Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:06, доклад
Воспитание как категория общественного сознания возникла с появлением человека как такового. Это объясняется тем, что в отличие от других живых существ, человек на протяжении тысячелетий накопил не только наследственный биологический фонд, передающийся потомкам через механизм инстинктов, но социальный, который нельзя передать иначе, чем через сознательное действие, то есть посредством воспитания.
Народная педагогика
Воспитание как категория общественного сознания возникла с появлением человека как такового. Это объясняется тем, что в отличие от других живых существ, человек на протяжении тысячелетий накопил не только наследственный биологический фонд, передающийся потомкам через механизм инстинктов, но социальный, который нельзя передать иначе, чем через сознательное действие, то есть посредством воспитания.
Первый социальный опыт связан с трудовой деятельностью, точнее, с изготовлением орудий труда. По мере накопления трудового и социального опыта развились и навыки передачи его потомкам. Так формировалась народная педагогика, призванная выполнять важную социальную функцию – осуществление приемственной связи между накоплениями, без чего исторический прогресс человечества немыслим. На протяжении длительного периода народная педагогика эмпирическим путем накапливала знания и опыт, который представляет собой важный источник знаний научной педагогики.
Молдавский народ располагает богатым педагогическим наследием, отразившимся более всего в устном народном творчестве, в целом ряде обрядов, традиций и обычаев.
Молдавский фольклор как составная часть духовной культуры народа уходит корнями далеко в прошлое, в эпоху Древнего Рима и Греции. Отражая непосредственную жизнь народа в ее историческом движении, фольклор представляется гигантской энциклопедией народа, из которой он черпал знания, нравственную чистоту и мудрость с древнейших времен.
В педагогическом плане фольклор играет двойную роль: во-первых, в произведениях, являющихся синтезом идей и педагогической мудрости, он отражает обобщенную педагогическую мысль народа, во-вторых, выполняет важнейшие воспитательные функции, поскольку широко используется как в семье так и в школе. Из фольклорных жанров важнейшим с точки зрения их педагогического воздействия можно считать пословицы и поговорки, загадки, баллады, колыбельные песни и т.п.
Анализируя это богатое культурное наследие, приходим к выводу, что молдавский народ в процессе многовековой трудовой деятельности, постоянной борьбы с силами природы, всевозможными притеснениями и чужеземными нашествиями сумел сформировать свое видение мира, свою собственную философию. Одно из характерных черт народной концепции о мире и жизни является вера в человека и его творческие способности, гуманизм и здоровый оптимизм: «Человек кузнец своего счастья»; «Счастье само в руки не приходит»; «Не место красит человека, а человек место».
В полном соответствии с этим мировоззрением сформулированы и оптимистические педагогические концепции народа: «Ребенок - это мягкий воск, ему можно придать любую форму».
Идеал воспитания у молдаван частично отражен в концепте ом де омение (человечный человек), что включает следующие человеческие качества: честность, доброе имя, великодушие, мудрость, рассудительность, трудолюбие, гостеприимство и т. д.
Народный идеал воспитания находит свое отражение во многих фольклорных жанрах, особенно в пожеланиях по случаю рождения ребенка, сказках и колыбельных песнях. К примеру, в одном из пожеланий по поводу рождения приведен целый набор черт характера и нравственных качеств, которые желают новорожденному: Пусть будет счастливым и пригожим, умным и веселым, здоровым и образованным… человечным, красивым, храбрым, богатым… Пусть сострадает бедным …
Примечательно, что, создавая свой идеал воспитания, молдавский народ наделяет одними и теми же качествами мальчиков и девочек.
В идеализированной форме
идеал воспитания у молдаван конкретизирован
в центральном герое
С явно реалистических позиций выражен идеал трудового воспитания патриархальной молдавской семьи в колыбельных песнях. В них молодая мать мечтает видеть свое чадо большим, подготовленным к жизни, к труду: «Матери помощник и отцу пособник…». В осуществлении этого идеала главная роль принадлежит к труду. Народная педагогика богата примерами, подтверждающими воспитательное значение труда. Решение всех воспитательных задач- интеллектуальных, нравственных, эстетических, физического развития молодых поколений- не мыслимо вне трудовой деятельности. Некоторые фольклорные произведения сформулированы в форме призывов, обращенных к детям и молодежи: «Упорство и труд все перетрут», «Хлеб нужно зарабатывать в поте лица», другие обращены к родителям, раскрывая перед ними значение труда как средства нравственного воспитания. Например, «Душмань ши приетень ай омулуй» («Враги и друзья человека») показано, как лентяй, отправившись в далекое путешествие и стокнувшись с невзгодами, которые ему приходится преодолевать, чтобы выжить, избавляется от такого порока, как лень, становится просто неузнаваемым.
Целый комплекс воспитательных средств содержат сказки, поговорки, наставления, колядки и новогодние поздравления, где труд прославляется, поэтизируется. Это- определенная психологическая подготовка к труду на первом этапе развития ребенка. Позже, уже в возрасте 7-8 лет, главной формой трудового воспитания является непосредственное вовлечение детей в трудовой процесс. Основной метод, используемый на этом этапе,- объяснение, показ, (демонстрация), повторение трудовых операций под руководством родителей. С древних времен у молдаван помимо индивидуальных формах работы использовался и коллективный труд: клака (бесплатный добровольный труд в чью-то пользу), вспомогательные работы, посиделки. Посиделки обычно сопровождались рассказыванием сказок, шуточных рассказов, анекдотов, деревенских новостей и т.д.
Нравственное воспитание у молдаван конечной целью ставит формирование человека, обладающего всеми вытекающими из понятия «Человечный человек» качествами. Как и у других народов, у молдаван педагогические идеи и педагогическая мудрость относительно нравственного воспитания находят свое отражение преимущественно в пословицах и поговорках, которые всегда считались своеобразным моральным кодексом народа.
Как правило, народные нравственные нормы выражены в повелительном тоне, форме побуждения или требования, обращены ко всему сообществу и в первую очередь - к молодежи. Иногда они отражают трудовые отношения причем трудолюбие – одно из наиболее ценимых народом качеств: «Старательному человеку все под силу», «Единственная гордость хозяйства – труд».
Противоположность трудолюбию – лень решительно осуждается народом не только потому, что считается источником безнравственности: «Безделье - мать всех пороков», «Труд возвышает, безделье портит».
Иногда пословицы отражают отношения между людьми, и здесь высшая форма нравственности – глубокое уважение к человеку, вера в его творческие способности: «Кто бы ты ни был, помни, что ты прежде всего человек», «Не уважающий стариков – не человек».
Требуется честное отношение к человеку, к коллективу: «Честь дороже золота», «Лучше беден, но честен, чем богат и бесчестен».
Среди добродетелей, отражающих отношения личности и общества, особое место занимает патриотизм. Это объясняется и тем, что в прошлом Молдова в силу своего географического место положения – «на пути всех бед», по выражению летописца – подвергалась многочисленным нашествиям, и молдаване на протяжении многих веков должны были воевать, чтобы защитить свою землю. Вот почему отвага, пренебрежительное отношение к смерти, жажда свободы – самый добродетельные качества, почитаемые молдавским народом. «Герой умирает один раз, а трус тысячу», «Кто смерти боится, тот жизнь свою потерял».
Целая серия советов и наставлений касается выработки силы воли, воспитания храбрости и смелости: «Дерзай и добьешься», «Борьба закаляет человека», «Только в бою познаются храбрецы».
Патриотизм молдаван находит свое отражение также в преданности народа родной земле, любви к ней: «Вода приходит, камни остаются», «Дерево, чьи корни ушли глубоко в землю, буре не свалить».
Средствами воспитание патриотизма народное молдавское педагогика считает и такие жанры, как сказки, в которых все достоинства и моральные качества находят свое воплощение в положительных персонажах (Фэт – Фрумос, Иляна- Косынзяна), и баллады (старинные песни), где являются Баба Новак и его сын Груя или гайдуки, подобные Кодряну Бужору, совершающие чудеса героизма, захватывающие целые орды врагов, приносящие освобождение народу.
Молдавская народная педагогика содержит ценные идеи и мысли, относящиеся к организационному и методическому аспектам нравственного воспитания. Считается, что воспитание должно начинаться как можно раньше. В связи с этим народная молдавская педагогика разработала педагогическую концепцию чей шапте ань де акасэ (семь лет домашнего воспитания), согласно которой именно в этот период закладываются основы нравственного воспитания личности. Когда о ком-то говорят, что у него нет «Семи лет домашних», это означает, что человек лишен самого элементарного нравственного воспитания.
Что касается наказаний, то народная педагогика полагает их необходимыми, так как «ненаказанный ребенок ничему не научится», но советует соблюдать меру: «Наказывать следует в меру, чтобы не вызывать ненависти».
Умственное воспитание. Как следует из фольклорных и этнографических материалов, молдавский народ, как и другие народы, всегда стремился к свету, ценил разум, знания, образование, видя в них оружие в борьбе с жизненными трудностями, с социальным злом: «Разум властвует, разум царствует», «Не тот сирота, что без отца – матери растет, а тот, кто остался неучем», «Кто грамотен горазд, тому вовек не пропасть», «Учение свет, а неучение тьма».
Путем длительных наблюдений народ накопил обширные эмпирические знания в самых различных областях: биологии, астрономии, географии, математике, медицине и т.д. Например, в силу необходимости вести расчеты у молдаван задолго до возникновения письменности и счета при помощи цифр, зародилась народная математика рэбожей – зарубок на счетной палочке.
Критическим моментом в интеллектуальном воспитании детей является усвоение ими родного языка, этого, по словам К.Д. Ушинского, великого педагога народа. Знания передавались из поколения в поколение по определенным принципам или общим правилам, которые, хотя и не представляли собой дидактики в нынешнем научном понимании, всеже стояли у истоков учебного процесса, осуществляемого широкими массами на протяжении многих веков. Вот некоторые из этих принципов: целью обучения является практическая польза («Практика важнее грамматики», «Учеба – труд»); при обучении требуется учитывать возраст и индивидуальные способности ребенка («Человек человеку рознь»); знания необходимо усваивать сознательно («Учен не тот, кто умеет читать, а тот кто понимает, о чем он читает»); учиться следует всю жизнь («Век живи – век учись»).
И все же знания лучше всего усваиваются в детстве («Учи пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется – не научишь»), поэтому в умственном воспитании, как и в нравственном, «семь лет домашнего воспитания» имеют решающее значение.
В соответствии с этими принципами народ создал целый арсенал форм, методов и способов обучения, тесно связанных с двумя основными проявлениями ребенка – игрой и трудом. Игру всегда в народе воспринимали как естественную, присущую детям деятельность. «Всякому свое: если ребенок – пусть играет, если конь – пусть борону тянет, если священник – пусть псалтыри читают» - гласит народная поговорка.
Основной формой обучения всегда был труд. В труде накапливали знания и навыки, для чего использовали разнообразные формы: указание, наставления, вопрос, повторение, одобрение, похвалу и т.д.
Чрезвычайно важными и часто применяемыми в народной педагогики как родителями, так и детьми являются вопросы: «Спрашивай и узнаешь», «Лучше дважды переспросить, чем один раз ошибиться», «Дорога на кончике языка». Народ создал целый фольклорный жанр, основанный на вопросе – загадке, по-молдавски – «гичитоаре». Гичитоаре – одно из наиболее эффективных средств умственного воспитания. Отгадывание загадок предусматривает знания детьми окружающего мира, живых существ, предметов и явлений с их специфическими свойствами и особенностями требует наблюдательности, умственного напряжения и эмоций. «Четыре девицы в одну крынку плюют», «Четыре брата в одну конурку из мешка льют», «Четыре фонтана в одну яму падают».
Помимо загадок в Молдове всегда пользовались популярностью и так называемые задачи – загадки, или народные задачи. Например:
Один мужик говорит другому:
- Дай мне одного коня, у меня будет вдвое больше.
Второй же говорит первому:
- Нет, лучше ты мне дай одного коня, тогда у нас поровну будет.
Сколько коней было у каждого мужика? (5-7)
Для решения более сложных задач требовалась не только острота ума, но и способность абстрактного мышления. Например:
Летело стадо гусей, навстречу им один гусь.
- Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!
- Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты гусь, так бы было нас сто гусей.
СКОЛЬКО ИХ ЛЕТЕЛО? (36 гусей: 36+36+18+9+1)
Другим широко использовавшимся в прошлом народным средством воспитания были детские игрушки. У молдаван их с древнейших времен насчитывались сотни, и, что особенно важно, в большинстве своем их делали сами дети (фигурки животных, венки, ходули, кораблики и т. п.). Изготовление их требовало изобретательности и представляло собой настоящую школу творчества, школу умственного воспитания и трудовой подготовки.