История танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования: отобразить все спектры творчества Марты Грэхем. В задачи этого исследования входит: изучить вклад в историю хореографии, новаторские взгляды, создание нового направления «танец будущего». Модерн - танец немыслим без человека, который воплощал бы идею в своем танце. И этим человеком являлась Грэхем - американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. С одной стороны, представляется парадоксальным, а с другой стороны она не делала никаких сугубо феминистских заявлений, тем не менее, воспринималась современниками как наиболее смелая в разрушении конвенциональных представлений о женственности. Она танцевала не женственность, а силу!

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 

 
Введение

Цель данного  исследования: отобразить все спектры  творчества Марты Грэхем. В задачи этого исследования входит: изучить  вклад в историю хореографии, новаторские взгляды, создание нового направления «танец будущего». Модерн - танец немыслим без человека, который воплощал бы идею в своем танце. И этим человеком являлась Грэхем - американская танцовщица, создательница американского танца модерн, появившегося как развитие свободного танца. С одной стороны, представляется парадоксальным, а с другой стороны она не делала никаких сугубо феминистских заявлений, тем не менее, воспринималась современниками как наиболее смелая в разрушении конвенциональных представлений о женственности. Она танцевала не женственность, а силу!

 

Раздел 1.Творческий путь Марты  Грэхем

    1. Биография

Марта Грэхем (англ. Martha Graham; 11 мая 1894, Аллегейни — 1 апреля 1991, Нью-Йорк) — американская танцовщица, создательница американского танца  модерн, появившегося как развитие свободного танца. Её родители были прихожанами пресвитерианской церкви, и в детстве она должна была исправно её посещать. Впоследствии она вспоминала, каким кошмаром для ребёнка было ходить в мрачную, темную церковь и отсиживать там совершенно неэмоциональные, безжизненные службы. Танец, который она открыла для себя позже, был полным контрастом скуке церковной службы; он был праздником, «чудом» двигающегося тела. Хотя семья Грэхем была религиозной и считала танцы грехом, однажды ей было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени. Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители Марты были не против её обучения в колледже. Вассар колледж, куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями (суфражизм — движение за то, чтобы женщины получили избирательное право наравне с мужчинами). Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе; затем она училась в школе «Денишоун», которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Калифорнии. В годы, когда проходило ученичество Грэхем, на танец смотрели главным образом как на развлечение — он был составной частью водевилей, костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца — балет, который в Америке считался европейской штучкой. В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре, и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэхем — это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения. В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского, о том, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины — в плавных движениях, совершающимся по траекториям кривых. Грэхем заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэхем, зрители должны видеть человека вообще — дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэхем с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэхем освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэхем ломала стереотип: женщина — это слабое существо.

 

    1. Достижения Марты Грэхем

Грэм училась  танцу в знаменитой школе танцовщиков-модернистов  начала прошлого века Рут Сен Дени и Х.Шоуна. В 1926 году Грэм основала свою труппу и школу. Она создала язык танца модерн. Из ее школы вышли многие знаменитые современные модернисты-танцовщики, модернисты-хореографы, включая Мерса Каннингэма и Пола Тейлора. Грэм была не только танцовщицей и хореографом, она сама заказывала известным композиторам музыку к своим балетам, в большинстве случаев сама создавала костюмы. Словом, Грэм была разносторонне одаренной творческой личностью, как бы Дягилев, Фокин и Бенуа в одном лице. В течение двух лет выступала в бродвейском шоу Гринич-виллидж фоллиз (1923–1925), затем преподавала в музыкальной школе Истмана в Рочестере. В 1930 основала в Нью-Йорке «Репертуарный танцевальный театр». К своей знаменитой постановке Весны священной И. Ф. Стравинского в 1930 она привлекла хореографа Л. Ф. Мясина и дирижера Л.Стоковского. «Движение никогда не лжёт Грэхем Марта».В 1932 стала первой представительницей танцевального искусства, получившей Гуггенхеймовскую стипендию. В некоторых постановках Грэхем, например в Темной долине (Dark Meadow, музыка Чавеса, 1946), посвященной теме реинкарнации, действие происходит вне времени и пространства, здесь отсутствуют человеческие персонажи. Ряд работ Грэхем имеют особую задачу: таков спектакль Письмо миру (Letter to the World, музыка Хантера Джонсона, 1940), который раскрывает духовный мир американской поэтессы 19 в. Эмили Дикинсон. Грэхем многократно обращалась к трагическим образам женщин прошлого. Так, балет Пещера сердца (Cave of the Heart, музыка С.Барбера, 1946) посвящен страшной мести Медеи, а балет Ночное путешествие (Night Journey, музыка У.Шумена, 1947) — ужасной судьбе царицы Иокасты, матери Эдипа. Великие танцоры велики не из-за их техники, они велики из-за их страсти Грэхем Марта.Среди других значительных работ Грэхем — Легенда о Юдифи (музыка Шумена, 1950); воспоминание об американских пионерах-первопроходцах — Весна в Аппалачских горах (музыка А.Копленда, 1944; киноверсия — 1958); и прославление мира танца — Акробаты Бога (музыка К.Суримаха, 1960).

Первая «полнометражная» работа Грэхем — Клитемнестра (музыка Халима Эль-Дабха, 1958) явилась результатом сочетания таланта с мастерством. Более поздние постановки Грэхем — Федра (музыка Роберта Старера, 1962), Полуявь — полусон (Part Real — Part Dream, музыка Мордехая Сетера, 1965), Древние времена (Archaic Hours, музыка Юджина Лестера, 1969) и Деяния света (Acts of Light, музыка Норманс Делло Джойо, 1981). Танец — это тайный язык души Грэхем Марта. Ее книга Тетради Марты Грэхем (The Notebooks of Martha Graham, 1973) проливает свет на источник вдохновения Грэхем как танцовщицы и хореографа. В 1984 Грэхем получила орден Почетного легиона..

 

Раздел 2.Вклад в хореографию

2.1 Танец будущего

Марта Грэхем зачитывалась Ницше. Ответом на философию сверхчеловека была ее статья-манифест «Танец будущего», и вся ее жизнь. Создательница свободного танца Грэхем была не просто артисткой или танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и ее единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет так же органичен, как глоток воды. Подобно ницшеанскому Заратустре, эти женщины (и сочувствующие им мужчины) видели себя пророками будущего; само это будущее они воображали таким же легким и радостным, как античная пляска.

Марта Грэхем, которая не делала никаких сугубо феминистских заявлений, тем не менее, воспринималась современниками как наиболее смелая в разрушении конвенциональных представлений о женственности. Она танцевала не женственность, а силу. Напротив, Айседора Дункан в глазах современников больше соответствовала идеалу женственности. Тогда в женщине ценилось сочетаниек качеств, которые кажутся нам сейчас не вполне совместимыми – чистоты, непорочности, и материнства. Дункан создала себе в танце образ, иделаьно воплощавший именно эти качества. В отличие от нее, Мэри Вигман уже в начале своей карьеры стремилась к тому, чтобы поднять танец на уровень «абсолютный», надличностный, в котором не было бы ни мужчин, ни женщин. Правда, под давлением консервативного в вопросах пола нацистского режима в 1930-е годы ей пришлось сделать свой танец более конвенциональным, «женственным». Но, несмотря на разницу их жизненной и художественной позиций, у Дункан, Винман и Грэхем было много общего. И в их танце, и во всей их независимой жизни была непобедимая сила. Ей удалось, в конце концов, взломать лёд патриархального пуританского общества, в котором прошло детство этих женщин.

.

Вторым по значимости в ряду хореографов и педагогов  была Дорис Хамфри. Также, как Грэхем, оназакончила "Денишоун", но ее сценическая карьера была недолгой. Из-за тяжелой болезни она была вынуждена уйти со сцены и заняться только преподавательской и постановочной деятельностью в труппе Хосе Лимона, который продолжил исполнительские традиции Дорис Хамфри. Уделяя большое внимание пластической отточенности и техничности танца, Дорис Хамфри в то же время выступала против красоты и утонченного стилизаторства Сен-Дени. На ее творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока. Она первой в США стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге "Искусство танца", которая является настольной книгой каждого балетмейстера танца-модерн. В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью отказалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в экспериментаторство. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т. д., отрицали форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо (хепенинг). Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачастую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновременно с движением. Основоположниками модерн-танца считаются Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит прежде всего в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою систему подготовки танцовщиков.Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей систему танца, была М.Грэхем, закончившая школу "Денишоун". Успех ее группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году ("Еретик" и "Первобытные мистерии".) На первом этапе своего творчества М.Грэхем принадлежала к школе психологического реализма, однако в дальнейшем она обратилась к символической и легендарно-эпической теме. Героями ее произведений стали люди эпохи заселения Америки: "Фротьер" (1935), "Письмо миру" (1940), "Весна в Аппалачских горах" (1944). В дальнейшем Грэхем создавала спектакли, основанные на сюжетах античной и библейской мифологии. Им был присущ тонкий психологизм в раскрытии образов, усложненная метафоричность танцевального действия: "Смерти и входы" Джонсона, "С вестью в лабиринт" Менотти, "Альцеста" Фаина, "Федра" Старера. Формотворчество не было для Грэхем самоцелью, прежде всего она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний.В отличие отГрэхем, француженка Лои Фуллер, в поисках новых форм танца увлеклась выразительностью движения рук и корпуса. Используя яркие ткани, свет, она создавала образы бабочек и пламени. Возможно, именно Фуллер стала родоначальницей нового направления - «танцевального шоу».В XX веке весомый вклад в развитие модерна внесли европейцы Рудольф Штайнер (Швейцария), Эмиль Жак Далькроз (Швейцария) и Рудольф фон Лобан (Австрия), разработавшие соответственно основы «эвритмии», «эуритмики» и «экспрессивного танца». С появлением первых трудов теоретиков модерна их идеи подхватили и практики. Курт Иосс пробовал соединить выразительность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман исследовала эмоции - пыталась передать в танце страх, отчаяние, боль и т.д. Идеи Вигман получили широкое распространение в США благодаря дальнейшим поискам её учеников. Так, например, Грет Палукка внесла в модерн технику высоких прыжков, Марта Грэхем разработала технику «усилия» и «расслабления» («contraction» и «release»), которая сегодня принята во всем мире.

С появлением первых трудов теоретиков модерна их идеи подхватили и практики. Курт Иосс пробовал соединить выразительность, классический танец и пантомиму. Мэри Вигман исследовала  эмоции - пыталась передать в танце  страх, отчаяние, боль и т.д. Идеи Вигман получили широкое распространение в США благодаря дальнейшим поискам её Духовным "отцом" хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли, построенные на "теории случайностей". Новое понимание взаимоотношения движения и пространства, движения и музыки дало толчок к созданию спектаклей, которые открыли дорогу хореографическому авангарду. М.Каннин-гем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера - создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М.Грэхем и Д.Хамфри, М.Каннингем создал свою технику и школу танца. Еще несколько имен представителей авангарда так называемого "пост-модерна": Пол Тейлор, Алвин Николаис, Триша Браун, Мери-дит Монк и многие другие, каждый из которых имеет свое собственное видение мира, свою философию и свой подход к движению и спектаклю. Таким образом, к началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн: техника М.Грэхем, Д.Хамфри и X.Лимона, техника М.Каннин-гема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца.

Столпом зарубежного  модерна являются: Хани Хольм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман. Именно эти люди заложили основу современного модерна, создали основные понятия и положения.

Огромную роль в развитии танца модерн сыграли  также два американских танцовщика и хореографа Рут Сент Дени (1878-1968) и Тэд Шоун (1891-1972). Благодаря им, в 1915 году была открыта первая школа  модерн-танца «Денишоун» (Dan Shawn Company), название которой на долгие годы стало символом профессионального танца модерн.В 50-е годы появляются первые отголоски постмодерна, представители которого, отказавшись от опыта предыдущих поколений, с головой окунулась в эксперементаторство (Пол Тейлор, Элвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк, Уильям Форсайт). Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, на крыши и в парки, отрицая форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо («хепенинг»). Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. В это же время появляется контактная импровизация, инициатором которой был Стив Пэкстон.Духовным "отцом" хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли, построенные на "теории случайностей". Новое понимание взаимоотношения движения и пространства, движения и музыки дало толчок к созданию спектаклей, которые открыли дорогу хореографическому авангарду. М.Каннин-гем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера - создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М.Грэхем и Д.Хамфри, М.Каннингем создал свою технику и школу танца. Еще несколько имен представителей авангарда так называемого "пост-модерна": Пол Тейлор, Алвин Николаис, Триша Браун, Мери-дит Монк и многие другие, каждый из которых имеет свое собственное видение мира Таким образом, к началу 70-х годов сложилось несколько основных школ танца-модерн: техника М.Грэхем, Д.Хамфри и X.Лимона, техника М.Каннин-гема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца. Естественно, что педагоги и хореографы все более и более синтезировали на своих уроках и в постановках различные техники и стили танца., свою философию и свой подход к движению и спектаклю.

 

2.3 Ансамбль «Бат-Шева»

«Бат-Шева» - первый израильский профессиональный коллектив современного балета. У колыбели его стояли выдающаяся балерина 20 века Марта Грэхем и баронесса Бат-Шева де Ротшильд.

В начале шестидесятых годов Бат-Шева де Ротшильд приехала в Израиль и решила основать здесь  профессиональный балетный ансамбль. Она обратилась за помощью к Марте  Грэхем, с которой ее связывала  давняя дружба. Та не только помогла советами, но и стала во главе нового израильского коллектива, названного в честь его покровительницы «Бат-Шева». Дебют «Бат-Шевы» состоялся в декабре 1964 года в зале Национального театра «Габима».

Первое выступление  «Бат-Шевы» превратилось в одно из самых значительных событий в культурной жизни Израиля. Молодой коллектив быстро завоевал себе имя в Израиле и за рубежом. Израильским танцорам импонировал стиль Марты Грэхем: движение, насыщенное эмоциями, гиперболизированное, дышащее энергией, драматизмом. После первого выступления «Бат-Шевы» в Нью-Йорке некоторые американские критики писали, что по драматической насыщенности и профессиональной отточенности исполнения израильский ансамбль Марты Грэхем не уступает, а подчас и превосходит ее нью-йоркскую труппу.С коллективом «Бат-Шевы» работали многие известные хореографы, в основном — ученики и последователи Марты Грэхем: Роберт Коэн, Глен Теши, Перл Ланг, Линда Ходе. Тогда же выдвигается группа талантливых хореографов из танцоров ансамбля. Впоследствии некоторые из них возглавят собственные коллективы: Рина Шенфельд, Ошра Элькаям, Рахамим Рон, Охад Нагарин и Моше Эфрати. Многие зарубежные и израильские хореографы создавали композиции специально для «Бат-Шевы», используя музыку израильских композиторов. Спустя несколько лет баронесса лишила ансамбль своего покровительства и создала новый коллектив - «Бат-Дор», а Марта Грэхем полностью посвятила себя своей нью-йоркской труппе. Ансамбль лишается постоянного художественного руководителя: в течение пяти или шести лет друг за другом приходят и уходят три главных хореографа. Однако даже в периоды кризиса «Бат-Шева» поддерживала свою высокую профессиональную репутацию. Об этом говорит и список премьер, и перечень имен известнейших хореографов, работавших с ее танцорами, и отклики израильской и зарубежной критики. Труппа «Бат-Шева», даже перестав получать помощь от де Ротшильд и сменив несколько художественных руководителей, все же стала крепким профессиональным коллективом под руководством Охада Нагарина, блестящего израильского танцовщика и хореографа, работавшего в «Балете 20-го века» Бежара, а затем возглавлявшего свою труппу в Нью-Йорке.Сегодня «Бат-Шева» продолжает занимать центральное место в балетном искусстве Израиля. В 1975 г. при ансамбле был создан молодежный коллектив - «Бат-Шева II», готовящий смену основному составу танцоров. В 1990-м году, в связи с приходом Охада Нагарина в «Бат-Шеву» молодежная труппа получила название «Ансамбль Бат-Шева» в отличии от просто «взрослой» «Бат-Шевы» и сейчас превратилась в международную студию, аудициии в которой проводятся раз в год и чьи выпускники становятся участниками основной постоянной труппы «Бат-Шевы».

Информация о работе История танца