Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:01, дипломная работа
Цель исследования – определение значимости и роли алфавитного каталога в поисках информации.
Задачи исследования:
рассмотреть библиографическое описание документов как основу организации алфавитного каталога;
выявить значение и поисковые функции алфавитного каталога;
изучить методику организации алфавитного каталога;
определить использование видов описания и карточек в алфавитном каталоге;
показать внутреннее и внешнее оформление алфавитного каталога;
ознакомиться с паспортом алфавитного каталога;
рассмотреть виды и формы рекламы алфавитного каталога;
обобщить опыт работы библиотеки по организации алфавитного каталога;
выполнить анализ алфавитного каталога Дзержинской районной библиотеки;
выработать рекомендации библиотеке по совершенствованию алфавитного каталога.
Введение
Глава 1 Алфавитный каталог как составная часть справочно – библиографического аппарата библиотеки
1.1 Библиографическое описание документов как основа организации алфавитного каталога
1.2 Значение и поисковые функция алфавитного каталога
1.3 Методика организации алфавитного каталога
1.4 Реклама алфавитного каталога
Глава 2 Опыт работы районной библиотеке с. Дзержинского МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Дзержинского района Красноярского края по организации алфавитного каталога
2.1 Характеристика библиотеки – база исследования
2.2 Анализ алфавитного каталога
2.3 Рекомендации библиотеке по улучшению качества алфавитного каталога
Заключение
Список литературы
Приложения
Материальная база библиотеки рассчитана на пользователей и работников библиотеки. В распоряжении библиотеки находится такая техника как:
Справочно – библиографический аппарат библиотеки составляет
Цифровые показатели Центральной Дзержинской библиотеке на 1 января 2014 года:
Таким образом, Центральная
районная библиотека в своей деятельности
использует Государственные стандарты;
официальные документы по библиотечному делу; устав
По данным, что были получены
в библиотеке можно сделать вывод, что
библиотека имеет хороший справочно –
библиографический аппарат; высокую книгообеспеченость;
читаемость, в ней все предназначено для
пользователей и работников.
2.2 Анализ алфавитного
каталога библиотеки
Алфавитный каталог в Центральной
Дзержинской библиотекебыл образован
в 1970 году. С начала основания в каталог
входило всего лишь 6 ящиков, но на данный
момент их количество составляет 28 ящиков.
Фонд, отражаемый в алфавитном каталоге
– это абонемент, читальный зал, книгохранилище,
передвижной фонд, фонд методической литературы,
фонд библиографической
Документы, отражаемые
в алфавитном каталоге – книги, брошюры,
журналы.
Библиографические записи располагаются
в алфавитном порядке заголовков индивидуального
и коллективного автора и заглавий документов.
Добавочные записи, справочные карточки
расставляются в общем алфавите. Если
расстановочные слова различных видов
записей тождественны, то карточки расставляются
в следующем порядке:
Разделители, присутствующие в алфавитном каталоге :
Карточки в алфавитном каталоге расставлены в алфавитном порядке, а именно в порядке заголовков индивидуального и коллективного автора и заглавий документов:
Был обработан ящик «Л».В ящике
находятся центральные, левосторонние,
правосторонние и персональные разделители.
В самом ящиком находятся 750 карточек.
Самое большое количество карточек 1000
в ящике. За одним разделителем
Расстановка карточек выполнена правильно
это важная и неотъемлемая часть в
алфавитном каталоге . Если карточки будут
расставлены не правильно то пользователь
может не найти нужную карточку или книгу.
Самое важное в алфавитном каталоге это обозначение самих ящиков. Ведь без обозначения нелегко найти нужную букву. В Центральной Дзержинской библиотеке есть такие этикетки на ящиках:
А- Аи |
Ак- Ая |
Ба-Бей |
Бор-Веи |
Вер- Гео |
Гер-Гри |
Гу-Дро |
Дру-Зай |
Зак-Им |
Ин-Каю |
Кб-Кос |
Кот-Кя |
Л-Ло |
Лп-М |
Мб-Мо |
Мол-Мя |
Н-Нос |
О |
Р |
С-Сов |
Сол-Ся |
Т |
У |
Ф.Х.Ц. |
Ч. Ш-Шия |
Шка-Шю |
Щ. Э. |
Ю.Я |
В библиотеке
используют такую рекламу как брошюры,
плакаты, стенд. Один из примеров рекламы,
а именно плаката (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Так же в библиотеке имеется «Алфавитный
указатель заглавий художественных
произведений». Объем данного указателя
составляет 3ящика. В самих ящиках карточки
расположены по алфавиту индивидуальных
заглавий и фамилий авторов, так же
Сведения,
приводимые в «Алфавитном указатели заглавий
художественных произведений» на карточках
такие: Заглавие, жанр, автор и шифр произведения.
В «Алфавитном
указатели заглавий художественных произведений»
карточки расположены в
Сведения, приведенные на этикетках с
«Алфавитного указателя заглавий художественной
литературы» соответствуют тем, что находятся
в самих ящиках. Внутри находятся буквенные
разделители центральные по форме. Каждая
буква обозначена разным цветом, для того,
что бы быстрее найти нужную букву.
В «Алфавитном указателе заглавий художественной
литературы» находятся лишь центральные
разделители, но для полноты и быстроты
поиска нужно добавить левосторонние,
правосторонние и персональные разделители.
Это поможет пользователям быстрее
Анализ
позволяет сделать выводы, что в целом
его организация соответствует предъявляемым
требованиям, но в нем необходимо вести
постоянную работу по редактированию.
Алфавитный каталог требует доработки.
Нужно переделать разделители, ведь некоторые
уже совсем старые и требуют замены. Так же нужно проверить
2.3 Рекомендации библиотеке по улучшению качества алфавитного каталога
Изучив теоретические аспекты темы, проанализировав алфавитный каталог Центральной районной библиотеки с.Дзержинского – базы исследования предлагаемые следующие рекомендации:
Организация и оформление
алфавитного каталога одна из важнейших
частей для читателей и работников, но
так же важно научить читателей пользоваться
им. Для того, чтобы научить читателей
пользоваться каталогами, нужна постоянная
реклама каталогов, которая входит составной
частью в один из важных разделов работы
библиотеки – воспитание информационной
культуры. Библиотекарь должен научить
читателя ориентироваться в целом комплексе
источников, дать представление о всех
«ключах» к книжным богатствам библиотеки.
Для
того, чтобы читатели лучше представляли
себе связь между книгами на полке и отражением
их в алфавитном каталоге, необходимо
проводить практические занятия. Они помогают
понять, что АК отвечает на вопрос о том,
какие книги по различным отраслям знания,
а также какие художественные произведения
имеются в библиотеке. Также в библиотеке
целесообразно проводить беседы с читателем,
которые можно построить в форме вопросов-ответов.
Например: «Как быть, если нужной книги
не оказалось на полке?», «Какие издания
на эту тему, кроме найденных на полке,
еще имеются в библиотеке?». В ходе беседы
читатели узнают, что такое «Ключ»— алфавитно-предметный
указатель (АПУ) к алфавитному каталогу,
как пользоваться каталогом (указателем)
заглавий произведений художественной
литературы, картотеками, универсальными, тематическими
Читателей
надо направлять к каталогам всегда, но
особенно, же в тех случаях, когда они хотят
узнать, какие книги написал тот или иной
автор, какие книги по определенному вопросу
есть в библиотеке; перебирая книги на
полке, исчерпывающего ответа на эти
Предложенные
рекомендации помогут в улучшении качества
алфавитного каталога, не только центральная
районная библиотека с.Дзержинского, но
также могут быть использованными и другими
библиотеками. Работа в Центральной
Дзержинской библиотеки должна активизировать
мыслительную деятельность читателей,
вырабатывать потребность и умение самостоятельно
искать и приобретать новые знания. Ее
задача заключается в том, чтобы дать читателям
ключ к самообразованию, научить их пользоваться
книгой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наглядные и устные формы
Чем полнее
и лучше укомплектован фонд библиотеки,
тем шире возможность удовлетворить потребности
читателей. В тоже время большой объем
и богатство содержания фонда, с одной
стороны, с другой бесконечное разнообразие
запросов читателей, обращающихся в библиотеку,
настоятельно требуют разностороннего
раскрытия накопленных ею богатств.
Свойство алфавитного
каталога - простота работы с ним. Пользователю,
разыскивающему описания интересующих
его изданий, не обязательно ориентироваться
в системе классификации, без чего не обойтись
при использовании систематического каталога,
или уметь сформулировать предмет книги,
как этого требует обращение к предметному
каталогу. Знания основных библиографических
сведений о разыскиваемой книге вполне
достаточно для быстрого ее нахождения.
Даже в том случае, если пользователь не
располагает всеми необходимыми данными
о книге, он найдет ее с помощью вспомогательных
описаний и вспомогательных карточек.
Алфавитный каталог выполняет информационную,
поисковую и справочную функцию.
Алфавитный
каталог облегчает поиск нужной информации.
Читатели могут быстро найти нужное им
произведение или заинтересоваться другим.
Так же возможно узнать все произведения
интересующего автора.
Правильное оформление
каталога облегчает читателю ориентировку
в нем, способствует эффективному его
использованию и выполнению информационной,
поисковой и справочной функций. Алфавитные
каталоги ещё долго будут существовать
в карточной форме, большое внимание, поэтому
уделяется качеству оформления и расстановки
карточек. В ящике должны быть правильно
расставлены разделители, обозначение
каждого должно быть четким и ясным.
Это способствует быстрому поиску.
Паспортизация инструмент
управления качеством не только отдельных
каталогов , но и системой каталогов в
целом. Из паспорта каталога можно
узнать о состоянии каталога ,выяснить
степень его соответствия, требования
положения о каталоге. Результаты паспортизации
дают возможность организовать всю систему
информации о каталогах, подготовить высокоэффективные
пособия, позволяющие связать каталоги
и картотеки нескольких библиотек в единую
Наглядные и устные
формы рекламы обучения читателей,
формирование их информационной культуры
должно использоваться в комплексе.
Реклама библиотечной деятельности при
работе с читателями основана на творческом
потенциале библиотечных работников и
требует в большинстве случаев
Дзержинская центральная районная библиотека
в своей деятельности использует Государственные
стандарты, официальные документы по библиотечному делу, устав
По
данным, что были получены в библиотеке
можно сделать, вывод, что библиотека имеет
хороший справочно – библиографический
аппарат; высокую книгообеспеченость;
читаемость, в ней все предназначено для
пользователей и работников.
Алфавитный
каталог требует доработки. Нужно переделать
разделители, ведь некоторые уже совсем
старые и требуют замены. Также нужно проверить
расстановку и расположение разделителей
и самих карточек.
То есть провести работу по редактированию
алфавитного каталога рекомендации помогут
в улучшении качества алфавитного каталога,
не только центральной районной библиотеке
с.Дзержинского, но так же могут быть использованными
и другими библиотеками. Работа в Центральной
Дзержинской библиотеке должна активизировать
мыслительную деятельность читателей,
вырабатывать потребность и умение самостоятельно
искать и приобретать новые знания. Ее
задача заключается в том, чтобы дать читателям
ключ к самообразованию, научить их пользоваться книгой.
Практическая
значимость дипломной работы заключается
в рассмотрении теоретического аспекта
организаций алфавитного каталога, предложенных
рекомендациях по совершенствованию алфавитного
каталога библиотеки, которые могут быть
использованы не только библиотекой –
базой исследования, но и другими публичными
библиотеками.