ВОСПИТАНИЕ - социальное, целенаправленное
создание условий (материальных, духовных,
организационных) для развития человека
как личности. Категория воспитание
- одна из основных в педагогике.
Существует
множество различных подходов
к воспитанию (см. методы воспитания).
Воспитание широком социальном смысле
включает в него воздействие на личность
общества в целом (т.е. отождествляя воспитания
с социализацией). Воспитание в узком смысле
- целенаправленная деятельность, призванная
формировать у детей систему качеств личности,
взглядов и убеждений. Воспитание часто
трактуется в ещё более локальном значении
- как решение какой-либо конкретной воспитательной
задачи (например, воспитание общественной
активности, коллективизма).
Физическое,
психическое и социальное развитие
личности осуществляется под
влиянием внешних и внутренних,
социальных и природных, управляемых
и неуправляемых факторов. Оно
идёт в процессе социализации
- усвоения человеком ценностей,
норм, установок, образцов поведения,
присущих данному обществу, социальной
общности, группе, и воспроизводства
им социальных связей и социального
опыта. Социализация происходит
как в условиях стихийного
воздействия на развивающегося
человека факторов обществ, бытия
(по сути весьма противоречивого), так
и под влиянием социально контролируемых
обстоятельств и специально создаваемых
в процессе воспитания условий. Процесс
и результат развития человека под влиянием
наследственности, среды и воспитания
в педагогике принято называть формированием
личности.
Способность
к развитию - важнейшее свойство
личности на протяжении всей
жизни человека. В то же время
традиционной была точка зрения,
что воспитание осуществляется
лишь по отношению к подрастающим
поколениям. Только в 20 веке начала
активно разрабатываться проблема
воспитания взрослых, что нашло
отражение в возникновении специальной
отрасли педагогического знания
- андрагогики.
Воспитание,
будучи частью социализации личности,
осуществляется через образование
и организацию жизнедеятельности
общностей воспитуемых. Образование
включает в себя просвещение,
т.е. пропаганду и распространение
культуры, которое предполагает
высокий уровень избирательности
субъектов в отборе и усвоении
тех или иных знаний, и обучение.
Организация жизнедеятельности
происходит в oprанизациях и группах,
создающих условия для участия воспитуемых
в различных видах деятельности - познавательной,
предметно-практической, духовно-практической,
коммуникативной, игровой, спортивной.
Особую роль в воспитании играет искусство,
которое отражает в эмоционально-образной
форме различные виды социальной деятельности
и развивает способность человека творчески
преобразовывать окружающий мир и самого
себя. Естественно, что систематичность,
интенсивность, характер, содержание,
формы и методы образования и организации
жизнедеятельности непосредственно зависят
от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной
принадлежности воспитуемых, от специфики
систем воспитания в различных странах.
С содержат,
точки зрения воспитание классифицируется
по-разному. Наиболее обобщённая классификация
включает в себя умственное, трудовое
и физическое воспитание. Часто, принимая
во внимание аспекты воспитательного
процесса, называют (в различных сочетаниях)
идейно-политическое, военно-патриотическое,
патриотическое, нравственное, интернациональное,
эстетическое, трудовое, физическое, правовое,
половое, экологическое, экономическое
воспитание. Существуют концепции прагматического,
гражданского, ценностного, коллективистского,
коммуникативного воспитания и др. По
институциональному признаку выделяют
семейное воспитание, школьное, внешкольное,
конфессиональное (религиозное), а также
воспитание в детских и юношеских организациях,
по месту жительства (общинное в американской
педагогике), в закрытых и специальных
учебно-воспитательных учреждениях.
По доминирующим
принципам и стилю отношений
воспитателей и воспитуемых выделяют
авторитарное, свободное, демократическое
воспитание.
Вопрос
о целях воспитания, имеющих конкретно-исторический
характер, во многом спорный. Реальные
цели всегда специфичны не
только для определённой эпохи,
но и для конкретных социальных
систем, и даже для конкретных
социальных институтов.
Ни одно
из существующих многочисленных
определений цели воспитания
не является исчерпывающим. В
различных педагогических концепциях
цель воспитания трактуется в
зависимости от социально-философсих
позиций авторов. Например: воспитание
всесторонне и гармонично развитой личности,
сочетающей в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство;
приобщение человека к культуре, развитие
у него творческой индивидуальности; воспитание
социально компетентной личности; автономной
личности, способной к позитивному изменению
и совершенствованию себя и окружающей
действительности; эмансипация, свободное
развитие личности; формирование отношений
личности к миру и с миром, к себе и с самой
собой; развитие самосознания личности,
помощи ей в самоопределении, самореализации
и самоутверждении.
Будучи
сложным социальным явлением, воспитание
является объектом изучения ряда
наук. Философия исследует познавательное,
ценностное, социально-политическое, нравственное
и эстетическое отношение человека
к миру, онтологические и гносеологические
основы воспитания; формулирует
наиболее общие представления
о высших целях и ценностях
воспитания, в соответствии с
которыми определяются его конкретные
средства.
Социология
изучает: социальные проблемы
развития личности, социальный "заказ"
системе воспитания, определяемый
обществом в неявном виде и
формируемый государством в документах,
условия осуществления, региональные
и социально-культурные особенности
воспитания, систему воспитательных
институтов, учреждений, соотношение
и удельный вес непрограммируемых
социальных влияний и целенаправленного
воздействия на человека в
процессе социализации и воспитания.
Этнография
рассматривает закономерности воспитания
у народов мира на разных
стадиях исторического развития,
существующий у разных народов
нормативный канон человека и
его влияние на воспитание; характер
родительских чувств, ролей и
отношений и т.д.
Экономическая
наука определяет роль воспитания
в росте эффективности обществ,
производства, финансовые и материально-технические
ресурсы, необходимые для создания
оптимальной инфраструктуры системы
воспитания.
Правоведение
занимается правовыми формами
организации и функционирования
воспитания, правовыми нормами, регламентирующими
статус, права и обязанности государства,
его институтов и граждан в
сфере воспитания. Криминология, изучая
преступность, в т.ч. как издержки
социализации и воспитания, разрабатывает
меры её предупреждения.
Биология,
физиология, генетика исследуют
естественные основы развития, отражающиеся
на процессе и результатах
воспитания.
Психология
выявляет индивидуальные, возрастные,
групповые особенности и закономерности
развития и поведения людей,
создающие объективные и субъективные
предпосылки эффективности способов
и средств воспитания. Большое
внимание воспитание уделяет
т.н. конфессиональная психология,
разрабатываемая в целях формирования
религиозного сознания и поведения.
Педагогика
исследует сущность воспитания,
его закономерности, тенденции и
перспективы развития; разрабатывает
теорию и методику воспитания,
определяя его принципы, содержание,
формы и методы.
В зависимости
от возраста человека воспитание
осуществляется семьёй, которой
принадлежит важнейшая роль в
формировании личности, обществ,
и государственными институтами,
учебно-воспитательными учреждениями,
обществ, организациями, учреждениями
культуры, средствами массовой коммуникации,
предприятиями, религиозными организациями
(в конкретных этногеографических
регионах роль религиозных организаций
в воспитании различна).
Непосредственно
в воспитании подрастающих поколений
заняты дошкольные учреждения, школы,
профессиональные учебные заведения (ПТУ,
ТУ, техникумы, вузы и т.д.), внешкольные
учреждения, летние объединения детей,
подростков, юношей, детские дома, школы-интернаты,
специальные воспитательные заведения
(как для одарённых детей, так и для детей
с физическими и социальными дефектами
и отклонениями), объединения по интересам
по месту жительства и др.
Роль
различных институтов в воспитании
неравноценна. Школа, безусловно, играет
ведущую роль, т.к. на неё возложены
основные функции и ответственность
в деле воспитания подрастающих
поколений. Через систему государственных
и общественных институтов воспитания
государство и общество стремятся,
с одной стороны, обеспечить
равные возможности для воспитания
всех своих граждан, с другой
- создать условия для реализации
каждым своих потенциальных возможностей
и развития своих способностей
и интересов.
Процесс
воспитания можно представить
в виде схемы: включение человека
в систему отношений институтов
воспитания, приобретение и накопление
знаний и других элементов
социального опыта, их интериоризация,
т.е. преобразование внутренних структур
психики человека благодаря усвоению
структур социальной деятельности, и преобразование
внутренних структур психики в определённое
поведение (действия, высказывания и т.д.).
Современная
педагогика исходит из того, что
процесс воспитания представляет
собой непрямое воздействие на
воспитанника (как традиционно считалось),
а социальное взаимодействие
различных субъектов: индивидуальных
(конкретных людей), групповых (микрогрупп
и коллективов) и условно социальных -
институтов воспитания.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - система
последовательных взаимосвязанных
действий учителя и учащихся, обеспечивающих
усвоение содержания образования. Метод
обучения характеризуется тремя признаками
обозначает цель обучения, способ усвоения,
характер взаимодействия субъектов обучения.
Каждый метод обучения призван отразить
специфику проявления в нём этих признаков,
а совокупность методов должна обеспечить
достижение всех целей воспитывающего
обучения.
Понятие
метода обучения педагоги трактовали
по-разному: 1) способ передачи другим познаний;
2) все способы, приёмы и действия учителя,
которые направлены к достижению целей
образования; 3) совокупность координированных
приёмов преподавания (на первый план
выдвигается расположение учебного материала);
4) путь, который заранее намечается для
достижения целей образования; 5) формы
движения содержания в процессе обучения;
6) применяемый учителем логический способ,
посредством которого учащиеся сознательно
усваивают знания и овладевают умениями
и навыкам и т.д.
Метод
обучения должен учитывать: 1) цель,
воплощённую в содержании образования,
и 2) закономерности усвоения знаний.
Методы
обучения - категория историческая,
они изменяются с изменением
целей и содержания образования.
Условно можно выделить четыре
революции в области методов
обучения в зависимости от
преобладающего средства обучения.
Первая состояла в том, что
учителя-родители, служившие образцом,
уступили место профессиональным
учителям; сущность второй - замена
устного слова письменным; третья
ввела в обучение печатное
слово; четвёртая, происходящая
в настоящее время, предполагает
частичную автоматизацию и компьютеризацию
обучения.
На ранних
этапах обществ, развития передача
социального опыта подрастающим
поколениям осуществлялась в
процессе совместной деятельности
детей со взрослыми. Подражая взрослым,
дети овладевали способами и приёмами
добывания пищи, получения огня, изготовления
одежды и т.д. Показ образца (делай, как
я), многократное повторное воспроизведение
показанных действий детьми и коррекция
их взрослыми - это был самый древний репродуктивный
метод обучения, из которого впоследствии
развились все другие методы.
С возникновением
письменности и книг появилась
возможность выражать, накапливать
и передавать обобщённые результаты
опыта - знания и способы деятельности
- в знаковой форме. Книги стали
массовым средством обучения, но
использовались по-разному. В
школе средних веков учащиеся
механически заучивали главным
образом религиозные тексты. Так
возник и получил широкое распространение
догматический метод обучения. В
эпоху Возрождения целью обучения
стало развитие человеческой
личности на основе самодеятельности
и активности, сознательного усвоения
знаний. Гуманисты отвергали схоластико-догматические
методы обучения, считали, что процесс
обучения должен быть для детей привлекательным
и радостным, начинаться с чувственного
восприятия, с непосредственного наблюдения
учащихся над природой, эксперимент и
другие методы обучения, направленные
на развитие умственных способностей
учащихся.
Цель
обучения не в передаче готовых
знаний, а в вооружении учащихся
методами самостоятельного их
приобретения. Обучение, сообразное
с силами и возрастом детей,
должно идти от фактов к
выводам, от частного к общему,
всё усвоение необходимо закреплять
частым повторением и упражнениями.
При этом необходимо активизировать
обучение с помощью наглядных
методов обучения, обобщения и
самостоятельных выводов.
Школа
должна быть активной, в которой
учитывались бы интересы ребёнка,
развивался его интеллект, чувства
и воля. Особое внимание нужно
уделять способам активизации
познавательной деятельности учащихся.
Нужно учить детей мыслить
и действовать. Методам книжной
учёбы противопоставляются естественные
методы, т.е. обучение в ходе
непосредственного контакта с
действительностью. Основное место
в процессе обучения отводится
ручному труду, различным практическим
занятиям, способствующим развитию активности
детей, формированию их умственных способностей
и общественной позиции.
Исследования
педагогов и психологов показали, что
усвоение знаний и способов деятельности
происходит на трёх уровнях осознанного
восприятия и запоминания, которое внешне
проявляется 1) в точном и близком к оригиналу
воспроизведении учебного материала;
2) на уровне применения знаний и способов
деятельности по образцу или в сходной
ситуации; 3) на уровне творческого применения
знаний и способов деятельности.