Педагогика народно-сценического танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека. Цель исследования: На основе анализа аспектов сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
1.1. Анализ основных понятий, относящихся к традициям национальной хореографической культуры
1.2. Возрастные особенности детей 12-15 лет
1.3. Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование роли обучения народно-сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры
2.1. Практические аспекты обучения народно-сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
2.2. Анализ результатов исследования. Диагностика уровня развития восприятия национальной хореографической культуры
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Педагогика нар-сцен танца..docx

— 117.44 Кб (Скачать)

     В.И. Уральская в предисловии к  сборнику избранных русских народных танцев Т.А. Устиновой пишет, что «любой танец можно поставить по записи, даже если вы не видели его на сцене. Многие руководители-хореографы разбираются в записи танцев и удачно ставят их в коллективах. Постановщик может несколько изменить движения в зависимости от подготовленности танцовщиков; правильно усвоенный и творчески обогащенный фантазией постановщика материал записи танца часто делает его более интересным. Выбрав танец, руководитель внимательно знакомится с записью. Прежде всего, нужно несколько раз прочитать краткое содержание танца. Это поможет разобраться в характеристике персонажей танца, даст возможность ясно понять основную мысль, характер данного танца.

     Затем надо познакомиться с музыкой. Лучше  всего прослушать ее несколько раз  подряд в хорошем исполнении баяниста или пианиста. После этого можно собрать танцевальную группу, прочитать будущим исполнителям содержание танца, рассказать о его особенностях, композиции, познакомить с музыкой, обсудить костюмы исполнителей и оформление».

     Не  всегда можно оформить танец так, как предлагается в книге, поэтому есть смысл пригласить на обсуждение будущей постановки художника или предложить оформление, сделанное художником из числа участников [35,с.56].

     Хорошо, если бы все участники могли просмотреть  фильм или спектакль, сюжет и образы которых близки к теме избранного танца. После этого можно наметить исполнителей и приступить к разучиванию отдельных танцевальных движений. Работу над разучиванием элементов танца надо обязательно проводить под музыку.

     Рекомендации  для выбора источника  для постановки танца. Танцы народные, не снабженные никаким методическим комментарием, исполнялись довольно точно лишь в тех коллективах, где преподаватель был знаком с хореографической спецификой танцев данного периода.

     В выпускаемых в последние годы сборниках танцев часто указывается  «строгий» адрес. Представляет интерес, к примеру, сборник «Детские танцы» (издательство «Советская Россия»), серия «Методика и репертуар», включающая танцы народов России (издательство «Искусство»).

     Необходимо  выбирать публикации, где дается развернутый  исторический очерк о народной танцевальной культуре и ее особенностях.

     Необходим методический материал, помогающий освоить  особенности манеры исполнения национальной лексики.

     При подготовке номера остановиться подробно на примерах танцевальных композиций данного народа, фольклорных и сценических вариантах, а также танцах разных регионов каждой республики.

     В последние годы из возможностей использования  Интернет-материалов для постановки народно – сценического танца  можно найти превеликое множество, при этом могут быть учтены запросы самых разных коллективов художественной самодеятельности, от начинающих – до имеющих значительную подготовку, а также разного исполнительского состава и величины. В то время, изобилие материала не всегда гарантирует качество, поэтому в числе главных условий успеха художественных коллективов (особенно детских) является мастерство руководителя-балетмейстера, его профессиональная компетентность и культура.

     Методы  и средства задействования народного искусства  для сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

     В отечественной педагогике главным  методом воспитания является метод  убеждения, так как ему принадлежит  определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

     Метод убеждения заключается в том, чтобы разъяснить учащимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо проступков – их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.

     В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных  средства: убеждение словом и убеждение делом.

     Наиболее  распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

     При убеждении делом наиболее часто  используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя и др. [30,с.74]

     Метод упражнения (метод практического  приучения) позволяет каждому преподавателю  и самому учащемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

     Упражнение  как специальная, многократно повторяемая  человеком деятельность необходима для совершенствования навыков  поведения в различных ситуациях  в результате повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма, а роль сознания в действиях несколько снижается.

     Для совершенствования моральных и  других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность. Надо постоянно, настойчиво упражнять учащихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении танцевальных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.

     Суть  метода наглядного примера состоит  в целенаправленном и систематическом воздействии преподавателя народно-сценического танца на учащихся личным примером, а также всеми другими видами положительных примеров, призванных служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством воспитания.

     Воспитательная  сила примера основывается на естественном стремлении людей, особенно молодых, к подражанию. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. В качестве воспитательных примеров педагог использует случаи из жизни своего коллектива (высокие достижения его отдельных учеников в результате многолетнего и упорного труда на учебных занятиях и на репетициях и т.д.), примеры проявления высоких нравственных качеств выдающимися артистами на ответственных спектаклях, концертах, международных конкурсах и др.

     В воспитательной работе следует больше пользоваться положительными примерами. Если преподаватель народно-сценического танца пользуется отрицательным примером, то надо умело подчеркнуть его негативность, чтобы вызвать осуждение со стороны учащихся [29,с.54].

     Поощрение представляет собой специфическую  упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать значение своего труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

     В хореографическом искусстве к числу  поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, награждение грамотой, медалью за высокие творческие успехи, присвоение звания “заслуженный артист” Российской Федерации или других республик.

     Под методом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов  воздействия на учащихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью  исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

     Наказание за совершенный проступок налагается для того, чтобы провинившийся  понял свою ошибку. Оно может быть в форме осуждения проступка (замечание  педагога, сделанное сразу или  затем перед всеми учащимися), вынесения выговора, наложения дисциплинарного взыскания и др.

     Степень наказания должна соответствовать  проступку. Поэтому прежде всего необходимо глубоко разобраться в существе проступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, учесть прежнее поведение человека, особенности его личности, а также стаж артистической деятельности. Все это позволит верно оценить нарушение и определить то взыскание, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на учащегося, совершившего проступок.

     Для определения меры наказания очень  важно знать, как провинившийся  относится к совершенному проступку, как его сам оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления.

     Наказание за проступок оказывает положительное  влияние только тогда, когда оно применено правильно, с учетом характера проступка и его влияния на окружающих.

     Нельзя  рассматривать каждый конкретный метод  отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их технологической взаимосвязи позволяет достигать поставленной цели. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания [30,с.64-68].

     Наиболее  действенными методами воспитания являются:

     – традиционно принятые: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

     – инновационно-деятельностные (обусловлены  внедрениями новых воспитательных технологий): модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

     – неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых авторитетных людей, из числа друзей и близких);

     – тренингово-игровые (обеспечивают овладение  индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях): социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

     – рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании  собственной ценности в реальной действительности).

     Под методами обучения народно-сценического танца понимаются способы применения танцевальных упражнений, движений народно-сценического танца и учебных танцевальных этюдов.

     В обучении народно-сценическому танцу  применяются две группы методов: специфические (характерные для процесса хореографического образования) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

     Метод создания на уроке проблемной ситуации также способствует творческой обстановке. Работая над новой учебной  танцевальной комбинацией на аудиторных занятиях, преподаватель может завершить ее вариантом, предложенным одним из учащихся. Учащиеся с интересом подключаются к этому творческому процессу.

     На  уроке эффективными в работе педагога народно-сценического танца являются такие методы как смена вида деятельности, эффект эмоционального воздействия. Когда учащиеся в течение длительного времени занимаются одним видом деятельности, например, изучением нового материала, они устают, восприятие их ослабевает, следовательно, теряется качество усвоения новых упражнений и танцевальных движений. В данном случае большое значение имеет эмоциональная разгрузка. Очень важно, чтобы учебно-воспитательный процесс на занятиях сменялся творческим процессом или контролем знаний; практическая работа в аудитории – непосредственной репетиционной работой на сцене; творческий процесс переходил в теоретическое закрепление нового материала и т.д. [30,с.104-105]

     В методике преподавания народно-сценического танца нельзя ограничиваться ни одним из методов как наилучшим. Только оптимальное сочетание разных методов может обеспечить успешную реализацию комплекса задач обучения народно-сценическому танцу.

     К средствам эстетического воспитания в процессе обучения народно-сценическим танцам относятся, прежде всего, разнообразные виды самого танца. В каждом из них преподаватель может указать своим ученикам на проявления прекрасного. Средствами эстетического воспитания являются также праздники и выступления, природные и гигиенические условия, а также обстановка занятий, использование произведений искусства и т.п.

     Эстетическое  воспитание характеризуется следующими методами:

     - эмоционально-выразительное объяснение  упражнений и танцевальных движений, образное слово;

Информация о работе Педагогика народно-сценического танца