Развитие маркетинга на предприятиях АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - проанализировать динамику численности человеческих ресурсов, прежде всего, конечно, в РБ и в мировом хозяйстве, а также пути решения, корректировки сложившихся ситуаций, в процессе динамики численности человеческих ресурсов, которые предпринимаются в Беларуси и в мире для урегулирования социально – экономических проблем, обусловленных этой динамикой численности человеческих ресурсов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4

1 Теоретические основы демографии и миграции на рынке труда……………6

1.1 Миграция на рынке труда…………………………………………………….6

1.2 Демография на рынке труда………………………………………………….9

2 Оценка миграционных и демографических тенденций. Зарубежный опыт...12

3 Особенности демографии и миграции на рынке труда в РБ………………..21

Заключение………………………………………………………………………..28

Список использованных источников……………………………………………30

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 87.00 Кб (Скачать)

участие в международном  сотрудничестве по вопросам вынужденной, незаконной и других видов миграции.[13]

В республику за 1990–2000 годы прибыло 627 тыс. человек из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии (всего в республику прибыло свыше 693 тыс. человек). Указанные цифры свидетельствуют о высокой привлекательности республики для мигрантов из названных стран. В 2001–2004 годах из стран Содружества Независимых Государств и Балтии прибыло свыше 69 тыс. человек (всего в республику прибыло свыше 75 тыс. человек). Наибольший приток иммигрантов в этот период отмечается из Российской Федерации (40 287), Украины (11 565), Республики Казахстан (7644), государств Балтии (2855).

Тенденцией последних  лет стало постепенное снижение притока иммигрантов из стран Содружества Независимых Государств и государств Балтии. Это обусловлено снижением объема потенциальных реэмигрантов из числа выехавших из Беларуси в предыдущие годы, а также ограничительной политикой Республики Беларусь в данной области.[11]

Для определения влияния  миграции на демографическое и социально-экономическое  развитие Республики Беларусь требуется  создание Республиканского центра исследований миграционных процессов в Республике Беларусь, основной задачей которого будет ведение мониторинга миграционной ситуации в стране, разработка и внедрение системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования миграционных процессов и их государственного регулирования. Кроме этого, с целью изучения конкретных миграционных потоков, их характерных особенностей необходимо создать единую статистику по вопросам миграции.[16, с. 33]

В приложении А представлены данные по количеству беженцов, которые въехали на территорию Республики Беларусь на 1 января  2010 года по странам.

В приложении Б приводятся  данные по численности и возрастной структуре трудящихся мигрантов, прибывших в РБ.

Большой приток иммигрантов  наблюдается из стран СНГ ( 15582 человека). Это хорошо видно из таблицы, которая представлена ниже.

Страны - экспортёра

Количество иммигрантов, чел.

Россия

9601

Украина

2978

Казахстан

855

Туркменистан

662


 

Численность мигрантов из других стран составляет 4310 человек. За январь – февраль 2010 года в республику прибыло 2798 человек и выбыло 1061, миграционный прирост составил 1737 человек.

Ежегодно в установленном  порядке разрешение на постоянное место  жительства в РБ получают 10-13 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. В настоящее время в органах внутренних дел состоит на учёте 133277 иностранных граждан и 7799 лиц без гражданства, имеющих разрешение на постоянное проживание. Статистика показана в таблице, которая находится в приложении В. В целях стабилизации демографической ситуации и создания предпосылок для демографического роста в РБ реализуется Национальная программа демографической безопасности РБ на 2007 – 2010 годы, утверждённая Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 года.

          Проблема незаконной миграции в Республике Беларусь обусловлена, прежде всего, ее географическим положением – через территорию республики пролегают маршруты в Западную Европу. Иностранцы прибывают в Республику Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, по служебным делам, а также с прямыми нарушениями правил въезда. Большинство незаконных мигрантов рассматривает Республику Беларусь в качестве транзитного государства для последующей незаконной эмиграции в страны Европейского Союза. Однако ужесточение миграционной политики европейских стран, финансирование ими затрат на укрепление государственных границ и создание зон фильтрации приводят к тому, что незаконные мигранты, не сумев сразу попасть в желаемые страны, предпринимают попытки осесть в нашей стране.

В настоящее время наибольшее число незаконных мигрантов прибывает  в Республику Беларусь из Афганистана, Пакистана, Ирана, Ирака, Индии, Шри-Ланки, Китая, используя главным образом  «прозрачность» российско-белорусской  границы (до 95 процентов незаконных мигрантов прибывают из Российской Федерации). В свою очередь в Россию, как и в другие страны Содружества Независимых Государств, мигранты прибывают зачастую легально, используя достаточно либеральный режим въезда и получения виз. Пользуясь отсутствием таможенного и пограничного контроля, они свободно могут перемещаться в другие государства Содружества Независимых Государств, в том числе в Республику Беларусь.[15]

Из вышеперечисленной  информации можно сделать следующий  вывод. После распада СССР демографическая ситуация в РБ оставалась напряжённой. Хотя и наметился за последние годы некоторый перелом. Сейчас основной проблемой является проблема старения населения, что обуславливает нехватку человеческого капитала на рынке труда. Высокая смертность и низкая рождаемость обостряет ситуацию. Государство проводит миграционную политику, направленную на привлечение рабочих рук из-за рубежа.

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

                              Заключение

 

Теперь после написания  курсовой работы можно в соответствии с поставленными целями и задачами сделать следующие выводы.

Численность человеческих ресурсов увеличивается или уменьшается  не только за счет естественного движения населения, но также распространено увеличение или уменьшение численности  населения благодаря механическому  движению населения. И если численность  населения Земли в целом зависит  только от показателей естественного  воспроизводства народонаселения, то на численность населения отдельных  стран, регионов Земли, государств влияет именно вышеуказанный демографический  показатель – механическое движение населения или миграция.

Главное свойство миграции то, что она увеличивает не только просто численность населения в  определенных странах, но и увеличивает  численность трудовых ресурсов. Безусловно, бывают разные виды миграций, но миграция рабочей силы на сегодняшний день - основная.

К положительным сторонам миграции можно отнести увеличение численности человеческих ресурсов государства, трудоспособного населения, налоговых и вообще бюджетных поступлений, если страна малонаселенна.

К отрицательным сторонам миграции можно отнести безработицу, правовую незащищенность, нелегальную иммиграцию, межнациональные розни и расовую нетерпимость, поэтому любая миграция требует тщательного регулирования.

По мере роста интернационализации  экономики значение международной  миграции возрастает. Основной поток  международной миграции в последние  десятилетия установился в США. Уже в 1970 г. число легальных иммигрантов составляло 4,5 млн. человек, 20 % от прироста населения, а в 1990 г.г. – 6 млн. легальных иммигрантов и 2 млн. нелегальных, что составило 39 % от прироста населения.

Еще один центр притяжения мигрантов – Западная Европа. Среднегодовой поток иммигрантов здесь составляет – 600 тыс. человек, а с учетом членов семей – 1,3 млн. человек. Лидерство по масштабам миграции принадлежит – Германии, Франции, Британии. Региональным центром притяжения миграции также является Австралия, а в последнее время и Белоруссия.

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две известные тенденции: к либерализации торговли и свободному перемещению трудовых ресурсов и населения, к протекционизму и ограничениям международной миграции.

Главная проблема, существующая в мире и связанная с динамикой  численности человеческих ресурсов, заключается в неравномерности этой динамики – в одних странах ощущается явный переизбыток человеческих ресурсов из – за высокого естественного прироста, в других – недостаток человеческих ресурсов из –за низкого естественного прироста. К первому виду стран относятся в основном развивающиеся страны, где очень высокая рождаемость, но небольшая продолжительность жизни. Это объясняется низким качеством жизни населения данных стран: низкие показатели темпов экономического развития, ВНП на душу населения, высокий уровень безработицы, низкая вероятность трудоустройства, мизерная величина прожиточного минимума, огромная доля семей, находящихся ниже уровня прожиточного минимума, низкая обеспеченность жильем.

Перейдём к ситуации в  РБ. Значительную роль в улучшении  демографической ситуации, сокращении депопуляции играет миграция населения. Вопросы внутренней трудовой миграции решаются в рамках реализации нескольких государственных программ: содействия занятости населения, возрождения села, развития малых и средних городов. 
В прошлом году обеспечено достижение предусмотренного программой показателя сальдо внешней миграции (до 5 тыс. человек в год) - миграционный прирост составил 12 тыс. 249 человек. Необходимо отметить, что Беларусь - единственная страна на постсоветском пространстве, которая все годы после провозглашения суверенитета (1991 год) имеет положительное сальдо внешней миграции со всеми без исключения странами СНГ и Балтии.

 В целях повышения эффективности управления миграционными процессами на территории Республики Беларусь подготовлена Государственная миграционная программа на 2006–2010 годы.

Для определения влияния  миграции на демографическое и социально-экономическое  развитие Республики Беларусь требуется  создание Республиканского центра исследований миграционных процессов в Республике Беларусь, основной задачей которого будет ведение мониторинга миграционной ситуации в стране, разработка и внедрение системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования миграционных процессов и их государственного регулирования. Кроме этого, с целью изучения конкретных миграционных потоков, их характерных особенностей необходимо создать единую статистику по вопросам миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Список использованных источников

 

1 Киреев, А.П. Мировая экономика  в 2 т. – Минск, 2007. – 416 с., 1т. 

2 Рыбаковский, Л.Л. Миграция  населения: прогнозы, факторы, политика. – Минск, 1987. – 199 с.

3 Глушкова, В.Г. Демография. – Минск, 2007. – 289 с.

4 Население и формы  занятости: сб. науч. тр. / Редакция  литературы по демографии и  социальным проблемам населения.  – Москва, 1985. – 93 с.

          5 Акопова, Е.С., Воронкова, О.Н.,  Гаврилко, Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. – Ростов –на – Дону, 2001. – 416 с.

          6 Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию: Базовый курс для экономистов, менеджеров, географов и регионоведов: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 272 с.

7 Лях, Т.Б. Экономические аспекты международной миграции / Внешнеэкономический бюллетень. – Минск, 2000. № 10.

8 Заславская, Т.И. Миграция  сельского населения. – Москва: Мысль, 1970.

9 OECD (2001) Trends in international Migration – SOPEMI 2001/ Paris OESD.

10 Супян, В. Центры притяжения / Миграция. – Минск, 1997. №1

11 Naviny. By

12 Демографическое развитие и становление рынка труда РБ: сб. науч. тр. – Минск, 1996.

13 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2001 г. № 217

14 Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 года № 150    

15  По материалам Белорусского телеграфного агентства

16 Дымкова, Р.В. Государственное регулирование процессов внешней трудовой миграции в РБ / Белорусский экономический журнал. 2002. № 4.

17 www/mail/ru

18 Данные Национального статистического  комитета за 2003, 2008, 2009, 2010 годы.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Приложение А

Количество беженцев, которые въехали на территорию Республики Беларусь на 1 января 2010 года по странам происхождения.

 

Страны - экспортёры

Количество беженцев от общего их количества, %

Афганистан

70,6

Грузия

16,3

Таджикистан

3,9

Азербайджан

3,5

Эфиопия

2,8

Палестина

1,1

Иран

0,9

Другие страны

0,9


Информация о работе Развитие маркетинга на предприятиях АПК