1. Этапы развития
педагогической науки
Предваряя
знакомство с каким-либо новым
словом, понятием, явлением, необходимо
выяснить значение, этимологию этого
словообразования. Термин «педагогика»
образовался от греческих слов
paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом,
дословный перевод paidagogike означает «детовождение».
Постепенно слово «педагогика» стало
обозначать искусство «вести ребенка
по жизни», т. е. воспитывать и обучать,
направлять его духовное и физическое
развитие. Таким образом, во всех изданиях
справочного, научного и учебного характера
педагогика рассматривается как наука
о воспитании и обучении, но не только.
Более подробное определение педагогики
нам предстоит вывести чуть позже, а пока
интересно проследить историческое развитие
и становление педагогики, как на протяжении
веков менялось значение и отношение к
воспитанию, образованию, какие цели преследуются
и средства применяются.
Педагогика
– очень интересная наука.
Интересна история ее развития,
становления, с ошибками, заблуждениями,
драматическими судьбами, с прозрениями
и открытиями, а также заслуживает
отдельного внимания предмет
изучения педагогики. Развитие общества,
потребность в образовании и
воспитании привели к тому, что
создавались специальные воспитательные
и учебные заведения, которые
отвечали за осмысление теоретических
знаний, опыта обучения и внедрение
в процесс воспитания. Все это
привело к тому, что педагогика
как наука сформировалась и
обособилась в отдельную отрасль.
Именно поэтому
в определенный момент развития
цивилизации, когда получили развитие
производство и наука, это было
в поздний период рабовладельческого
строя, образование превратилось
в определенный институт воспитания,
появились воспитательные учреждения,
специалисты, главной задачей
которых стало воспитание и
обучение детей. Такие школы
появились в Древнем Египте, в
странах Ближнего Востока, Древней
Греции. Необходимо добавить, что
уже в древнем мире некоторые
ученые умы осознавали значение
воспитания и передачи положительного
опыта поколениям. Даже в Библии
есть указания на педагогическую
и образовательную деятельность.
Так, царь Соломон в своих
высказываниях делал акцент на
воспитательной роли отцов, которые
должны были позаботиться об
обучении своих сыновей в том
или ином труде. Постепенно, усложняясь
и расширяясь, воспитание стало
развиваться более интенсивно
и эффективно. Сначала это происходило
в сфере философии.
Уже в трудах
древнегреческих философов – Гераклита
(530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV
в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347
гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.)
и др. – содержалось немало глубоких мыслей
по вопросам воспитания. Итак, исторические
этапы развития педагогики.
Первобытно-общинный
строй
На заре
цивилизации в первобытно-общинном
строе цель воспитания состояла в приобретении
жизненного опыта и трудовых умений и
навыков.
Поскольку
было развито животноводство
и земледелие, то, соответственно, детей
учили ухаживать за животными
и выращивать растения. Девочки
помогали женщинам готовить пищу,
делать одежду, посуду. Вместе с
отцами сыновья учились охоте
и рыбной ловле, учились бороться.
Образ жизни первобытного человека
был тесно связан с природой,
поэтому существовало много обрядов,
традиций, языческих праздников, в
которые посвящали и детей.
Дети должны были знать историю рода, обычаи
и т. д. Детей учили участвовать в праздниках,
играх, обрядах, а также они изучали устное
народное творчество: сказки, песни, предания
и др. Воспитание в этот период было тесно
связано с бытом, и человек еще не был способен
выделить этот предмет в отдельную отрасль
науки.
Античная
Греция (Спарта и Афины)
Вследствие
того что Спарта – это город,
где главенствующую роль играл
спорт, то и целью воспитательного
и педагогического процесса считалось
воспитание и подготовка мужественных
и выносливых воинов, которые
позже могли стать рабовладельцами.
В Спарте
готовили воинов, поэтому занимались
воспитанием мальчиков в специализированных
учреждениях. Мальчики в 7 лет
забирались из семьи, подготовка
состояла из военно-физической
тренировки: необходимо было научиться
быстро бегать, прыгать, бороться,
метать диск и копье, быть
неприхотливыми в еде, не бояться
темноты, легко переносить трудности,
голод, жажду и другие неудобства.
Самое главное, чему учили мальчиков,
– беспрекословно подчиняться
старшим, уметь четко и кратко
отвечать на вопросы. С 18 до
20 лет юноши проходили специальную
военную подготовку, а затем зачислялись
в войско. Основная направленность
воспитания в Спарте – презрение
к рабам и физическому труду
и восхваление спортивных достижений.
Девочки воспитывались
дома, но, так же как и мальчики, должны
были быть физически развитыми, подготовленными
к управлению рабами. Образование ограничивалось
обучением письму и счету. Так же как и
мужчины, девушки участвовали в спортивных
состязаниях и празднествах. В то время,
когда мужчины-воины участвовали в военных
действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам
приходилось самим охранять свое жилище
и свой город, а также держать рабов в строгом
подчинении.
Афины
В отличие
от Спарты, целью воспитания в
Афинах становится умственное, нравственное,
эстетическое и физическое развитие
человека, поскольку считался идеальным
тот, кто прекрасен и в физическом,
и в нравственном отношении.
До 7 лет все дети воспитывались
в семье. Огромное внимание
уделялось физическому развитию
детей. Чтобы дети развивались
умственно, им читали сказки, литературные
произведения, играли с ними, слушали
музыку. Дети с малых лет участвовали
в торжествах, праздниках, спортивных
состязаниях, учились играть на
музыкальных инструментах. Одним
словом, развитие детей отличалось
эмоциональной направленностью,
а воспитание носило эстетический
характер. Сначала в школе грамматиста
дети обучались чтению, письму
и счету, затем в школе кифариста
учились литературе и здесь специально
получали эстетическое воспитание – учились
петь, декламировать, играть на музыкальных
инструментах. Следующий этап обучения
– палестра, где подростки овладевали
пятиборьем (бег, борьба, метание копья
и диска, плавание), занимались спортом,
а также беседовали на нравственные и
политические темы с наиболее уважаемыми
гражданами.
Для богатых
рабовладельцев Афин существовали
гимназии – школы, где изучались
такие науки, как философия,
литература, управление государством.
С 18 лет в течение двух лет
юноши, так же как и в Спарте,
проходили военно-физическую подготовку.
Таким образом,
процесс поэтапного и разностороннего
обучения, воспитания и образования
был возможен и доступен только
детям состоятельного сословия.
Для остального бедного населения
– народа – образование заканчивалось
в палестре, рабы вообще не
имели права учиться, а образование
девушек было ограничено семейным
кругом.
Древний Рим
и Римская империя
В древнем
Риме существовала практика семейного
образования, когда все обучение
велось в стенах дома. Но, так же
как и в Афинах, характер образования зависел
от материального достатка и социального
положения семьи.
Учителя на
дому занимались с детьми богатых
и знатных родителей литературой.
Воспитание мальчиков и девочек
проводилось совместно до достижения
ими возраста 4–5 лет, затем
их разделяли. Воспитанием девочек
занимались матери, кормильцы, няни.
Главное их занятие – рукоделие,
музыка, танцы. Так продолжалось
до замужества. Прослеживается очень
характерное светское воспитание.
Мальчиков
воспитывали отцы, воспитатели. Их
учили владеть оружием и приучали
к мужским занятиям.
Дети небогатых
граждан могли получить образование
в платных и частных школах.
Возникают грамматические школы,
где обучались сыновья богатых
родителей. Основным дисциплинами,
которые преподавали в таких
школах, были: риторика, греческий язык,
литература, история. Таким образом,
благодаря появлению общественных
структур, можно было проводить
образовательные занятия. Так
постепенно образование и воспитание
в Риме выходят из круга
семьи и становятся общественным
явлением.
Целью воспитания
становится умственное, нравственное,
эстетическое и физическое развитие
человека.
Школы ораторов
появляются в годы республиканского
Рима, где юноши, чьи родители
принадлежали к высшим слоям
общества, получали образование
за высокую плату, и их готовили
к высшим государственным должностям.
Обучение велось таким наукам, как: риторика,
греческий язык, правоведение, математика,
философия.
Во времена
Римской империи все школы
получили статус государственных
и готовили чиновников, преданных
императорской власти. Во времена
христианства учителями назначались
представители духовенства. Воспитание
все больше приобретало религиозный
характер.
Средневековье
(ХIV—ХVIII вв.)
Ярко выраженный
религиозный характер носило
воспитание в период Средневековья,
образование во многом потеряло
прогрессивную направленность.
Поэтому целью
воспитания являлось воспитание
смиренного, терпеливого, покорного
человека.
Духовенство
очень негативно и агрессивно
относилось к античной культуре,
школе, искусству, наукам. Основная
идея религиозного католичества
в то время – это воспитание
«в страхе божьем». Так как
ребенок рождается во грехе и имеет
отношение к «первородному греху», то
грех следует побеждать только смирением.
Монахи и священники, которым доверялось
воспитание детей, обучали в духе христианской
религии, учили читать и писать на латинском
языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались
тяжелым физическим наказаниям и все время
помнили о тяжести греха и божьей каре
за неповиновение.
Более светское
воспитание получали дети феодалов
и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей
общеизвестны: ездить верхом, фехтовать,
плавать, владеть мечом, копьем
и щитом, охотиться, играть
в шахматы, слагать и петь
стихи для дамы своего сердца.
Дочери феодалов воспитывались
в монастырях и обучались рукоделию,
чтению, письму.
С развитием
ремесел, ростом городов стала
возрождаться светская культура
и образование. В городах ремесленники
открывали для своих детей
цеховые школы, а купцы –
гильдейские школы, где обучение
велось на родном языке, обучали
детей письму, счету, чтению, а
религия вытеснялась на второстепенный
план и переставала быть основой
обучения. Такие городские начальные
школы подрывали монополию церкви
в области обучения.
Возрождение
(ХIV—ХVI вв.)
В эпоху
Возрождения многие сторонники
гуманистического движения в
науке стремились критиковать
распространенную в Средневековье
строгую и ограниченную палочную
дисциплину. Гуманисты проповедовали
бережное и внимательное отношение
к ребенку, предлагали уважать
ребенка и видеть в нем личность.
Большое внимание уделялось физическому
и умственному воспитанию детей,
при котором, как считали педагоги-гуманисты,
происходит развитие творческой
активности, самостоятельности, эмоциональной
свободы, самодеятельности. В конечном
итоге, подобное воспитание способствовало
развитию и проявлению светских
знаний.
Во время
эпохи Возрождения выделился
ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов,
которые выступали под лозунгом
античного изречения: «Я –
человек, и ничто человеческое
мне не чуждо».
Труды ранних
социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535)
и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным
проявлением возрождения человеческого
духа. Томас Мор предложил идею
обучения детей на родном языке,
а также большое значение Мор
придавал физическому воспитанию.
Томазо Кампанелла считал, что «изучение
наук следует сочетать с регулярным посещением
различных мастерских, чтобы дать воспитанникам
технические знания и возможность сознательного
выбора будущей профессии».
XVII в.
Яркие представители
педагогической школы этого времени
– чешский педагог Я. А. Коменский
(1592–1670) и английский педагог
Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности
развития педагогики в данный период состоят
в том, что педагогика выделилась в самостоятельную
науку, хотя и осталась связана с философией,
так как обе эти науки изучают бытие и
развитие человека. Целью образования
становится физическое и нравственное
воспитание, формирование «дисциплины
тела» и «дисциплины духа».