Образованным
считается тот человек, который
имеет представление об общих
принципах и методах, определяющих
общий подход к рассмотрению
фактов и явлений. Это такой
человек, который может иметь
достаточно высокий уровень способностей
и иметь навык применения изученного
на практике.
Поэтому в
понятие образования включены
не только знания, умения и
навыки, которые являются итогом
обучения, но и навык и умение
анализировать, думать, творить,
сравнивать и давать оценку
с этических и морально-нравственных
позиций всему происходящему
вокруг как постоянно происходящий
процесс общения и деятельности человека.
Всего этого можно достичь, если вовлекать
человека в различные виды деятельности
общественного производства.
Таким образом,
под сущностью образования человека
понимается следующее: специально
организованный процесс и его
результат постоянной и непосредственной
передачи из поколения в поколение
исторически и социально значимого
опыта. Процесс в данном случае
является становлением личности
в соответствии с ее генетическими
данными и ее дальнейшим развитием
и совершенствованием.
Структура
образования, как и обучения, в
данном случае представляет собой
триединый процесс, состоящий
из:
1) усвоения
опыта;
2) воспитания
качеств поведения;
3) физического
и умственного развития.
Поскольку
образование вообще тесно связано
с человеком, с его местом
и функцией в окружающем мире
и обществе, то соответственно
и содержание образования уходит
своими корнями в далекое прошлое.
В педагогической
практике распространены три
различных подхода к трактовке
содержания образования в связи
с соответствием их основной
цели создания творческой и
самостоятельно мыслящей личности.
Одна трактовка
содержания образования представляет
образование в качестве адаптированных
основ различных наук, которые
изучаются в школе. При этом в
стороне остаются другие качества личности,
например, способность к самостоятельному
анализу, творчеству, возможность принять
самостоятельное решение и свобода выбора
и т. п. Эта концепция направлена в основном
на то, чтобы приобщить ребенка к науке
и производству, но упускается из вида
становление человека как личности и стремление
его к полноценной самостоятельной жизни
в демократическом обществе.
В данном
случае человек представлен в
качестве фактора производства.
Другой подход
представляет содержание образования
как сочетание знаний, умений
и навыков, обязательно усвоенное
школьниками. «Под содержанием образования
следует понимать ту систему научных знаний,
практических умений и навыков, а также
мировоззренческих и нравственно-эстетических
идей, которыми необходимо овладеть учащимся
в процессе обучения» (Харламов И. Ф. Педагогика.
М.: Высшая школа, 1990. С. 128). Это определение
не дает анализа содержания человеческой
культуры и не раскрывает содержания знаний
и умений. Имеется в виду, что приобретение
знаний и умений даст возможность человеку
сообразно действовать в обществе. Оказывается,
необходимо и достаточно предложить школьнику,
чтобы он что-то знал и умел, но не более.
Тогда в данном случае соответственно
представляются и требования к образованию:
необходимо и достаточно выдать ребенку
знания и навыки по определенным наукам,
например, по языку, математике, физике
и другим предметам, но не берется во внимание
то, как подрастающий человек будет использовать
полученные знания.
Данный подход
не эффективен в современных условиях
развития общеобразовательной школы в
России, поскольку решение сложных задач,
связанных с отдельными сферами жизни
общества, требует не только наличия определенной
информации у учащихся, но и развития у
них таких качеств, как сила воли, ответственность
за свои поступки, моральная устойчивость
и др. В данном случае факторами и условиями
функционирования общественной жизни
являются выработка и постановка учащимися
ценностно-ориентированных целей, желаний
и намерений, что приводит их в конечном
итоге к самообразованию.
Третья концепция
представляет собой педагогически-адаптированный
социальный опыт во всей его
структурной полноте. В этом
подходе заключено наличие творческого
и эмоционального начала в опыте деятельности
и отношений, кроме уже имеющихся знаний,
что также предполагает наличие опыта
выполнения различных видов деятельности.
Все представленные
виды социального опыта являются
отдельными особыми видами содержания
образования, которые дают знания
о природе, обществе, производстве,
технике и видах деятельности.
Овладение этими знаниями формирует
в сознании ребенка истинное
представление об окружающем
мире, предлагает верный подход
к познавательному и практическому
видам деятельности. Это есть
опыт формирования навыков известных
видов деятельности, которые воплощаются
вместе со знанием ребенком, усвоившим
этот опыт. Основой различных
видов деятельности является
система общих практических навыков
и умений, которая представляет
содержание данного опыта и
обеспечивает возможность человека
сохранять и в дальнейшем развивать
культуру народа. От подрастающего
поколения требуется самостоятельно
применить усвоенные знания и
умения на практике в новых
ситуациях, а также сформировать
новые виды деятельности на
основе уже известных.
Правила поведения
и отношения к окружающей действительности,
к самому себе и подобным
определяют не только знания
морально-этических норм, но и
уверенность в их правильности
и личное положительное отношение к ним.
Такое сочетание знаний и практических
действий может проявляться в отношении
поведения, в деятельности человека и
т. д. Умение владеть таким опытом дает
возможность школьникам переносить общие
знания в свой личный опыт, переносить
социальное начало в индивидуальное русло,
руководствуясь определенным образом
организованной деятельностью учащихся.
Таким образом,
все вышеуказанные компоненты
содержания образования достаточно
связаны между собой и взаимоопределены.
Умения без знаний невозможны.
Например, творческая
деятельность ребенка должна
определяться на основе определенного
содержательного материала знаний
и умений. Воспитанность означает
наличие знаний о том виде
деятельности, к которому определяется
отношение, предполагает усвоение
поведенческих навыков и умений.
Знакомство с новыми видами
опыта позволяет человеку не
только эффективно работать в
обществе, быть хорошим исполнителем,
но и дает возможность действовать
самостоятельно.
Итак, содержание
общего образования представляет
собой, с одной стороны, важное
условие учебно-познавательной деятельности
школьников (поскольку выражает
настоящие и будущие потребности
общества), с другой стороны, это
инструментарий осуществления человеком
данной деятельности, а значит, он
предполагает содержание личностных
потребностей учащихся в обучении.
Основными
источниками изучения содержания
образования являются культура
или социальный опыт, которые,
однако, не определяют содержание
образования. В данном случае
необходимо найти наиболее конкретные
источники, определяющие это содержание.
Источники, которыми являются наука, производство,
общественные отношения, и формируют принципы
выбора информации, т. е. принципы построения
содержания в определенную структуру,
и виды деятельности человека (познавательная,
практическая, коммуникативная, художественная).
При комплектовании содержания обучающего
методического материала из вышеперечисленных
источников учитываются требования: исторические,
духовные, культурные, нравственные, психологические
и др. В зависимости от этих требований
изменяется содержание социального опыта.
Наконец, при
определении содержания образования
необходимо учитывать особенности
индивидуального развития личности
и ее интересов. В этой связи
в содержание образования включаются
кроме обязательных дисциплин
и учебные предметы для свободного
выбора. Такой подход позволяет углубленно
познавать и развивать профессиональные
интересы учащихся.
Требования
к содержанию образования выдвигает
не только общество, имеющее способность
изменяться под влиянием развития
производства, науки и техники,
потребностей, но и граждане. В
связи с этим в педагогике
сформированы такие понятия, как
образовательные потребности населения,
образовательные услуги, дополнительное
образование, дифференцированное
обучение.
Обязательная
задача государства состоит в
том, чтобы определить соответствующий
государственный стандарт в образовании,
соответствующий обязательному
минимальному объему знаний по
той или иной образовательной
программе, и обеспечить необходимый
уровень его усвоения. Критерием
определения содержания школьного
образования служат общие принципы,
выступающие в качестве инструментария
учебного материала в учебных
дисциплинах. Конечно, в содержание
образования должны быть включены
основы всех наук, которые формируют
современную естественнонаучную
и социальную окружающую среду.
Основы наук
в данном случае представляют
собой сочетание основных базовых
понятий, законов, теорий, основных
типов проблем, решаемых наукой,
ее методы. Все, что имеет общеобразовательное
значение, включается в содержание
образования. Это те явления,
которые имеют значение для
многих сфер деятельности, также
логика развития основных знаний,
логика при изложении информации
о теориях, процессах и их
механизмах, логика принципов действий.
В содержании образования должна
быть раскрыта область практического
применения теоретических знаний,
должны быть включены методологические
знания для сознательного усвоения
и развития научного мышления.
Кроме того, в содержание образования
включаются основные и нерешенные
социальные и научные проблемы,
важные для индивидуального развития.
Важно заметить,
что все вышеизложенные принципы
можно разделить на три вида.
1. Соответствие
содержания образования уровню
современной науки, производства
и основным требованиям развивающегося
гуманистического демократического
общества.
2. Анализ содержания
обучения при определении содержания
учебного материала. Реализация
этого принципа предполагает
наличие всех видов человеческой
деятельности в их взаимосвязи
во всех учебных предметах
учебного плана.
3. Сохранение
единства содержания образования
на разных этапах его развития,
исходя из личностного становления
школьника.
Данные принципы
являются определяющими ориентирами
того, что следует, а что не
следует включать в состав
содержания образования.
Такова сущность
образования, его факторы и
общедидактические критерии.
Таким образом,
социальное явление образования
можно определить как общественную
ценность. При этом от степени
и уровня развития образования
в обществе зависит нравственный,
интеллектуальный, научно-технический
потенциал общества. Образование
носит исторический характер, отражает
задачи общества, уровень развития
экономики и культуры, потому
как учитель и ученик являются
элементами общественных отношений.
Важно сказать, что степень
образования определяется не
только производственными требованиями,
но и интересами господствующих
социально-общественных кругов.
Итак, образование
как социальное явление – это
достаточно обособленная и самостоятельная
система, задачей которой считается
обучение и воспитание человека
в обществе. Образование направлено
на усвоение знаний, умений, навыков,
норм поведения.
Как система,
образование является непревзойденной
социальной структурой, которая
должна развивать и приумножать
человеческий капитал, формируя
идеи, надежды, конструирующие как
будущее общество в целом, так
и судьбу отдельных людей. Таким
образом, образование – это
система построения будущего.
Возможны
две точки зрения на роль
образования в будущем. Первая
– будущее общество четко ограничивается
составленным списком норм, правил,
которым должны подчиняться все
люди данного общества. В данном
случае система образования носит
характер инструмента по созданию
людей этого будущего общества.