Формирование стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ООО «Феникс».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
2. Описать виды стратегии;
3. Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1.1. Понятие стратегии, ее сущность
1.2. Классификации стратегий
1.3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы
ГЛАВА 2. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс»
2.1. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Феникс»
2.2. Анализ внешней среды ООО «Феникс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Феникс»
ГЛАВА 3. Формирование стратегии развития предприятия для ООО «Феникс»
3.1. Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО «Феникс»
3.2. Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс»
3.3. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО «Феникс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

феникс.doc

— 581.50 Кб (Скачать)
 

     Большинство внутренних позиций обозначены нейтральной  оценкой (от 66 до 34 баллов) в ТЭК «Апельсин», что предполагает возможность внутреннего  роста.

     Теперь  построим карту-паутину для качественной оценки стратегических позиций ТЭК «Апельсин» (рис. 2.5). 

     

     Рис.2.5. Стратегическая карта-паутина оценки позиций ТЭК «Апельсин» 

     Таким образом, с помощью стратегической карты-паутины можно наглядно увидеть  слабые и сильные позиции ТЭК  «Апельсин». Так позиции 15, 18, 23 являются сильными сторонами предприятия, поскольку на карте расположены выше значения 67, т. е. стратегия организации, качество персонала, отношения с органами власти и степень вертикальной интегрированности – сильные позиции ТЭК «Апельсин», значит, на них необходимо делать ставку при разработке стратегии развития организации, а такие позиции как оргстрктура, финансы, информационная технология, инновации как способ реализации и т. д. являются слабыми, следовательно, необходимо уделить особое внимание развитию данных позиций при формировании стратегии развития предприятия.

     Теперь  перейдем к анализу взаимодействия внешней и внутренней среды организации (таблица 2.8). 

     Таблица 2.8

     МАТРИЦА SWOT АНАЛИЗА для ТЭК «Апельсин»

  Возможности внешней среды

1. Приезд  в город большого количества  людей

2.Расширение  фирм, сотрудничающих с компанией  – увеличение сотрудников, следовательно,  заказов

3.Возникновение  новых предприятий – потенциальных  партнеров

Угрозы  внешней среды

1.Открытие  новых фирм-конкурентов

2.Неплатежеспособность  заказчиков

3.Ухудшение  экономической ситуации

Сильные стороны

1.Потребность  жителей и предприятий в перевозках

2.Низкие  цены

3. Быстрая  реакция на изменения во внешней  среде

Поле СиВ

Приезд  большего количества людей в город  увеличит потребность в перевозках.

Расширение  предприятий города будет также  способствовать поддержанию постоянной потребности в перевозках.

Возникновение новых предприятий позволит фирме привлечь большее количество клиентов.

Большее количество людей будет заинтересовано более низкими ценами, чем у конкурентов.

Благодаря низким ценам и развивающемуся имиджу, фирмы-партнеры и новые фирмы  будут охотнее сотрудничать.

Компания  будет быстрее адаптироваться на изменяющемся рынке для более  успешного удовлетворения спроса потребителей и развития положительного имиджа компании, тем самым привлекая новых партнеров.

Поле СиУ

Несмотря  на открытие новых фирм-конкурентов, неплатежеспособность клиентов или  ухудшение экономической ситуации в стране, потребность в перевозках тоже растет, и мы можем изменить маркетинговую политику, у нас есть преимущество (низкие цены).

Потребность в перевозках существует, значит, есть возможность находить платежеспособных покупателей или предоставлять  услуги и товары заказчикам в рассрочку.

В город постоянно приезжают люди из других городов не только России, но и зарубежа.

Низкие  цены даже неплатежеспособных клиентов могут сделать платежеспособными  и сгладить ухудшение экономической  ситуации в стране.

Слабые  стороны

1.Небольшой  опыт работы

2.Недостаточная клиентская база

3.Слабая  организационная структура

Приток в  город людей, расширение фирм и появление  новых предприятий будет возможностью получать новый опыт работы и сотрудничества, следовательно, совершенствовать организационную  структуру предприятия и расширению клиентской базы Небольшой опыт работы, недостаточная клиентская база, слабая организационная структура  и открытие новых фирм-конкурентов

неизбежно вызовут отток части потребителей к конкурентам, неплатежеспособность заказчиков, а также плохая экономическая ситуация в стране вызовут уменьшение прибыли и количества потребителей

 

     Итак, после анализа возможностей и  угроз внешней среды в сочетании  с сильными и слабыми сторонами  организации можно заключить, то в целом ситуация для организации достаточно благоприятна. Сочетания, получившиеся в квадрате СИВ, обязательно использовать, поскольку они создают предпосылки для повышения конкурентоспособности фирмы. Поле СЛВ показывает, что с одной стороны нужно усилить слабости фирмы за счет возможностей, а с другой стороны не допустить использования возможностей конкурентами, так как неиспользованная возможность внешней среды становится угрозой, если ее использует конкурент. На поле СИУ стратегия предусматривает преодоление угроз внешней сред за счет сильных сторон организации, то есть для дальнейшей успешной деятельности фирмы нужно делать акцент на существующую потребность фирм и населения в перевозках и грузоперевозках, снижении цен на услуги, выполнение работ в кратчайшие сроки и связи с другими компаниями, представленными на данном рынке для того, чтобы компенсировать неблагоприятные воздействия внешней среды и для того, чтобы эти воздействия отразились в как можно меньшей степени на деятельности фирмы. Для поля СЛУ предпочтительна стратегия избегания, поскольку у фирмы не хватит возможностей для преодоления угроз внешней среды.

     Поскольку ТЭК «Апельсин» существует на рынке  совсем недавно, важным условием дальнейшей успешной работы является развитие имиджа компании. Что и было взято в  качестве цели для дальнейшего рассмотрения. Критерием достижения цели являются следующие показатели:

  • предпочтение заказчиков по отношению к другим подобным компаниям;
  • осведомленность большого круга граждан о существовании и деятельности компании.

     Так как ТЭК «Апельсин» - молодая фирма, то существуют определенные трудности, мешающие успешной деятельности предприятия. В настоящий момент организация имеет небольшую клиентскую базу – соответственно мало заказов. Недостаточное количество квалифицированных специалистов приводит к ошибкам в производстве. Так как предприятие можно отнести к малым некоторые должности совмещает один работник, так бухгалтер выполняет также функции секретаря, а менеджер коммерческого отдела некоторые обязанности специалиста по кадрам, это приводит к увеличению времени на операции и некоторым несоответствиям. Опыт работы руководителя, а также инициатива сотрудников позволяют компании выполнять свои обязанности по имеющимся договорам. Основной задачей в этот период является укрепление позиций на рынке, конкурентоспособность. Соответственно главная проблема – отсутствие сформированного имиджа предприятия.

 

     

       

       

       

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 2.6. Дерево подпроблем 

     На  основе вышесказанного можно выделить основную проблему, возникшую на предприятии на данный момент – отсутствие стратегии развитии имиджа предприятия. Для наглядного изображения ее структуры воспользуемся моделью «дерево подпроблем» (рис. 2.6).

     Таким образом, подводя итоги проведенному анализу хозяйственной деятельности предприятия, его внешней и внутренней среды, необходимо отметить уровень конкурентоспособности ТЭК «Апельсин» в сравнении с основными конкурентами в данной отрасли. Так как компания молодая, не имеет сформированного имиджа и большой клиентской базы, то конкурентоспособность фирмы очень низкая, особенно в сравнении с такими представителями данной отрасли как «Гранд-авто», «Гольфстрим», «Дельфин», «Гринвич», «Городское такси» и т. д. Но, несмотря на это, компания имеет ряд преимуществ – у нее нет хорошей репутации, но у нее нет и плохой репутации, водители охотнее идут на сотрудничество с новыми организациями – условия работы проще, так как организация заинтересована в привлечении водителей. Организация заинтересована в привлечении большего числа клиентов, поэтому изначально, беря во внимание опыт работы других организаций в данной области, может предлагать более выгодные условия клиентам, не тратить время и деньги на придумывание старых проверенных методов, а искать новые.

     Итак, основой разработки стратегии развития предприятия является ответ на вопрос «Как стать конкурентоспособным?» или «Что нужно сделать, чтобы стать лидером в данной отрасли?». Чтобы быть конкурентоспособным предприятию необходимо привлечь как можно больше потребителей. В первую очередь, чтобы быть привлекательным для потребителей фирме нужно иметь развитый благоприятный имидж, репутацию, быть на слуху, быть востребованным. Чтобы быть востребованным надо предложить потребителям продукт, который их заинтересует, больше, чем похожий продукт фирм-конкурентов. Что касается такси и грузоперевозок, то здесь для привлечения клиентов важны цены, цены более низкие, чем у конкурентов, но этого мало – необходимо, чтобы потенциальные потребители узнали о том, что ТЭК «Апельсин» предлагает цены ниже, а качество предоставляемых услуг выше или не хуже, чем в других транспортных компаниях. Для достижения данной цели нужна реклама, яркая, запоминающаяся и в огромных количествах. На современном этапе развития нашего общества – это принято называть PR, промоушн. В Америке это называется publicity. Но принесет ли ожидаемый результат просто беспорядочная реклама или вложенные инвестиции не принесут дохода? Для ответа на этот вопрос существует бизнес-план, как одна из составляющих стратегии развития предприятия. 

 

      ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ООО «ФЕНИКС» 

     3.1 Определение основных  направлений разработки  стратегии развития  ООО «Феникс» 

     Воспользуемся моделью «Дерево целей» для определения  основных направлений разработки стратегии  развития ТЭК «Апельсин» (рис. 3.1).

       

     

       
 
 

     

       
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3.1. Дерево целей для ТЭК «Апельсин» 

     После определения основных направлений  разработки стратегии развития ТЭК  «Апельсин» при помощи модели «Дерево  целей» необходимо определить приоритетные цели. Для этого расставим коэффициенты важности сначала для целей, а затем для подцелей, после чего найдем коэффициент относительной важности целей и подцелей относительно целей. Коэффициент относительной важности находится по формуле

     коэффициент важности цели*коэффициент важности подцели,

     для целей коэффициент относительной  важности равен коэффициенту важности. Таким образом, составим таблицу, например, для цели №1 коэффициент важности равен 0,3, значит, и коэффициент относительной  важности будет равен 0,3. Для первой подцели относительно цели №1 коэффициент важности равен 0,6, следовательно, коэффициент относительной важности будет равен 0,3*0,6=0,18 и т. д. 

     Таблица 3.1

     Определение приоритета целей

Номер цели Наименование  цели Коэффициент важности Коэффициент относительной важности
1 Рассмотрение  возможностей привлечения новых  клиентов 0,3 0,3
1.1 Разработка  рекламной политики 0,6 0,18
1.2 Проведение  рекламных акций 0,4 0,12
2 Предложение более  выгодных условий, чем у конкурентов, для существующих заказчиков 0,2 0,2
2.1 Предоставление  скидок заказчикам 0,7 0,14
2.2 Рассмотрение  возможностей взаимовыгодной работы 0,3 0,06
3 Рассмотрение  возможностей долгосрочной работы с  поставщиками 0,3 0,3
3.1 Поиск поставщиков  постоянно требующихся материалов 0,6 0,18
3.2 Рассмотрение  возможностей предоставления услуг  в счет оплаты 0,4 0,12
4 Обеспечение требуемого уровня квалифицированных работников 0,2 0,2
4.1 Создание системы  стимулирования труда 0,6 0,12
4.2 Привлечение новых  кадров 0,4 0,08
 

 

      Теперь проранжируем полученные данные в порядке убывания коэффициента относительной важности (таблица 3.2). 

     Таблица 3.2

     Ранжирование  приоритета целей

     
Приоритет Наименование  цели Коэффициент относительной важности Комментарии
1 Рассмотрение  возможностей привлечения новых  клиентов 0,3 Относительно  других целей рассмотрение возможностей привлечения новых клиентов является одной из наиболее важных. Без клиентов не будет прибыли.
  Разработка  рекламной политики 0,18 В достижении цели данная подцель является основной для  привлечения новых клиентов.
  Проведение  рекламных акций 0,12 Относительно  цели не столь важна как первая, т.к. является одним из возможных  результатов разработки и реализации рекламной политики.
2 Рассмотрение  возможностей долгосрочной работы с  поставщиками 0,3 Относительно  других целей рассмотрение возможностей долгосрочной работы с поставщиками является одной из наиболее важных. Всегда лучше работать с проверенными компаниями, чтобы не отвлекаться от основных целей развития организации.
  Поиск поставщиков  постоянно требующихся материалов 0,18 Для рассмотрения возможностей долгосрочной работы с поставщиками основным является поиск поставщиков постоянно требующихся материалов, а уж потом заключение с ними долгосрочного договора на выгодных условиях.
  Рассмотрение возможностей предоставления услуг в счет оплаты 0,12 Вторым шагом  достижения цели рассмотрения возможностей долгосрочной работы с поставщиками является рассмотрение возможностей предоставления услуг в счет оплаты.
3 Предложение более  выгодных условий, чем у конкурентов, для существующих заказчиков 0,2 Данная цель является не особенно важной, но, тем  не менее, ее необходимо учитывать при  достижении более приоритетных целей.
  Предоставление  скидок заказчикам 0,14 Предоставление  скидок заказчикам – это всегда первый шаг в предложении более выгодных условий, чем у конкурентов, для существующих заказчиков.
  Рассмотрение  возможностей взаимовыгодной работы 0,06 Рассмотрение  возможностей взаимовыгодной работы более  длительных и сложный процесс, и  не всегда подходящий для тех или иных отношений между заказчиками и поставщиками.
4 Обеспечение требуемого уровня квалифицированных работников 0,2 От этого  зависит качество работы предприятия, поэтому необходимо обратить внимание на достижение данной цели, хотя она  и не приоритетная.
  Создание системы  стимулирования труда 0,12 Более выгодно  создавать благоприятные условия  для работы уже существующим сотрудникам, т. к. они знакомы со спецификой работы организации.
  Привлечение новых  кадров 0,08 Привлечение новых  кадров процесс длительный и требующий больше затрат, нежели создание системы стимулирования труда для уже существующих работников.
Проверка   В сумме цели дают 1, т.е. 0,3+0,3+0,2+0,2=1  

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия