Обшая педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:40, реферат

Краткое описание

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.

Файлы: 1 файл

@ndhanur mankavarjutyun.doc

— 230.62 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Этапы развития  педагогической науки 

   Предваряя  знакомство с каким-либо новым  словом, понятием, явлением, необходимо  выяснить значение, этимологию этого  словообразования. Термин «педагогика»  образовался от греческих слов  paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.

   Педагогика  – очень интересная наука.  Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями,  драматическими судьбами, с прозрениями  и открытиями, а также заслуживает  отдельного внимания предмет  изучения педагогики. Развитие общества, потребность в образовании и  воспитании привели к тому, что  создавались специальные воспитательные  и учебные заведения, которые  отвечали за осмысление теоретических  знаний, опыта обучения и внедрение  в процесс воспитания. Все это  привело к тому, что педагогика  как наука сформировалась и  обособилась в отдельную отрасль.

   Именно поэтому  в определенный момент развития  цивилизации, когда получили развитие  производство и наука, это было  в поздний период рабовладельческого  строя, образование превратилось  в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей  которых стало воспитание и  обучение детей. Такие школы  появились в Древнем Египте, в  странах Ближнего Востока, Древней  Греции. Необходимо добавить, что  уже в древнем мире некоторые  ученые умы осознавали значение  воспитания и передачи положительного  опыта поколениям. Даже в Библии  есть указания на педагогическую  и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих  высказываниях делал акцент на  воспитательной роли отцов, которые  должны были позаботиться об  обучении своих сыновей в том  или ином труде. Постепенно, усложняясь  и расширяясь, воспитание стало  развиваться более интенсивно  и эффективно. Сначала это происходило  в сфере философии.

   Уже в трудах древнегреческих философов – Гераклита (530–470 гг. до н. э.), Демокрита(460 – нач. IV в. до н. э.), Сократа(469–399 гг. до н. э.), Платона(427–347 гг. до н. э.), Аристотеля(384–322 гг. до н. э.) и др. – содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Итак, исторические этапы развития педагогики.

   Первобытно-общинный строй

   На заре  цивилизации в первобытно-общинном строе цель воспитания состояла в приобретении жизненного опыта и трудовых умений и навыков.

   Поскольку  было развито животноводство  и земледелие, то, соответственно, детей  учили ухаживать за животными  и выращивать растения. Девочки  помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Вместе с  отцами сыновья учились охоте  и рыбной ловле, учились бороться. Образ жизни первобытного человека  был тесно связан с природой, поэтому существовало много обрядов,  традиций, языческих праздников, в  которые посвящали и детей.  Дети должны были знать историю рода, обычаи и т. д. Детей учили участвовать в праздниках, играх, обрядах, а также они изучали устное народное творчество: сказки, песни, предания и др. Воспитание в этот период было тесно связано с бытом, и человек еще не был способен выделить этот предмет в отдельную отрасль науки.

   Античная  Греция (Спарта и Афины)

   Вследствие  того что Спарта – это город,  где главенствующую роль играл  спорт, то и целью воспитательного  и педагогического процесса считалось  воспитание и подготовка мужественных  и выносливых воинов, которые  позже могли стать рабовладельцами.

   В Спарте  готовили воинов, поэтому занимались  воспитанием мальчиков в специализированных  учреждениях. Мальчики в 7 лет  забирались из семьи, подготовка  состояла из военно-физической  тренировки: необходимо было научиться  быстро бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, быть  неприхотливыми в еде, не бояться  темноты, легко переносить трудности,  голод, жажду и другие неудобства. Самое главное, чему учили мальчиков,  – беспрекословно подчиняться  старшим, уметь четко и кратко  отвечать на вопросы. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную  военную подготовку, а затем зачислялись  в войско. Основная направленность  воспитания в Спарте – презрение  к рабам и физическому труду  и восхваление спортивных достижений.

   Девочки воспитывались  дома, но, так же как и мальчики, должны были быть физически развитыми, подготовленными к управлению рабами. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Так же как и мужчины, девушки участвовали в спортивных состязаниях и празднествах. В то время, когда мужчины-воины участвовали в военных действиях и отсутствовали дома, женщинам-хозяйкам приходилось самим охранять свое жилище и свой город, а также держать рабов в строгом подчинении.

   Афины

   В отличие  от Спарты, целью воспитания в  Афинах становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие  человека, поскольку считался идеальным  тот, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении.  До 7 лет все дети воспитывались  в семье. Огромное внимание  уделялось физическому развитию  детей. Чтобы дети развивались  умственно, им читали сказки, литературные  произведения, играли с ними, слушали  музыку. Дети с малых лет участвовали  в торжествах, праздниках, спортивных  состязаниях, учились играть на  музыкальных инструментах. Одним  словом, развитие детей отличалось  эмоциональной направленностью,  а воспитание носило эстетический  характер. Сначала в школе грамматиста  дети обучались чтению, письму  и счету, затем в школе кифариста учились литературе и здесь специально получали эстетическое воспитание – учились петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. Следующий этап обучения – палестра, где подростки овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание), занимались спортом, а также беседовали на нравственные и политические темы с наиболее уважаемыми гражданами.

   Для богатых  рабовладельцев Афин существовали  гимназии – школы, где изучались  такие науки, как философия,  литература, управление государством. С 18 лет в течение двух лет  юноши, так же как и в Спарте, проходили военно-физическую подготовку.

   Таким образом,  процесс поэтапного и разностороннего  обучения, воспитания и образования  был возможен и доступен только  детям состоятельного сословия. Для остального бедного населения  – народа – образование заканчивалось  в палестре, рабы вообще не  имели права учиться, а образование  девушек было ограничено семейным  кругом.

   Древний Рим  и Римская империя

   В древнем  Риме существовала практика семейного  образования, когда все обучение  велось в стенах дома. Но, так же как и в Афинах, характер образования зависел от материального достатка и социального положения семьи.

   Учителя на  дому занимались с детьми богатых  и знатных родителей литературой.  Воспитание мальчиков и девочек  проводилось совместно до достижения  ими возраста 4–5 лет, затем  их разделяли. Воспитанием девочек  занимались матери, кормильцы, няни. Главное их занятие – рукоделие,  музыка, танцы. Так продолжалось  до замужества. Прослеживается очень  характерное светское воспитание.

   Мальчиков  воспитывали отцы, воспитатели. Их  учили владеть оружием и приучали  к мужским занятиям.

   Дети небогатых  граждан могли получить образование  в платных и частных школах. Возникают грамматические школы,  где обучались сыновья богатых  родителей. Основным дисциплинами, которые преподавали в таких  школах, были: риторика, греческий язык, литература, история. Таким образом,  благодаря появлению общественных  структур, можно было проводить  образовательные занятия. Так  постепенно образование и воспитание  в Риме выходят из круга  семьи и становятся общественным  явлением.

   Целью воспитания  становится умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие  человека.

   Школы ораторов  появляются в годы республиканского  Рима, где юноши, чьи родители  принадлежали к высшим слоям  общества, получали образование  за высокую плату, и их готовили  к высшим государственным должностям. Обучение велось таким наукам, как: риторика, греческий язык, правоведение, математика, философия.

   Во времена  Римской империи все школы  получили статус государственных  и готовили чиновников, преданных  императорской власти. Во времена  христианства учителями назначались  представители духовенства. Воспитание  все больше приобретало религиозный  характер. 

   Средневековье  (ХIV—ХVIII вв.)

   Ярко выраженный  религиозный характер носило  воспитание в период Средневековья,  образование во многом потеряло  прогрессивную направленность.

   Поэтому целью  воспитания являлось воспитание  смиренного, терпеливого, покорного  человека.

   Духовенство  очень негативно и агрессивно  относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная  идея религиозного католичества  в то время – это воспитание  «в страхе божьем». Так как  ребенок рождается во грехе и имеет отношение к «первородному греху», то грех следует побеждать только смирением. Монахи и священники, которым доверялось воспитание детей, обучали в духе христианской религии, учили читать и писать на латинском языке. Дети зазубривали молитвы, подвергались тяжелым физическим наказаниям и все время помнили о тяжести греха и божьей каре за неповиновение.

   Более светское  воспитание получали дети феодалов  и рыцарей. Семь рыцарских добродетелей  общеизвестны: ездить верхом, фехтовать,  плавать, владеть мечом, копьем  и щитом, охотиться, играть  в шахматы, слагать и петь  стихи для дамы своего сердца. Дочери феодалов воспитывались  в монастырях и обучались рукоделию,  чтению, письму.

   С развитием  ремесел, ростом городов стала  возрождаться светская культура  и образование. В городах ремесленники  открывали для своих детей  цеховые школы, а купцы –  гильдейские школы, где обучение  велось на родном языке, обучали  детей письму, счету, чтению, а  религия вытеснялась на второстепенный  план и переставала быть основой  обучения. Такие городские начальные  школы подрывали монополию церкви  в области обучения.

   Возрождение  (ХIV—ХVI вв.)

   В эпоху  Возрождения многие сторонники  гуманистического движения в  науке стремились критиковать  распространенную в Средневековье  строгую и ограниченную палочную  дисциплину. Гуманисты проповедовали  бережное и внимательное отношение  к ребенку, предлагали уважать  ребенка и видеть в нем личность. Большое внимание уделялось физическому  и умственному воспитанию детей,  при котором, как считали педагоги-гуманисты,  происходит развитие творческой  активности, самостоятельности, эмоциональной  свободы, самодеятельности. В конечном  итоге, подобное воспитание способствовало  развитию и проявлению светских  знаний.

   Во время  эпохи Возрождения выделился  ряд выдающихся мыслителей, педагогов-гуманистов, которые выступали под лозунгом  античного изречения: «Я –  человек, и ничто человеческое  мне не чуждо».

   Труды ранних  социалистов-утопистов Т. Мора (1478–1535) и Т. Кампанеллы(1568–1639) стали прекрасным  проявлением возрождения человеческого  духа. Томас Мор предложил идею  обучения детей на родном языке,  а также большое значение Мор  придавал физическому воспитанию. Томазо Кампанелла считал, что «изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии».

   XVII в.

   Яркие представители  педагогической школы этого времени  – чешский педагог Я. А. Коменский  (1592–1670) и английский педагог  Дж. Локк(1632–1704). Отличительные особенности развития педагогики в данный период состоят в том, что педагогика выделилась в самостоятельную науку, хотя и осталась связана с философией, так как обе эти науки изучают бытие и развитие человека. Целью образования становится физическое и нравственное воспитание, формирование «дисциплины тела» и «дисциплины духа».

Информация о работе Обшая педагогика