Функции педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:46, контрольная работа

Краткое описание

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы об

Оглавление

Описать предмет, объект, задачи и функции педагогики.
Основные понятия по педагогике.
Образовательная система в России.
Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.
Функции и управленческая культура руководителя.
Когнитивные психические процессы, их свойства, виды и формы.

Файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 62.39 Кб (Скачать)

Домашнее  задание:

 

 

 

  1. Описать предмет, объект, задачи и функции педагогики.
  2. Основные понятия по педагогике.
  3. Образовательная система в России.
  4. Детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.
  5. Функции и управленческая культура руководителя.
  6. Когнитивные психические процессы, их свойства, виды и формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объект, предмет, задачи и функции педагогики.

 

Объект и предмет  педагогики:

Объектом педагогики являются те явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы образования как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы деятельности субъектов этого процесса (педагогов и учащихся), а также стратегии и способы их взаимодействия. Педагогика в первую очередь изучает три главных составляющих образовательного процесса: цели обучения (для чего учить);

содержания обучения (чему учить); форм и методов обучения (как учить).

 

Задачи педагогики:

1. Определение и изучение  закономерностей в областях воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике рассматриваются как связи между специально созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность и развитость личности.

2. Изучение и обобщение  педагогического опыта. Эта задача предполагает теоретическое обоснование и научную интерпретацию передового педагогического опыта, педагогика в инновационных авторских подходах того, что может

быть перенесено в массовую педагогическую практику, тщательное исследование педагогических ошибок и причин возникновения негативных явлений в образовательном

процессе.

3. Прогнозирование дальнейшего  развития образовательных систем. Теоретические модели предполагаемого развития образовательной инфраструктуры необходимы, в первую очередь, для управления политикой и экономикой образования, совершенствования педагогической деятельности.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания. Решение этой задачи во многом опирается на изучение новых открытий в смежных научных областях (психологии, физиологии, социологии и др.), а также определяется пониманием специфики современного социального заказа в области образования (например, сегодня от выпускника школы в большей степени требуется наличие творческих способностей, и, следовательно, педагогическая наука вынуждена более интенсивно разрабатывать способы решения этой задачи).

5. Внедрение результатов  педагогических исследований в практику образования. Одним из путей решения этой задачи выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения. Эффективность решения этой задачи во многом достигается привлечением педагогов-практиков к подготовке и проведению исследования и созданию нового педагогического продукта (технологии, методики, методического оснащения и пр.).

 

Функции педагогики:

 

Функции педагогики определяются ее предметом и задачами.

 

1. Теоретическая функция  реализуется на трех уровнях: описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта); диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся); прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности и закономерностей педагогических явлений, научным обоснованием предполагаемых изменений.

2. Технологическая функция  также реализуется на трех  уровнях: проективном (разработка методических материалов, определяющих содержание и характер образования: учебные планы, программы, учебные пособия и методические рекомендации); преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику); рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния

результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, коррекция научно-практической деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные понятия педагогики.

Одной из фундаментальных проблем  педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая процесс  передачи и усвоения социально-исторического  и культурного опыта, не может  обойтись без представлений о  субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания. Авторы различных концепций обучения и воспитания определяли структуру и содержание педагогического процесса, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изучения проблемы личности, как правило, находится поиск соотношения природных (биологических, генетических) и социальных факторов, влияющих на ее развитие PI формирование.

Представители тех психологических  направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему  природными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в  противоречие с требованиями общества, подавляются или замещаются. Представители  социологических подходов считают, что человек рождается как  биологическое существо, но в процессе

своей жизни постепенно социализируется  под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается. Для  современного этапа развития отечественной  педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, сложного, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному провляющихся в онтогенезе. Личность, по определению  Л.С. Выготского, это целостная психическая  система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь, это творческое освоение общественного опыта и  включение человека в систему  общественных отношений. Все стороны  личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, т.е. личность существует, проявляется  и формируется в деятельности и общении.

В определении сущности развития и  развития личности, в частности, также  существуют различные подходы. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс-регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Л.И.Анциферова). То есть развитие личности представляет собой единый биосоциальный  процесс, в котором происходят и  количественные изменения, и качественные преобразования. Движущими силами такого процесса развития выступают возникающие  противоречия развития, которые разрешаются  в ходе воспитания и обучения. К  таким противоречиям, по мнению В.А. Крутецкого, относятся противоречия между новыми потребностями и  возможностями их удовлетворения, возросшими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений ивидами  деятельности, растущими социальными  требованиями и наличным уровнем  развития личности. Эти противоречия возникают в течение всего  онтогенеза, но имеют специфику в  зависимости от возраста, в котором  они проявляются. Понимание развития тесно связано с такими понятиями, как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает возможности  личностного развития и пути его  оптимизации в образовательном  процессе.

 

Основными категориями педагогики являются:

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование , т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение  - это преподавание и учение, взятые в единстве. В  свете вышеизложенного педагогика представляет как наука о воспитании ( имеется в виду  «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения ( здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Образовательная система России.

Современное общество возлагает ответственность  за всесторонне развитого человека на систему образования — специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые  соответствуют основным потребностям общества и предъявляемым требованиям  к социализированной личности. В  современном педагогическом процессе система образования занимает центральное  место. Именно эта система наряду с передачей формальных знаний об окружающем мире и существующих в  нем закономерностях оказывает  влияние на формирование личности человека. Система образования призвана регулировать и направлять общение и деятельность субъектов образовательного процесса в русле формирования таких качеств  и свойств личности, которые необходимы ей для самореализации на данном этапе  культурно-исторического развития общества. Таким образом, образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование. Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждое звено системы образования представлено образовательными учреждениями, которые обеспечивают содержание воспитания и обучения, реализуя образовательные программы. По своим организационно-правовым  формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, религиозных и общественных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется

на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм подчиненности. В России существуют следующие типы образовательных  учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей  с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др.) создаются  в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой  коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) имеют три ступени.

Начальная школа (I ступень) на основе комплексного развития формирует у  школьника познавательную мотивацию  и навыки учебной деятельности. Учебные  предметы на этой ступени школы имеют  характер интегрированных курсов, которые  закладывают первоначальные представления  о природе, обществе, человеке. Неполная средняя школа (II ступень) закладывает  основы общеобразовательной подготовки, необходимой для включения в  общественную жизнь и продолжения  образования. Главная задача этой ступени  — формирование основ научного мировоззрения. Эта, II ступень, школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение на III ступени (полная средняя  школа) или в профессиональных учебных  заведениях. Полная средняя школа (III ступень) завершает общеобразовательную  подготовку учащихся, формирует и  стимулирует способность заниматься самообразованием. Для более глубокой дифференциации обучения школа может  ввести профильное обучение (гуманитарное, физико-математическое, экономическое  и др.). Специальные образовательные  учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. В  такие учреждения дети и подростки  направляются только с согласия родителей (или лиц, их

заменяющих) по заключению медико-психолого-педагогической комиссии. В этих учреждениях обеспечивается лечение, коррекция, обучение и социальная адаптация таких детей. Профессиональные образовательные учреждения создаются  для реализации программ среднего и  высшего профессионального образования.

Среднее профессиональное образование  готовит специалистов среднего звена  на базе неполного или полного  среднего образования. К учреждениям  этого типа относятся техникумы, училища, колледжи. Высшее профессиональное образование осуществляется в институтах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведениях. Цель такого образования  — подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование, включающее в себя аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др., дает возможность повышения  уровня научной квалификации и приобретения навыков исследовательской деятельности.

Информация о работе Функции педагогики