных мероприятий, направленных на интеграцию и социальную адаптацию мигрантов, развитие временной трудовой миграции, решение демографических проблем, актуальных для республики.[12, с. 55]
В целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории Республики Беларусь подготовлена Государственная миграционная программа на 2006–2010 годы (далее – Государственная программа).
Государственная программа сформирована исходя из приоритетных направлений регулирования миграционных процессов в Республике Беларусь, которыми являются:
использование миграционного потенциала стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии в интересах социально-экономического и демографического развития республики;
содействие интеграции и адаптации мигрантов, в том числе в целях миграционного замещения естественной убыли населения страны;
создание условий для снижения эмиграционного оттока научно-технических и творческих кадров, а также молодых специалистов из страны;
развитие временной трудовой миграции граждан Республики Беларусь в развитые страны как средства повышения их квалификации, стабилизации внутреннего рынка труда и роста инвестиций в экономику государства;