Обшая педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:40, реферат

Краткое описание

Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.

Файлы: 1 файл

@ndhanur mankavarjutyun.doc

— 230.62 Кб (Скачать)

   Вторая –  будущее общество определяется  деятельностью свободного народа. В этом случае система образования  становится системой свободного  обучения общества, в котором  необходимо нести ответственность  за себя и за свою страну. Под образованием в таком обществе  понимается процесс уменьшения  неэффективных решений. А основная  задача общества определяется  постоянным повышением образованности  последующих поколений. Для открытого  общества естественна установка  на развивающуюся, свободную и  вариативную школу. Для другого  общества такое стремление к  свободе требует определенной  строгой программы действий. Основой  такой программы выступает совершенствование  системы образования, главным  условием которого является присутствие  модели реформ для необходимого  понимания логики, целей и средств  реформ. Долгие годы реформ системы  образования в России говорят  о том, что не совсем ясно  представлялись цели и прослеживалась логика всех задуманных изменений. 
 
 

   2. Роль образования  в процессе социализации человека 

   Социализацию  личности в современной педагогике  можно рассматривать на всех  возрастных уровнях с двух  позиций. Во-первых, изучая процесс  воспитания (принципы, содержание, формы  и методы), во-вторых, исследуя общество  и определяя его воспитательные  возможности в качестве положительных  влияний на человека.

   При изучении  роли образования в процессе  социализации представляется возможным  выделить два подхода: социологический  подход – со стороны общества, и психологический – со стороны  личности. В первом случае средствами  социализации являются системы  общества, воздействующие на своих  членов. Отсюда социологический  подход к социализации в качестве  средств влияния использует воздействие общества на личность. Психологический подход социализации указывает на то, каким образом происходит переход общественного во внутренние структуры индивида.

   Изучая проблему  социализации, формирование личности  предлагается рассматривать в  связи с влиянием индивидуальных  особенностей человека и среды  обитания.

   Различные  изменения в обществе могут  повлиять на человека как положительно, так и отрицательно, способность  достичь успеха зависит от  возможности человека приспособиться  к новым условиям. Так как человек  не может быть заранее подготовлен  к разнообразным изменениям, с  которыми ему предстоит столкнуться,  он должен уметь находиться  и ориентироваться в системе  усвоения суммы различных ожиданий.

   Чем прочнее  впитались социальные ценности, опыт, связи, тем насыщеннее индивидуальная  жизнь человека. Чтобы представить  особенности социализации на  каждом возрастном этапе, необходимо  определить влияние личности  на общество и влияние на  личность со стороны общества.

   В практике  работы образовательных учреждений  социализация всегда относительна. Выделяются причины этой относительности.

   1. Учет индивидуальных  особенностей не только каждого  слушателя, но и группы учащихся, имеющих одинаковые особенности.

   2. Учет тех  особенностей личности, которые  важны с точки зрения учения.

   3. Учет свойств  личности, которые важны именно  для данного учащегося.

   Необходимо  обратить внимание на то, что  возникают определенные трудности,  с которыми сталкивается личность  при разрешении различных жизненных  проблем. Иногда появляется желание  отказаться от использования  известных путей решения задачи  и обратиться непосредственно  к своему опыту.

   Следует отметить, что особенности развития зрелой  личности представляют интерес  в связи с учетом влияния  социализации и индивидуализации  личности. Важной отличительной  чертой этого процесса становится  обращенность его в глубинные  процессы, происходящие с человеком,  т. е. зрелость представляется  в качестве эпизода наполнения  жизни смыслом, что означает  единение, слияние процессов социализации  и индивидуализации в единый  процесс развития личности.

   Значительную  роль в этом процессе взаимодействия  социализации и индивидуализации  имеет образование. Его роль  отличительна, значительна и заметна.  Восприятие личностью окружающего  мира, в котором она развивается,  формируется под влиянием следующих  потоков информации.

   1. Окружающие  социальные условия.

   2. Знания, нормы,  требования, усвоенные в процессе  обучения и воспитания.

   Та информация, которую общество осознанно и  планомерно направляет человеку, не может сформировать убеждения,  систему мировоззрения личности. Только в результате сочетания  усвоенных знаний с наблюдениями  и практикой межличностных отношений  формируется сознание человека. Этот процесс является важным  и необходимым условием превращения  знаний в убеждения и привычки  поведения. Важно отметить, что  процесс формирования убеждений  тесно связан со всей практической  деятельностью человека. Данный  факт, что процесс не является  чисто интеллектуальным, совершенно  не уменьшает значение и роль  образования.

   Таким образом,  можно отметить, что существуют  различные многогранные трактовки  и исследования вопросов соотношения  и взаимовлияния социализации  общества и индивидуализации  личности в таких науках, как  педагогика, психология и социология. Но наиболее перспективной и  эффективной представляется направление  изучения развития индивида в  сочетании и при взаимном влиянии  индивидуальных особенностей человека  и социальной среды. В итоге  определяется максимальная индивидуализация  знания.

   Таким образом,  роль образования в процессе  социализации человека:

   1) определяется  осознанием индивидом окружающего  мира, природного и социального;

   2) создается  под влиянием окружающих социальных  условий;

   3) определяется  результатом усвоенных знаний, норм. 
 
 

   3. Исторический  характер образования и важнейшие  этапы его развития 

   Содержание  образования носит исторический  характер, так как обусловливается  целями образования на определенном  этапе становления общества. Такой  исторический характер определяет  изменение содержания образования  под влиянием изменений условий  жизни, производства и уровня  развития научного знания. Также могут оказывать определенное влияние социальные факторы. Например, привилегированная часть общества всегда стремится присвоить себе господство над знаниями. Остальная часть общества получает только необходимые для повседневной жизни и практической деятельности знания.

   Содержание  образования является одним из  основополагающих условий формирования  и развития личности.

   В педагогической  науке существуют различные подходы  к пониманию содержания образования.  Для традиционной педагогики  определяющим являются знания, поэтому  под содержанием образования  понимается сочетание знаний, умений  и навыков и определенная степень  развития познания. При таком  подходе за основу принимаются  знания, отражающие духовное богатство  общества, поэтому данный подход  имеет безусловное значение. Однако  он заслоняет собой самого  человека.

   Поэтому в  последнее время все более  становится значимым личностно-ориентированный  подход к определению сути  содержания образования. Личностно-ориентированный  подход определяет содержание  образования как систему знаний, умений и навыков, усвоение  которой может обеспечить формирование  развития личности. Итак, в данном  случае ценностью являются не  оторванные от человека знания, а сам человек.

   Что же  необходимо молодому человеку  для того, чтобы комфортно чувствовать  себя в новых условиях жизни?  Какая роль может быть отведена  школе, какой должна быть школа  в XXI в.?

   В любом  обществе система образования  обязана обеспечить решение основных  задач социально-экономического  и культурного развития страны, так как именно система образования  (школа, вуз) готовят личность  к практической и эффективной  деятельности. Поэтому значение  школы как начального базового  этапа образования очень важно.  Особенно важна способность школы  быстро и мобильно откликаться на предложения общества, при этом сохраняя накопленный положительный опыт. 

В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, подчеркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». 
   Разумеется, этого достаточно трудно достигнуть, гораздо проще научить человека чтению, письму, счету. Учитывая, что человек по своей природе любознателен, настоящий педагог старается выявить это стремление к знаниям и показать, как можно получать удовольствие от самого процесса обучения. 
   Образование является «лицом» общества. Известные педагоги указывают на значение образования как эффективной реорганизующей силы общества. Указывается также, что, чтобы избежать кризиса, необходимы основательные изменения в сознании и поведении людей. 
   Функция современного образования состоит в том, чтобы изменить внутренний мир личности, постоянно формировать морально-нравственные качества, повысить культурный и профессиональный уровень человека. Общественная роль образования состоит в том, чтобы влиять на постепенное развитие различного рода течений в социуме, чтобы подготовить молодых людей к решению возможных задач современности. 
   В России в XVIII в. высшее образование зарождалось в условиях централизованной государственной власти. Все виды высших учебных заведений содержались на государственные средства, и их имущество принадлежало государству, поэтому они являлись государственными учреждениями. 
   Отвечая основным целям государства в то время, эти учебные заведения имели цель – усиление военной и экономической мощи России. При Петре I обучение в вузах определялось как государева служба: студент получал определенные денежные средства, а за невыполнение своих учебных обязанностей подвергался взысканиям. Значение образования в это время состояло в том, чтобы научить обучающихся только профессиональным навыкам; науки изучались тогда, когда усвоение профессиональных навыков требовало конкретных знаний. 
   Поэтому российская государственная власть очень сдержанно относилась к развитию высшего образования, считающегося источником западноевропейского свободомыслия и демократии. А в демократии авторитарное российское государство не нуждалось. 
   Именно по этой причине в первом российском университете, созданном при Петербургской академии наук в 1724 г. указом Петра I, до 1753 г. состоялся лишь один выпуск. А в 1766 г. университет был закрыт. 
   Московский университет, открытый на основании указа Елизаветы в 1755 г., явился положительным примером и удачной попыткой организации культурного и научного центра. Основой программы университета, которую составил М. В. Ломоносов, являлся трехлетний общеобразовательный курс для студентов всех факультетов, который состоял из таких наук, как математика, физика, философия, экономические, исторические, словесные науки. По окончании такого подготовительного курса существовало еще четырехлетнее обучение по профилирующим дисциплинам на каждом факультете. В российских университетах не только не было богословских факультетов, но и даже не преподавалось богословие, что существенно отличало российское высшее образование от западноевропейских университетов, основателем которых являлась церковь. 
   Но непопулярность в российском обществе высшего образования предопределяла университету достаточно непростое положение. Екатерина II, которая пыталась разобраться в этой проблеме, направила запрос в профессуру университета в 1765 г. В своем ответе профессора университета определили причины трудной ситуации и назвали следующие: дефицит денежных средств и зависимость от государства. Профессора, в свою очередь, предлагали меры, которые должны были помочь устранить причины упадка, а именно: ввести выборы деканов, ректора, предоставить власть в университете выборному совету, а также улучшить материальное положение профессоров. В отношении студентов было внесено условие не отрывать до окончания обучения студентов и не призывать на военную службу. 
   В XIX в. университетское образование приобретает социальный статус как важнейший этап подготовки чиновничества. Тогда был введен государственный экзамен на чин. 
   Независимо от государственного устройства любое общество вместе с задачами производства и воспроизводства решает и задачу образования своих членов. Именно с этой целью государство формирует систему образования, представляющую собой систему образовательных учреждений различного уровня: системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Иначе говоря, под образовательной системой понимается комплекс институтов образования. Одним из основных таких институтов образования считаются образовательные учреждения, которые обеспечивают функции и решают задачи воспитания и обучения. По принадлежности к организационно-правовым формам собственности все образовательные учреждения делятся на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные и религиозные). В России считаются образовательными учреждениями следующие типы учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 
   Одним из главных элементов формирования и развития личности является содержание образования. Содержанием образования считают сочетание знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определенный уровень развития познавательных навыков и практической деятельности, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. 
   Цель современного содержания образования – это формирование и развитие тех качеств человеческой личности, которые необходимы для присоединения к социальнозначимой деятельности. Данная цель содержания образования определяет отношение к знаниям, умениям и навыкам как к способам достижения развития разносторонней личности. 
   В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что «государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений», (Закон РФ «Об образовании», ст. 1, п. 5). Поэтому можно выделить три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный в государственном стандарте общего среднего образования. Федеральный компонент – это нормативы, необходимые для обеспечения единства педагогического пространства России. 
   Национально-региональный компонент – это нормативы, определенные конкретными регионами и учреждениями образования в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и т. д. 
   Школьный компонент содержания образования – это нормативы отдельного образовательного учреждения. 
   Рассмотрев вопросы сущности образования, проблему исторического характера образования и важнейшие этапы его развития, можно приступить к изучению основного элемента образования – педагогического процесса. 
   

4. Сущность педагогического процесса как системы, его структура   

Педагогический процесс  – это многогранный процесс воспитания, который обеспечивается единством  обучения и воспитания. Понятия «педагогический  процесс» и «учебно-воспитательный процесс» являются синонимами. 
   Все старания педагогов были сфокусированы на детальном изучении особенностей процессов обучения и воспитания в отдельно взятом виде. В то время как жизнь настойчиво требует рассмотреть их взаимосвязь. 
   Требование такого единства отражает общую социальную закономерность развития общества, а именно: повышение роли индивидуальных и программно-целевых способов к общественным процессам. 
   В то же самое время появляются и более эффективные возможности для цельного изучения педагогического процесса на основе применения методологии и методики системно-структурного анализа, который предполагает выделение основных компонентов той системы, где процесс протекает. Также анализ позволяет рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом. 
   Система народного образования является той педагогической системой, где формируется педагогический процесс и где происходит осознанное и целенаправленное воспитание учащихся в самом широком смысле. Средняя общеобразовательная школа – это та самая система, где происходит реализация потребности общества в развитой личности на этапе ее жизни от 7 до 17 лет. Школа окружена определенными внешними условиями: природно-географиче-скими, общественными, производственными, культурными и т. д. Внутренние условия школы – это учебные, материальные, санитарно-гигиенические, психологические и эстетические. 
   Система «школа» определяется взаимодействием субъектов и объектов педагогического процесса. Педагогические субъекты – это обучающие, т. е. администрация школы, учителя, воспитатели. Педагогический объект воспитания – это обучаемые, т. е. ученический коллектив, отдельные школьники. Очень важно, как указывают многие советские педагоги, что объекты воспитания, т. е. школьники, в свою очередь, могут иметь и оказывают определенное влияние на педагогов вследствие обратной связи, вызывая их регулирующие действия. 
   Движение, изменение характеризуют педагогический процесс, который, в свою очередь, рассматривается как двустороннее развитие субъектов и объектов воспитания, нацеленное на решение образовательных задач. Поэтому структурными элементами педагогического процесса являются не только и не столько сами педагоги и воспитуемые, а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты. 
   Эти характеристики являются универсальными для любого вида деятельности и взаимодействия, конечно, относится это и к педагогическому процессу. 
   Компоненты, характеристика и структура педагогического процесса 
   Педагогический процесс может быть: 
   1. Целевой. 
   2. Содержательный. 
   3. Организационно-деятельностный. 
   4. Аналитико-результативный. 
   Педагогический процесс носит, вместе с тем, определенную гуманистическую направленность, которая определяется потребностями развития общества, а также имеет основную цель – развитие личности. Кроме основной цели направленность учебно-воспитательного процесса определяет и другие более мелкие цели и задачи обучения и развития учащихся, а также содержание этого процесса. 
   Основополагающими содержательно-целевыми компонентами педагогического процесса являются цели и содержание педагогического процесса. 
   В педагогическом процессе также могут быть определены элементы сочетания внешних влияний на объекты и внутреннего отражения. 
   Такое взаимодействие является не хаотичным и стихийным, а определенным образом управляемым. Это управление взаимодействия субъектов и объектов называется организационно-деятельностной составляющей педагогического процесса. Но такое определение отражает лишь внешнюю сторону процесса. 
   Ученые и педагоги при изучении педагогического процесса указывают еще и на процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость, т. е. на внешние стороны. 
   Как отмечает М. А. Данилов: «Педагогический процесс – это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека» (Данилов М. А. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981). Делается акцент именно на «внутренней» стороне процесса в этом определении. 
   Таким образом, педагогический учебно-воспитательный процесс – это единство и взаимодействие процессов обучения, воспитания и развития. Суть его состоит в том, что происходит передача опыта старшими поколениями и усвоение того же опыта младшими поколениями через их общение, взаимодействие, что следует из необходимости удовлетворения потребностей современного общества. 
   Закономерности педагогического процесса 
   Базовым методологическим основанием для определения закономерностей в педагогике выступает диалектический системно-структурный подход, который предполагает последовательное выявление существенных, закономерных связей педагогической системы. 
   Для этого необходимо проанализировать различные виды связей. 
   1. Между общественными и педагогическими процессами. 
   2. Внутри педагогического процесса. 
   3. Между процессами обучения, образования, воспитания и развития. 
   4. Между процессами воспитания и самовоспитания. 
   5. Между процессами влияний субъектов воспитания. 
   6. Между задачами педагогического процесса и формами организации педагогического процесса. 
   Таким образом, проанализировав эти виды связей, можно определить следующие закономерности педагогического процесса. 
   1. Наличие потребностей и возможностей общества. 
   2. Наличие определенных условий, в которых протекает педагогический процесс (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических). 
   3. Взаимосвязь процессов обучения, образования, воспитания и развития. 
   4. Необходимое единство действий всех субъектов воспитания. 
   5. Наличие отличительных особенностей задач воспитания, которые зависят от возрастных и других особенностей воспитываемых. 
   6. Необходимо наличие поставленных задач. 
   7. Определение методов и средств в соответствии с задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. 
   8. Определение форм организации педагогического процесса в соответствии с задачами, содержанием, методами и средствами воспитания. 
   9. Необходимый учет внешних и внутренних взаимосвязей педагогического процесса. 
   10. Наличие внутренних связей, при нарушении которых процесс обучения не достигает цели. 
   11. Наличие закономерности между преподаванием и учением. 
   12. Зависимость содержания обучения от его задач. 
   13. Определение методов и средств обучения в соответствии с задачами и содержанием. 
   14. Определение форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов. 
   15. Наличие необходимой взаимосвязи всех компонентов обучения приводит к достижению результатов, соответствующих поставленным целям. 
   Последний пункт как бы объединяет и соединяет в систему все предшествующие. В том случае, если учитель верно определит цели и задачи, содержание обучения, точно и четко выберет методы организации учебно-познавательной деятельности и контроля, проанализирует условия процесса и примет меры к его улучшению, тогда наверняка будут выявлены осознанные и эффективные результаты. 
   

Информация о работе Обшая педагогика