Исследование поведения потребителей на рынке туруслуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы является поведение потребителей. Предмет исследования - особенности различных моделей поведения потребителей.
Цель работы - изучить специфику потребительского поведения на рынке туруслуг, разработать рекомендации для улучшения деятельности туристских фирм.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..…….……3
I. Ориентация на потребителя - основной принцип маркетинга……………………..…..4
II. Основные факторы, влияющие на туристский спрос……………………………….….6
III. Сегментация потребителей…………………………………………………..………….13
1. Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг…………...13
2. Типы туристов…………………………….………………………………………….16
3. Значение сегментации потребителей…………...…………………………………..19
IV. Процесс принятия решения……………………………………………….…………………22
1. Содержание процесса принятия решений………………...………………………..22
2. Удовлетворенности покупателей……………………………….…………………..26
3. Отношение потребителей к организации и предлагаемым им товарам и услугам……………………………………………………..…………………………………….27
а) оценочные критерии………………………...………………………………..27
б) известность………………………………………………...………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………..……………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

          Эксперименты  со стилями жизни, отдых в выходные дни, равноправие полов, женская  эмансипация дали туризму новые  группы потребителей. Мода, обычаи, привычки, традиции также оказывают внимание на поведение потребителей туруслуг и соответственно на спрос. Итак, анализируя ситуацию на потребительском рынке в России, можно отметить, что имеют место следующие тенденции: урбанизация; обновление и изменение традиционных ценностей, в том числе и отношения к отдыху; возрастающая активность молодых людей в достижении своих целей, карьеры; вовлеченность в туризм работающих женщин; интерес россиян к жизни народов других стран.

          Таким образом, можно отметить, что возникает  много объективных факторов, обеспечивающих в России хорошие перспективы  роста спроса на туристские услуги со стороны российского потребителя. Управление развитием турфирмы вызывает необходимость постоянного наблюдения своих клиентов через проведение маркетинговых исследований, поддержание постоянной обратной связи с клиентами, а также постоянного внимания к изменениям в нуждах целевых рынков через организацию агрессивных маркетинговых программ. Необходимо не только соответственно реагировать на перемены, но и уметь управлять ими. Будущее обещает быть непредсказуемым и полным изменений в обществе. Для того чтобы выжить на рынке, фирмам будет необходимо предлагать своим потребителям привлекательные для них ценности. Люди становятся более разборчивыми в своем выборе и ценят прежде всего качество и содержание товара (услуги). 
     
     
     
     
     
     
     

          2. Типы туристов.

          Выделяют следующие типы туристов:

          1. По степени мобильности:

          а) оседлый тип характеризуется небольшими или средними доходами людей со средним, среднетехническим образованием, возраст - за 60 лет или молодежь до 22 лет. Предпочитают отдых со средней категорией удобств и комфорта, приобретают мелкие сувениры, предпочитают недорогие экскурсии, путешествуют на близкие или средние расстояния, резко отрицательно реагируют на повышение цен, не отличаются особым любопытством.

          б) оседло-мобильный тип - может сочетать отдых с открытием чего-либо нового (студенты вузов, преподаватели, люди с высшим образованием и представители свободных профессий - художники, поэты, скульпторы, лекторы и т. д.); возраст 25-50 лет, предпочитают спортивные занятия, экскурсии, памятные, исторические места и общение с местным населением. Любят фотографировать, снимать на видео, легко предпринимают поездки на дальние расстояния по продолжительности не менее недели.

          в) мобильный тип - ищут новые впечатления, смену культурного и социального окружения, имеют высокий или растущий достаток, или специально откладывают деньги на отдых, возраст 30-70 лет, путешествуют в группе, индивидуально. Уровень комфорта отвечает международным стандартам, но могут допускать эксперименты с местной кухней, жильем, национальными видами изделий. Приобретают качественные экзотические сувениры, делают дорогие покупки, продолжительность отдыха - 2-3 недели.

          г) кочевой тип - желают достичь настоящего общения с природой и местным населением, отличаются высоким уровнем образования и интеллекта, способностью самостоятельно выбирать цели и способы их достижения. Присутствуют все возрастные группы при некотором доминировании молодежи. Отдыхают индивидуально или в небольшой группе. Импровизируют с жильем, едой, интересуются местными обычаями, делают покупки для пополнения коллекции, хобби, профессиональных нужд, цена приобретений не имеет большого значения.

          2. По характеру предпочтений отдыха:

          Классификация предложена немецким исследователем Г. Ганом.

          S-тип  (солнце, пляж, море, озеро, река) - отпускник, предпочитающий пассивный отдых без суеты (как правило - на морских курортах), спокойствие и комфорт.

          F-тип  - отпускник, предпочитающий активный  отдых, поездки на дальние расстояния, калейдоскоп разнообразных впечатлений  не без флирта.

          W1-тип  - отпускник, предпочитающий физическую  активность на свежем воздухе;  любитель лесных прогулок и  пеших походов.

          W2-тип  - скорее спортсмен, чем любитель; выдерживает длительные и высокие,  вплоть до экстремальных, нагрузки.

          A-тип  - любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил и возможностей в неожиданных ситуациях, опасность - вот что определяет выбор цели путешествия у данного типа туристов.

          B-тип  - любознательный, предпочитает экскурсии,  осмотр достопримечательностей  и все то, что связано с приобретением новых знаний.

          3. По образу жизни (пирамида стилей жизни:)

          Внизу пирамиды - «терпеливые» - это люди с  небольшими доходами, которые чувствуют  себя неуверенно, безропотно принимают  все предлагаемые мероприятия, отрицательные  явления не вызывают резкого протеста.

          «Примерные  граждане» - законопослушны, как правило, предпочитают семейный отдых, живут размеренной, в меру веселой жизнью с соблюдением правил режима.

          «Молодые  волки» - молодые люди, которые на отдыхе резко меняют свое поведение с привычного и обычного. Приезжают на отдых группой до 5 человек или создают ее на месте стихийно; имеют лидера-вожака, воле которого подчиняются. Могут создавать дискомфорт для окружающих.

          «Победители» - высокого мнения о себе; трудны в  общении; люди, для которых нет преград ни в чем, нигде.

          Интроверты - ответственные работники, бизнесмены, творческие люди. Любят комфорт во всем, не новички на отдыхе. Следят за здоровьем, понимают уровень качества предоставляемых услуг, требовательны.

          «Мудрые» - на вершине пирамиды. Хорошо образованы, великодушны, умны, интеллектуальны, никогда не обидят, не подведут, всегда защитят, руководствуясь чувством справедливости. Легки на подъем, воспринимают все события взвешенно, невольно становятся лидерами, судьями в споре.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3. Значение сегментации потребителей.

          Сегментация туристского рынка по психографическим критериям означает, что при анализе  потребителей исследуются их мотивы поведения, психологические особенности  или образ жизни. Психографические, или психолого-поведенческие, критерии туристского поведения: мотив поездки, психологический портрет туриста; сезонность, организация и форма поездки (групповая или индивидуальная); используемые транспортные средства; средства размещения; удаленность турцели; длительность поездки (имеет большое значение для производителей туристских услуг, так как замечено, что туристы, предпринимающие короткие туры, готовы к большим расходам и склонны к более интенсивной экскурсионной программе). К этим критериям относятся также источники финансирования поездки (социальный туризм - отдых малообеспеченных слоев населения, который субсидируется системой социального страхования; инсентив-туры -поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой.

          При психолого-поведенческой сегментации потребителей разделяют на группы по признакам образа жизни и целевым установкам относительно их свободного времени, по характеристике личности и поведенческим особенностям, а также по стереотипам в отношении потребления турпродукта. В зависимости от мотивации туристской поездки (цели путешествия) различают следующие сегменты туризма: деловой, спортивный, курортный, оздоровительный, приключенческий, развлекательный, образовательный, познавательный, экзотический, хобби-тур. Многие из них делятся на более мелкие субсегменты, например, в рекреационном туризме это - отпускной туризм и туризм с целью лечения. Часто бывает нелегко провести четкую границу между отдельными сегментами по мотивации: деловой туризм может сочетаться с познавательным, спортивный - с рекреационным. Предпринимаются попытки обобщить те или иные потребности и особенности потребителей туруслуг и выявить типы путешествующих, объединив множество однородных признаков.

          Данные  типологий, создающихся на основе комплекса  критериев, всегда условны, но в маркетинге фирмы при проведении сегментации рынка и определении целевых групп можно рационально использовать их для подготовки персонала, при выборе СМИ для проведения рекламной кампании, а также при определении целей маркетинга. Сегменты, полученные путем деления туристского рынка на основе образа жизни людей, могут дать ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого такого сегмента. Например, выявлены потребительские группы: погруженный в себя искатель наслаждений; активная и целеустремленная личность; представитель деловых кругов, так называемые «синие воротнички»; традиционный домосед.

          Погруженный в себя искатель наслаждений. Молодой  человек, выполняющий монотонную, неинтересную работу, ищет удовлетворения от реальных и воображаемых видов деятельности на свежем воздухе. Любит ходить на рыбалку и охоту, играть в баскетбол, увлечен дорогими спортивными автомобилями. У него приличный доход, но все решения о покупках принимаются им спонтанно. Этот человек не планирует жизнь на долгую перспективу. Он постоянный зритель спортивных, приключенческих и других активных программ по телевизору.

          Активная  и целеустремленная личность. Использует все свои способности и энергию  с целью достижения повышения по службе, имеет большой интерес к своей работе, либеральна, с современными взглядами на многие стороны жизни, уверенная в себе. Подобная личность пребывает в постоянном поиске новых ощущений, активной деятельности, например катание на лыжах, плавание на яхте, путешествие за границу. Этот человек читает журналы, чтобы постоянно быть в курсе всех событий и последних тенденций современной культуры. Он смотрит спортивные телевизионные программы, развлекательные шоу и сводки последних новостей.

          Деловая личность. Имеет в своем распоряжении больше свободных денежных средств  для покупки второго дома и  дорогого отдыха в отличие от активной целеустремленной личности. Но она  предпочитает перемещаться на небольшие  расстояния и менее мобильна, так как имеет постоянное место жительство и сформировавшуюся семью. Она является читателем деловых журналов, газет, зрителем кратких сводок новостей, специальных телевизионных программ о путешествиях и природе.

          «Синие  воротнички». Проживают в небольших  городах или на окраине крупных городов, имеют твердые убеждения относительно общественных ценностей, таких, как чувство патриотизма, морали и необходимости в тяжелой работе. Превосходным отдыхом они считают отдых с семьей в палатках (кемпинг). Они любят охоту и рыбалку. Из всех телевизионных спортивных программ они предпочитают боулинг или футбол.

          Традиционный  домосед. Его главной проблемой  является неспособность идти в ногу с быстро меняющимся миром. Он признает то, что он приверженец старых традиций и ждет того же от других людей. Он пытается извлечь максимальную пользу из каждого потраченного им рубля. Домосед избегает всего, что связано с риском, и никогда не будет делать покупок в кредит. Он является зрителем телевизионных комедий. Основным источником информации о последних событиях в мире для него являются трансляции новостей по телевидению.

          Все эти сегменты дают поверхностную  характеристику потребителей. При подразделении  туристского рынка по обобщенным характеристикам сегменты, полученные по критерию образа жизни, представляют группы потребителей с совершенно разными потребностями и ценностями. Каждый сегмент представляет собой основной рынок, для которого разрабатывается специальный турпродукт. Социально-демографические данные выявляют физические и финансовые способности и ограничения каждого сегмента. Описание образа жизни дает представление о потребностях и запросах каждого сегмента. Данные об использовании каждым сегментом средств массовой информации показывают, с помощью каких средств можно провести рекламную кампанию с целью информирования данного сегмента. Сегментация туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, это обусловлено такими факторами, как усложнение структуры потребностей человека, растущее значение отдыха и туризма в жизни общества. Усложнение структуры туристских потребностей обусловливает возникновение не только новых сегментов в туристском спросе, но и смешанных форм туризма.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

IV. Процесс принятия решения.

               1. Содержание процесса  принятия решений. 

           Процесс покупки - продвижение туристического продукта к потребителю с момента, когда потребность в этом продукте возникает в сознании и до того момента, когда проводится анализ правильности решения о совершенной покупке. Поэтому процесс совершения покупки человеком проходит несколько этапов.

           1. Осознание проблемы и потребности  в покупке - это происходит  под воздействием различных внутренних  и внешних факторов среды и  маркетинга. Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Нужда может быть возбуждена внутренними раздражителями. Одна из обычных человеческих нужд - голод, жажда, секс - возрастет до порогового уровня и превращается в побуждение. По прошлому опыту человек знает, как справиться с этим побуждением, и его мотивация ориентируется в сторону класса объектов, способных удовлетворить возникшее побуждение.

Информация о работе Исследование поведения потребителей на рынке туруслуг