Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Народный танец – жанр народно-художественного творчества………………………………………………………………..6
1.1. История народных танцев…………………………………………..6
1.2. Роль балетмейстера в народно-сценических танцах…….. ……….11
Глава II. Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца……..15
2.1.Балетмейстер, артист балета Игорь Моисеев…………………….15
2.2. Творческий метод и особенности стиля танца Моисеева…….20
Заключение………………………………………………………………..25 Библиографический список…… ………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 611.00 Кб (Скачать)

Итак, мы рассмотрели, как складывался и развивался народный танец, и сделали вывод.

Народный танец не имеет никаких фиксированных  правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение  практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца. Время от времени народный танец включал в свою палитру различные жесты из древних танцев, почерпнув из них множество идей. Танец того или иного народа полностью отображает культуру и дух данного народа, а также своим образом характеризует саму страну.

   Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах.  И практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.  

    Веселые и зажигательные народные танцы стремительно распространялись, набирая популярность. Могучие и бесценные шедевры народных танцев хранятся в памяти людей, живущих во всех уголках планеты! Одно только перечисление их заняло бы многие страницы. 

 

 

1.2. РОЛЬ БАЛЕТМЕЙСТЕРА  В НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИХ ТАНЦАХ

 

 

  Народно-сценический танец – это не только творчество народной хореографии, которое подверглось определённой художественной обработке и исполнения со сцены, а также заново созданный балетмейстером-постановщиком или творческой группой, профессионалом художественной самодеятельности танец

  Народно-сценический танец возник как симбиоз культуры исполнения классического, народно-характерного танца и самобытных фольклорных источников.

  Известно, что народные танцы, их музыку и костюмы создает сам народ. Когда же рождаются сценические варианты народных танцев, появляется балетмейстер, в задачу которого входит: собрать танцевальный материал, подобрать к нему музыку (или заказать ее композитору), подобрать костюмы (или заказать их художнику), сочинить хореографическую композицию, на основе данного народного танца и, наконец, поставить её – передать исполнителям. Отсюда понятно, какую большую роль играет в сценическом варианте народного танца балетмейстер. В связи с этим хочется подчеркнуть, что балетмейстеры должны черпать материал для своих сочинений из лучших образцов подлинно народного танца, изучая их на местах. Ведь именно в тех случаях, когда нет подлинного и глубокого проникновения в истоки народного творчества, а настоящее знание фольклора подменяется общим и поверхностным представлением о нем, процветают стилизация и чрезмерная театрализация, которые отнюдь не украшают танец

   Предположим, вам захотелось разучить молдавский или испанский танец. Но прежде чем его разучивать, нужно, чтобы кто-то его сочинил. Это и делает балетмейстер. «Балетмейстер» означает по-русски «мастер танца». Творчество балетмейстера сродни творчеству композитора или поэта, разница в том, что каждый из них сочиняет произведение, пользуясь языком своего искусства.

  Сначала он должен изучить танцы и музыку народа, которому принадлежит танец,  задуманный  для сцены. Каждый национальный танец располагает суммой характерных движений, жестов и поз. Отбирая из них нужные  для своей постановки, балетмейстер может придумать и новые, но, разумеется, они должны быть в стиле и характере народных.

Балетмейстер должен активно вторгаться в ткань первоисточника, черпать лишь то, что необходимо ему для танцевальной характеристики персонажей или для общей композиции, узнать глубоко и всесторонне народ, и лишь тогда сочинять. Увидеть главное, выбрать самое нужное, а потом рассказать об этом в своём танце по-своему, ещё интереснее, ещё богаче. Надо стремиться к тому, чтобы вернуть народу его собственное творчество, его мысли, его чувства, но облечённые уже в новую, современную форму.

Поиск – спутник хореографа. Без  поиска, танец давно бы утратил  романтику открытий и созидания. А само понятие народное творчество заключает в себе созидательное начало. Игорь Моисеев писал: «Мало собирать камушки на берегу океана народного творчества. Надо смело войти в этот океан, исследовать его глубины, постигнуть его тайны и обратить их на благо искусства. Рискован путь того, кто ищет способов создания танца таким, каким мы видим и чувствуем его сегодня, каким хотим его видеть в будущем. Не бойтесь идти сквозь риск, безвестность, неожиданности по крутым тропам народной хореографии»

  Роль педагога хореографа народно-сценического танца почетна и ответственна. Сообразно с этим педагог, добиваясь точности и четкости в выполнении каждого движения и стремясь повысить техническую сторону танца, обязан также требовать от учащихся понимания стиля, характера исполнения каждого танца. Приучать их уже на занятиях выполнять движения не чисто технически, а эмоционально, развивать выразительность, умение доносить до зрителя особенности каждого движения, выявлять и подчеркивать национальный характер танца.

   Педагог должен познакомить артистов с историей, бытом и культурой того народа, которым соответствует разучиваемый танец. Без знания национальной культуры, без интереса к народному, фольклорному танцу и творчеству  артист не сможет правильно передать зрителю характерные особенности изучаемого народного танца

  Нужно развивать в учащихся понимание музыки каждого народа. Музыка – это основа, которая помогает исполнителю выявлять характер движения и раскрывать содержание танца. Если танцующий не чувствует  музыки исполняемого народного танца, движения  артиста будут формальными, механическими, неинтересными.

  Хореограф-педагог должен хорошо разбираться, какие движения характерны и нужны для изучаемого народного танца, не допускать смешения стилей, не засорять народный танец надуманными, ненужными движениями, не имеющими к данному танцу никакого отношения.

В связи с этим хочется подчеркнуть, что балетмейстеры должны черпать  материал для своих сочинений  из лучших образцов подлинно народного танца, изучая их на местах. Ведь именно в тех случаях, когда нет подлинного и глубокого проникновения в истоки народного творчества, а настоящее знание фольклора подменяется общим и поверхностным представлением о нем, процветают стилизация и чрезмерная театрализация, которые отнюдь не украшают танец.

   При постановке народных танцев балетмейстер может несколько усложнять техническую сторону танца, видоизменять его композицию применительно к сцене, но при этом необходимо сохранять народную (фольклорную) музыку и строго следить за тем, чтобы исполняемый народный танец не утратил присущий ему национальный колорит.   

«Народный танец  живёт долго, если он отражает глубинные черты национального характера, а не новомодные веяния времени»                            

   Таким образом, народный танец – одна из основ любой хореографии. Он столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Такое разнообразие танцев родилось из характера народов, его жизни и образа занятий.

  Искусство народного  танца – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции: средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

   История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов.

 

ГЛАВА II. ВКЛАД ИГОРЯ МОИСЕЕВА В РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ТАНЦА

2.1.БАЛЕТМЕЙСТЕР, АРТИСТ БАЛЕТА  ИГОРЬ   АЛЕКСАНДРОВИЧ МОИСЕЕВ

 

 

   Игорь Александрович Моисеев (21.01.1906г. – 02.11.2007 г) –

величайший хореограф  XX века, балетмейстер, артист балета, художественный руководитель  Государственного Академического ансамбля народного танца, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер ордена « За заслуги перед Отечеством» I степени.

   Моисеев Игорь Александрович –  величайший хореограф, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

  Игорь Александрович  родился в Киеве 21 января 1906 года. Отец – Моисеев Александр Михайлович, адвокат. Мать – Грэн Анна Александровна, модистка, из семьи румынских евреев. Александр Михайлович Моисеев очень повлиял на развитие сына. От него Игорь получил в наследство увлечение восточной культурой, историей. Но творческими способностями – к рисованию и музыке – был скорее обязан матери. Отец очень боялся дурного влияния улицы и старался пристроить 14-летнего Игоря к какому-либо делу. Однажды он узнал от кого-то, что недалеко от дома есть балетная студия, куда как раз в это время проводился набор. Он предложил сыну поступить в эту студию, полагая, что, кем бы он ни был в дальнейшем, ему пригодятся осанка, манера держаться, изящество поведения – качества, которые дает танец. Так Игорь Моисеев попал в студию бывшей балерины Большого театра Веры Ильиничны Масоловой (1920).

   В 1933 году окончил Университет искусств. После окончания был принят в балетную труппу Большого Театра, а затем стал его солистом. В Большом Театре он мог бы стать одним из ведущих солистов. Но его привлекла идея сочинять танцы самому. Уже в 24 года, в 1930 году, оставаясь артистом балета, он становится балетмейстером: сначала он был постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях и вскоре на сцене Большого Театра появляются его яркие, оригинальные балеты. Его работы на драматической сцене, в сотрудничестве с вахтанговцами, были событиями театральной Москвы.

  Благодаря привитой родителями дисциплине сформировалась главная черта Моисеева – целеустремленность. «Посей действие –

пожнешь привычку, посей привычку – пожнешь характер, посей характер – пожнешь судьбу. Если трудно достичь результата ( сразу достичь результат легко, но трудно удержать его), нужно построить жизнь так, чтобы каждый день, хотя бы на миллиметр двигал тебя вперед, укрепляясь на завоеванной территории»

      Интерес Игоря Моисеева к народному творчеству формировался еще в начале 1930-х годов, когда он пешком и верхом объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора.

    «Интересуясь фольклором, я ездил по белорусским деревням. Дело было осенью, поспевал урожай картофеля. Навстречу нам шла группа девушек, которые несли на плечах вилы и весело пели по-белорусски. Я спросил моего спутника, о чем они поют. Оказалось, они пели о картошке: просили, чтобы погода помогла ей уродиться, тогда год будет сытый, счастливый, а значит, будут и песни, будут и пляски. Возвратившись в Москву, я сделал танец под названием «Бульба».

 Когда лет  через пятнадцать я снова побывал  в Белоруссии, то обнаружил, что всюду танцуют мою «Бульбу». Спрашиваю: откуда у вас этот танец? Мне отвечают: «А он у нас всегда был». Хотя все фольклористы подтверждали, что этот танец появился в Белоруссии после моей постановки. Если твое творчество настолько признает народ, что считает его своим, – это ли не высшая форма признания!»

   Его интерес не остался незамеченным – в 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только, что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца

    «В его ансамбле все отточено, доведено до совершенства. Его танцовщики танцуют как один человек»  – Майя Плисецкая

   Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира.

  «Все встречи, происходившие в моей жизни и, особенно, в молодости,  готовили меня к главному – созданию Ансамбля, которому я посвятил уже без малого 70 лет»

    10 февраля 1937 года – первый сбор небольшой (40 человек) труппы, составленной Моисеевым из самодеятельных артистов, выпускников хореографических училищ и опытных балетных профессионалов. Мог ли кто ожидать, что их первые шаги прозвенят азартной дробью на полстраны. Но в следующем, 1938г. ансамбль уже танцевал на правительственном концерте в Большом Театре, пожинал богатый урожай зрительских восторгов, которые скоро перерастут во всенародную любовь. Свидетельство тому – неизменные аншлаги.

   Главная задача, которую впервые поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев – творческая обработка бытующих в то время в СССР образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали и фиксировали исчезающие танцы, песни, обряды. В результате появились первые программы ансамбля: «Танцы народов СССР» (1938), «Танцы прибалтийских народов» (1939). В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

   Война оттеснила на задний план все задачи, кроме одной – сохранить ансамбль. Основательно поредевший, (часть танцоров мобилизована) он без устали колесит по стране, выступая в госпиталях, военных частях, на заводах, иногда по три раза в день. Не было никаких дотаций – зарабатывали сами. Мало того, внесли полтора миллиона на оборону

Информация о работе Вклад Игоря Моисеева в развитие народного танца