Риторика - составная часть деловой культуры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:31, контрольная работа

Краткое описание

Введение
«Риторика 1 (греч. techne rhetorike) – искусство красноречия, возникшее в Древней Греции. В античности живое слово имело гораздо большее значение, чем теперь, тем более что вла дение им было наиболее действенным способом достижения авторитета в обществе и политического успеха».
Риторика базируется на трех "китах": формальной логике, филологии и социальной психологии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
Основная часть:
Понятие и сущность деловой риторики………………………………………….. 4
Общие характеристики и особенности официально – делового стиля речи…………………………………………………………………………………………………...7
Культура речи в деловом общении……………………………………………….. 10
Использование средств выразительности в деловой речи…………….12
Заключение……………………………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Этикет протокол.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

Вежливость — это выражение  уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся  в приветствиях и пожеланиях, в  интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией.

Корректность — умение держать себя в рамках приличия в  любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение  в спорах, когда появляются новые  конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность — также одно из важных составляющих коммуникативной  культуры. Чувство такта — это  прежде всего чувство меры, чувство  границ в общении, превышение которых  может обидеть человека, поставить  его в неловкое положение. Бестактными  могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т.д.

Скромность в общении  означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет  большое значение для успеха деловых  отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности  дела вести трудно. Неточность нередко  граничит с аморальным поведением —  обманом, ложью.

Предупредительность — это  стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств  и неприятностей.

Не менее важными составляющими  коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся  к речевой деятельности, т.е. культура речи. В речевой деятельности можно  выделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную.

Содержательная сторона  речи характеризуется богатством, значительностью  и доказательностью мыслей. Выразительность  речи связана с ее эмоциональной  окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона  речевой деятельности состоит во влиянии ее на мысли, чувства и  волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную  и побудительную стороны, зависит  степень восприятия речи слушателями.

Показателями культуры речи в деловом общении являются: -словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы); -словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает); -произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект); -грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами); -стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений)

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего  мира и деловой среды позволяют  говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры.

  1. Использование средств выразительности в деловой речи.

Существуют определенные средства, позволяющие сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной. Эти средства направлены на то, чтобы аудитория не теряла интереса к выступлению и не оставалась при этом на уровне пассивного восприятия услышанного, а почувствовала сопричастность с тем, о чем говорит выступающий.  Установлению подобного контакта оратора со слушателями способствуют, в первую очередь, интересная тема выступления и его продуманная смысловая структуризация. Однако, даже если достаточно официальный, деловой доклад не будет подкреплен умением оратора воплотить хорошо подготовленный с точки зрения логики текст в живую, немонотонную речь, активность восприятия слушателями смысла выступления явно снизится, и его цель будет достигнута не полностью.

Для повышения средств  выразительности деловой речи можно  использовать следующие средства:

  • Варьирование тональностью выступления.   В практике выделяют несколько разновидностей тональности выступления. Она может быть: мажорной, минорной, торжественной, упрекающей, предупреждающей, просящей, шутливой, строгой. Варьирование тональностью зависит от общей тематики и направленности выступления, смыслового акцента, падающего на его различные структурные части. Тональность выступления обусловлена и составом аудитории (например, возрастным или должностным), ее общим настроем на восприятие речи. Выбор той или иной тональности в процессе выступления служит более яркому раскрытию основной мысли, заложенной оратором в различные части или в выступление в целом.
  • Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, произносимое с трибуны, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу выступления. Одни части доклада можно рассматривать в качестве его основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений. Восприятие доклада будет более осознанным, его смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления оратор отделяет главные мысли от вспомогательных высказываний и разъяснений. Для этого следует использовать такие речевые элементы, как короткие паузы (не нарушающие, однако, общего хода выступления), менять темп речи, высоту голоса и т.п. Слушатели более естественно воспринимают основные мысли, произносимые в относительно медленном темпе, и вспомогательные суждения (комментарии, разъяснения) — в несколько ускоренном. Аналогично наиболее важные моменты выступления целесообразно представлять более громким, твердым голосом.

К средствам выразительности  деловой речи относятся и некоторые  стилистические формы. Среди них  можно выделить семь.

1. Постановка в ходе выступления риторических вопросов. Традиционно к риторическим относят вопросы, заранее предполагающие определенный ответ (как правило, да или нет). Нельзя сказать, что риторические вопросы несут глубокую смысловую нагрузку. Их использование в письменной работе, за редкими исключениями, вряд ли оправданно. Но по ходу устного выступления применение риторических вопросов позволяет наладить необходимый контакт с аудиторией, побуждает слушателей к более активному восприятию речи, вызывает чувство сопричастности с говорящим. Конечно, в данном случае оратору не должно изменять чувство меры, иначе речь превратится в пустопорожнее произнесение общих фраз.

2. Использование  форм диалога. Постановку риторических вопросов в определенной степени можно считать формой диалога. Другие варианты этой стилистической формы речи, как и в предыдущем случае, способствуют установлению контакта выступающего с аудиторией, заставляют слушателей (иногда даже неосознанно) включиться в мыслительный процесс, сопровождающий произносимые оратором слова. Подобный эффект достигается вследствие обращений выступающего к аудитории. Эти обращения, как правило, облекаются в форму нейтральных фраз, позволяющих тем не менее повысить роль слушателей в обеспечении общей благоприятной канвы выступления, поднять их заинтересованность в его восприятии. Обращения говорящего к аудитории могут быть как общими, т. е. направленными ко всем слушателям одновременно, так и персональными, т.е. обращенными к определенной части аудитории. Использование форм диалога не должно превращать выступление в дискуссию (если такая цель не ставилась изначально). Поэтому обращения к аудитории должны предполагать лишь мыслительную или краткую словесную реакцию с ее стороны.

3. Призыв к действиям. Сопричастности слушателей с говорящим, их заинтересованности в восприятии слов, произносимых с трибуны, в немалой степени способствует обращенный к аудитории призыв к взаимодействию и сотрудничеству по решению поставленных в речи оратора проблем.Даже если такие обращения направлены лишь к определенной части слушателей (например, к представителям конкретной организации или какого-либо ее подразделения), они вызывают интерес к сути высказываний и предложений.

4. Включение образных  сравнений, поговорок и других  форм. Если позволяет время, отведенное на выступление, включение в канву доклада образных сравнений, пословиц, поговорок, метафор и других выразительных форм вполне оправданно. Оно позволяет несколько разрядить напряженную деловую атмосферу (что вполне допустимо), подсознательно сконцентрировать внимание слушателей вокруг тех или иных элементов выступления.

5. Использование  примеров. Роль примеров как стилистической формы выразительности речи аналогична воздействию образных сравнений и поговорок. Примеры могут быть представлены в форме конкретных ситуаций, подтверждающих те или иные положения доклада.

Иногда ораторы прибегают  к так называемой форме косвенных  примеров. Подобными косвенными примерами  могут быть фрагменты литературно-художественных произведений, кинофильмов, спектаклей (желательно достаточно известных).

К косвенным примерам можно  отнести анекдоты, случаи из жизни  известных людей и т.п. Однако излишнее или неумелое применение косвенных  примеров (отчасти и непосредственных описаний производственных ситуаций) ведет к нарушению общей структуры  выступления, уводит слушателей от четкого  восприятия его сути, может способствовать тому, что оратор просто не успеет в  отведенное время раскрыть и донести  главные положения и мысли.

6. Применение повторов. Для акцентирования внимания слушателей на какой-либо важной мысли, конкретной информации (выраженной, например, в цифровой форме) выступающий может применить такой достаточно распространенный в риторике прием, как повторы. Как способом повышения выразительности речи, повторами также не следует злоупотреблять, а количество повторов одной фразы (или иного элемента речи) не доводить до абсурда.

7. Демонстрация  заинтересованности и убежденности. Наверняка каждый из нас может подтвердить, что общее настроение выступающего, его отношение к тому, что он говорит, передается аудитории.

Знание этих правил позволяет  человеку подать свое выступление в  более выгодном свете — как  с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки  зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение темы данной контрольной  работы помогло мне  лучше  понять и разобраться  во многих основных и наиболее важных  вопросах современной  риторики  и ее применения в аспектах делового профессионального общения. 

В частности:

-  помогло иметь более  богатое представление об особенностях  официально – делового стиля  речи,

-  уметь применять словосочетания и выражения в устной и письменной речи  более точно и стилистически правильно в соответствии с нормами официально – делового стиля, глубже понимать морально – этические и культурные аспекты речи,  общепринятые корректные формы  общения,  нравственные требования к современному культурному общению.

 Более подробное изучение  средств выразительности речи  при деловом общении и  позволило  быть более подготовленным  и  уметь лучше донести  информацию  до слушателей  как при выступлении  перед аудиторией, так и в обычном  рабочем деловом общении  с  сотрудниками,  подчиненными   и руководителями.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для  студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 431 с
  2. Л.О.Буторина, С.И.Федорова, Е.В.Тозонова, Н.Е.Гердт, Т.Г.Алексеева Учебное пособие по курсу «ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ И ПРОТОКОЛ»
  3. http://www.ethique.ru/busines-rhetoric   -  «Ваш имидж /Риторика»
  4. http://www.dofa.ru/open/book/1_russ/u32.htm - «Официально - деловой стиль речи».
  5. http://www.elitarium.ru/2007/09/14/kultura_delovogo_obshhenija.html - «Корпоративная культура делового общения»

 

 


Информация о работе Риторика - составная часть деловой культуры общения