Формирование стратегии развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка стратегии развития предприятия на основе ООО «Феникс».
Исходя из цели исследования, были выделены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие стратегии, используемое в экономической литературе;
2. Описать виды стратегии;
3. Дать характеристику особенностям процесса разработки стратегии, методов и этапов;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования стратегии развития предприятия
1.1. Понятие стратегии, ее сущность
1.2. Классификации стратегий
1.3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы
ГЛАВА 2. Необходимость и предпосылки формирования стратегии развития ООО «Феникс»
2.1. Анализ хозяйственной деятельности ООО «Феникс»
2.2. Анализ внешней среды ООО «Феникс»
2.3. Анализ внутренней среды ООО «Феникс»
ГЛАВА 3. Формирование стратегии развития предприятия для ООО «Феникс»
3.1. Определение основных направлений разработки стратегии развития ООО «Феникс»
3.2. Составление плана мероприятий по формированию стратегии развития ООО «Феникс»
3.3. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО «Феникс»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

феникс.doc

— 581.50 Кб (Скачать)
 

     Итак, среди поставщиков необходимо отметить ООО «СИБКОМ», ООО «Связь Сервис», ЗАО «НЛК», ЗАО «ПТК», так как эти компании являются постоянными поставщиками услуг для ТЭК «Апельсин» с начала образования предприятия, потому что ТЭК «Апельсин» находится на территории завода «НВА», а перечисленные выше компании являются постоянными партнерами всех предприятий, находящихся на этой территории. С ООО «Утренняя роса» договор заключен недавно и планируется дальнейшее постоянное сотрудничество, т. к. из всех представленных компаний на рынке услуг по доставке воды цены ООО «Утренняя роса» являются наиболее приемлемыми. ООО «ВЫМПЕЛ-КОМ» и ООО «Мобильные телесистемы» предоставляют услуги мобильной связи, а так как на данном рынке особых конкурентов нет, то с данными фирмами планируется также дальнейшее перспективное сотрудничество.

     Что касается потребителей, то здесь картина  более неясная: с ООО «Глория» ТЭК «Апельсин» связывают взаимовыгодные партнерские отношения, исключающие финансовую сторону сотрудничества. ООО «Глория» предоставляет ТЭК «Апельсин» эфирное время в бегущей дорожке на телеканале ОТС, а ТЭК «Апельсин» оказывает автоуслуги сотрудникам ООО «Глория» и их партнерам.

     ООО «КОПТУН» каждый месяц задерживает  оплату услуг, которые предоставляла этой компании ТЭК «Апельсин» в течение месяца в кредит, ООО «Проиндустрия» не устраивают тарифы ТЭК «Апельсин», ООО «Проиндустрия» просит о снижении тарифов или предоставлении скидок под угрозой расторжения договора, ООО «Ясная поляна» является неэффективным потребителем, так как предоставляет ТЭК «Апельсин» незначительное количество заказов.

     Необходимо  отметить ООО «УК Блок» и ООО  «ИК Блок» как наиболее лучших потребителей, наибольшая ежемесячная  доля заказов ТЭК «Апельсин» приходится на ООО «УК Блок» и ООО «ИК Блок», следовательно, ТЭК «Апельсин» будет выгодно поддержание этого сотрудничества как можно дольше. С ООО «Экстра-Мнеджмент» и ООО «ЧиКо» предприятие недавно заключило договоры сотрудничества, поэтому ситуация работы с данными компаниями неясен, т. к. результат оценивать еще рано. На конец отчетного периода 2008 года штат предприятия состоял из следующих отделов:

     1. административный – генеральный  директор, финансовый директор,

     2. бухгалтерия – главный бухгалтер,

     3. производственный – менеджер по рекламе, операторы (3 чел.), водители (30 чел.).

     За  начало отчетного периода 2009 года в  составе компании произошли следующие  изменения:

     - организован коммерческий отдел  по работе с клиентами, рекламой  и кадрами предприятия;

     - принят руководитель коммерческого  отдела;

     - в бухгалтерию принят бухгалтер-кассир;

     - создан автопарк;

     - закрыта вакансия главного механика  автопарка;

     - произведена замена водителей  легковых автомобилей (21 человек);

     - приняты на работу водители  грузовых автомобилей и микроавтобусов (10 человек).

     На  данный момент штат организации состоит  из 48 человек:

     Женщины – 9 человек,

     Мужчины – 39 человек,

     Возраст работников – от 24 до 50 лет,

     Работники с высшим образованием – 31 человек,

     Работники со средним специальным образованием – 17 человек.

     Данный  объект имеет линейно-функциональную структуру (рис. 2.1). 

     

     

     

     

     

       

     Рис. 2.1. Организационная структура ТЭК  «Апельсин»

 

      Итак, подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что организация  возникла совсем недавно, но это не мешает ей развиваться и расти. Как и любое другое предприятие, ТЭК «Апельсин» ставит своей основной целью завоевание большего сегмента рынка, повышение конкурентоспособности, расширение клиентской базы и, как следствие, увеличение доходов. На данном этапе развития рыночной экономики для успешного развития любой организации необходимо планировать, разрабатывать стратегию развития именно своего предприятия с учетом всех особенностей функционирования данной отрасли и основных фирм-конкурентов. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Таким образом, основной задачей каждого предприятия, особенно начинающего, является формирование стратегии развития фирмы.

     2.2 Анализ внешней  среды ООО «Феникс»

 

     Отмена  лицензирования таксомоторной деятельности и рост спроса на перевозки обеспечили бурное развитие рынка такси. Компании торопятся увеличить парки комфортабельными иномарками. Однако дефицит профессиональных водителей сдерживает их пыл.

     В настоящее время на российском рынке  работают около 4 тыс. компаний, предоставляющих  транспортно-экспедиторские услуги, среди  которых 3 тысячи перевозчиков и 1 тысяча экспедиторов.

     Распределение транспортно-логистических компаний по регионам России выглядит следующим  образом: около 30% компаний расположены  в Центральном ФО, 28% - в Приволжском  ФО, 18% - в Уральском ФО и 10% - в Северо-Западном ФО (рис. 2.2) [28].

 

     

     Рис. 2.2. Распределение транспортно-логистических компаний по территории РФ, % 

     На  российском рынке международных  автоперевозок 17% отдано зарубежным компаниям, которые выступают посредниками между Россией и Европой, наиболее значительную долю занимают белорусские  компании, за которыми следуют перевозчики из Польши, Литвы, Латвии.

     Объем российского рынка частных автоперевозок  составляет ежегодно 2-2,5 млрд. долларов США (на Москву приходится 250-270 млн. долларов США).

     На  российском рынке таксомоторных  перевозок до 90% составляет теневой сектор [28].

     Выделиться  на фоне примерно 200 конкурентов –  столько таксомоторных компаний, по данным участников рынка, работает в Новосибирске – без отлаженного  сервиса все труднее.

     Несмотря  на все предпринимаемые усилия, «цивилизованные» такси контролируют не более 40% рынка, а 60% приходится на примерно 3000 автовладельцев, занимающихся частным извозом, говорят эксперты. По мнению директора такси «Гольфстрим» Андрея Заворина, объем рынка городских и междугородных таксомоторных перевозок (с учетом частников) составляет около $10 млн в месяц. Оценка Гурьева намного скромнее – $2,5 млн в месяц. Представители только двух такси согласились ответить на вопрос о количестве получаемых заказов. В «Кабриолете» и «Такси Классик» говорят, что выполняют в сутки около 400 заявок.

     Спрос на услуги такси растет на 25% в год. Это обеспечивает любому новичку  быстрое формирование клиентской базы. «Мы начинали в 2003 г. с минимальных  затрат на покупку номера телефона, аренду небольшого офиса и зарплаты двум диспетчерам, принимающим заказы, – рассказывает директор компании «Такси Классик» Константин Мейстер. – Через два года компания обзавелась собственными 15 автомобилями отечественного производства, а сегодня парк «Такси Классик» состоит из 40 автомобилей, и мы входим в десятку крупнейших таксомоторных компаний города».

     Основная  проблема всех таксомоторных компаний – кадры. Водитель такси может  зарабатывать до 30 тыс. руб. в месяц, но и таким доходом непросто привлечь квалифицированных и обходительных  сотрудников.

     Участники рынка единодушно говорят о растущем спросе на услугу «корпоративный гараж». Еще два года назад 1–2 компании заказывали такси своим сотрудникам, теперь доля корпоративных клиентов составляет 20%, отмечает Мейстер. «Такси обходится  компании в два раза дешевле, чем содержание собственного парка автомобилей», – поясняет Мейстер. «Корпоративные клиенты обеспечивают 50% выручки «Би-Би», и эта доля увеличивается», – говорит Большов. Половину выручки, по словам Заворина, корпоративный сектор приносит и такси «Гольфстрим». Растущей популярностью среди корпоративных клиентов пользуется встреча в аэропорту с табличкой. «Такси становятся больше чем такси. Теперь им доверяют доставку документов, почты, ценных грузов», – отмечает Мейстер.

     Таксомоторные компании хотят завоевать расположение не только представителей корпораций, но и частных потребителей. «Доставка продуктов, спиртного, сигарет на дом стали обычным делом, – рассказывает Гурьев. – Мы не отказываем клиенту, даже если он просит разбудить его утром» [30].

     Специфика услуг по перевозке как отрасли  заключается в небольшой капиталоемкости  производства, коротких сроках создания конечной продукции, подвижностью объекта  производства работ, независимостью от природно-климатических, географических факторов, но состояние дорог, пробки и ДТП играют огромную роль для данной отрасли.

     Анализ  отрасли представлен в таблице 2.4. 

 

     

     Таблица 2.4

     Анализ  отрасли услуг по перевозке

Факторы влияния на развитие данной отрасли Участники рынка (имеющиеся  и потенциальные) Динамика конкуренции в отрасли Характеристика  рынка Требования  к компании Ограничения в отрасли Возможности и угрозы отрасли
1.Другие  отрасли: перевозки непосредственно  связаны с нефтедобывающей отраслью, таможенной инспекцией, рынком транспорта и связанными с ним отраслями производства

2.Сезонность  или цикличность: не наблюдается

3.Социальные  факторы: рост безработицы и  банкротства населения и предприятий  в последнее время способствует  снижению спроса на услуги  по перевозкам

1.Поставщики: поставщики  транспорта

2.Клиенты: население  практически любого возраста  и уровня дохода, корпоративные  клиенты, производственные и торговые  компании отечественные и зарубежные

3.Партнеры: водители  с личным транспортом, такие  же фирмы за рубежом, фирмы,  предоставляющие рекламные услуги

4.Конкуренты: другие  фирмы, предоставляющие подобные  услуги

Сильная конкуренция 1.Темпы роста:  рынок динамично развивающийся,  но в результате кризиса развитие  замедлилось

2.Стадия развития: рынок растущий, в последнее время  наблюдается рецессия

3.Прибыльность: из-за кризиса прибыльность падает

1.Требования  клиентов: низкие цены, высокое качество, быстрое выполнение работ

2.Требования  к технологиям и капиталовложениям  компании: не требуется больших  капиталовложений в развитие  имиджа компании

1.Высокая конкуренция

2.Падение спроса  на продукт из-за кризиса

3.Необходимость  постоянного ремонта транспортных  средств

4.Плохое состояние  дорог

5.Нет системы  защиты от недобросовестных клиентов

1.Возможности:  возникновение большого числа  фирм, нуждающихся в грузоперевозках и перевозках сотрудников; увеличение числа жителей города; невыгодность содержания личного транспорта

2.Угрозы: усугубление  кризиса, падение спроса на  услуги перевозки, банкротство  большого числа предприятий, невозможность  привлечь инвестиции, взять кредит, неоплата счетов заказчиками

Основные  события, тенденции  отрасли за последние  несколько лет В настоящее  время российский транспорт обеспечивает 8,5% от общего объема ВВП. По итогам 2001 года рост объема перевозок, по сравнению  с 2000 годом, составил 3,9%, рост грузооборота — 3,1%. Наиболее существенное увеличение показателей деятельности в 2001 году было зафиксировано в автомобильном и водном транспорте. Растущий спрос на ж/д перевозки удовлетворяется компаниями с повышением их качества и улучшением безопасности движения поездов. Последовательно ускоряется доставка грузов. Уровень доставки "точно в срок" сегодня превышает 90%. Рынок рефрижераторных перевозок предполагает участие большого количества небольших компаний, поскольку только такие компании могут оперативно реагировать на исключительно гибкий спрос. Это подразумевает преобладающую долю частного капитала в процессе перевозок. Однако на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация - именно на этом рынке присутствие государства наиболее заметно. 2008 год оказался переломным для российского контейнерного бизнеса. Росший последние несколько лет почти на 30% в год, российский рынок оказался не готов к спаду мировой торговли. Уже известно, как отразился кризис на оборотах крупнейших контейнерных портов мира. Российские же терминалы до 4 квартала 2008 года работали без оглядки на глобальные тенденции. На сегодняшний день пункты сухопутного пропуска не справляются с товаропотоком, который идет из стран ЕС. В то же время, только через границу с Латвией в Россию идет 80% порожнего подвижного состава. В ближайшие 10 лет прогнозируется увеличение грузооборота между РФ и странами ЕС на 600%, поэтому ключевым моментом сейчас является создание крупных российских портовых комплексов, которые существенно снизят нагрузку на сухопутные границы. За 8 месяцев 2008 года на Дальневосточной железной дороге объем погрузки контейнеров составил 2 млн. 481,8 тыс. тонн, уровень прошлого года превышен на 20%. Среднесуточный объем контейнерных перевозок за этот период составил 10171 тонну, что на 20% превышает уровень данного показателя в 2007 году, сообщила служба по связям с общественностью ДВЖД. В планах ОАО «РЖД» - создать в Пекине совместное предприятие для продвижения на рынке комплексной услуги по перевозке контейнерных грузов в китайско-российском железнодорожном сообщении. Планируемое вступление России в ВТО способно окончательно упорядочить некогда броуновское движение грузопотоков и превратить треугольник США - Европейский союз - страны АТР в единое пространство товаров и услуг. Городское такси вводит оценку качества обслуживания. В период кризиса компаниям, работающим в сегменте В2В, гораздо сложнее. Сложно будет рекламным и кадровым агентствам, курьерским службам, такси, то есть услугам, от которых можно отказаться и обойтись своими силами. Во многих российских городах транспортные услуги редко отличаются высоким качеством, требуемой территориальной и ценовой доступностью, регулярностью движения транспортных средств и комфортными условиями проезда в салонах. Так, например, наполнение последних, особенно в часы «пик», часто превышает допустимые по конструктивным параметрам и условиям безопасности. Это подтверждается, в частности, и практикой эксплуатации многих маршрутных такси. Число дорожно-транспортных происшествий с их участием высокое.
 

 

     

     Следующим этапом анализа внешней среды проведем PEST анализ (таблица 2.5). 

     Таблица 2.5

     PEST АНАЛИЗ

P-политическая ситуация в стране относительно стабильная

- с 1 июля 2007 года прекратилось государственное  лицензирование деятельности по  перевозке населения, а закон о самоконтроле еще не готов

-в 2009 году планируется увеличение  бюджета на 11,2%, а в 2010-м - на 11,7%

- к концу  2009 года по сравнению с сегодняшним  днем средняя пенсия вырастет  на 78 процентов и составит 5162 рубля,  что в 1,5 раза превысит величину прожиточного минимума пенсионера в целом по стране

-запланировано  повышение федерального фонда  оплаты труда будет на 30%, несмотря  на дефицит бюджета в 2009 г.

-в 79 регионах России 1 марта 2009 года  прошли выборы региональных и  городских парламентов, мэров и депутатов представительных органов местного самоуправления, которые показали, что политическая система работает вполне стабильно. Наибольшую активность на этих выборах продемонстрировали те партии, которые представлены и в Государственной думе. Политическая система формируется, складывается, становится более взрослой.

Сценарий: В 2009 году в Россию вернется некоторая политическая конкуренция и проявится социальная активность населения. На внешних фронтах, внутри страны возникнут более комфортные условия для рождения новых как левых, так и правых партий и движений. На осенних выборах следует ожидать уже серьезное наступление на позиции "Единой России" в органах местного самоуправления. Экономическая ситуация вынудит стать политически активным дремлющий пока средний класс, который рассчитывал до последнего времени пересидеть трудные времена, опираясь лишь на собственные силы.

E-резкое торможение развития экономики, мировой экономико-финансовый кризис затронул почти все отрасли хозяйства

-курс  доллара 30,69 рублей (имеет тенденцию к стабилизации), курс евро 43,60 рублей на 08.06.09.

- с начала 2009 года действует ставка рефинансирования 13 %, введенная еще 1 декабря 2008 г.

-прогноз  инфляции остался неизменным, прогноз  по оттоку капитала изменился  в меньшую сторону.

Ранее прогноз по оттоку капитала в 2009 году составлял $90 млрд. Прогноз по инфляции на 2009 год – 13%.

- ЦБ  купил в марте на внутреннем  рынке менее $10 млрд.

Сценарий:

ВШЭ считает, что спад в экономике России в 2009 году будет более существенным, чем это прогнозирует правительство, и составит от 5 до 8%. В 2010 году, похоже, российская экономика будет стагнировать. В то же время, в феврале-марте этого года российская экономика нащупала локальное дно кризисного сокращения, и больше таких резких спадов не будет. Основные негативные шоки уже прошли; снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары российского экспорта, закрытие мировых кредитных рынков уже оказали своё влияние в октябре 2008 года - январе 2009 года, мгновенно переведя экономику от солидного экономического роста в 7-8% в год к сопоставимому по скорости спаду. В нынешнем году ожидается падение ВВП на 5,6%.

S- за январь 2009 года начисленная заработная плата в России сократилась примерно на 25 % по сравнению с декабрем 2008 года, на начало 2009 года уровень безработицы составил в России около 5 %

-встает вопрос, будут ли востребованы молодые специалисты, выпускники ВУЗов

-собираются  ЕГЭ сделать обязательным условием  для поступления в ВУЗы

- В 2009 году в России демографическая ситуация ухудшится, в том числе из-за финансового кризиса

Сценарий

Прогноз на ближайшее будущее по обществу не совсем благоприятен. Количество потребителей на рынке услуг по перевозке снизилось, но незначительно. Рост социальной напряженности.

T-технологические изменения фактически не инициируются властью и организованным вокруг государства обществом

-значимые  тенденции в НИОКР и новые  патенты не имеют большого  значения в отрасли

-скорость  изменения новых технологий достаточно низкая

-имеется  тенденции к появлению новых  продуктов отрасли

Сценарий

Новые технологии в отрасли тормозят свое развитие, нет возможности внедрять появляющиеся новые технологии, технологические  факторы могут оказать влияние  на отрасль.

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия