Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 10:06, доклад
Воспитание как категория общественного сознания возникла с появлением человека как такового. Это объясняется тем, что в отличие от других живых существ, человек на протяжении тысячелетий накопил не только наследственный биологический фонд, передающийся потомкам через механизм инстинктов, но социальный, который нельзя передать иначе, чем через сознательное действие, то есть посредством воспитания.
Педагогические принципы и методические средства применялись в воспитательной практике народа в соответствии с возрастом ребенка, а так же с учетом конкретной ситуации. Это особенно хорошо можно проследить на примере процесса усвоения маленькими детьми родного языка.
У молдаван по традиции уже с первых дней ребенка мама и все домашние подолгу «беседуют» с ним, поют ему песни. Ребенка носят по дому, поворачивая лицом в разные стороны, создавая тем самым благоприятную обстановку для того, чтобы он мог как можно больше видеть, слышать, двигаться. Определенные слова ему говорят громким голосом. Подражая взрослым, ребенок начинает произносить некоторые звуки, слоги и наконец первое слово.
Усвоение родного языка – это акт колоссального значения для умственного развития ребенка – вплоть до наших дней осуществляется в основном средствами народной педагогики. Научная педагогика мало что нового внесла в этот метод.
Физическое воспитание преследовало две цели: укрепление здоровья и развитие физической силы. И то и другое призвано было обеспечить в будущем трудоспособность человека.
То, что народ всегда ценил физическое здоровье молодых поколений, доказывается и богатством традиций и фольклорных произведений. «Будь крепок как железо, закален как сталь, тверд как кремень, быстр как стрела!» - а так звучит одно новогоднее пожелание, когда дети желают хозяевам самого для них дорогого и заветного. А в другой колядке физическая сила прославляется следующим образом: «Умел да смел – пятерых одолел». Поговорка, напоминающая знаменитое изречение Ювенала, гласит: «В здоровом теле здоровый дух».
Для физического развития ребенка молдавская народная педагогика используют много путей и средств. Еще до появления малыша не свет взрослые берут на себя заботу о создании определенного распорядка для будущей матери, обеспечивая тем самым нормальное развитие ребенка. По старинному обычаю, новорожденного кладут на землю, чтобы он набрался у нее сил, затем купают в холодной воде, чтобы хорошо переносил холод, т.е. был закаленным.
У молдаван существует целая система упражнений, призванных обеспечить физическое развитие растущих поколений. Она охватывает весь период роста и развития ребенка – от рождения до зрелости, основной ее критерий – движение. Еще до того, как ребенок научится ходить, взрослый использует все возможные подвижные игры, движения, своеобразную гимнастику для грудничков. Она обычно используется в рамках так называемого фольклора няньченья, включающего специальные игры (например, «фоя-фоя-фоя», нечто вроде ладушек), когда родители в такт песенке двигают речонками, ножками, головкой младенца. Характер и способ физического воспитания меняются в соответствии с возрастом детей. После игр с куклами следуют игры на свежем воздухе или подвижные игры. Веселые, захватывающие старинные игры «Де – а мижатка» (жмурки), «шоаречеле ши писика» (кошки - мышки). И многие другие способствуют не только физическому, психическому, но и умственному и нравственному развитию детей и подростков.
Эстетическое воспитание. Познание действительности посредством художественных образов в прошлом было даже более распространенным явлением, чем в наши дни. Некоторые исследователи говорят о таком периоде, когда люди «мыслили сказками, сказочными образами». Народ жил красотой, создавал ее, мечтал о ней и меньше всего теоретизировал на эту тему, хотя у нас имеются и примеры некоторых оценок и суждений эстетического плана. «Что красиво, то красиво», - гласит простая лишь на первый взгляд пословица; «Некрасиво, что красиво, а красиво, что мне мило», - гласит поговорка, определяющая красоту как явление чисто субъективное «красота всегда прекрасна, даже если ее не видно».
Характерным воспитанием красоты является ее тесная связь с жизнью, с полезным рациональным, нравственным. «Пчела выбирает цветы не по красоте, а по сладости нектара», «С лица воду не пить», то есть внешней красоты недостаточно, народный эстетический идеал синтезирует ее с умом и добродетелью. Достижение этого идеала предполагало формирование у детей способности понимать и чувствовать красоту, привитие им эстетического вкуса, навыков творческой деятельности в области эстетики. Это достигалось многими средствами: устным народным литературным творчеством, народной музыкой, песней, танцам, народным изобразительным искусством, отражающими повседневную жизнь народными обычаями, народным театром.
Фольклор – первая школа приобщения к красоте: рассказанные взрослыми сказки и баллады, герои которых отличались с редкой физической и моральной красотой, совершавшие чудеса героизма, помогали детям воспринимать и осмысливать художественные образы, красоту слов и поступков.
Поэтические произведения приобретали
особую эмоциональную силу, когда
их пели или аккомпанировали
Другой художественный жанр – народный танец появился также у молдаван в древние времена. Еще Д. Кантемир отмечал в своей работе «Дескриеря Молдовей», что существует свыше ста различных танцев, известных под общим названием «Калушары», и несколько настолько виртуозных, что танцующие будто вовсе и не касаются земли, а как бы летают в воздухе.
Молдавский народный танец входит в семью балкано – карпатских танцев. Отличающийся своим коллективным характером и исполняемый группой лиц, ставших в круг, называется «хорэ».
Народ всегда выступал творцом
эстетических ценностей и в области
изобразительного искусства. Вместе с
ним красота проникала в
Таким образом, эстетическое воспитание молодых поколений осуществлялось в процессе активной деятельности по созданию красоты, любование ею. И хотя народная педагогика не располагает целостной системой педагогических концепций и методов воспитания, она имеет богатое наследие идей, средств, и форм воспитания, многие из которых не потеряли своей актуальности и наши дни.