Поведение потребителей в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа

Краткое описание

В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов их удовлетворения. Ключевым видом управленческой деятельности коммерческой организации становится маркетинг.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……3
1.История изучения потребительского поведения………………………….4
2.Потребительские рынки и покупательское поведение…………….……..7
2.1.Модель покупательского поведения……………………………………...7
3.Характеристики покупателя…………………………………………..……..8
3.1Факторы культурного уровня………………………………………..…….9
3.2.Факторы социального порядка……………………………………….….10
3.3. Факторы личного порядка…………………………………….…………10
3.4.Факторы психологического порядка…………………..………………..11
3.5.Процесс принятия решения о покупке…………………………………..13
4.Маркетинговая революция…………………………………………………17
5. Идеальный тип и модель…………………………………………….……..19
6. Научная теория как комплекс идеальных типов и моделей…………..20
7. Реакция потребителя на изменение дохода и цены………………….….23
Заключение………………………………………………………………….…..29
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

пяк. курсовая.docx

— 114.91 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    ГОУ ВПО  «Дальневосточный государственный

    университет путей сообщения» 
     

                  Кафедра: «Экономика» 
                   
                   
                   
                   

Курсовая работа на тему:

«Поведение  потребителей в рыночной экономике.» 
 
 
 
 
 
 

                                             Выполнил:

                                             325гр. Пяк Ю.А

                                             Проверил:

                                             кэн, доцент

Пономарев С.В. 
 
 

Хабаровск 2011

 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………..……3

1.История изучения потребительского поведения………………………….4

2.Потребительские  рынки и покупательское  поведение…………….……..7

2.1.Модель  покупательского  поведения……………………………………...7

3.Характеристики  покупателя…………………………………………..……..8

3.1Факторы  культурного уровня………………………………………..…….9

3.2.Факторы социального порядка……………………………………….….10                                                

3.3. Факторы личного  порядка…………………………………….…………10                                   

3.4.Факторы  психологического  порядка…………………..………………..11                                           

3.5.Процесс  принятия решения  о покупке…………………………………..13      

4.Маркетинговая  революция…………………………………………………17

5. Идеальный тип  и модель…………………………………………….……..19

6. Научная теория как комплекс идеальных типов и моделей…………..20

7. Реакция потребителя  на изменение дохода и цены………………….….23

Заключение………………………………………………………………….…..29                                                                                                

Список  использованной литературы.                                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение. 

     В процессе развития рыночных отношений  произошла смена рынка, на котором  господствующее место занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса  становится изучение потребностей рынка  и разработка планов их удовлетворения. Ключевым видом управленческой деятельности коммерческой организации становится маркетинг.

     “Маркетинг - это плановая система организации  и управления производственно-сбытовой и торговой деятельности предприятий, ориентированной на рыночный спрос”.

     Филип Котлер дал другое определение: ”Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей по средством обмена.

     Существуют  и другие определения маркетинга, их более тысячи.

     Целью маркетинга, по мнению одного из ведущих  теоретиков по проблемам управления Петра Друккера - это “сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель -так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами”.

     Для лучшего продвижения товаров  на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей. С этой целью в маркетинговой  науке был создан ряд понятий  и принципов, таких как потребительский  рынок, покупательское поведение, сегментирование  рынка, позиционирование товара и др.

     Целью данного курсового проекта является изучение вышеназванных категорий, а также анализ экономического состояния  исследуемого хозяйства и его  рынков сбыта. 
 

1.История  изучения потребительского  поведения

     Первые  попытки разработки теории потребления  связаны с целым рядом ключевых фигур обществоведения XIX-XX веков. К.Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т.Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г.Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В.Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М.Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики. Эти имена часто цитируются в исследованиях потребления.

     Более конкретные исследования поведения  потребителей появились позже. Логика возникновения этого направления  примерно такова: экономическая наука  породила маркетинг, одним из разделов которого является "Поведение потребителей". В дальнейшем из маркетинга выделилась самостоятельная дисциплина "Поведение  потребителей".

     Впервые курсы маркетинга стали читаться в американских университетах в 1902 г. Но лишь в конце 1920-х - начале 1930-х  гг. преподаватели, которые читали эти  курсы, стали считать себя более  маркетологами (marketing scholars), чем экономистами. В течение 1930-х гг. создание Американской маркетинговой ассоциации и создание периодического органа - "Journal of Marketing" - символизировали уже отделение маркетинга от экономической теории (economics). Развитие "Поведения потребителя" как отдельной учебной дисциплины началось в США в 1950-е гг. в рамках кафедр маркетинга коммерческих колледжей и бизнесшкол. Исследования же потребительского поведения в Северной Америке и Европе начались раньше. Так, уже в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Пол Лазарсфелд (Lazarsfeld) и его коллеги в Вене проводили с помощью опросов потребителей изучение рынка ряда товаров повседневного спроса .

     Для маркетинговых исследований потребительского поведения с самого начала было характерно фокусирование внимания на отдельном  индивиде-потребителе. Как верно  заметил один критик, маркетологи  изучали потребителя как изучают рыбу рыбаки, а не ихтиологи. При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, поэтому фирмы стремятся поймать потребителя "на крючок", предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем то, что предлагают конкуренты. Таким образом, традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека.

     В 1950-е гг. в Америке вошли в  моду так называемые "мотивационные  исследования", строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с  традицией психоанализа, идущей от З.Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к ним спал.

     В 1960-е гг. в исследованиях потребительского поведения появились новые веяния, пришедшие из психологии. В их основу было положено понимание потребителя  как информационного процесса. Потребитель  уподоблялся компьютеру, получающему  и перерабатывающему информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги. Это направление  в изучении потребительского поведения  сомкнулось с изучением процессов  познания в психологии. Первые учебники по потребительскому поведению строились  в основном в рамках такого понимания  проблемы, хотя туда и вставлялись  некоторые темы, касающиеся культуры, субкультуры, групп, классов, влияния  семьи и личности .

     Процесс институционализации (то есть превращения  данного направления исследований в самостоятельную дисциплину) "Поведения  потребителей" в Америке в основном завершился в первой половине 1970-х  гг.: в 1969 г. возникла Ассоциация изучения потребителей (Association of Consumer Research - ACR), в 1974 г. было начато издание специального журнала - "Journal of Consumer Research". Правда, это направление научной и учебной работы по-прежнему осталось в рамках кафедр маркетинга, являясь в США ядром их научной работы: большинство диссертаций в этой области посвящены именно поведению потребителей.

     Современные учебники по курсу "Consumer Behaviour" в основном написаны и изданы в США и несут на себе четкую печать всех вышеописанных традиций, отражающих в значительной степени характерную черту американской культуры - индивидуализм. Вторая их характерная черта - подход к поведению индивида на рынке товаров и услуг преимущественно с точки зрения психологической науки.

     В то же время проблема потребления  постепенно стала входить в круг интересов довольно широкого круга  обществоведов - историков, антропологов, социологов, культурологов, социальных теоретиков. При этом в Западной Европе теоретический анализ поведения  потребителей пошел совершенно иным путем, нежели в Америке.

     Наиболее  крупным современным теоретиком потребления является француз Пьер Бурдье (Bourdieu). Главной его работой, посвященной этой проблеме, является "Отличия: социальная критика суждений о вкусе" (первое французское издание 1979 г.). Одним из крупнейших теоретиков потребления является также француз Бодрийяр (Baudrillard), разработавший концепцию "общества потребления", написавший работу по политэкономии знака. Большое влияние на исследование потребления оказали работы американского социального психолога и социолога И.Гоффмана (Goffman). Большим авторитетом пользуются работы советского литературоведа и культуролога М.Бахтина, чьи идеи находят применение и для понимания поведения потребителей.

     Произошли заметные подвижки и в США. В 1980-е  гг. на кафедры маркетинга пришли работать антропологи, социологи и даже литературные критики, что естественно расширило взгляд на потребительское поведение. В результате критика традиционного подхода началась уже изнутри кафедр маркетинга. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название "нового". К 1990-м годам его право на существование было признано наряду с традиционной школой. Характерная черта нового направления - это фокус на культуру и социальные проблемы. Однако традиционный взгляд на потребительское поведение количественно доминирует. Через массовое издание учебников и журналов американская ситуация дублируется и во многих странах Западной Европы, не имеющих своих учебников по курсу потребительского поведения. Немаловажно и то, что для изучения потребления как составной части культурного процесса требуются специалисты с совершенно иным типом образования и научного опыта. 

2.Потребительские рынки и покупательское поведение.

       Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

       Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и  вкусами. Деятели рынка сочли  целесообразным обособить различные  группы потребителей и создавать  товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка оказывается достаточно большим, некоторые фирмы могут  разработать отдельные маркетинговые  программы для обслуживания этого  сегмента. 

       2.1.Модель покупательского поведения.

       В прошлом деятели рынка учились  понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. Сейчас они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает и почему именно покупает.

       Основной  вопрос: как именно реагируют потребители  на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить  и как  по-настоящему разобраться  в том, как реагируют потребители  на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Именно поэтому и фирмы и научные  работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между  побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Отправной точкой всех этих усилий является модель, представленная на рис. 1. На нем показано, что побудительные  факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в “черный ящик”  сознания покупателя и вызывают определенные отклики. 

Информация о работе Поведение потребителей в рыночной экономике