Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:29, курсовая работа
В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя. Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов их удовлетворения. Ключевым видом управленческой деятельности коммерческой организации становится маркетинг.
Введение……………………………………………………………………..……3
1.История изучения потребительского поведения………………………….4
2.Потребительские рынки и покупательское поведение…………….……..7
2.1.Модель покупательского поведения……………………………………...7
3.Характеристики покупателя…………………………………………..……..8
3.1Факторы культурного уровня………………………………………..…….9
3.2.Факторы социального порядка……………………………………….….10
3.3. Факторы личного порядка…………………………………….…………10
3.4.Факторы психологического порядка…………………..………………..11
3.5.Процесс принятия решения о покупке…………………………………..13
4.Маркетинговая революция…………………………………………………17
5. Идеальный тип и модель…………………………………………….……..19
6. Научная теория как комплекс идеальных типов и моделей…………..20
7. Реакция потребителя на изменение дохода и цены………………….….23
Заключение………………………………………………………………….…..29
Список использованной литературы.
2.
Суть объяснительной функции
суть состоит в выявлении
Если описывая процесс, мы можем удовлетвориться констатацией факта (обычно на рынке рядом с явлением А встречаются явления Б и В), то, объясняя, мы должны найти причину, отделив ее от следствия. Здесь мы уже стремимся объяснить, почему потребители с признаками А обычно покупают товары с признаками К.
Однако объяснение смысла поведения потребителя гораздо сложнее, чем это может показаться с первого взгляда. "Мотивы", которые данный индивид приводит, и те, которые он "подавляет" (то есть скрытые мотивы), - отмечал М.Вебер, - часто настолько маскируют - даже в сознании самого действующего индивида - подлинную связь его действий, что и субъективно искренние свидетельства имеют лишь относительную ценность". Поэтому задача социологии - "выявить связь между мотивами и посредством истолкования установить ее подлинный характер".
3. Функция
прогнозирования - самая сложная
и ответственная, она
Люди, занимающиеся любой теорией, постоянно сталкиваются со скептическим отношением большинства, погруженного в суету практики, относительно значимости, полезности теоретических исследований. Главное же, что люди, обладающие властью распределять ресурсы, также разделяют этот скептицизм и требуют очевидных и быстрых практических результатов за конкретные деньги, вложенные в исследование. Поэтому у работников науки регулярно возникает зуд пойти в практики и что-то реализовать. Обычно результат по своей плачевности сопоставим с попытками практиков делать теоретические выводы.
Какой непосредственный практический смысл от теории относительности? От открытия электричества или радиоволн? Никакого. То же самое и в социальных науках. Между теорией и практикой лежит специализированная отрасль - технология (описание инструментов применения в определенной практической области тех или иных частей теории). Теория приобретает практический смысл, если находится индивид или группа, разрабатывающие технологию практического применения теории. В естественных науках это конструкторы, инженеры, в социальных - консультанты, знающие теорию и потребности практики, но в то же время не погруженные в бесконечный бег по кругу, характерный для любой практической деятельности.
Теория
потребительского поведения может
быть полезной в двух формах. Консультант,
хорошо знающий теорию и специфический
участок практики, может разработать рекомендации
для совершенствования, например, производства
товаров или торговли. Практик, изучавший
теорию, использует ее как толчок к размышлению
над собственной каждодневной деятельностью
на очень узком и специфическом секторе
рынка. Поэтому задача курса "Поведение
потребителя" не в том, чтобы дать советы
практикам, как работать, а в том, чтобы
расширить их кругозор, что позволит им
самим разрабатывать более качественные
технологии. Кроме того, только теоретически
подкованный практик способен грамотно
поставить задачу перед консультантом,
воспользоваться его потенциалом.
7. Реакция потребителя на изменение дохода и цены.
Итак,
при некотором заданном доходе и
заданных ценах потребитель однозначно
определяет свои расходы - выбирает на
бюджетной линии точку, которая
соответствует самой "полезной"
кривой безразличия. А что произойдет,
если изменится доход и, следовательно,
изменятся покупательные
На
каждом уровне дохода потребитель будет
выбирать самый полезный набор благ,
и можно сказать, что каждой бюджетной
линии соответствует своя оптимальная
точка. Если мы рассмотрим все возможные
уровни дохода и соединим все точки
выбора, соответствующие каждому
уровню, то мы получим линию доход-
Рис. 12. Кривая доход-потребление: х - питание, а y – одежда
На
основании линии доход-
Рис. 13. Кривые доход-расходы на питание (а) и одежду (б).
Отметим, однако, что с увеличением дохода потребитель покупает больше и пищи, и одежды. В таких случаях экономисты говорят, что продукты питания и одежда являются нормальными товарами с точки зрения потребителя. Если же объем закупок некоторого товара падает при увеличении потребительского дохода, то такой товар носит название низшего блага (англ. Interior good). Например, большинство хозяек с увеличением дохода предпочитают использовать при приготовлении пищи все меньше дешевого маргарина, заменяя его более дорогим (но, по общему мнению, и более привлекательным) сливочным маслом.
Следует подчеркнуть, что один и тот же товар может быть низшим благом для одного потребителя и нормальным товаром для другого. Так, если потребитель рассматривает чай лишь как дешевый заменитель кофе, то с ростом дохода он будет, естественно, сокращать закупки чая, заменяя его кофе, и чай окажется низшим благом. В то же время для другого потребителя, который пьет чай потому, что ему это нравится, чай не будет низшим благом. Но даже и для одного потребителя один и тот же товар может являться нормальным при одном уровне дохода и низшим благом при другом уровне.
Рассмотрим
потребителя, который любит и
кофе, и чай, но все же в некоторой
степени предпочитает кофе: при небольшом
уровне дохода чай будет являться
для этого потребителя
Рис. 14. Линия доход-потребление (чай - низшее благо).
На рис. 14 представлена линия доход-потребление некоторого потребителя для случая чай-кофе. Легко заметить, что эта линия на участке выше точки К поворачивает в направлении уменьшения потребления чая (в отличие от линий доход-потребление для пищи и одежды, изображенной на рис. 13). Такой поворот линии доход-потребление на рис. 14 означает, что при уровне дохода потребителя, превышающем уровень, для которого оптимальной комбинацией кофе и чая является набор K, чай становится низшим благом. На основе рис. 14 можно построить кривую Энгеля для расходов на чай (рис. 15).
Рис. 15. Чай - нормальный товар при доходе меньшем, чем I1, низшее благо при доходе выше I1. Если изменение дохода при постоянных ценах выражалось в параллельных сдвигах бюджетной линии, то изменение цены на один из товаров при постоянстве дохода и цены другого товара будет выглядеть как поворот бюджетной линии (рис. 16).
Таким
образом, каждому значению цены товара
Х будет соответствовать своя
бюджетная линия, а каждой бюджетной
линии - своя точка касания с какой-нибудь
кривой безразличия. Соединив все эти
точки выбора, как в предыдущем
разделе, мы получим линию цена-
Рис. 16. Построение линии цена-потребление товара Х.
То
же самое можно проделать и
для цены другого товара, появится
линия цена-потребление товара Y
(рис. 17). Обе линии характеризуют
изменение потребительского выбора
при изменении цен товаров
Х и Y, по ним потребитель движется
при повышении или понижении
цены одного из товаров. Но каким образом
происходит это движение? Необходимо
помнить, что потребитель всегда
находится на пересечении этих линий
в точке А (рис. 17). Но обе эти линии не
просто пересекаются, они "выходят"
из это точки. Это гипотетические дорожки,
по которым будет двигаться потребитель
в случае изменения одной из цен. Причем,
когда он будет перемещаться по одной
линии, другая в это время будет двигаться
за ним как приклеенная (рис. 18). Обе линии
всегда должны выходить из той точки, где
находится потребитель.
Рис. 17.
Кривые цена-потребление для товара
Х (I), товара Y (II) и кривая доход-потребление
(III).
Рис. 18. Движение по одной из кривых цена-потребление.
Необходимо
также отметить, что линия доход-потребление
тоже выходит из этой точки (рис. 17).
Это третья дорожка возможного движения
потребителя при прочих равных. По
ней он начнет перемещаться в случае
изменения дохода. Но в реальной действительности
эти траектории могут никогда не реализоваться,
всегда существуя гипотетически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Графически
система предпочтений потребителя
изображается с помощью кривых безразличия.
Это геометрическое место точек,
каждая из которых представляет собой
такой набор из двух товаров, что
потребителю безразлично, какой
из этих наборов выбрать. При выборе
одного из двух товаров возникает
понятие предельной нормы замещения.
Предельной нормой замещения благом
Х блага Y называют количество блага
Y, которое должно быть сокращено
при увеличении блага Х на одну
единицу так, чтобы уровень удовлетворения
потребителя остался
Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ.
Изменение
цены какого-либо товара влияет на объем
спроса через эффект замены и эффект
дохода. Эффект замены возникает при
изменении цен и ведет к
росту потребления
Начиная с ХХ века рынок претерпел значительные изменения. Широкое предложение товаров привело к «потребительской ненасытности». В этой связи возникли несколько факторов, значительно расширяющих теорию потребительского поведения. Это такие как: традиционные действия потребителя, инструментальное действие, поведение в периоды инфляции, иррациональное поведение и ценностно-ориентированное поведение.
Список используемой литературы:
1.Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита- Пресс, 2000.
2. Гальперин В.М. и др. Учебник: Микроэкономика. – СПб.: Экономическая школа, 1994. .
3. Лившиц
А.Я. Введение в рыночную
4. Рыночная экономика: выбор пути / С.С. Шаталин, Н.Я. Петраков, П.Г. Бунич и др. – М.: Профиздат, 1991.
5. Прокофьева
Л.М. Демографический тип
6. Жеребин. В.М., Романов А.Н. Экономика домашних хозяйств. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
7. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. М.: Высш. школа, 1994. – 447 с.
8. Рыночная экономика: Учебник: В 3 т. М.: Соминтек, 1992. Т. 1: Теория рыночной экономики (в двух частях); Т. 2: Основы бизнеса (в двух
частях).
9. Экономическая теория: Учебник/ Под общей ред.акад. В. И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой – М.: ИНФРА-М, 1997г.-560с.
Информация о работе Поведение потребителей в рыночной экономике