Педагогика народно-сценического танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека. Цель исследования: На основе анализа аспектов сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
1.1. Анализ основных понятий, относящихся к традициям национальной хореографической культуры
1.2. Возрастные особенности детей 12-15 лет
1.3. Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
2.1. Практические аспекты обучения народно-сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Педагогика нар-сцен танца..docx

— 117.44 Кб (Скачать)

     Для изучения уровня сформированности художественно-эстетического  вкуса была составлена анкета для изучения художественно-эстетического вкуса (Приложение 1) и для участников занятий ритмикой и танцевальной студии для изучения их отношения к искусству и музыки танца (Приложение 2). Эти анкеты предъявлялись для участников эксперимента письменно. Предварительно проводилась краткая инструкция.

     Оценка  уровня сформированности художественно-эстетического  вкуса производилась следующим  образом. Ответы, где содержались  более трех вариантов правильных ответов, отражали высокий уровень  художественно-эстетического вкуса, 1-2 – средний уровень, ни одного – низкий.

     Оценочная деятельность произведений искусства  танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса. Нами выделялись пять уровней:

     1 уровень: самый высокий – дети называют произведения и исполнителей танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), и обосновывают свой выбор развернутым суждением;

     2 уровень: выше среднего - дети  называют произведения и исполнителей  танца или песни, относящихся к разным жанрам (включая народный), но не могут обосновывать свой выбор суждением;

     3 уровень: средний – выбирают  только популярные шлягеры и  хиты (или исполнителей), обосновывают свой выбор развернутым суждением;

     4 уровень: ниже среднего – выбирают  только популярные шлягеры и  хиты, (или исполнителей) но не  могут обосновывать свой выбор  суждением;

     5 уровень: низкий – не могут  назвать ни исполнителей танца  или песни, ни любимое произведение.

     Следующей целью диагностики, являлось выявление  уровня сформированности традиций национальной хореографической культуры ребенка.

     Оценочная деятельность различных произведений танцевального и музыкального искусства через индивидуальное отражение служило показателем сформированности традиций национальной хореографической культуры подростка.

     Сопоставив  уровень сформированности художественно-эстетического  вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка, мы доказывали роль обучения детей подросткового возраста народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.

     Мы  выделили 3 уровня сформированности художественно-эстетического  вкуса и традиций национальной хореографической культуры подростка:

     высокий – правильно оценивают предлагаемые произведения, обосновывают свой выбор развернутым суждением, правильно используют лексический материал, правильно трактуют сюжетную линию танца;

     средний – правильно оценивают предлагаемые произведения, но не могут обосновывать свой выбор развернутым суждением, лексический запас, используемый для характеристики традиций национальной хореографической культуры средний;

     низкий – не различают предлагаемые для анализа произведения, или не могут обосновывать свой выбор суждением, лексический запас минимален.

     Исходя  из анализа педагогической деятельности и выявленной проблемы, поставлена цель – с помощью анкетирования изучить роль обучения народно - сценического танца детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры и на основе опытно-экспериментального исследования показать эффективность занятий.

     Как уже отмечалось выше, нравственно-эстетическое воспитание предполагает формирование таких эстетических воззрений и ценностных установок, которые выражали бы потребность в разносторонней и целостной оценке явлений действительной жизни и искусства. Из анализа литературы мы выявили, что понятие художественно-эстетического вкуса включает в себя более широкое понятие оценки эстетической (способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «мне нравится»). Художественная оценка выносится только относительно произведения искусства.

     Таким образом, можно предположить, что  занятия народно-сценическим танцем оказывают более благоприятное  воздействие, чем занятия ритмикой или современными танцами, на формирование художественно-оценочной деятельности (вкуса), представляющего заключительное звено, итог процесса нравственно-эстетического восприятия.

     К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента занимающихся в студии танца ребят более старшего школьного возраста. На подростка оказывает больше влияние массовая молодежная культура. Занятия народно-сценическим танцем не являются показателем признания в среде одноклассников. Это приводит к определенному обеднению художественно-эстетического вкуса.

     Основной  целью нашего исследования стало  изучение отношения к искусству танца и музыки у детей, вовлеченных в танцевальную деятельность на занятиях народно-сценического танца и ритмикой.

     В ответах на первый и второй вопросы  анкеты (приложение 1) практически всем респондентам нравится музыка и танцевальное творчество (рис. 1). 

     

     Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Вам нравится смотреть танцевальные выступления народных коллективов  и слушать народную музыку?» 

     Далее, когда мы начинаем изучать уровень  сформированности художественно-эстетического  вкуса, мы видим, что дети, занимающиеся народно-сценическим танцем, наиболее информированы в вопросах искусства (рис. 2).

     На  диаграмме (рис.2) видно, что дети сопричастные в творческом процессе создания и исполнения народно-сценического танца имеют более широкий кругозор в области искусства танца и музыки, что вполне закономерно, обладают хорошим лексическим запасом, используемых для характеристики традиций национальной хореографической культуры. 

     

     Рис. 2. Динамика уровня сформированности художественно-эстетического вкуса в начале и в конце исследования

 

      И, наконец, следующим этапом нашего исследования стало оценка уровня формирования нравственно-эстетического вкуса. Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса (рис. 3).

     Для этого в вопросах анкеты были простые  вопросы: Назовите ваших любимых  исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения. А далее исследуемые дети должны были обосновать свой выбор.

     На  наш взгляд, оценку уровня сформированности художественно-эстетического вкуса можно выразить в оценочных суждениях и широтой музыкальных предпочтений. Чем человек больше знает жанров музыки, тем он более осознанно делает свое предпочтение. Давая развернутые ответы и комментарии к своим ответам, дети показывают не только художественно-эстетический вкус, но и нравственно-эстетическое сознание. Ответы на эти вопросы показали следующее (рис.3. Приложение 2).

     Диаграмма показывает, что у детей, вовлеченных  в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса. Таким образом, наша гипотеза роли обучения детей подросткового возраста народно-сценическим танцем, как важного фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры полностью подтвердилась. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы музыкального и хореографического (народно-сценического) жанра.

     Конечно, каждая образовательная область  вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

     Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

     Многие  авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого , воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.

     Ведь  на уроках народно–сценического танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.

     На  уроках танца можно научить детей  и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству  поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей. К сожалению, при всех позитивных результатах, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят более старшего школьного возраста.

 

      Заключение 

     1. В сегодняшней социальной ситуации  в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей русского народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.

     2. Возрастает ценность и значимость  деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

     3. Участие детей в творческом  процессе создания танца, особенно  на основе народных обычаев,  традиций, историй костюма является  мощным инструментом формирования  элементов этнического самосознания  и национальной культуры детей, поэтому предложенные формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важна в его практической деятельности.

     4. Проведенная опытно-экспериментальная  работа показала, что формирование элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным в процессе занятий народно-сценическим танцем.

     5. Сравнительный анализ показал,  обучение детей подросткового  возраста НСТ является важным  фактором сохранения и развития  традиций хореографической культуры, и опытно-экспериментальное исследование показало эффективность занятий, выбора адекватных методов и средств обучения.

 

      Список литературы 

1. Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.

2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. – М.: Москва-Воронеж, 1997. - С. 135-172.

4. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. – М.: Прикосновение, 2005. – С. 127.

5. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства / В.В. Ванслов. - М.: Искусство, 1963.

6. Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003. – С. 30-31

7. Васильцова В.Н. Народная педагогика / В.Н. Васильцова — М.: Школа-Пресс, 1996.

8. Вохрышева М.Г. Современные тенденции развития вуза культуры и искусств / М.Г. Вохрышева // Культура XXI века: Материалы научной конференции, посвященной 35-летию СГАКИ, 30-31 мая 2006 года. – Самара, Чт.1. – С.8-12.

Информация о работе Педагогика народно-сценического танца