Обшая педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:40, реферат

Краткое описание

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.

Файлы: 1 файл

@ndhanur mankavarjutyun.doc

— 230.62 Кб (Скачать)

   Образованным  считается тот человек, который  имеет представление об общих  принципах и методах, определяющих  общий подход к рассмотрению  фактов и явлений. Это такой  человек, который может иметь  достаточно высокий уровень способностей  и иметь навык применения изученного  на практике.

   Поэтому в  понятие образования включены  не только знания, умения и  навыки, которые являются итогом  обучения, но и навык и умение  анализировать, думать, творить,  сравнивать и давать оценку  с этических и морально-нравственных  позиций всему происходящему  вокруг как постоянно происходящий  процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности общественного производства.

   Таким образом,  под сущностью образования человека  понимается следующее: специально  организованный процесс и его  результат постоянной и непосредственной  передачи из поколения в поколение  исторически и социально значимого  опыта. Процесс в данном случае  является становлением личности  в соответствии с ее генетическими  данными и ее дальнейшим развитием  и совершенствованием.

   Структура  образования, как и обучения, в  данном случае представляет собой  триединый процесс, состоящий  из:

   1) усвоения  опыта;

   2) воспитания  качеств поведения;

   3) физического  и умственного развития.

   Поскольку  образование вообще тесно связано  с человеком, с его местом  и функцией в окружающем мире  и обществе, то соответственно  и содержание образования уходит  своими корнями в далекое прошлое.

   В педагогической  практике распространены три  различных подхода к трактовке  содержания образования в связи  с соответствием их основной  цели создания творческой и  самостоятельно мыслящей личности.

   Одна трактовка  содержания образования представляет  образование в качестве адаптированных  основ различных наук, которые  изучаются в школе. При этом в стороне остаются другие качества личности, например, способность к самостоятельному анализу, творчеству, возможность принять самостоятельное решение и свобода выбора и т. п. Эта концепция направлена в основном на то, чтобы приобщить ребенка к науке и производству, но упускается из вида становление человека как личности и стремление его к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе.

   В данном  случае человек представлен в  качестве фактора производства.

   Другой подход  представляет содержание образования  как сочетание знаний, умений  и навыков, обязательно усвоенное  школьниками. «Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения» (Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. С. 128). Это определение не дает анализа содержания человеческой культуры и не раскрывает содержания знаний и умений. Имеется в виду, что приобретение знаний и умений даст возможность человеку сообразно действовать в обществе. Оказывается, необходимо и достаточно предложить школьнику, чтобы он что-то знал и умел, но не более. Тогда в данном случае соответственно представляются и требования к образованию: необходимо и достаточно выдать ребенку знания и навыки по определенным наукам, например, по языку, математике, физике и другим предметам, но не берется во внимание то, как подрастающий человек будет использовать полученные знания.

   Данный подход не эффективен в современных условиях развития общеобразовательной школы в России, поскольку решение сложных задач, связанных с отдельными сферами жизни общества, требует не только наличия определенной информации у учащихся, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, моральная устойчивость и др. В данном случае факторами и условиями функционирования общественной жизни являются выработка и постановка учащимися ценностно-ориентированных целей, желаний и намерений, что приводит их в конечном итоге к самообразованию.

   Третья концепция  представляет собой педагогически-адаптированный  социальный опыт во всей его  структурной полноте. В этом  подходе заключено наличие творческого и эмоционального начала в опыте деятельности и отношений, кроме уже имеющихся знаний, что также предполагает наличие опыта выполнения различных видов деятельности.

   Все представленные  виды социального опыта являются  отдельными особыми видами содержания  образования, которые дают знания  о природе, обществе, производстве, технике и видах деятельности. Овладение этими знаниями формирует  в сознании ребенка истинное  представление об окружающем  мире, предлагает верный подход  к познавательному и практическому  видам деятельности. Это есть  опыт формирования навыков известных  видов деятельности, которые воплощаются  вместе со знанием ребенком, усвоившим  этот опыт. Основой различных  видов деятельности является  система общих практических навыков  и умений, которая представляет  содержание данного опыта и  обеспечивает возможность человека  сохранять и в дальнейшем развивать  культуру народа. От подрастающего  поколения требуется самостоятельно  применить усвоенные знания и  умения на практике в новых  ситуациях, а также сформировать  новые виды деятельности на  основе уже известных.

   Правила поведения  и отношения к окружающей действительности, к самому себе и подобным  определяют не только знания  морально-этических норм, но и  уверенность в их правильности и личное положительное отношение к ним. Такое сочетание знаний и практических действий может проявляться в отношении поведения, в деятельности человека и т. д. Умение владеть таким опытом дает возможность школьникам переносить общие знания в свой личный опыт, переносить социальное начало в индивидуальное русло, руководствуясь определенным образом организованной деятельностью учащихся.

   Таким образом,  все вышеуказанные компоненты  содержания образования достаточно  связаны между собой и взаимоопределены. Умения без знаний невозможны.

   Например, творческая  деятельность ребенка должна  определяться на основе определенного  содержательного материала знаний  и умений. Воспитанность означает  наличие знаний о том виде  деятельности, к которому определяется  отношение, предполагает усвоение  поведенческих навыков и умений. Знакомство с новыми видами  опыта позволяет человеку не  только эффективно работать в  обществе, быть хорошим исполнителем, но и дает возможность действовать  самостоятельно.

   Итак, содержание  общего образования представляет  собой, с одной стороны, важное  условие учебно-познавательной деятельности  школьников (поскольку выражает  настоящие и будущие потребности  общества), с другой стороны, это  инструментарий осуществления человеком  данной деятельности, а значит, он  предполагает содержание личностных  потребностей учащихся в обучении.

   Основными  источниками изучения содержания  образования являются культура  или социальный опыт, которые,  однако, не определяют содержание  образования. В данном случае  необходимо найти наиболее конкретные  источники, определяющие это содержание. Источники, которыми являются наука, производство, общественные отношения, и формируют принципы выбора информации, т. е. принципы построения содержания в определенную структуру, и виды деятельности человека (познавательная, практическая, коммуникативная, художественная). При комплектовании содержания обучающего методического материала из вышеперечисленных источников учитываются требования: исторические, духовные, культурные, нравственные, психологические и др. В зависимости от этих требований изменяется содержание социального опыта.

   Наконец, при  определении содержания образования  необходимо учитывать особенности  индивидуального развития личности  и ее интересов. В этой связи  в содержание образования включаются  кроме обязательных дисциплин  и учебные предметы для свободного выбора. Такой подход позволяет углубленно познавать и развивать профессиональные интересы учащихся.

   Требования  к содержанию образования выдвигает  не только общество, имеющее способность  изменяться под влиянием развития  производства, науки и техники,  потребностей, но и граждане. В  связи с этим в педагогике  сформированы такие понятия, как  образовательные потребности населения,  образовательные услуги, дополнительное  образование, дифференцированное  обучение.

   Обязательная  задача государства состоит в  том, чтобы определить соответствующий  государственный стандарт в образовании,  соответствующий обязательному  минимальному объему знаний по  той или иной образовательной  программе, и обеспечить необходимый  уровень его усвоения. Критерием  определения содержания школьного  образования служат общие принципы, выступающие в качестве инструментария  учебного материала в учебных  дисциплинах. Конечно, в содержание  образования должны быть включены  основы всех наук, которые формируют  современную естественнонаучную  и социальную окружающую среду.

   Основы наук  в данном случае представляют  собой сочетание основных базовых  понятий, законов, теорий, основных  типов проблем, решаемых наукой, ее методы. Все, что имеет общеобразовательное  значение, включается в содержание  образования. Это те явления,  которые имеют значение для  многих сфер деятельности, также  логика развития основных знаний, логика при изложении информации  о теориях, процессах и их  механизмах, логика принципов действий. В содержании образования должна  быть раскрыта область практического  применения теоретических знаний, должны быть включены методологические  знания для сознательного усвоения  и развития научного мышления. Кроме того, в содержание образования  включаются основные и нерешенные  социальные и научные проблемы, важные для индивидуального развития.

   Важно заметить, что все вышеизложенные принципы  можно разделить на три вида.

   1. Соответствие  содержания образования уровню  современной науки, производства  и основным требованиям развивающегося  гуманистического демократического  общества.

   2. Анализ содержания  обучения при определении содержания  учебного материала. Реализация  этого принципа предполагает  наличие всех видов человеческой  деятельности в их взаимосвязи  во всех учебных предметах  учебного плана.

   3. Сохранение  единства содержания образования  на разных этапах его развития, исходя из личностного становления  школьника.

   Данные принципы  являются определяющими ориентирами  того, что следует, а что не  следует включать в состав  содержания образования.

   Такова сущность  образования, его факторы и  общедидактические критерии.

   Таким образом,  социальное явление образования  можно определить как общественную  ценность. При этом от степени  и уровня развития образования  в обществе зависит нравственный, интеллектуальный, научно-технический  потенциал общества. Образование  носит исторический характер, отражает  задачи общества, уровень развития  экономики и культуры, потому  как учитель и ученик являются  элементами общественных отношений.  Важно сказать, что степень  образования определяется не  только производственными требованиями, но и интересами господствующих  социально-общественных кругов.

   Итак, образование  как социальное явление – это  достаточно обособленная и самостоятельная  система, задачей которой считается  обучение и воспитание человека  в обществе. Образование направлено  на усвоение знаний, умений, навыков,  норм поведения.

   Как система,  образование является непревзойденной  социальной структурой, которая  должна развивать и приумножать  человеческий капитал, формируя  идеи, надежды, конструирующие как  будущее общество в целом, так  и судьбу отдельных людей. Таким  образом, образование – это  система построения будущего.

   Возможны  две точки зрения на роль  образования в будущем. Первая  – будущее общество четко ограничивается  составленным списком норм, правил, которым должны подчиняться все  люди данного общества. В данном  случае система образования носит  характер инструмента по созданию  людей этого будущего общества.

Информация о работе Обшая педагогика