Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Народный танец – жанр народно-художественного творчества………………………………………………………………..6
1.1. История народных танцев…………………………………………..6
1.2. Роль балетмейстера в народно-сценических танцах…….. ……….11
Глава II. Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца……..15
2.1.Балетмейстер, артист балета Игорь Моисеев…………………….15
2.2. Творческий метод и особенности стиля танца Моисеева…….20
Заключение………………………………………………………………..25 Библиографический список…… ………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

       Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздал живые образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами.

   Ансамбль народного танца – первый советский коллектив, который в период «железного занавеса» выпустили на гастроли. В 1955 году артисты ансамбля впервые выступили в Париже и Лондоне. Зрители были изумлены точностью постановок, верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. Триумф советской танцевальной труппы послужил первым шагом к международной разрядке. В 1958 году ансамбль Игоря Моисеева также первым из отечественных коллективов выступил в США. Успешные гастроли, признавала американская пресса, растопили лед недоверия к СССР и стали основой налаживания новых, конструктивных отношений между нашими странами.

   «Из моей жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Мы побывали с ансамблем в 60 странах мира. Триумф во Франции сменялся триумфом в Америке»

   С этого времени и до сих пор ансамбль является школой и творческой лабораторией для балетмейстеров разных стран, а его репертуар служит своеобразной хореографической энциклопедией танцевальной культуры народов мира.

«Балет Моисеева» на всех языках произносится одинаково. Словно волшебная формула, открывающая целый мир, объединившая чувством радостного изумления зрителей всех континентов. Праздник, чудо, фейерверк – синонимам формулы нет конца. 
     Цена этой радости узнавания – подвижнический труд не одного поколения моисеевцев.

В 1999 году – И.А. Моисеев занесен в книгу рекордов Гиннеса: 
   1.За самую долголетнюю творческую деятельность в области    хореографии

   2.За рекордное количество поставленных хореографических произведений.  
    3.За выдающийся вклад в развитие мировой народно-сценической хореографии.

Итак, изучив жизненный и творческий путь Игоря Моисеева, нет смысла перечислять все заслуги, награды и звания Игоря Моисеева – а их более двадцати: советских, российских, зарубежных. Для артистов он – пример служения любимому делу, мудрого приятия нелегких побед и неизбежных потерь. Для него коллектив  – жизнь, гордость и слава, осуществленная мечта и постоянная забота. Главная черта характера – работоспособность, целеустремлённость, наблюдательность.    

 

 

 

2.2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ТАНЦА ИГОРЯ МОИСЕЕВА.

 

 

    Ансамбль Моисеева – давно эталон и мировая знаменитость. Начав с нуля (никогда и нигде не было аналогов тому, что он задумал), Моисеев путем проб и ошибок создал новый жанр – сценический народный танец и выстроил собственную уникальную систему, без которой не могла бы появиться ни студия при ансамбле, ни многочисленные коллективы последователи. Он твердо прочертил линию жизни своего ансамбля, и эта линия – восходящая, от отдельных танцевальных номеров, через хореографические композиции и сюжеты, к одноактным спектаклям.

  Он смотрел из будущего. И невозмутимо обходя невежд, доверял единомышленникам – своим танцорам. Хотя трудностей и тут было предостаточно. Одни пришли едва ли не с деревенской околицы, другие – с балетных подмостков. Предстояло переплавить лихую народную выходку и сухость академизма в единую танцевальную манеру. Ныне знаменитый моисеевский стиль. Тогда же не было ни опыта, ни знания, ни традиций – всё создавали впервые. И аргументы в защиту моисеевской идеи Театра танца ансамбль «вытанцовывал» в упорном труде. Тем энтузиастам и смельчакам, что радостно и без оглядки устремились за ним в неизвестность, Моисеев благодарен и по сей день.

  «Я так возвышен, потому что у меня есть крылья – это мой коллектив, без них я бы был, как парус без ветра, как дирижёр без оркестра»

   Он никогда не был праздным мечтателем, и все, что было в его воле, сделал. Но свое слово «сказали» и объективные обстоятельства. «Я всегда занимался тем, что мне нравилось» Видимо, в этом одна из причин долголетия и успеха феноменального человека, который умеет обращать обстоятельства в свою пользу и в пользу своего дела.

   Еще одна важная заслуга  Моисеева – создание уникальной, единственной в мире моисеевской Школы танца (1943). Ее отличительные черты – высокий профессионализм, виртуозная техническая оснащенность, способность к передаче импровизационной природы народного исполнительства. Актеры-танцовщики, воспитанные Игорем Моисеевым – широко образованные, универсальные артисты, свободно владеющие всеми видами танца, способные воплотить национальный характер в художественном образе. Танцовщик моисеевской школы – лучшая рекомендация в любой точке планеты, в хореографическом коллективе любого направления. Артисты ансамбля удостоены званий Заслуженных и Народных артистов СССР и России.

     В основе его хореографии лежит так называемое плие. Этот термин в балете означает низкое приседание. Вы всегда отличите «моисеевцев» по плие, которое присутствует в каждом движении. Этот прием действует как пружина, все движения танцора становятся более широкими и мощными. Представьте, за два прыжка «моисеевцы» могут пересечь любую сцену, независимо от ее размеров.

       «Прием plie – это пружина, а значит, энергия. Без plie не может быть ни движения, ни толчка для прыжка  – какой тогда танец? На сцене plie дает движению необходимую широту, какой нет в народных танцах.    

Собственно, это основа нашей школы танца. Вы говорите трудно? Так я никого не держу. У нас вообще всё танцевать неудобно – слишком много сил надо тратить»

 «Моисеев не только великий хореограф, он еще и блестящий режиссер. Потому что в его танце каждое движение, каждый поворот головы что-то означает. У Моисеева нет абстрактных движений на сцене, он всегда создает образ, картину мира. Каждый артист, который выходит на сцену, не просто блестящий танцовщик, но еще и солист, и актер, а все мы вместе – единый ансамбль»

  Владимир Васильев: «У Моисеева удивительная манера показа движений. Это точность и вместе с тем элегантность. У него никогда не было грубости. А если и грубость, то все равно какая-то утонченная. Как артист, я в огромной степени обязан ему, его манере показывать движения»

    Лев Голованов, педагог-репетитор ансамбля: « Все говорят про Моисеева: «Великий мастер!», «Оригинальный!», а он еще и добрый человек! Обо всем помнит и обо всех заботится. Не помню случая, чтобы он кому-то отказал, за кого-то не похлопотал. Один артист даже жил у него дома, когда ему негде было обитать. Он очень хорошо чувствует юмор. Несмотря на свой возраст, не теряет юношеские чувства. Игорь Моисеев народный танец поднял на новую высоту. Он брал простые образцы и превращал их в алмазы. Например, у узбеков есть трюк с блюдом, где блюдо вращается на спине и поднимается на голову. Из этого трюка Моисеев сделал сценку, в которой узбек моет руки, разделяет трапезу и т. д. Он умеет расширить какой-то факт на основе народной хореографии. Моисеев не просто берет и ставит танец как музейный экспонат, он танцу дает новую жизнь»

   Сергей Аникин, педагог-репетитор ансамбля: « Танец Моисеева – это не просто механическое движение под музыку. Это всегда характер, всегда образ, вот почему зритель всегда всё понимает без объяснений»

    На репетициях он прокладывает путь, который умеет превратить в захватывающее восхождение к вершине, но который не желает облегчать, ни себе, ни другим.  Без устали простреливает репетиционное пространство острым словом: «уворачивайся, танцор, будь гибким и выносливым!»
       Не выносит работы в полноги. Но довольно его саркастического: «На что это вы мне намекаете?» – как всё преобразится. А может не говорить ничего, вдруг ушел в себя, кажется, не видит и не слышит. Но Моисеев здесь – и они выложатся на все сто.  
       Потому что магия в самой его фигуре. Потому что он – этический и эстетический центр этого мира, который покоится на крепчайшей из опор – культуре работы и дисциплины, и в котором выплавляется удивительное своей ясностью и открытостью искусство. Этот сотворенный им мир – ансамбль народного танца – стал главной темой его жизни.

  Поразительное пластическое решение, непривычное действо ансамбля народного танца завораживает зрителя. Лучшие традиции народного танца в сочетании со сложной акробатикой приводит неимоверной силы впечатление, которое незабываемо!

«Моисеев владел глубоким знанием хореографической лексики, умением пользоваться ею как выразительным средством раскрытия внутреннего мира героя и многообразной картины мира. Обладал богатой фантазией и изобретательностью в создании характерной для персонажа пластической «речи». В своих постановках – не только хореограф, но и драматург, режиссёр, соблюдающий законы сценического искусства»
          По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах.

 «Ансамбль стал новаторским явлением в истории мировой хореографической культуры, новым видом танцевально-сценического искусства» .

 Многие постановки  Игоря Моисеева являются золотым  фондом   мировой хореографической культуры: русский танец «Лето», молдавская сюита «Жок», старинная городская кадриль из цикла танцев «Картинки прошлого», танец аргентинских пастухов «Гаучо», калмыцкий танец, сюита греческих танцев «Сиртаки», танец бессарабских цыган, корейский танец «Санчонга, «легендарное» моисеевское « Яблочко», «Татарочка» и другие.

 Таким образом, проанализировав  творческий метод и особенности стиля танца Игоря Моисеева, мы сделали вывод, что Моисеев создал собственную систему: переплавляя академизм балета и лихую народную пляску в единую танцевальную манеру.

 С помощью своего моисеевского метода возродил исчезающие народные  танцы, дав им новую жизнь для нескольких поколений.

 После ухода из жизни И.Моисеева его школа продолжает жить: танцевальные номера, которые он не успел доставить, создают юные молодые балетмейстеры, воспитанные на моисеевских традициях, на его исполнительской культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В своей работе мы изучили литературные источники, позволяющие проследить историю развития  народной хореографии; выявили роль балетмейстера в народно-сценических танцах; познакомились  с жизнью и творчеством Игоря Моисеева; исследовали  творческий метод и  особенности стиля танца Моисеева.

   Итак, рассмотрев историю народных танцев, мы выявили: что народный танец – это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. К народным танцам зрителя всегда притягивает искренность, жизнерадостность, оптимизм.  Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев, так и с точки зрения влияния его на воспитание академизма у учащихся.

 Таким образом, народный танец создаёт народ, а чтобы  танец появился  на сцене, тогда появляется балетмейстер, который играет главную роль в рождении сценического варианта танца. В задачу, которого  входит: собрать танцевальный материал,  подобрать музыку, костюмы, сочинить композицию на основе данного народного танца, передать исполнителям.

Изучив жизненный и  творческий путь Игоря Моисеева, проанализировав особенности и методы его стиля, мы сделали вывод.

Владея всеми тонкостями национального танца, всеми методами и приемами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, Игорь Моисеев создал новый уникальный жанр народно-сценической хореографии – яркий, самобытный Театр народного танца. Он возвел народное хореографическое искусство на высший профессиональный уровень, тем самым изменив ход развития мирового хореографического искусства. 

   Ансамбль Игоря Моисеева является визитной карточкой России по всему миру, представляя не только многонациональную российскую, но и мировую хореографическую культуру.

    Репертуар   Моисеева – это бесценная многонациональная сокровищница, обогащенная талантом хореографа, который сумел довести народный танец до совершенства, поставив его в один ряд с балетной классикой. Ансамбль Моисеева часто называют антологией и энциклопедией народного танца.

   Моисеевская школа танца признана во всем мире и сегодня является основой для воспитания молодого поколения хореографов и танцоров во многих странах.  Сейчас в век коммерциализации искусства народный танец становится не только исторической ценностью, но и инструментом для создания «марки», «бренда», в котором сразу угадывается «фирменный почерк» постановщика.

   Но  приходится отметить, что до сего времени встречаются ещё досадные явления чрезмерной стилизации народного танца, когда от него остаётся лишь внешне эффективная, нарядная, виртуозно- техническая композиция, только по внешним признакам именуемая народным танцем.

     Вот поэтому, необходимо изучать творческие работы  Игоря Моисеева, чтобы создавать образцы «чистого золота» танца, бережно сохранять народные традиции, свою историю.

 

           

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Барышникова  Т. Азбука хореографии. – М.:  Айрис Пресс, 1999. –  263 с.

2. Богаткова  Л.Танцы народов разных стран. – М.: Детская    литература,1957. – 680 с.

3. Балет – энциклопедия. – М.: Согласие,1997. – 631с.

4.Балет Моисеева остается  самым прекрасным из всех существующих.

// Новости.  – 2006. – №224 [Электронный ресурс]. http://www.e1.ru/news/spool/news_id-268916.html  (дата  обращения: 10.11.2010).

Информация о работе Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца