Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Народный танец – жанр народно-художественного творчества………………………………………………………………..6
1.1. История народных танцев…………………………………………..6
1.2. Роль балетмейстера в народно-сценических танцах…….. ……….11
Глава II. Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца……..15
2.1.Балетмейстер, артист балета Игорь Моисеев…………………….15
2.2. Творческий метод и особенности стиля танца Моисеева…….20
Заключение………………………………………………………………..25 Библиографический список…… ………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Хакасский государственный  университет им. Н.Ф. Катанова»

 

 

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

 

 

Кафедра народного художественного  творчества

Специальность 071301.65 – Народное художественное творчество

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВКЛАД ИГОРЯ МОИСЕЕВА В РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ТАНЦА

 

 

 

 

 

   
   

              Студентка

        Алтабасова   Елена

            Владимировна

                гр. 102-Н

                      

   

Научный руководитель

ст. преп. кафедры НХТ

Александрина Вероника     Александровна


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава I. Народный танец – жанр народно-художественного творчества………………………………………………………………..6

1.1. История народных танцев…………………………………………..6

1.2. Роль балетмейстера в народно-сценических танцах…….. ……….11

 Глава II. Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца……..15

 2.1.Балетмейстер, артист балета Игорь Моисеев…………………….15   

  2.2. Творческий метод и  особенности  стиля танца Моисеева…….20

   Заключение………………………………………………………………..25 Библиографический список…… ………………………………………...27          Приложения……………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

 

Танец – это самый  древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан, преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению и развитию народного танца

Выдающийся художник Игорь Александрович Моисеев  является первооткрывателем в хореографическом искусстве. Он создал новый жанр сценической хореографии – яркий, самобытный Театр народного танца. В современном танцевальном мире Театр Моисеева определяет пути развития всей народно-сценической хореографии не только в России, но и за рубежом.

        Народный танец нуждается в тщательном изучении.

И.А. Моисеев  говорил: «Мы не коллекционеры танца и не накалываем их, как бабочек на булавку. Опираясь на народный опыт, мы стараемся расширить возможности танца, обогащая его режиссерской выдумкой, техникой танца, благодаря которой он еще ярче выражает себя. Короче говоря, мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства в каждом народном танце. Но наше творчество продолжается в природе самого народного танца»  

  Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

       Исходя из актуальности проблемы сохранение  традиций народного творчества, выбрана настоящая тема: «Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца».

      Безусловно, танцы, поставленные Игорем Моисеевым, оказывают огромное влияние на воспитание академизма у учащихся. Поэтому тема данной работы важна и актуальна.

      Объект исследования  – народный танец.

     Предметом исследования является вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца.

      Цель исследования – рассмотреть вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца.

      Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть историю   народных танцев.

2. Выявить роль балетмейстера  в народно-сценических танцах.

3. Изучить жизненный и творческий путь Игоря Моисеева.

4. Проанализировать творческий  метод и особенности стиля  танца 

Игоря Моисеева.

        Методы работы – теоретические методы: сбор информации,

анализ, синтез специальной и критической литературы; практические методы: исследование танцевального метода   Игоря Моисеева.

        В работе мы опирались на труды по хореографии   Р.Захарова,

Э. Великович, П. Карпа, И.Моисеева, Л.Степановой, Т.Пуртовой,

 А.Беликовой.

      Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ – ЖАНР

НАРОДНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ТВОРЧЕСТВА

1.1.ИСТОРИЯ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

 

 

Народный танец – это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. 
       Когда во Франции при Франциске I был изобретен чулок, народный танец немедленно отреагировал на это новшество. Юбки очень быстро укоротились, а вслед за этим в корне изменились танцы. 
Существовали знахарские танцы, изгонявшие злых духов и имевшие функции врачевания. Именно такую функцию выполняла тарантелла. Сам танец получил название от тарантула – яд от укуса, который можно было изгнать только потом,  для этого больным и надо было кружиться в бешеной пляске. Древний Египет знал астральные танцы: танец отражал эволюции, которые проделывали звезды и планеты на небе

Если вы зададите кому-либо из жителей  села, принадлежащих к молодому поколению, знает ли, любит ли он песни и  танцы родного края,  которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считает ли он необходимым сохранение народных традиций, – то вероятнее всего, вы услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Во всяком случае, нечто подобное выявляется в беседах, которые случается вести с молодежью. Мы полагаем, что народный танец  – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходить от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе на селе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности. Утратить все эти богатства – значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.

Народный танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею – он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков. Народный танец, один из древнейших видов народного искусства.

Передаваясь из поколения в поколение, танцы видоизменялись; развиваясь, они приобретали свои регламентированные формы. Каждая эпоха вносила свой вклад в танцевальный фольклор.

Народный танец складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец – неотъемлемая часть народных обрядов и празднеств  

«Народный танец  – это праздничный, жизнелюбивый вид искусства. Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. В его неистощимой сокровищнице много бесценных жемчужин. В них отражены творческая сила народной фантазии, поэтичность и образность мысли, выразительность и пластичность формы, глубина и свежесть чувств. Это эмоциональная, поэтическая летопись народа, самобытно, образно, ярко рисующая историю событий и чувств, пережитых им. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. И в этом его отличие от классического балета, рожденного рациональным   умом»

  Вселенная танца огромна, неизмерима. Танцев неисчислимое множество. Условно танцы можно разделить: бальные, народные, постановочные и реконструированные (средневековые, античные и т.п.). Но именно народный танец является родоначальником всех остальных. Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона. Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций. Чтобы понять природу народного танца, нужно заглянуть в историю. 
         Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. Мимика – первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы и человека в древние времена назывались танцами. Танец – это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу.

    Для первобытного человека танец был основной формой существования. В глубокой древности танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человека. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок – охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Массовость, всеобщность – необходимое условие пляски. Ведь когда люди танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное, почти мистическое чувство единения друг с другом, возникает колоссальный по мощности заряд энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее. Основная форма  исполнения – круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В различных племенах исполнение кругового танца относилось к предстоящей охоте, к вызываемому плодородию и всеобщему благополучию. В некоторых случаях круговой танец символизировал брак. В танцевальных движениях воплощались любовь и труд, моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени.

Танец  настолько был связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах. Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь – топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстазотического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке

Н.В.Гоголь  в «Петербургских записках 1836 года» писал: «Посмотрите,  народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец…русский не так, как француз, как азиат. Даже в провинциях  одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый,  у другого лёгкий, воздушный.  Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни, образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своём национальном танце ту же негу, страсть и ревность» .

Информация о работе Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца