Алфавитный каталог как составная часть справочно–библиографического аппарата библиотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определение значимости и роли алфавитного каталога в поисках информации.
Задачи исследования:
 рассмотреть библиографическое описание документов как основу организации алфавитного каталога;
 выявить значение и поисковые функции алфавитного каталога;
 изучить методику организации алфавитного каталога;
 определить использование видов описания и карточек в алфавитном каталоге;
 показать внутреннее и внешнее оформление алфавитного каталога;
 ознакомиться с паспортом алфавитного каталога;
 рассмотреть виды и формы рекламы алфавитного каталога;
 обобщить опыт работы библиотеки по организации алфавитного каталога;
 выполнить анализ алфавитного каталога Дзержинской районной библиотеки;
выработать рекомендации библиотеке по совершенствованию алфавитного каталога.

Оглавление

Введение
Глава 1 Алфавитный каталог как составная часть справочно – библиографического аппарата библиотеки
1.1 Библиографическое описание документов как основа организации алфавитного каталога
1.2 Значение и поисковые функция алфавитного каталога
1.3 Методика организации алфавитного каталога
1.4 Реклама алфавитного каталога
Глава 2 Опыт работы районной библиотеке с. Дзержинского МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Дзержинского района Красноярского края по организации алфавитного каталога
2.1 Характеристика библиотеки – база исследования
2.2 Анализ алфавитного каталога
2.3 Рекомендации библиотеке по улучшению качества алфавитного каталога
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 1.03 Мб (Скачать)

1.4 Реклама алфавитного каталога 

В современной библиотеке каталоги – основа любой библиотечной деятельности, и поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Они играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших библиотечных функций. 
Распространение справочных сведений о составе, размещении, структуре, содержании, правилах пользования каталогами – одно из направлений деятельности библиотеки [32]. 
           В зависимости от профиля и масштаба библиотеки, характера запросов читателей, их возрастных особенностей, состояния СБА используются различные виды и формы рекламы каталогов и обучения читателей пользоваться ими.Существуют наглядные и устные формы рекламы каталогов. 
Наглядные формы рекламы каталогов могут быть печатными или рукописными. Печатные формы выполняются типографским способом или средствами малой полиграфии. 
         К наглядным формам рекламы относятся стенды, плакаты, памятки, путеводители по каталогам, листовки, альбомы, закладки, буклеты. Познакомить читателя с правилами пользования каталогом могут памятки или путеводители по каталогам. Памятки, путеводители, листовки кладут рядом с каталогом, чтобы читатели могли самостоятельно поработать с ними. 
        Рекламные каталоги, как правило, издают крупные библиотеки, экспонирующие у себя уникальные собрания книг или картин местных художников, работ мастеров прикладного искусства. Обычно перечню книг или произведений искусства предшествует краткий обзор деятельности издательства или конкретного автора экспозиции. Перечень изданий или художественных работ выпускают в виде сброшюрованной книжицы. Ее вкладывают в обложку цветную или черно-белую с изображением логотипа библиотеки, символики издательства, выставки или фотографий художников или мастеров – участников выставки.При разработке средств наглядной информации принимаются во внимание два наиболее важных аспекта: размещение и содержание. Замечено, что перегрузка интерьеров библиотеки средствами наглядной информации вызывает обратный эффект: читатель просто проходит мимо, не обращая внимания на огромное количество разнородной бессистемной информации. Поэтому, следует исходить из того, что информация должна быть размещена там, где у читателя возникает соответствующая потребность в ней. В тех случаях, когда администрация библиотеки сомневается в правильности предлагаемого решения, можно обратиться к самим читателям: провести опрос, предложить на выбор несколько возможных вариантов [33, c 88]. 
              У входа в зал каталогов должны быть размещены следующие информационные средства таким образом, чтобы оказаться в поле зрения читателя:

  • план помещения (зала каталогов) с показанными на нем каталогами и картотеками. Полезно каждый каталог (картотеку) выделить определенным цветом. Этот же цвет применить в качестве фона на этикетках или номерах каталожных ящиков. План должен быть «привязан к местности» – это просто сделать, если показать на нем окна, отметив точку «Вы находитесь здесь».
  • полный список всех каталогов и картотек библиотеки с указанием наименования отдела, в котором они находятся, комнаты, этажи.

Над каталогами должны размещаться табло с наименованиями. Каждый каталог, картотека снабжаются плакатом с краткой характеристикой в объеме основных вопросов паспорта: год основания, отражение фондов, способ группировки, особенности расстановки карточек и т.п.), здесь же размещается увеличенный макет каталожной карточки с помощью стрелок на внешних полях можно показать все элементы БЗ, т.е. из них, которые должны быть вписаны в требовательный листок читателем, отмечаются цветом. Для основных каталогов разработаны алгоритмы поиска. Эти наглядные пособия обычно дополняются информацией, отражающей специфику библиотеки: например, собственную систему кодированных обозначений отделов, фондов, шифров хранения документов, этой информацией должен владеть читатель [34]. 
         Рядом с алфавитным каталогом обязательно размещается плакат с русским и латинским алфавитом. Не стоит размещать полезную для читателей информацию о каталогах на поверхности столов в зале каталогов. В крайнем случае, будет уместна памятка «как заполнить требование». Средства наглядной информации должны обновляться, пересматриваться, дополняться. 
          Печатные издания о системе каталогов и отдельных каталогах, могут содержать гораздо больше содержательной информации, чем наглядные средства. Такие издания в виде закладок, листовок, памяток предлагаются читателям бесплатно как в зале каталогов, так и в других помещениях библиотеки. 
          Обучение читателей умению пользоваться каталогами проходят, обычно в устных формах. К ним относятся: беседы; библиографическиеконсультации, библиографические КВН, библиографические уроки( урок библиографической грамотности), лекции, семинары, экскурсии. 
          Термин «пропаганда» (означающий распространение каких-либо знаний, информации) уместен в тех случаях, когда речь идет о мероприятиях в помещении библиотеки, в то время как за ее пределами можно говорить о рекламе. Под пропагандой каталогов понимается углубленное разъяснение знаний о библиотечных каталогах, обычно в рамках мероприятий, связанных с системой пропаганды библиотечно-библиографических знаний среди читателей. Пропаганда каталогов может быть индивидуальной (когда речь идет о беседе сотрудника библиотеки с читателем) и групповой массовой. В последнем случае можно говорить об организованных формах пропаганды: мероприятия планируются заранее и рассчитываются на конкретную аудиторию[ 9, c 447 ]. 
         Беседы подразделяют на индивидуальные и групповые:

  • беседа при записи в библиотеку;
  • беседа о рекомендуемой книге.

Когда читатель записывается в библиотеку, проводятся индивидуальные беседы. В этой беседе показывается значение библиотеки при самостоятельном выбора книг, содержание фонда, его отраслевая характеристика. 
При индивидуальной беседе необходимо учитывать интересы читателей. Индивидуальная беседа может привлечь внимание других читателей и таким образом она может перейти в групповую. 
Беседы, как групповые, так и индивидуальные необходимо сочетать с практическими занятиями. 
          Там, где речь идет об обслуживании читателей, не должна быть упущена ни одна мелочь. Любая неудовлетворенность читателей правильно переносится на оценку деятельности библиотеки в целом. 
Авдонина Н.А. указывает, что в работе с читателями активно используются индивидуальные консультации. 
Библиографическая консультация – проводится с целью оказания помощи читателю в получении навыков поиска информации в алфавитный каталог, позволяет повысить информационную культуру. Помогает освоить поиск документов по каталогу и полке [1, с 50 - 51] . 
           Библиотечный урок –это учебное занятие, одна из форм овладения информационной культурой в использовании алфавитного каталога. Они помогают детям и взрослым конкретизировать полученное в рамках урока знания, активизируют посещения библиотек и использование каталогов [17, с. 220] . 
Библиографический КВН – игра – урок в виде команд. Цель научить читателей ориентироваться в справочниках, литературе, энциклопедиях, каталогах, быстро подбирать нужную информацию. [ 17, с 220.] 
           Проводятся так же информационные семинары «Поиск информации в библиотеке». [8, с. 220] 
           Библиотечная экскурсия – это групповая форма устной рекламы алфавитного каталога. Проводя ее в библиотеке, нужно знакомить читателей с правилами пользованиями библиотекой; расстановкой фонда; справочно – библиографическим аппаратом библиотеки; правилами поиска информации по алфавитному каталогу. [ 1, с. 50 – 51] 
           Проводя беседу или обзор литературы нужно обратить внимание читателя на то, что дополнительная литература по теме обзора или беседы можно найти в соответствующим разделе каталога. 
          Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что наглядные и устные формы обучения читателей, формирование их информационной культуры должно использоваться в комплексе. Реклама библиотечной деятельности при работе с читателями основана на творческом потенциале библиотечных работников и требует в большинстве случаев индивидуального подхода к каждому читателю. 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ОПЫТ РАБОТЫ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ МБУК «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА» ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ АЛФАВИТНОГО КАТАЛОГА 

2.1 Характеристика библиотеки – базы исследования 

Муниципальное  бюджетное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотечная система» Дзержинского района Красноярского края. Находится по адресу с. Дзержинское, ул. Горького, 104.  
        Центральная Дзержинская библиотека имеет свои цели и задачи, а так же приоритетные направления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
        Цель - удовлетворение потребностей населения в духовном и интеллектуальном росте, самопознание, самообразование, интеграция детей и взрослых в социально – культурную среду общества через чтение, обеспечение равного доступа к информации.  
    Задачи :

  • определить роль библиотек района в жизни детей и взрослых и роль библиотекаря в руководстве чтением;
  • выявить соотношение обязательного и досугового чтения;
  • выявить интересы подрастающего поколения в чтении;
  • определить место библиотеки в системе источников информирования и удовлетворения читательских запросов населения;
  • побудить у пользователей желание помочь библиотеке;
  • повышение роли библиотеки как центр общественной жизни района;
  • выявление потенциальных пользователей[26, c 7].

Приоритетные направления:

  • пропаганда книги и расширение кругозора читателя;
  • удовлетворение информационных потребностей;
  • освоение новых информационных технологий: участие библиотеки в нравственном оздоровлении общества;
  • патриотическое воспитание;
  • краеведенье;
  • эстетическое просвещение, пропаганда произведений искусства, художественная литература;
  • экологическое просвещение [26, c 4].

         Как и все организации, библиотека в своей работе руководствуется следующими документами:

  • Устав библиотеки;
  • Положение о библиотеке;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • Положение об отделе обслуживания;
  • Положение о краеведческой кафедре;
  • Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотечная система» Дзержинского района Красноярского края;
  • Коллективный договор  МБУК «Межпоселенческая библиотечная система» Дзержинского района Красноярского края на 2012 – 2015г [3, c 44].

В МБУК ЦБС Дзержинской библиотеке работает 36 человек с сельскими библиотеками и 14 человек именно в библиотеке села Дзержинского. Должности, занимаемые в библиотеке:

  • Директор;
  • Заведующая методико – библиографическим отделом;
  • Заведующая отделом комплектования и обработки;
  • Заведующая отделом обслуживания;
  • Библиотекарь краеведенья;
  • Заведующая читальным залом;
  • Библиотекарь нестационарного обслуживания;
  • Библиотекарь молодежной кафедры;
  • Библиограф;
  • Редактор;
  • Системный администратор;
  • Бухгалтер;
  • Уборщик служебных помещений;
  • Сторож[26, c 9].

В зону обслуживание библиотеки входит  село Дзержинское и весь Дзержинский район.  На такую большую территорию помещения библиотеки рассчитаны, поэтому в библиотеке располагаются такие отделы:

      • Методика- библиографический отдел. Кабинет библиографии;
      • Отдел комплектования и обработки литературы. Кабинет редактора;
      • Отдел обслуживания. Кабинет библиотекаря краеведа, библиотекарь молодежной кафедры, отдел читального зала, кафедра организации использования единого фонда, библиотекарь передвижного фонда[3, c  88] .

Информация о работе Алфавитный каталог как составная часть справочно–библиографического аппарата библиотеки