Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:19, реферат
Раздел экономической теории - макроэкономика ( "макро" - большой ) - рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, исследует экономическую жизнь общества на уровне целых государств. Макроэкономика анализирует такие крупномасштабные экономические явления, как проблемы безработицы, бедности, инфляции, экономического роста и спадов. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения. Микроэкономика и макроэкономика тесно связаны между собой, и граница между этими разделами экономической теории является достаточно условной.
Введение.
Экономика-это часть жизни общества, которая связана с производством и потреблением (использованием) различных товаров и услуг, а также распределением этих товаров и услуг между отдельными членами общества. Каждый человек не только испытывает на себе влияние экономики, но и сам воздействует на неё. Экономическая теория-это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и
экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности. Знания об экономической жизни общества поступают к нам в виде отдельных фактов. Они могут проявляться в виде данных статистики, информации о событиях, поведении различных организаций и людей. Чтобы исследовать эти данные, экономическая теория анализирует необходимую информацию, осуществляет классификацию фактов и систематизирует их. Объяснение и истолкование фактов экономической действительности позволяет прогнозировать будущее развитие и последствия многих экономических событий. Экономика - сложная, многоугольная система. Очевидно, все её уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Но тем не менее, принципы функционирования фирмы, отрасли, семейных хозяйств не могут не отличаться от законов развития экономики как целостной системы. Поэтому теоретическая экономика изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микроуровне и макроуровне .
Микроэкономика ( "микро" - малый ) - это часть экономической теории, изучающей поведение малых рыночных единиц ( участников рынка ), таких как частные фирмы, государственные предприятия, группы людей или отдельные люди.
Микроэкономика исследует поведение отдельных элементов и структур, таких, как отрасли производства и предприятия, товарные и финансовые рынки, банки, различные фирмы, домашние хозяйства и др. Она изучает, как устанавливаются объёмы производства отдельных товаров и цены на них, как влияют налоги на сбережения населения и т.п. Отдельный самостоятельный раздел изучения рыночной экономики, с точки зрения микро экономики, - вопросы экономики и организации предпринимательской деятельности. Это организационные формы и правовые основы бизнеса, вопросы финансового и хозяйственного планирования фирмы, способы мобилизации капитала для развития бизнеса, методы оценки уровня монополизации рынка, вопросы ценообразования, расчёта издержек производства и реализации продукции, процедуры заключения предпринимательских сделок и др.
Раздел экономической теории - макроэкономика ( "макро" - большой ) - рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, исследует экономическую жизнь общества на уровне целых государств. Макроэкономика анализирует такие крупномасштабные экономические явления, как проблемы безработицы, бедности, инфляции, экономического роста и спадов. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения. Микроэкономика и макроэкономика тесно связаны между собой, и граница между этими разделами экономической теории является достаточно условной.
Рынок, как объект микроэкономики.
Микроэкономика изучает
Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей) , а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями) ; соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства; б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен;
б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок;
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.
Другая функция: рынок играет роль
главного контролёра конечных результатов
производства. Именно в рыночном
обмене непосредственно выявляется,
в какой мере качество и количество
созданных продуктов
Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей.
Состояние
рынка определяется соотношением величины
спроса и предложения
Спрос и предложение
взаимозависимые элементы
рыночного механизма, где
спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Полезность товара
Люди открывают полезные свойства товаров и услуг на протяжении многих веков. Любое материальное благо имеет, как правило, множество нужных людям свойств. Потребности могут порождаться как биологическими нуждами, духовными и социальными запросами.
Полезность - это способность материального продукта или услуги удовлетворять какие-либо потребности людей.
Полезность имеет разное значение для потребителей и производителей. Потребители в основном придерживаются оценок полезности продуктов. Они рассматривают блага с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Субъективная оценка полезности во многом зависит от редкости самих продуктов и объема их потребления. Производители, в первую очередь, применяют объективную оценку создаваемых ими благ, то есть существующую независимо от воли и сознания человека, поскольку полезность этих благ неотделима от их вещественных свойств.
Известно, что по мере насыщения потребностей, особенно в продуктах питания, человек может чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной порции продукта. На основе этого сформулирован закон убывающей предельной полезности, который объясняет падение предельной полезности по мере увеличения потребления человеком дополнительных единиц продукта. Это убывание полезности объясняет падение спроса на этот продукт. Под предельной полезностью понимают полезность, которую люди извлекают из потребления дополнительной единицы продукции. Каждая дополнительная потребленная единица продукта обладает все меньшей полезностью по сравнению с предыдущей. Убывание полезности продолжается до достижения насыщения этим благом, то есть нулевой полезности. Совокупная полезность определяется путем суммирования показателей предельной полезности. Она возрастает до точки насыщения благом и в дальнейшем начинает убывать.
Потребителям приходится распределять свой доход в соответствии с потребностями, то есть безграничные потребности ограничиваются денежным доходом. Потребитель желает приобрести как можно больше товаров, но его ограниченный доход и цены на эти товары являются сдерживающим фактором. В результате потребитель вынужден выбирать из всех своих потребностей наиболее предпочтительные. Оптимальным распределением денежного дохода на приобретение нескольких благ является такое распределение, при котором потребление этих благ по разным ценам приносит равную предельную полезность. Из этого следует правило, в соответствии с которым можно максимизировать удовлетворение потребности. Оно заключается в таком распределении денежного дохода, при котором последний рубль, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую предельную полезность. В результате покупатель будет находиться в состоянии равновесия, в этом случае ничто не побуждает его к изменению распределения своего дохода.
Вероятность, предпочтение и выбор.
Самое трудное в жизни человека - выбор. От него зависит будущее человека и общества. Проблемы, связанные с выбором в разных сферах общественной жизни изучает теория общественного выбора. В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Главным мотивом принятия решения является личный интерес, выгода, получаемая в результате тех или иных решений.
Производство не имеет смысла без потребления. Первое служит второму, но производство всегда ограничивается покупательскими возможностями людей, что в свою очередь упирается в ограниченность доходов населения. На земле практически не существует людей, которые не были бы ограничены в своих доходах. Таким образом, первым фактором, влияющим на потребительский выбор, является бюджетное ограничение, или бюджетное сдерживание. Вторым по значимости фактором потребительского выбора являются цены. Все товары поступают на рынок уже с определенными ценами. При ограниченном доходе и при наличии этих цен покупатель может приобрести только ограниченное количество товаров и услуг. Очень важным фактором потребительского выбора является субъективное восприятие товара потребителем, оценка им полезности товара для себя. Иначе говоря, полезность одного и того же товара разная для различных покупателей, что очень четко определяет их поведение на рынке. Названные факторы определяют такое поведение потребителя, при котором он должен извлечь максимальную пользу из своего ограниченного бюджета. Распределить расходы по своим потребностям так, чтобы удовлетворить их с максимальной отдачей, т.е. максимизировать полезность потребляемых товаров. Очевидно, раз потребитель имеет ограниченный бюджет, то и приобрести он может ограниченное число продуктов. Но именно из этого ограниченного числа продуктов он и должен извлечь максимальную совокупную полезность. Иначе говоря, потребительское поведение представляет собой процесс формирования не какого-то мифического, абстрактного спроса, а самого реального и конкретного, который зависит от конкретных доходов потребителя, а, следовательно, именно из этого спроса должен исходить производитель, планируя свою стратегию и тактику на рынке. Безусловно, поведение людей на рынке субъективно. Притом, что этот потребитель, конечно же, не чертит кривую своего спроса на соответствующий товар. Но нужно исходить из того, что средний потребитель - человек разумный, пытающийся наилучшим образом распорядиться своим доходом. В этом стремлении формируется нечто общее, свойственное среднему потребителю и отсекающее крайние индивидуальные особенности в потреблении.
В сфере производства проблема выбора заключается в том, что предприятия вынуждены принимать решения о том, какую продукцию следует производить, а от производства какой отказаться в силу ограниченности ресурсов. В определенный момент времени в экономике предприятию следует переключиться с производства одного товара на производство другого, чтобы таким образом увеличить прибыль за счет отказа от производства одного товара и увеличения объемов производства другого.
Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора
Теория потребления исходит
из того, что потребитель при
выборе покупаемых благ имеет
определенные последовательные
индивидуальные вкусы и
Первой такой обязательной, обеспечивающей
существование системы
Второй необходимой
Третьей необходимой аксиомой потребительского выбора является рефлективность предпочтений потребителя – каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. Это напоминает закон тождества в старой школьной формальной логике, когда каждое понятие должно быть тождественно само себе и тем самым не меняться в процессе рассуждения. Фактически это означает, что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ, и отношение потребителя к ним тем самым не должно меняться в данном процессе выбора.
Информация о работе Поведение потребителя в рыночной экономике