Педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 19:49, автореферат

Краткое описание

ВОСПИТАНИЕ - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека как личности. Категория воспитание - одна из основных в педагогике.

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГДокумент Microsoft Office Word (4).docx

— 29.68 Кб (Скачать)

ВОСПИТАНИЕ - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека как личности. Категория воспитание - одна из основных в педагогике.

       Существует  множество различных подходов  к воспитанию (см. методы воспитания). Воспитание широком социальном смысле включает в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитания с социализацией). Воспитание в узком смысле - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в ещё более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

       Физическое, психическое и социальное развитие  личности осуществляется под  влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых  и неуправляемых факторов. Оно  идёт в процессе социализации - усвоения человеком ценностей,  норм, установок, образцов поведения,  присущих данному обществу, социальной  общности, группе, и воспроизводства  им социальных связей и социального  опыта. Социализация происходит  как в условиях стихийного  воздействия на развивающегося  человека факторов обществ, бытия  (по сути весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий. Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности.

       Способность  к развитию - важнейшее свойство  личности на протяжении всей  жизни человека. В то же время  традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется  лишь по отношению к подрастающим  поколениям. Только в 20 веке начала  активно разрабатываться проблема  воспитания взрослых, что нашло  отражение в возникновении специальной  отрасли педагогического знания - андрагогики.

       Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование  и организацию жизнедеятельности  общностей воспитуемых. Образование  включает в себя просвещение,  т.е. пропаганду и распространение  культуры, которое предполагает  высокий уровень избирательности  субъектов в отборе и усвоении  тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности  происходит в oprанизациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания в различных странах.

       С содержат, точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщённая классификация включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание. Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях.

       По доминирующим  принципам и стилю отношений  воспитателей и воспитуемых выделяют  авторитарное, свободное, демократическое  воспитание.

       Вопрос  о целях воспитания, имеющих конкретно-исторический  характер, во многом спорный. Реальные  цели всегда специфичны не  только для определённой эпохи,  но и для конкретных социальных  систем, и даже для конкретных  социальных институтов.

       Ни одно  из существующих многочисленных  определений цели воспитания  не является исчерпывающим. В  различных педагогических концепциях  цель воспитания трактуется в  зависимости от социально-философсих позиций авторов. Например: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности; формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

       Будучи  сложным социальным явлением, воспитание  является объектом изучения ряда  наук. Философия исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное  и эстетическое отношение человека  к миру, онтологические и гносеологические  основы воспитания; формулирует  наиболее общие представления  о высших целях и ценностях  воспитания, в соответствии с  которыми определяются его конкретные  средства.

       Социология  изучает: социальные проблемы  развития личности, социальный "заказ"  системе воспитания, определяемый  обществом в неявном виде и  формируемый государством в документах, условия осуществления, региональные  и социально-культурные особенности  воспитания, систему воспитательных  институтов, учреждений, соотношение  и удельный вес непрограммируемых  социальных влияний и целенаправленного  воздействия на человека в  процессе социализации и воспитания.

       Этнография  рассматривает закономерности воспитания  у народов мира на разных  стадиях исторического развития, существующий у разных народов  нормативный канон человека и  его влияние на воспитание; характер  родительских чувств, ролей и  отношений и т.д. 

       Экономическая  наука определяет роль воспитания  в росте эффективности обществ,  производства, финансовые и материально-технические  ресурсы, необходимые для создания  оптимальной инфраструктуры системы  воспитания.

       Правоведение  занимается правовыми формами  организации и функционирования  воспитания, правовыми нормами, регламентирующими  статус, права и обязанности государства,  его институтов и граждан в  сфере воспитания. Криминология, изучая  преступность, в т.ч. как издержки  социализации и воспитания, разрабатывает  меры её предупреждения.

       Биология, физиология, генетика исследуют  естественные основы развития, отражающиеся  на процессе и результатах  воспитания.

       Психология  выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности  развития и поведения людей,  создающие объективные и субъективные  предпосылки эффективности способов  и средств воспитания. Большое  внимание воспитание уделяет  т.н. конфессиональная психология, разрабатываемая в целях формирования  религиозного сознания и поведения. 

       Педагогика  исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и  перспективы развития; разрабатывает  теорию и методику воспитания, определяя его принципы, содержание, формы и методы.

       В зависимости  от возраста человека воспитание  осуществляется семьёй, которой  принадлежит важнейшая роль в  формировании личности, обществ,  и государственными институтами,  учебно-воспитательными учреждениями, обществ, организациями, учреждениями  культуры, средствами массовой коммуникации, предприятиями, религиозными организациями  (в конкретных этногеографических  регионах роль религиозных организаций  в воспитании различна).

       Непосредственно в воспитании подрастающих поколений заняты дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения (ПТУ, ТУ, техникумы, вузы и т.д.), внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков, юношей, детские дома, школы-интернаты, специальные воспитательные заведения (как для одарённых детей, так и для детей с физическими и социальными дефектами и отклонениями), объединения по интересам по месту жительства и др.

       Роль  различных институтов в воспитании  неравноценна. Школа, безусловно, играет  ведущую роль, т.к. на неё возложены  основные функции и ответственность  в деле воспитания подрастающих  поколений. Через систему государственных  и общественных институтов воспитания  государство и общество стремятся,  с одной стороны, обеспечить  равные возможности для воспитания  всех своих граждан, с другой - создать условия для реализации  каждым своих потенциальных возможностей  и развития своих способностей  и интересов. 

       Процесс  воспитания можно представить  в виде схемы: включение человека  в систему отношений институтов  воспитания, приобретение и накопление  знаний и других элементов  социального опыта, их интериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и преобразование внутренних структур психики в определённое поведение (действия, высказывания и т.д.).

       Современная  педагогика исходит из того, что  процесс воспитания представляет  собой непрямое воздействие на  воспитанника (как традиционно считалось), а социальное взаимодействие  различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных - институтов воспитания.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - система  последовательных взаимосвязанных  действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод  обучения характеризуется тремя признаками обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нём этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение всех целей воспитывающего обучения.

       Понятие метода обучения педагоги трактовали по-разному: 1) способ передачи другим познаний; 2) все способы, приёмы и действия учителя, которые направлены к достижению целей образования; 3) совокупность координированных приёмов преподавания (на первый план выдвигается расположение учебного материала); 4) путь, который заранее намечается для достижения целей образования; 5) формы движения содержания в процессе обучения; 6) применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыкам и т.д.

       Метод  обучения должен учитывать: 1) цель, воплощённую в содержании образования,  и 2) закономерности усвоения знаний.

       Методы  обучения - категория историческая, они изменяются с изменением  целей и содержания образования.  Условно можно выделить четыре  революции в области методов  обучения в зависимости от  преобладающего средства обучения. Первая состояла в том, что  учителя-родители, служившие образцом, уступили место профессиональным  учителям; сущность второй - замена  устного слова письменным; третья  ввела в обучение печатное  слово; четвёртая, происходящая  в настоящее время, предполагает  частичную автоматизацию и компьютеризацию  обучения.

       На ранних  этапах обществ, развития передача  социального опыта подрастающим  поколениям осуществлялась в  процессе совместной деятельности  детей со взрослыми. Подражая взрослым, дети овладевали способами и приёмами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т.д. Показ образца (делай, как я), многократное повторное воспроизведение показанных действий детьми и коррекция их взрослыми - это был самый древний репродуктивный метод обучения, из которого впоследствии развились все другие методы.

       С возникновением  письменности и книг появилась  возможность выражать, накапливать  и передавать обобщённые результаты  опыта - знания и способы деятельности - в знаковой форме. Книги стали  массовым средством обучения, но  использовались по-разному. В  школе средних веков учащиеся  механически заучивали главным  образом религиозные тексты. Так  возник и получил широкое распространение  догматический метод обучения. В  эпоху Возрождения целью обучения  стало развитие человеческой  личности на основе самодеятельности  и активности, сознательного усвоения  знаний. Гуманисты отвергали схоластико-догматические методы обучения, считали, что процесс обучения должен быть для детей привлекательным и радостным, начинаться с чувственного восприятия, с непосредственного наблюдения учащихся над природой, эксперимент и другие методы обучения, направленные на развитие умственных способностей учащихся.

       Цель  обучения не в передаче готовых  знаний, а в вооружении учащихся  методами самостоятельного их  приобретения. Обучение, сообразное  с силами и возрастом детей,  должно идти от фактов к  выводам, от частного к общему, всё усвоение необходимо закреплять  частым повторением и упражнениями. При этом необходимо активизировать  обучение с помощью наглядных  методов обучения, обобщения и  самостоятельных выводов. 

       Школа  должна быть активной, в которой  учитывались бы интересы ребёнка,  развивался его интеллект, чувства  и воля. Особое внимание нужно  уделять способам активизации  познавательной деятельности учащихся. Нужно учить детей мыслить  и действовать. Методам книжной  учёбы противопоставляются естественные  методы, т.е. обучение в ходе  непосредственного контакта с  действительностью. Основное место  в процессе обучения отводится ручному труду, различным практическим занятиям, способствующим развитию активности детей, формированию их умственных способностей и общественной позиции.

       Исследования педагогов и психологов показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трёх уровнях осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется 1) в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; 2) на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; 3) на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.

Информация о работе Педагогика