Педагогика народно-сценического танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека. Цель исследования: На основе анализа аспектов сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
1.1. Анализ основных понятий, относящихся к традициям национальной хореографической культуры
1.2. Возрастные особенности детей 12-15 лет
1.3. Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
2.1. Практические аспекты обучения народно-сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Педагогика нар-сцен танца..docx

— 117.44 Кб (Скачать)

     - технически совершенный и эмоционально-выразительный  показ упражнения и танцевальных  движений, который вызвал бы чувство  восхищения прекрасным;

     - вдохновляющий пример в действиях  и поступках;

     - практическое приучение к творческим  проявлениям красоты в танцевальной  деятельности в процессе занятий народно-сценическим танцем.

     Средства  воспитания – это все то, с  помощью чего преподаватель воздействует на учащихся. К средствам воспитания относятся: слово, наглядные пособия, кино- и видеофильмы, беседы, собрания, традиции, литература, балетные спектакли, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.

     Приемы  воспитания – это частные случаи действий по использованию элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер [30,с.54].

     При проведении урока педагог должен суметь донести до исполнителей все  нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей.

     Важную  роль в процессе воспитания народными  танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждой занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже — рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальны материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

     Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.

     Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

     Упражнения  на развитие подвижности стопы, маленькие  и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народного танца в целом.

     Правила принципа простоты и красоты:

     1. Помнить, что любовь к Родине  начинается с любви к прекрасному.  Русские зодчие говорили: "Только  бедные духом не украшают свое жилище". Поэтому все, что делаешь, — делай просто и красиво!

     2 "Не множить сущность без  необходимости" (Вильям Оккама).

  1. Помнить, что "природа проста и не роскошествует излишествами (И.Ньютон). "Истину можно узнать по простоте и изяществу" (Р.Фейнман). "Природа весьма проста, что этому противоречило, должно быть отвергнуто" (М.В.Ломоносов).
  2. Помните, что простота и красота достигаются большим напряжением и трудом. "Прекрасное – трудно" — любил говорить своим ученикам Сократ.

     К принципам индивидуализации учебно-творческой деятельности в целях саморазвития творческих способностей личности могут быть отнесены следующие:

     1. Принцип личной значимости учебно-творческой  деятельности.

     2. Принцип учета своих личных  качеств, творческих способностей  и возможностей.

     3. Принцип индивидуального стиля  учебно-творческой деятельности.

     4. Принцип оптимизма.

     Эстетика  внешнего вида.

     Костюм  должен составлять «ансамбль», в переводе с французского означает тесную взаимосвязь, нераздельность. Ансамбль костюма благодаря строгой взаимоподчиненности его элементов и тесной взаимосвязи с предметной средой, интерьером. Обладает свойством отражать образ человека.

     Ансамбль  костюма создается по единому  художественному замыслу, где все  детали согласовываются между собой  и подчиняются единому целому. Он раскрывает образ конкретного смысла. В основе создания ансамбля положены определенные принципы гармонии на единстве композиционных средств, характерных для предметной среды в целом.

     Завершается ансамбль головным убором, который  более чем другие части костюма, подчеркивают индивидуальность человека. Форма головного убора должно сочетаться как с силуэтом костюма, так и соответствовать исторической действительности и др. [13,с.54].

     Мы  подошли к закономерности эстетики внешнего вида – композиции костюма.

     Слово «композиция» обозначает «согласно  соединить». Относительно костюма это  означает умение правильно сочетать все элементы в единое целое для  создания гармоничного образа.

     Элементами, от которых зависит красота народного  костюма, является форма, материал, цвет, взятые в единстве в соответствии с некоторыми закономерностями. Народный костюм обладает многими функциями, она быть удобна, практична, красива, т. е. она выполняет две функции: эстетическую и практическую. Одной из закономерностей композиции народного костюма является четкая взаимосвязь между формой в целом и характером отдельных частей.

     Под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно  – временной системы, обладающей многоуровневой структурой между ее элементами, человеческой фигурой и средой. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами: повторять те же линии, что и у основной формы. Форма выразительна лишь тогда, когда четко выявляется ее силуэт, точность пропорциональных соотношений отдельных частей, ритмический строй деталей, гармония цвета [19,с.58].

     Именно  в народном костюме любой национальности лучше всего выражаются форма, силуэт, композиция.

     Цветовое  решение дает эмоциональный оттенок, это очень сильный фактор восприятия предметов. Цвет в костюме может  способствовать созданию определенного  настроения и связывается с такими понятиями как радость, печаль, благородство, строгость, молодость и т. д. 

     Анализ  условий протекания педагогического  процесса

     Занятия детского фольклорного объединения  проходят в детской школе искусств, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования.

     Приобщение  к народному творчеству идет через  все сферы деятельности Дома детского творчества:

     детские объединения эстетического цикла

     концертные  программы

     семейные  праздники

     фестивали искусств, через программы Дома детского творчества.

     Благотворно влияют на работу детского объединения  конкурсы среди коллективов города, фестивали искусств, открытые выставки детского творчества, проводимые в городском ДК, где встречаются дети, занятые одним видом творчества, могут посмотреть творчество других детских коллективов.

     Стимулирующим фактором развития творческих способностей в объединении является участие в городских смотрах. Принимая участие в них, дети познакомились с разнообразным репертуаром, почувствовали, что они занимаются значимым делом. В них укрепилось чувство гордости за свое творчество.

     Проблемы  и противоречия, возникшие  в процессе деятельности. Проводя работу в межаттестационный период по развитию творческих способностей учащихся школьного возраста посредством фольклора, мы столкнулись с рядом проблем.

     Исходя  из анализа педагогической деятельности и выявленной проблемы, поставлена цель – с помощью анкетирования изучить сохранение и укрепление мотивации и интереса к занятиям народными танцами.

     Анкета

     1. Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка:

     1) с желанием;

     2) без желания;

     3) затрудняюсь ответить?

     2. Что тебя больше всего привлекает на занятии:

     1) беседы о народных праздниках, традициях, обрядах;

     2) народные игры;

     3) принимать участие в школьной деятельности;

     4) петь;

     5) танцевать?

     3. Что нового для себя вы узнали на занятиях?

     4. Любите ли вы выступать, принимать  участие в концертах?

     5. Какую трудность испытываете  на занятиях (что получается, а  что не получается)?

     6. Как вы думаете, пригодятся  ли вам знания, полученные в  кружке в дальнейшей жизни?

     7. Поете ли вы песни, разученные  в кружке своим родителям?

     8. Интересуются ли родители, чем  вы занимаетесь на занятиях  в кружке, что нового узнали?

     На  подростка оказывает влияние  массовая молодежная культура. Занятия по фольклору не являются показателем признания в среде одноклассников. Это усложняет межличностные отношения. В дальнейшей работе необходим подъем престижа детей, занимающихся фольклором.

     Проблема  с набором в детское объединение  мальчиков, пытаюсь решить ее более  частым выходом с концертами в  школу. Неохотно идут в детское объединение учащиеся старших классов. Незаинтересованность некоторых родителей. Эту проблему пытаемся решить укреплением связи с семьей, через организацию семейных праздников. У ребят снижается интерес к занятиям фольклором также из-за слабой материальной базы.

     1. Сбор материалов культурного  наследия семьи (частушки, песни,  обряды из семьи).

     2. Выступления с сообщениями.

     3. Обсуждение репертуара.

     4. Проектирование психологического  исследования, с дальнейшей перспективой его проведение.

     Таким образом, для улучшения работы группы необходима целенаправленная пропаганда. Для этого я планирую ввести в ход занятий специфические формы работы учащихся, основанные на содержании главы.

     2.2. Анализ результатов  исследования. Диагностика  уровня развития  восприятия национальной  хореографической  культуры

 

     Для проведения исследования нами были выбрана  группа наблюдения. Выборка составила 20 человек. Это подростки, посещающая занятия танцем в Детском танцевальном коллективе при Нижегородском Центре эстетического воспитания «Калинка». Эта группа, посещающая занятия современным танцем вначале исследования, тестировалась как контрольная группа. Эти же дети, участвующие в работе детско-юношеского танцевального коллектива «Калинка», рассматривалась как экспериментальная группа.

     В начале исследования дети занимались преимущественно современным танцем в течение месяца, потом народно-сценическим танцем.

Информация о работе Педагогика народно-сценического танца