Риторика - составная часть деловой культуры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Введение
«Риторика 1 (греч. techne rhetorike) – искусство красноречия, возникшее в Древней Греции. В античности живое слово имело гораздо большее значение, чем теперь, тем более что вла дение им было наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и политического успеха».
Риторика базируется на трех "китах": формальной логике, филологии и социальной психологии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
Основная часть:
Понятие и сущность деловой риторики………………………………………….. 4
Общие характеристики и особенности официально – делового стиля речи…………………………………………………………………………………………………...7
Культура речи в деловом общении……………………………………………….. 10
Использование средств выразительности в деловой речи…………….12
Заключение……………………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Этикет протокол.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

Кафедра:  отечественной истории и культурологи

Заочное отделение

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Деловой этикет и протокол»

на тему № 4 «Риторика - составная часть деловой культуры общения»

 

 

 

 

 

Выполнил  студент

1 курса экономического факультета

Заочного отделения

Специальность:

Бухучет, анализ и аудит (ссо)

 

Шифр

Оценка ________________________

Проверил:______________________

Дата: «_____»____________ 200_ г.

 

 

 

 

 

Ульяновск -2010г.




Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………………………  3

Основная часть:

  1. Понятие и сущность деловой риторики………………………………………….. 4
  2. Общие характеристики и особенности официально – делового стиля речи…………………………………………………………………………………………………...7
  3. Культура речи в деловом общении……………………………………………….. 10
  4. Использование средств выразительности в деловой речи…………….12

Заключение……………………………………………………………………………………………16

Список  использованной литературы…………………………………………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Риторика 1 (греч. techne rhetorike) – искусство красноречия, возникшее в Древней Греции. В античности живое слово имело гораздо большее значение, чем теперь, тем более что вла дение им было наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и политического успеха».

Риторика  базируется на трех "китах": формальной логике, филологии и социальной психологии.

Умение чётко и ясно выразить свои мысли, грамотно говорить, умение не только привлечь внимание своей  речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи своеобразная характеристика профессиональной пригодности  для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей, менеджеров, журналистов.

  Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги. Культура речи — это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.

В настоящее время важность риторики сложно недооценить. Она наиболее часто проявляется во многих сферах  деятельности современного человека –  будь то политические дебаты,  маркетинговые  акции или выступления перед  публикой различных деятелей науки  и искусства.

Вообще в любом нормальном культурном общении . даже в дружеской  всегда наиболее важно уметь  достаточно  правильно пользоваться средствами риторики, чтобы общение было наиболее продуктивным  . правильно понятым и с информационной и с эмоциональной точки зрения.

 

 

 


  1. Л.О.Буторина, С.И.Федорова, Е.В.Тозонова, Н.Е.Гердт, Т.Г.Алексеева Учебное пособие по курсу «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ПРОТОКОЛ», стр 47

 

Понятие и сущность деловой риторики.

Деловая риторика является прикладным направлением общей риторики, направлением, ориентированном на оснащение  бизнесменов и менеджеров правилами  правильного обращения со словом, его технологического использования.

Исследователи в области  культуры речи предлагают закрепить  за термином риторика два смысла — узкий и широкий. В узком понимании риторика — это ораторское искусство. В широком смысле риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации. С этой точки зрения предметом современной риторики может быть не только ораторская (публичная речь), но и различные виды диалога, дискуссия, полемика, дебаты, беседы, переговоры, телефонные разговоры и др., т.е. различные виды речевой коммуникации, в том числе и деловая риторика.

Деловая риторика — искусство произнесения убедительной и эффективной речи в различных ситуациях делового общения. Наше время - время активных, предприимчивых, деловых людей. Это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Деловая риторика, прежде всего, предполагает учет факторов, существенно  влияющих на коммуникационное общение. Первый такой фактор - это учет состава  аудитории, т.е. то, что, характеризует  ее культурно-образовательные, национальные, возрастные и профессиональные особенности.

Второй фактор предполагает учет содержания и характера самого выступления. Здесь недопустим авторитарный тон, безапелляционность высказываний. Необходимо проявлять доверие к  людям, советоваться с ними в процессе выступления.

Третий фактор требует  объективной самооценки докладчиком  своих личностно-деловых качеств, компетенции в тех вопросах, с  которыми он выступает перед людьми. Важно не переоценивать и не занижать свою подготовленность.

Условно выделяют следующие  виды коммуникационного общения: "менторский" - поучительно назидательный; "одухотворяющий" — возвышающий людей, вселяющий в них веру в свои духовные силы и личностные качества; "конфронтационный" — вызывающий у людей желание возражать, не соглашаться; "информационный" - ориентированный на передачу слушателям определенных сведений, восстановление в их памяти каких-либо сведений.

Бизнесменам и менеджерам надо стремиться всячески, избегать менторского  тона при общении, а также остерегаться, чтобы с профессиональными успехами у них в голосе не появились  поучительно назидательные нотки. Никакой позы, никакого проявления своего интеллектуального превосходства  над людьми, игнорирования их реакции  на излагаемую информацию.

"Информационная манера" общения у бизнесменов и менеджеров  популярностью не пользуется. Они  чаще всего прибегают к "одухотворяющей  манере" общения. В отдельных  случаях они используют "конфронтационную  манеру" общения. Обычно эта  манера находит свое применение  как прием активизации внимания  людей, втягивания их в обсуждение  проблемы.

В деловой риторике используются следующие психолого-дидактические  принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, экспрессивность  и интенсивность.

Используя принцип доступности, необходимо учитывать культурно-образовательный  уровень слушателей, их жизненный  и производственный опыт. Никогда  не следует забывать, что многие люди слышат то, что хотят слышать. Отсюда необходимость принимать  во внимание эмоционально-психологическое  расслоение каждой аудитории. Для повышения  доступности весьма эффективен прием, заключающийся в сообщении малоизвестной  информации (новизна и оригинальность), а также в сочетании разнохарактерных сведений и их достоверности.

Принцип ассоциативности  связан с вызовом сопереживаний  и размышлений у слушателей путем  обращения к их эмоциональной  и рациональной памяти. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогия, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

Экспрессивность выражается в эмоционально напряженной речи выступающего, его мимике, жестах и  позе, свидетельствующих о полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризуется  темпом подачи информации выступающим. Различная информация и разные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темперамент людей, их подготовленность к восприятию конкретного  вида информации. В связи с этим важны: умение выступающего ориентироваться  в настроении аудитории; способность  аудитории работать в определенном информационном клише; умение выступающего предлагать аудитории необходимый  скоростной режим усвоения информации.

Я считаю что не зависимо от сферы профессиональной деятельности современного человека, ему всегда необходимо иметь представление  о вышеперечисленных  принципах  делового общения и уметь достаточно   владеть основами деловой риторики для   достижения наибольшей эффективности  в работе с людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика и особенности официально – делового стиля речи.

Официально-деловой стиль  – это стиль, который обслуживает  правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых  бумаг и писем в государственных  учреждениях, суде,  а также в  разных видах делового устного общения.

Среди книжных стилей  официально-деловой стиль выделяется относительной устойчивостью и  замкнутостью. С течением времени  он, естественно, подвергается некоторым  изменениям, но многие его черты: исторически  сложившиеся жанры, специфическая  лексика, морфология, синтаксические обороты  – придают ему в целом консервативный характер.

Для официально-делового стиля  характерны сухость, отсутствие эмоционально окрашенных слов, сжатость, компактность изложения.

В официальных бумагах  набор используемых языковых средств  заранее задан. Самая яркая черта  официально-делового стиля – это  языковые штампы, или так называемые клише (франц. clich). От документа не ждут, чтобы в нем проявилась индивидуальность его автора, наоборот, чем более  клиширован документ, тем удобнее  им пользоваться (примеры клише см. ниже)

Официально-деловой стиль  – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных  актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль  в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним  относятся:

1) точность, исключающая  возможность инотолкований;

2) языковой стандарт.

3) Предельная информативность делового текста

Все это  находит своё отражение в стремлении пишущего к максимально сдержанному характеру изложения, а, следовательно, к использованию стилистически нейтральных элементов. Это исключает возможность употребления в текстах деловой речи эмоционально окрашенных языковых средств, определяет и требование однозначности, характерное для деловой речи, что, в свою очередь, предопределяет использование терминов или терминированных специальных средств языка. А требование логичности и аргументированности изложения в области синтаксиса деловой речи объясняет обилие сложных конструкций (сложноподчинённых предложений с союзами, передающими логические отношения – придаточные причины, следствия, условия и т.д.).

Лексическая (словарная) система  официально-делового стиля, кроме общекнижных  и нейтральных слов, включает:

1) языковые штампы (канцеляризмы, клише): ставить вопрос, на основании  решения, входящие-исходящие документы,  контроль за исполнением возложить,  по истечении срока.

2) профессиональную терминологию: недоимка, алиби, черный нал, теневой  бизнес;

3) архаизмы: оным удостоверяю,  сей документ.

В официально-деловом стиле  недопустимо употребление многозначных слов, а также слов в переносных значениях, а синонимы употребляются  крайне редко и, как правило, принадлежат  одному стилю: снабжение = поставка = обеспечение, платежеспособность = кредитоспособность, износ = амортизация, ассигнование = субсидирование и др.

Официально-деловая речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, вследствие чего ее лексика предельно  обобщена. В официальном документе  предпочтение отдается родовым понятиям, например: прибыть (вместо приехать, прилететь, прийти и т.д.), транспортное средство (вместо автобус, самолет, "Жигули" и т. д.), населенный пункт (вместо деревня, город, село и т.д.) и др.

Большую роль в деловом  общении имеют особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разрабо танные правила речевого поведения, система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего, относится к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнёров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.

В заключение отметим, что  дипломатический подстиль наиболее "открытый" из всех подстилей деловой  речи, он ближе других разновидностей официально-делового стиля соприкасается  с политикой и публицистикой, и это обусловливает его языковое и стилистическое своеобразие.

 

Велика сила слова в  дипломатии, в ее власти над международными событиями (как велика роль слова  в официально-деловом стиле вообще). Демосфен (384–322 г. до н.э., древнегреческий оратор) говорил: "Послы не имеют ни кораблей, ни тяжелой артиллерии, ни крепостей. Их оружие – слова и благоприятные возможности".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура речи в деловом общении.

В основе коммуникативной  культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные  с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Информация о работе Риторика - составная часть деловой культуры общения